Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Цели, задачи и функции технологий социально-культурной реабилитации с детьми и подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию



В силу своей многосферности, полисубъектности, необычайно широкого диапазона направлений и технологий социально-культурная деятельность, и, в частности, социально-культурная реабилитация опирается на теоретический и методический арсенал целого созвездия самостоятельных педагогических дисциплин: общую педагогику, социальную педагогику, психопедагогику, историю педагогики, дошкольную и школьнуюпедагогику, дефектологию (сурдо-, тифло- и олигофренопедагогики), военную педагогику и т.д. В каждом конкретном случае между теорией и практикой, с одной стороны, и перечисленными научными дисциплинами – с другой, устанавливаются существенные связи и отношения. Они распространяются на процессы психолого-педагогических воздействий, различные социальные, профессиональные, этнические, конфессиональные среды, внутренние процессы развития мышления, эмоционально-волевой сферы, творческих способностей у различных возрастных групп и отдельно взятой личности.

Начиная с Сократа, мы можем обнаружить бесконечное разнообразие глубоких по содержанию и эффективных, простых, изящных по форме технологических решений и педагогических операций, которые и по сей день вызывают восхищение как у профессионалов, так и непрофессионалов. К настоящему времени технологии, наработанные в этих областях, приобрели общесоциальное значение, превратились в социально-культурные, неогуманитарные технологии. В этом контексте правомерно определение

социально-культурных технологий как средства обмена человеческими способностями и потребностями культуры. Технология – это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели.

Социальные технологии – это совокупность приёмов, методов и воздействий на социальный объект, обусловленная необходимостью и потребностью достижения поставленных целей и получения заданного результата.

Для социально-культурных технологий характерны два вида функций:



1) основные (первичные), сущностные, отличающие их от материально-

производительных, управленческих и других функций; 2) прикладные

(вторичные), которые получают развитие на том или ином конкретном этапе

исторического развития общества.

К основным функциям социально-культурных технологий относятся те, которые по существу отражают содержание современной социально-культурной деятельности, суть и назначение того или иного социально-культурного института:

- социализирующую функцию, которая наиболее полно проявляется в педагогических технологиях воспитания, образования, просвещения;

- творческую функцию, реализуемую главным образом с помощью технологий духовного производства, инновации, индивидуального и группового творческого труда;

- коммуникативную функцию, характерную в первую очередь для информационных и информационно-поисковых технологий, технологий общения;

- рекреативную функцию.

В процессе исторического развития социально-культурных технологий наряду с их основными, сущностными функциями хронологически одновременно обнаруживали себя и их прикладные, социально востребованные и практически направленные функции. По отношению к основным прикладные функции являются производными, вторичными: это – образовательная, просветительская, идеологическая, жизнеобеспечивающая, досуговая и др. функции.

Первичные и вторичные функции социально-культурных технологий связаны друг с другом, предполагают и дополняют друг друга. Сфера культуры, искусства, образования, досуга, спорта, медицины характеризуется наличием различных по содержанию и направленности социально-защитных, реабилитационных (адаптационных, анимационных, коррекционных) технологий. Классификация и типология социально-защитных, реабилитационных технологий предполагает, прежде всего, их разделение в зависимости от функционального назначения. Здесь выделяются две крупные и тесно взаимосвязанные категории.Это, во-первых, основные, базовые технологии типа



специализированных игровых, культуротерапевтических, арт-терапевтических и других.

Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Наряду с базовыми технологиями в работе среди социально незащищенных категорий населения – детей-сирот, воспитанников детских домов, инвалидов – используются вспомогательные (прикладные) технологии: диагностические, информационные, исследовательские, проектные, коммуникативные, управленческие и другие технологии. Они вторичны и зависят от множества объективных и субъективных факторов, но без них квалифицированное, профессиональное осуществление социально направленных реабилитационных (групповых и индивидуальных) программ практически невозможно.

Другое немаловажное логическое основание классификации социально-защитных и реабилитационных технологий составляет структурно-содержательный признак. Он определяет направление и характер социально-защитного, реабилитационного воздействия на личность ребенка или взрослого, отбор и локализацию соответствующих средств и способов. С этой целью используются многочисленные социально-культурные технологии, в первую очередь оздоровительные (медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические), культуро -ориентированные и культуро-творческие: (арт-терапия, библиотерапия, гарденотерапия, лекотерапия, иппотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, фитотерапия, клубно-спортивные и спортивно-оздоровительные, и др.), художественно-прикладные, ремесленные и другие. Часто для получения конкретного результата в реабилитации, коррекции, адаптации прибегают к выборочному отбору технологий по признаку преобладания одного или нескольких доминирующих на занятии методов, способов и приемов.

Конечно, любая из этих технологий помимо преобладающего метода опирается и на другие способы и приемы, всегда остается комплексной. Социально-защитные технологии часто отличаются друг от друга по различным типам включенности клиентов в процесс социально-культурной реабилитации (пассивному, потребительскому, творческому), а также по возрастным, гендерным, профессиональным и др. характеристикам. Каждая из технологий выполняет по отношению к трудной жизненной ситуации клиента совершенно определенную функцию: достигнуть необходимого медико-социального, психологического, культурно-реабилитационного результата.

Назначение социокультурных технологий состоит и в том, чтобы научить ребенка адекватно участвовать в самых разнообразных формах и ситуациях общения, пользоваться всеми доступными средствами массовой информации, компьютером, книгами, обучить знаниям и навыкам, увеличивающим степень его самостоятельности в выборе и осуществлении способов учебной, трудовой деятельности, проведения досуга и развлечений, круга общения и самообслуживания.

Социально-экономические преобразования на любом этапе развития общества всегда сопровождаются изменениями в социализирующих потенциалах основных институтов воспитания подрастающих поколений, снижением эффективности их влияния на взрослеющую личность, ведут к несформированности у детей свойств субъекта деятельности, общения, самосознания, вызывают определенные деформации в социальном опыте.

Как результат, отмечается неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, неосвоенность минимума социальных ролей, затруднения в адаптации и интеграции в систему социальных отношений. Такие дети чаще всего оказываются в трудной жизненной ситуации и нуждаются в адресной социальной помощи и поддержке. Трудной считается объективно нарушающая жизнедеятельность человека ситуация, которую он не может преодолевать самостоятельно. Следовательно, понятие «трудная жизненная ситуация» определяется как временная, объективно или субъективно создающаяся; как неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональное напряжение и стрессы; как препятствие в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств, с использованием одних внутренних ресурсов.Виды технологий социально-культурной реабилитации: арт-терапия, музыкотерапия, игровая терапия, лекотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, данстерапия, театротерапия, иппотерапия

Дети и подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, в настоящее время являются субъектами педагогического, социально-психолого-педагогического процесса не только в социальных учреждениях, специальных, но и в общеобразовательных массовых школах. Наряду с обучением важная роль в коррекции, компенсации и минимизации имеющихся дефектов должна принадлежать воспитанию, а точнее практико-

ориентированным воспитательным технологиям, позволяющим достигать определенного положительного результата. Далее мы подробно рассмотрим отдельные технологии, используемые в социально-культурной реабилитации детей и подростков.

Арт-терапия – реабилитационная технология, основанная на использовании средств

изобразительного искусства. Активно применяется в деятельности педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов, аниматоров и др.

Основная техника арт-терапевтического воздействия – это техника

Музыкотерапия– это технология социокультурной реабилитации, использующая разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности больного, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизации социально-адаптивных способностей.

Игровая терапия. Игровая терапия – комплекс социально-культурных

реабилитационных технологий, в основе которых лежит использование игры.

Цель игровой терапии – активизация формирования произвольности

психических процессов: внимания и памяти, развитие умственной

деятельности, воображения, речи, опорно-двигательной и волевой

активности.

Библиотерапияи ее социокультурная реабилитационная направленность осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки.

Театротерапия.Театротерапия – лечение игрой куклы, позволяет решать различные

педагогические и психологические проблемы у детей, уравновешивать поведенческие реакции детей, в результате которых снимаются напряжение и тревога. Театротерапия предполагает перевоплощение, совершение ролевых трансформаций взрослым и учат новому детей. В процессе театрализации ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (ведь с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами и театрализацией лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».

Литература:

1. Адаптация ребенка к детскому саду: советы педагогам и родителям:

сборник / сост. А. С. Русаков. – СПб.: Речь: Образоват. проекты; М.: Творч.

центр "Сфера", 2010. – 125 с.

2. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании.

– М., 2001. –192 с.

3. Беззубик К.В. Содержание и методика психосоциальной работы в

системе социальной работы: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 168

с.

4. Болотина Л.Р. Словарь-справочник социального педагога

общеобразовательных учреждений. – М.: Академический проект, 2004. – 320

с.

5. Боровская И.К. Коррекционно-педагогическая работа в домах-

интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: учеб.-

метод. пособие для педагогов / Под ред. Т.В. Лисовской. – 2-е изд. – Минск:

Четыре четверти, 2010. – 392 с.

 

Лекция 14,15


Просмотров 810

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!