Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Профессиональной деятельности педагога



Социально-культурная реабилитация в профессиональной деятельности педагога» очень актуальна, поскольку одним из наиболее развивающихся направлений в области социальных наук и практики на современном этапе является социально-культурная реабилитация разных категорий детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Наиболее продуктивным является комплексный подход к реабилитационному процессу.

Относительно детской части населения — это, прежде всего, право на раннее вмешательство, квалифицированное медицинское сопровождение, когнитивное и психо-эмоциональное развитие, дошкольное и школьное образование, право жить и воспитываться в семье. Именно данные условия являются базисными и необходимыми для наиболее эффективных процессов социализации, адаптации и занятости.

Сегодня организационные вопросы, вопросы межведомственного взаимодействия и поддержки социальных инициатив со стороны государственных органов решаются комплексно, основными задачами специалистов, работающих на местах, являются разработка и апробация конкретных технологий реабилитации, адаптации, социализации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, в социум.

В последнее десятилетие в РК активно складывается система специализированных учреждений — реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, дающих возможность комплексно решать их проблемы.

Комплекс проводимых в учреждениях реабилитационных мероприятий включает медицинские, психологические, педагогические, юридические, социальные и другие мероприятия, что в современных условиях является стандартом оказания реабилитационной помощи.

Не менее важным является то, что происходит переосмысление содержательного компонента собственно реабилитационных мероприятий, наполняя их не только медицинским, но и психолого-педагогическим, социокультурным и интеграционным содержанием. Именно социально-реабилитационная деятельность набирает обороты, что, несомненно, находит свое отражение в деятельности специалистов реабилитационных



учреждений, которые применяют различные виды и типы технологий социально-культурной реабилитации.

В современной ситуации быстро происходящих социокультурных сдвигов в стране возникла необходимость резкого повышения критериев требований к качеству профессионального, высшего и среднего социально-педагогического образования. Сегодняшней практикой, как никогда, востребован высокий уровень профессиональной и культурной компетентности специалиста, его способности принимать целесообразные решения в сложных ситуациях, прогнозировать и оценивать социальные последствия своих действий.

Педагоги, культурологи, социологи, психологи, технологи, вооруженные профессиональными знаниями в системе «человек - культура - общество», призваны быть готовы к открытому социальному диалогу с людьми, учитывая все многообразие условий и факторов, определяющих положение личности в социуме. Такой диалог о самом главном в жизни каждого ребенка, подростка, взрослого – о его настоящем и будущем, реальном осмыслении и способах решения возникающих проблем, преодолении трудностей и противоречий – социально востребован и необходим в повседневной практике каждого подготовленного специалиста.

 

Понятие и содержание социально-культурной реабилитации

Социально-культурная реабилитация и поддержка относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики. Высокая гуманитарная направленность, социальная духовная поддержка незащищенных слоев населения, забота о социальном и культурном обустройстве сирот, инвалидов и их приобщении к богатствам общечеловеческой культуры, к самодеятельному ремеслу и творчеству всегда



были свойственны передовым слоям российского общества.

Развитие традиционных и нетрадиционных инструментов милосердия, социальной поддержки и благотворительности всегда имели место в социокультурной сфере Казахстана. Для более глубокого понимания и осмысления сути и содержания этого вида социально-культурной практики необходимо ознакомиться с его ключевыми понятиями: «реабилитация», «социальная реабилитация», «социально-культурная реабилитация».

Основным объектом социально-культурной реабилитации и поддержки являются социально ослабленные и социально незащищенные группы населения, в первую очередь дети и взрослые инвалиды, лица пожилого возраста и одинокие пенсионеры, дети-сироты и воспитанники детских домов, неполные и многодетные семьи и другие. Значительную часть этих людей объединяет принятое по инициативе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) понятие социальной недостаточности, связанной с

нарушениями или ограничениями жизнедеятельности.

Под термином «социальная недостаточность», или «дезадаптация», подразумевается нарушение или существенное ограничение у человека свойственной ему привычной жизнедеятельности вследствие преклонного возраста, врожденной или приобретенной инвалидности, болезней, травм или расстройств, в результате чего оказываются утраченными привычные контакты со средой обитания, соответствующие возрасту жизненные функции и роли. Производным от него понятием является социально-

культурная недостаточность, которая связана с частичной либо полной неспособностью выполнять социально- культурные функции, считающиеся нормальными для лиц данного возраста, пола и ряда других социальнодемографических характеристик.

Сегодня значительная часть населения (как взрослых, так и детей и подростков) испытывает различного рода социальные и физические трудности – экономические проблемы, падение интереса к учебе, саморазвитию и самосовершенствованию, отставание в психическом и физическом развитии, проблемы в сфере коммуникации, хронические заболевания, инвалидность. Наличие различного рода ограничений и

проблем, нередко сопровождаются снижением уровня культурной активности человека. Причем это касается всего многообразия ее проявлений: культуры правовой и коммуникативной, личностной и общественной, эстетической и нравственной, экологической, физической.

Понятие «реабилитация» многозначно. Оно используется в юридическом, психологическом, педагогическом, профессиональном, бытовом, медицинском и социальном смыслах. По определению ВОЗ реабилитация: «Комплексное и скоординированное использование медицинских, социальных, обучающих и профессиональных подходов с целью достижения высшей степени реализации функциональных возможностей социально дезадаптированной личности».

Социальная реабилитация представляет собой систему и процесс восстановления различных нарушений и ликвидации разнообразных ограничений с целью оптимального функционирования в социально-бытовых и социально-средовых условиях. Характер нарушений может быть различным.

Целью социальной реабилитации является социальная интеграция – процесс, который характеризует меру достижения личностью оптимального уровня жизнедеятельности и реализации своих потенциальных способностей и возможностей в результате межличностного взаимодействия в конкретном социально-культурном пространстве и социальном времени. Соответственно, под реинтеграцией следует понимать процесс и характеристику меры восстановления ранее присущих индивиду, но вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных социальных и ролевых функций в адекватном для него социально-культурном пространстве.

Социальная реабилитация как достаточно сложный, многокомпонентный процесс включает в себя несколько видов: социально-медицинскую реабилитацию, социально-бытовую реабилитацию, социально-средовую реабилитацию, социально-профессиональную реабилитацию и социально-культурную реабилитацию.

Остановимся подробнее на рассмотрении социально-культурной реабилитации.

Социально-культурная реабилитация представляет собой процесс приобщения человека к достояниям духовной и материальной культуры, а также реализации им собственного творческого, художественного и интеллектуального потенциала.

Категория содержания представляет собой одно из фундаментальных

понятий теории и практики. Содержание социально-культурной реабилитации составляет целый ряд компонентов:

1. Информационно-познавательную, просветительную составляющую характеризует приобретение знаний и понятий о реальных явлениях окружающего мира, осознание необходимости непрерывной связи со своим непосредственным окружением, использование знаний в практической деятельности с целью переустройства своего образа жизни. Одновременно это означает и устранение недостатков, так и их отношения к обществу, изменение нравов, политики, быта, менталитета в сфере межличностных и

социальных отношений.

2. Досуговая и творческая составляющая связана с организацией досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей лиц, обладающих социальной недостаточностью, обеспечение их книгами, журналами, газетами, социальными телевизионными и радиопередачами, играми; содействия в организации оздоровительных мероприятий, занятий физкультурой и спортом, посещение театров, выставок, различных культурно-просветительных, спортивных и иных мероприятий.

В зависимости от индивидуальных возможностей целесообразно создать все необходимые условия для творческой самореализации и самоутверждения слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, амнестикоинтеллектуальными нарушениями, детей с выраженным и полным

физическим бессилием.

3. Коррекционная составляющая предполагает полное или частичное устранение или компенсацию с помощью социально-культурных занятий ограничений жизнедеятельности и развития личности, преодоление возможных педагогических, воспитательных упущений. Здесь речь идет о целом ряде позитивных факторов, влияющих на повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Это коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя привитие социальных норм, под которыми подразумеваются установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов. Это коррекционно-развивающее воздействие, ориентированное на всестороннее, целостное развитие личности, что подразумевает активное освоение богатств общественной культуры и саморазвитие самодостаточной творческой личности. Это и коррекционно-образовательное воздействие, направленное на повышение образованности индивида в соответствии с нормами и требованиями современной социально-культурной среды.

4. Лечебно-оздоровительная составляющая рассчитана на использование культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей организма человека (слуховых, зрительных, двигательных, тактильных), создания и поддержания у него положительного психологического фона и через эти механизмы достижения соответствующих благоприятных медико-социальных показателей его здоровья.

5. Эмоционально-эстетическая составляющая включает эстетическое освоение человеком с ограниченными возможностями окружающего мира, формирование у него способности творить по законам красоты, положительное эмоциональное воздействие среды и занятий на его чувства и переживания, что приносит ему большое удовлетворение и существенно изменяет образ его жизни.

Итак, реабилитационный процесс относительно категорий клиентов должен основываться на междисциплинарном (мультидисциплинарном) подходе и объединять специалистов, которые работают как единая команда (бригада) с четкой согласованностью действий, что обеспечивает целенаправленный подход к реализации задач реабилитации. В состав междисциплинарной команды должны входить: невролог, педиатр развития, логопед, дефектолог, медсестра, физиотерапевт, эрготерапевт, медицинский

психолог, специалист по социальной работе, социальный педагог. Желательно включение в состав бригады и диетолога. Если междисциплинарная команда не функционирует, то качество реабилитационного процесса должно быть поставлено под сомнение


Просмотров 474

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!