Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КРУЖКА



В школах широко распространена кружковая работа, организуемая учителем по своему предмету В предметные кружки, например по истории, литературе, математике, вовлекают учащихся нескольких параллельных (или смежных) классов. Драматическим, танцевальным, кружками выпиливания и резьбы по дереву, фото, радио, кинолюбителей руководят, как правило, специально приглашенные школой преподаватели или родители учащихся.
Кружки иногда называют секциями, студиями, обществами (например, общество «Юный химик», клуб историков).

Очень важно, чтобы занятия кружков проводились по твердому расписанию, без переносов и пропусков, без траты времени на поиск свободного помещения. В ряде школ введен сейчас единый клубный день, в который кружковцы собираются к определенному часу, расходятся по заранее намеченным местам. Эта организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего школьника занятия. Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.

Предметные кружки в школе: научно-образовательные кружки, организуемые с целью расширения и углубления знаний учится по различным предметам школьной программы и развития у них интереса к соответствующим отраслям науки, художественной литературы и искусству.

Предметные кружки -одна из основных форм внеклассной работы, важное средство профессиональной ориентации учащихся. Занятия в п.к. способствуют развитию у учащихся творческих способностей, формируют у них навыки самостоятельной и исследовательской работы.

Содержание и формы работы предметных кружков зависят от специфики учебного предмета, уровня знаний и возраста учащихся (обычно в предметные кружки входят учащиеся одной параллели, иногда разных, но примерно с одинаковой подготовкой). Программа работы предметных кружков включает в качестве основных вопросы, дополняющие и углубляющие, но не дублирующие школьный курс.



Формы занятий в предметных кружках разнообразные беседы, доклады, диспуты, постановка опытов, лабораторные работы, экскурсии, туристские походы и другие.

Кружковая работа в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, а также

внешкольных учреждениях проводится с целью расширения общих и углубления специальных знаний учащихся, удовлетворения их индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей, а также с целью организации их досуга.
Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации учащихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи.

Кружки организуются в общеобразовательных и профессиональных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, при клубах и библиотеках на добровольных началах. Обычно в кружке занимаются 15-20 человек, при этом каждый учащийся посещает 1-2 кружка, не более.

В кружках, особенно предметных, объединяются учащиеся одного возраста, примерно с одинаковым уровнем подготовки. В некоторых кружках (художественных, спортивных) объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов.

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.



Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.

В заключение вернемся к необходимости становления и развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, мы обязаны сохранить богатейший опыт внеурочной работы с учащимися, строить новые образовательные пространства, где бы ребенок мог передвигаться свободно, развиваясь и воспитывая в себе эстетическое восприятие окружающего мира, одновременно развивая творческие способности, уверенность в своих силах, что обязательно для учащихся современной школы. В некоторых кружках (художественных, спортивных) объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов.

Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и соревнования. Она проводится в занимательных формах и не имеет ярко выраженной специализации. Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсии и походов, лабораторных и практических работ, изготовления моделей и приборов, опытов и наблюдении, соревновании, участия в конкурсах и массовых выступлениях.

Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.

В заключение вернемся к необходимости становления и развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, мы обязаны сохранить богатейший опыт внеурочной работы с учащимися, строить новые образовательные пространства, где бы ребенок мог передвигаться свободно, развиваясь и воспитывая в себе эстетическое восприятие окружающего мира, одновременно развивая творческие способности, уверенность в своих силах, что обязательно для учащихся современной школы.
Возможности и особенности внеурочных форм организации познавательной деятельности учащихся

Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа (класс) остро интересуется каким-либо вопросом, так как есть установленный план. Другое дело - внеклассные занятия, в которых учитель не связан жесткими временными и плановыми рамками.

В обязанности учителя технологии могут быть вменены руководство кружком технического творчества, клубом по интересам, факультативом, связанным с инвариантными направлениями технологии и т.п. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы по развитию творческих возможностей и способностей школьников, формированию его как личности.

Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам школьников.

Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий, исходя из уровня развития школьников. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся при внеклассной работе больше, чем на уроках, и действительно интересы подростков главенствуют, нельзя исходить только из желания учащихся. Учитель должен выполнять свою направляющую роль, хотя бы потому, что он лучше знает, что понадобиться детям в самостоятельной жизни. Ведь иногда та или иная информация по современному производству, о высоких технологиях, новых направлениях развития науки и техники никак не совпадает с темой знаний по технологии в школьных мастерских. При внеклассной деятельности учитель способен пробуждать интерес школьников, формировать их активность, развивать техническое мышление, рациональный подход к решению возникающих проблем.

Отдельно следует сказать о широких возможностях учителя технологии по формированию у школьников интереса к изобретательской и рационализаторской деятельности, научно-техническому творчеству. Именно внеклассная работа со школьниками способна успешно культивировать те качества, без которых творческая личность может не состояться, целенаправленно развивать навыки рационального мышления. В жизни всегда есть место творчеству. Это незыблемый закон развития человеческого общества, всей нашей цивилизации. Внеклассная деятельность учителя технологии в этом направлении может коренным образом повлиять на взгляды и представления будущего члена общества, помочь ему развить дремлющие способности и наклонности.

Таким образом, внеклассная работа носит ярко выраженный воспитывающий характер. Следует подчеркнуть, что для ее успеха необходимо целенаправленная деятельность учителя технологии по развитию интеллектуально- творческого потенциала юного человека, как одного из основных условий подготовки личности к успешному социально – значимому функционированию в современном обществе.

Во внеклассной деятельности учителя технологии могут быть заложены огромные возможности для реализации и воспитательных, и развивающих, и формирующих активную жизненную позицию школьников задач. Вот почему этой стороне повседневной работы школьного учителя трудового обучения необходимо уделять первостепенное внимание, как главной составляющей гуманистической воспитательной системы.

Прежде чем создать кружок, будущий руководитель должен разработать его программу, структура и содержание которой должны отвечать общеизвестным дидактическим принципам: доступности, научности, наглядности, связи теории с практикой, актуальности, учету общих (возрастных) и индивидуальных особенностей детей, их конкретных интересов и возможностей.

Работа школьных кружков строится обычно из расчета 1 ч. в неделю в 1 – 4-м классах и 2 ч. в 5-11-м классах.В программе кружка раскрывается не только содержание, но и указываются прогнозируемые результаты – описание знаний, умений и навыков, которые получат воспитанники в ходе занятий, развиваемые способности и качества личности.

Необходимым подспорьем для руководителя кружка служит календарно – тематический план, в котором предусматриваются даты проведения занятий, названия разделов и тем, основные понятия, содержание практической деятельности, методическое обеспечение и оборудование. При его обсуждении с членами кружка следует по возможности учесть их предложения и пожелания. Важно, что бы ребята сами стали организаторами жизни кружка, почувствовали ответственность за свою работу, а руководитель умело, тактично управлял их деятельностью. На основе календарно – тематического плана разрабатываются и проводятся конкретные занятия. Готовясь к каждому из них, руководитель кружка уточняет содержание работы, подбирает требуемое оборудование, материалы. Основным отчетным документом в кружке является учебный журнал. В начале года в него вносятся сведения о всех кружковцах. Здесь указывается тема каждого занятия, отмечаются присутствующие. Кроме этого, руководителю кружка рекомендуется вести дневник работы, в который обычно вписывается план занятий, опорные понятия, перечень выполняемых изделий, краткие выводы из наблюдений за работой отдельных ребят и т.п.

Итоги работы кружка подводятся в конце учебного года, и наряду с устной оценкой достижений каждого из кружковцев подкрепляется выставкой их творческих работ.

Запись в кружок проводит руководитель в определенные часы в помещении, где в дальнейшем будут проходить занятия. Если кружок работает уже не первый год, то на период проведения записи рекомендуется организовывать небольшую выставку моделей, учебно–наглядных пособий, изделий, сделанных кружковцами и отражающих характер его работы.

Участники кружка должны быть близки по возрасту, разница в возрасте может быть не более 1-2 лет. Одним из главных критериев отбора является интерес к работе в кружке.

Особого внимания требует комплектование кружка первого года обучения его целесообразно проводить во второй половине сентября, после того, как в школе уже уточнено расписание уроков. Информация о наборе в кружок (краткие сведение о кружке, о возрасте принимаемых, о времени и месте записи) должна быть своевременно доведена до сведения учащихся. Записавшимся в кружок сообщается расписание работы, время и место проведения первого занятия. Комплектование кружка не заканчивается с начала его работы, оно может продолжаться еще и в течении учебного года. Это происходит потому, что, с одной стороны, имеет место отсев, а с другой – нередко и после начала занятий появляются желающие записаться в кружок. Оптимальное количество членов кружка – 15 человек. Для регулярного посещения школьниками кружковых занятий и предотвращения отсева большое значение имеет регламент работы кружка. Режим его работы должен быть стабильным, согласованным с расписанием учебных занятий и проведением других мероприятий в школе.

Существенную помощь учителю в организацию работы кружка могут оказать родители учащихся. Для этого их надо ознакомить с его задачами и программой, раскрыть возможности конкретного участия в кружковых занятиях, вовлечения в них детей.

Нередко случается, что посетив 2-3 занятия, учащиеся бросают кружок. Причины этого могут быть разными, но основная – недооценка руководителя индивидуального подхода к кружковцам. Надо каждому из них помочь найти себя в кружке, преодолеть неизбежные трудности, заинтересовать увлекательной перспективой. Для этого следует создавать проблемные ситуации, вносить в работу элементы игры и соревнования, устраивать встречи с интересными людьми, посещение выставок и т.п. В методику работы следует обязательно включать доступные детям в форме знакомство со способами разрешения технических противоречий: объединение – разъединение, ускорение – замедление, уменьшение – увеличение и др., методов поиска решений творческих технических задач: "мозговой штурм", синектика, морфологический анализ, контрольные вопросы. Полезно также включать в занятие решение кроссвордов, ребусов, задач на смекалку, развитие воображения.

Если на занятиях не предусматриваются одинаковые для всех работы, используют бригадную формую. Каждая бригада, состоящая из трех - четырех учеников разного уровня подготовки, выполняет задание по одной из предложенных руководителем тем. Наиболее опытные и подготовленные ребята назначаются бригадирами. Бригадная форма применяется в тех случаях, когда фронтальность не может быть обеспечена из-за недостатка оборудования. С отдельными кружковцами, которые самостоятельно разрабатывают тот, или иной технический объект, изучают литературу, готовят доклады и сообщения, возможно организация работы по индивидуальному плану. При этом наиболее полно могут быть учтены их интересы, уровень подготовки и склонности.

Педагогическая эффективность самостоятельной работы кружковцев во многом зависит от качества руководства ею со стороны педагога. Руководитель кружка предусматривает порядок выполнения технического задания на каждом этапе, обучает ребят рациональным приемам труда, инструктирует, наблюдает за ходом работы, своевременно оказывает помощь в преодолении возникших трудностей, в исправлении допущенных ошибок.

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности, включает множество взаимосвязанных элементов. Целью такой системы являются формирование основ гармонически развитых личностей, ее активной жизненной позиции, подготовка выпускника школы к труду в развитом обществе. Воспитательная система строится на основе определенных принципов.

Принцип преемственности предполагает создание и развитие традиций, помогает сформировать сплоченный коллектив, обеспечивает стабильность и возможность совершенствования различных видов деятельности, связь текущей работы с предшествующей и последующей.

Принцип массовости предусматривает вовлечение всех и каждого ребенка во внеурочную воспитательную работу.

Принципа последовательности обеспечивает единую логику в организации работы, ее плановость, исключает появление случайных мероприятий, предусматривает усложнение содержания, форм и методов работы с учетом возрастных особенностей детей.

Принцип непрерывности предполагает правильное чередование напряжений и спадов в работе, равномерность ее во времени, ее насыщенность в течение не только учебного года, но и календарного года.

В подростковом возрасте развитие обеспечивается ситуацией встречи замысла с его результатом. Ребенок должен иметь возможность практиковать авторское действие – замысел, анализ условий реализаций, получение продукта.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключается деятельность любительских объединений и клубов по интересам?

2. Дайте определение терминам: «любительское творчество» и «художественная самодеятельность» ?

3. Какова роль предметных кружков в школе?

 

Литература:

  1. Буланова М.В.- Топоркова Педагогические технологии- Москва - Ростов- на- Дону, 2004.
  2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения - М., 2003.
  3. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) - Москва - Ростов- на- Дону, 2003.
  4. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы - Ростов- на- Дону, 2002.
  5. Методика воспитательной работы. Под редакцией В. А. Сластенина - М., 2002.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат - М., 2003.
  7. Подласый И.П. Педагогика - М., 1999.
  8. Рогов Е.И. Личность учителя: Теория и практика - Ростов- на- Дону, 1996.
  9. Сластенин В.А. Педагогика - М., 2002.
  10. Харламов И.Ф. Педагогика - М., 2004.

 

 

Лекция 10


Просмотров 3208

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!