Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема: Педагогическая режиссура как процесс выстраивания логики досугового взаимодействия



 

Реальный процесс образования зачастую превращается в имитацию этого процесса, своеобразную игру. Учитель делает вид, что учит, а учащиеся – что учатся. Учитель побуждает ученика к демонстрации понимания, а ученик притворяется, что понял. К сожалению, это не та игра, которая создает зону ближайшего развития, и смысл деятельности педагога не в том, чтобы добиться видимости понимания. Иначе знания, полученные в образовательных учреждениях, не будут использоваться человеком в реальной жизни, в решении жизненных проблем, учебная информация не станет ценностью, а педагогическое взаимодействие превратится в формальный акт.

Педагогическая режиссура позволяет исправить эту ситуацию, так как предлагает педагогические средства для оказания влияния на внутренние механизмы интереса, мотивации, понимания учащихся, а значит – возможности активно и адекватно действовать. Кроме того, у педагога появляется возможность посмотреть на происходящее в учебно-воспитательном процессе под иным углом зрения, распознать явления «симуляции понимания» учащихся и, возможно, иначе оценить свой уровень профессионализма.

Педагогическая режиссура – это наука и искусство создания гармонически целостного, законченного, обладающего научно-художественным единством педагогического процесса; деятельность педагога по разработке и воплощению замысла педагогического взаимодействия; инструмент педагога для решения педагогических задач.

Педагогическая режиссурапроявляется внешне – через логику событий, выражающихся в действиях, и внутренне через построение внутренней психологической логики взаимодействия участников педагогического процесса, логики переживаний «по поводу», в «предлагаемых обстоятельствах».

К стратегическим направлениям деятельности педагога-режиссера относятся:создание нужной для решения педагогических задач атмосферы, настраивание учащихся на работу, расположение к творчеству, предоставление возможности осознанно действовать. Восприятие и понимание педагогического сообщения педагог-режиссер особым образом организует, создавая условия, обеспечивающие активизацию нужного канала восприятия, и «подготавливая» работу сознания учащихся со значением сообщения.



Режиссерские способности педагога проявляются прежде всего в ощущении целостности, гармонии формы и содержания педагогического события, избыточности или, наоборот, недостаточности каких-то элементов его содержания и формы; умении определить наиболее педагогически целесообразное структурно-композиционное решение акта педагогического взаимодействия, которое позволит выразить определенную систему ценностей и отношений.

Педагог-режиссер проектирует образовательную среду через поиски ее смыслообразующих характеристик. Выявление смысловых и ценностных связей объекта в результате оперирования категориями, специфичными не только для науки, но и связанными с искусством, открывает дополнительные грани анализа объекта и включает его в систему неочевидных отношений за счет возникающих ассоциаций, что позволяет ученику улавливать «отвлеченные», не прямолинейно выраженные смыслы.

При воплощении педагогомроли режиссера решаются конструктивные задачи:

– преобразовать (пре-образить, изменить образ) материал содержания образования в материал, обладающий для ученика смыслообразующим потенциалом, путем его художественно-педагогической интерпретации;

– создать «партитуру» (сценарий) педагогического события, в которой воплотится замысел, разработать композиционный план с соподчиняющимися логическими и эмоциональными фрагментами;



– «примерить» возможности, которыми обладает «партитура», к конкретному классу и ученикам и определить, какое решение ускорит личностный рост конкретных учеников и коллектива в целом;

– продумать педагогический жанр взаимодействия, интригу-завязку и другие компоненты сквозного действия педагогического события;

– смоделировать диалогичность взаимодействия с учащимися.

В основании педагогической режиссуры лежит постулат: любое педагогическое событие есть действие и взаимодействие его участников. Педагогика – это движение. Движение выстроенное, подчиненное определенной сверхзадаче. В связи с этим педагог как ведущий этого процесса должен быть мастером построения взаимодействий.

Урок, как и любая другая форма работа с учащимися, расписывается как действенная структура, то есть определяется, что и после чего должно происходить, с какой целью, в каких мизансценах, в каком темпоритме. Что будет продуктивным, а что можно отбросить как лишнее, малоэффективное.

Модель подготовки педагогических кадров к реализации идей педагогической режиссуры в образовании включаетчетыре ключевых блока-модуля: целеполагающий, процессуальный, оценочный, корректирующий.

Процессуальный модуль предполагает прохождение педагогом нескольких этапов формирования умений педагогической:мотивационный, информационный, процессуально-обучающий, деятельностный.

У каждого из этапов формирования умений педагогической режиссуры свои цели.

Целью мотивационного этапа выступает формирование мотивов деятельности, направленности на педагогическое творчество. Выработке индивидуального стиля педагогической деятельности в первую очередь способствует нацеленность педагога на развитие другого человека, желание помочь его становлению. Стремление к поиску лучших решений в этой области ускоряет процесс совершенствования педагогического мастерства, который неразрывно связан с самопознанием, опорой на сильные и нейтрализацией слабых сторон своего типа нервной системы и темперамента, выяснением доминирующей профессионально-педагогически значимой черты характера, обнаружением ведущего фактора индивидуальности.

Информационный этап направлен на развитие аналитического мышления педагога, формирование комплексного представления о процессе педагогического взаимодействия, способах конструктивного взаимодействия в системе «педагог-ученик», предлагаемых педагогической режиссурой. На этом этапе происходит знакомство с новыми понятиями из области педагогической режиссуры (борьба в педагогике, педагогическая композиция, педагогическая сверхзадача, педагогическая мизансцена и др.), усвоение знаний, раскрытие сути механизма педагогической интеграции рациональной и эмоциональной сторон процесса обучения.

Цель процессуально-обучающего этапа – формирование умений проектирования и реализации творческого замысла педагогического взаимодействия; расширение опыта участников и развитие их творческих способностей в решении неожиданных, актуальных проблем, импровизации в поведении; коррекция личностных проявлений обучаемого. Здесь происходит освоение практических навыков работы с педагогической информацией: вычленение, структурирование, ранжирование проблем по степени их значимости, умение выбирать и обосновывать оптимальные варианты эффективного взаимодействия, разрушение стереотипов мышления, освобождение от авторитаризма в поведении с помощью способов педагогической режиссуры; развитие самопрезентационных умений и навыков. Педагогу необходимо овладеть комплексом специальных режиссерских умений: азбукой словесных воздействий, рычагами мобилизованности, способностью «читать» поведение, распределять и удерживать инициативу. Освоение «языка действий», разработанного П.М. Ершовым и интересно истолкованного А.П. Ершовой и В.М. Букатовым, позволяет педагогу правильно организовать свою деятельность и более точно проанализировать поведение учащихся, понять их настроение и переживания. Овладение режиссерской «теорией взаимодействия», включающей в себя организаторские, коммуникативные умения, умение распределять время, выстраивать сценографию урока, создавать педагогически целесообразную атмосферу, управлять активностью учащихся.

На деятельностном этапе подготовки происходит развитие способности творческого использования в деятельности имеющихся знаний и умений из области педагогической режиссуры, способности нахождения необходимой информации для принятия самостоятельного решения о создании и использовании того или иного сценария педагогического взаимодействия, стратегии собственного поведения, выбора вербального и невербального репертуара в соответствии с педагогическими целями.

В процессе подготовки педагога-режиссера активно используются различные виды тренингов: тренинг сензитивности, коммуникативный тренинг, нейролингвистический (НЛП) тренинг педагогического общения, тренинг лидерства, тренинг педагогической техники.

 

Литература:

 

1.Задорина О.С.Содержание и способы реализации идей педагогической режиссуры в образовании. Монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. 246 с.

2.Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. М., 1998.

3.Смирнов С. А. Понятие режиссуры игры в педагогике // Вестник высшей школы. 1987. № 6. С. 34–38.

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте основные понятия досуговой режиссуры: партитура досугового взаимодействия, сверхзадача, мизансцена, перевоплощение, «четвертая стена». «Театр спонтанности»

 

2. Режиссура как основной компонент творчества педагога-аниматора.

Лекция 7,8

 


Просмотров 1741

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!