Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Драматургия как компонент технологического процесса



Согласно концепции ценностно-ориентированного подхода к целостному активно-деятельному технологическому процессу в учреждениях культуры, драматургия является первичным компонентом при создании духовных ценностей. В культурно-досуговой деятельности следует различать предметную деятельность, результатом которой является создание определенных духовных ценностей, выраженных в познавательной деятельности, приобретение умений, навыков в художественном, техническом творчестве в условиях учреждения культуры или домашнего досуга. Культурно-досуговая программа - это сценическое или площадное произведение, которое по своей природе должно иметь драматургию. Поскольку есть драматургия драматического театра, оперная и балетная, кино и телевидения, все эти виды драматургии различаются спецификой подхода к раскрываемому материалу. Но есть у них и общее - действие, жизнь в движении. Во-первых, драматургическое действие всегда развивается на наших глазах, в настоящем времени, даже если повествует о давно прошедшем. Примером могут служить сценарии театрализованных вечеров и концертов, посвященных героическим традициям народа. Рассказ ведется через призму настоящего времени - зритель становится соучастником событий. Во-вторых, действие только тогда и называется действием, когда оно требует преодоления препятствий, встречает противодействие и развивается в виде драматической борьбы. Без драматического конфликта нет и не может быть драматургии. В-третьих, драматургическое действие всегда делает зрителя свидетелем, соучастником борьбы, не оставляет его равнодушным, вызывает те или иные чувства. Прекрасно сказал об этом А.С. Пушкин: «Смех, жалость и ужас - три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим волшебством». Эта особенность драматургии также чрезвычайно важна, ибо способна возбудить эмоции, в звать чувство радости, созидания новой жизни, гнев и презрение к носителям всего отрицательного, высокие чувства патриотизма. Однако не всякое явление жизни может стать объектом драматургической разработки конкретных видов искусства, Надо, чтобы в нем содержались необходимые элементы, движущие развитие действия Драматургия культурно-досуговых программ предполагает действие не безликое, а преломленное через конкретные образы, через поступки, мысли и чувства людей, через столкновение характеров и стремлений. Поэтому специфика драматургии культурно-досуговых программ обусловлена самой природой учреждения культуры. Специфика эта основана на иной природе общения зрителей и сцены, нежели в театре, кинотеатре и других видах искусства, где есть четвертая стена. Поэтому процесс воздействия в учреждении культуры строится не только по линии самого материала, но и по линии внутриаудиторного воздействия, внутриаудиторного общения. В процесс этого общения включаются духовные ценности. Это во многом побудило и театр искать прямые контакты с аудиторией. Много этой проблемой занимался Г.А. Товстоногов, рассматривая контакт сцены и зрительного зала, человека на сцене и человека в зале. В этом контакте - сама овеществленная поэзия. Нужно учесть также, что изменяющийся характер контакта в значительной степени определяет сущность и роль театра в обществе. Мы накопили огромный опыт определения тональности зрительного зала и наших с ним отношений. Но это эмпирический опыт, если можно так сказать - на руку, на глаз, на свет. Теория информации, изучение массовых связей кинематографа, телевидения, наконец, спорта, который все более культивирует эстетическое начало, - все это позволяет взглянуть и на характер контактов театра по-новому, и, как это на первый взгляд ни странно, благодаря научно-технической революции не «по-домашнему», а по-человечески! Возвышается знание, знахарство уничтожается. Теперь только понимаю всю справедливость слов К.С. Станиславского: «Вслед за изучением сценических чувств должно прийти и изучение чувств зрителя - изучение зрительского зала». «Должно прийти» - он думал о будущем, в его время еще не было научного инструментария для такого изучения. Современное понимание технологии культурно-досуговой деятельности как комплексного, гибкого педагогического воздействия с учетом психологии личности и широкой самодеятельности населения в условиях домашнего досуга привело к определению границ деятельности учреждений культуры, которые трансформировались сегодня в новые названия. Как отмечает Е.М. Клюско, в настоящее время «авторами строятся различные типологии форм культурно-досуговой деятельности. Наиболее распространенными основаниями для построения таких типологий оказываются следующие: субъект деятельности (культурно-досуговая деятельность осуществляется в форме массовой, групповой или индивидуальной деятельности), место осуществления (домашний досуг или учреждение культуры)».





Следовательно, драматургия культурно-досуговой деятельности развивается в трех направлениях, культурно-досуговые программы, предметная художественная деятельность в учреждениях культуры и домашнем досуге. В данном контексте «культурно-досуговая программа» - это результат рассмотрения и использования традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников и зрителей. Стремление к яркому художественному оформлению реальных событий жизни и труда человека, подчеркивающему их смысл и значение, акцентирующему гуманистическое звучание, всегда было присуще творческим исканиям специалистов учреждений культуры. В регионе, на каждом предприятии, в каждом трудовом коллективе, в каждой семье есть неповторимый событийный материал, который позволяет определить проблему культурно-досуговой программы.

В современных условиях вектор социальной направленности противоречив, ибо он совпадает со всеми направлениями развития общества, до противоположных его интересам. Люди, в первую очередь, учащаяся молодежь, проявляют инициативу и самодеятельность в выборе содержания и форм свободного времяпровождения. Практика свидетельствует, что в силу отсутствия необходимого опыта культурно-досуговой деятельности, ограниченности общей культуры, узости духовных интересов избираются далеко не самые конструктивные формы наполнения своего досуга. Зачастую в неформальных объединениях молодежи проявляются экстремизм, групповой эгоизм, элементы национализма, чуждые нашему образу жизни увлечения. И это с особой силой ставит проблему корректного и конструктивного

драматургического влияния на сферу досуга.

Рассматривая драматургию культурно-досуговых программ как важную часть технологии, надо заметить, что в последнее время принято резко разграничивать драматургию театра и другие специфики. Это неверно. Еще в начале века на смену получившим в то время признание теоретическим установкам в области театрального действа, утверждавшим схематизм, канонизацию драматургического построения, пришла действенная теория и методология, раскрывающая

процесс драматургизации пьесы как творческий режиссерский поиск. Драматургия для режиссера, как считал Станиславский, это не литература, не сама пьеса, которая есть лишь «повод для спектакля». Драматургический процесс заключается в выстраивании сюжета и поиска образного решения спектакля. Драматургия - это сюжетно-образная концепция культурно- досуговой программы, будь то спектакль, кинофильм, эстрадный номер и т.д. Драматургия - это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы. Но если в театральном творчестве мы имеем как исходный материал для режиссерского творчества конкретную пьесу и на основе ее литературного материала создаем идейно-насыщенный, созвучный современности, органичный в исполнении актеров и отвечающий сегодняшним жизненным проблемам спектакль, то в культурно-досуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального и фактического материала,

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте характеристику основным элементам досуговой драматургии.

2. Раскройте взаимосвязь музыкальной драматургии массового представления и кино.

3. Рассмотрите общие закономерности и формы драматургии в культурно-досуговых программах.

4. Опишите особенности музыкальной драматургии массового праздника.

Литература

1. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. – М.: МГУКИ, 2004.2. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Григорьевой3. Туев В.В. Технология организации инициативного клуба: Учебное пособие. – М., 1999.

 

 

Лекция


Просмотров 1103

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!