Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Характеристика содержания и форм педагогики досуга



Методика досуговой деятельности находится в функциональной зави-симости от ее содержания. Философская категория содержания представляет собой одно из фундаментальных понятий теории и практики педагогики досуга. Не случайно отбор содержания многочисленных разновидностей культурного продукта или услуги связан с достаточно жесткими социально-экономическими, психологическими и педагогическими требованиями.

Что такое «содержание досуговой деятельности», каким должно быть содержание досугового процесса в школе, в семье, в социальных, культурно-досуговых учреждениях и организациях? Посмотрим, как отвечает на эти вопросы педагогическая теория и практика.

Под содержанием педагогики досуга понимается совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интерио-ризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности. По существу, это вся культура, в процессе вхождения в которую человек становится личностью и членом общества.

Но обратим внимание, что говоря о содержании досуговой деятельности, часто имеют в виду разные вещи. Во-первых, это культурные социальные ценности, опыт и нормы поведения людей, всего человечества. Во-вторых, содержание досугового процесса раскрывают с позиции личностного под-хода как совокупность индивидных качеств, опыта, потребностей, социально одобряемых и индивидуально принимаемых свойств человека, его культуры и системы ценностей. В-третьих, под содержанием досуговой деятельности понимают педагогическую практику учреждений культуры: определение целей и задач работы, видов и форм деятельности организаторов досуга и посетителей.

Для организации социально-культурной, досуговой работы необходимо все же считать содержанием те элементы, усвоение которых служит форми-рованию базовой культуры личности. Базовую культуру личности можно определить как систему норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения. Базовая культура личности, по мнению О.С.Газмана, является основой для определения и описания содержания воспитания и включает в себя совокупность «культур», и именно: культуру жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, а также культуру семейных отношений и общения. Можно догадаться, что этот ряд открыт для пополнения.



Интегративные процессы, происходящие в организации современной досуговой деятельности потребовали переосмысления и необходимой кор-ректировки сущности ее содержания в направлении диффузии культурной, образовательной и социальной сфер общественной жизни. Это субъективно выводит проблему содержания досуговой деятельности на полифункцио-нальный уровень.

Содержание педагогики досуга можно идентифицировать с понятием ценности. Каждый человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в его обществе. Процессы демократизации общественной жизни в России расширили содержательные аспекты досуга отдельного человека, его насущные духовные интересы, предпочтения и потребности. В содержании современного досуга находят отражение актуальные вопросы политики, экономики, культуры, приоритетные задачи социальной работы, социальной педагогики, психологии, этики, эстетики и других направлений работы.

Основу категории содержания педагогики досуга составляют такие приоритетные смыслообразующие элементы, как проблемы, ресурсы и куль-турные нормативы. Именно эти составляющие определяют успешность раз-работки и реализации социально-культурных проектов и программ.



Содержание досуговой деятельности прямо или косвенно связана с реали-зацией отдельных проектов и программ, проведением тех или иных акций и мероприятий, в конечном счёте направленных на решение (или оптимизацию) проблем, характерных для конкретного лица, общественной группы, территории, определенной области культуры, образования, искусства, спорта. Самым первым шагом в осуществлении любого осмысленного, сознательно мотивированного и социально ориентированного культурного действия является проект, который начинается с анализа проблем и на их основе определения приоритетов содержательной досуговой деятельности.

Содержательные приоритеты досуга – это наиболее значимые в социаль-ном и личностном плане направления социокультурной деятельности в сфере свободного времени, предоставляющие каждому индивиду возможности реа-лизации своих сущностных сил, придающие новые качества различным сто-ронам человеческой деятельности, стимулирующие творческие инициативы самого населения.

На основании исследований практики наибольшую личностную и соци-альную значимость в современной досуговой сфере имеют следующие нап-равления культурной, досуговой деятельности, в которых чётко просматрива-ются «выходы» на организацию практической работы в форме культурно-досуговых программ:

1. Искусство (формирование художественной культуры населения).

2. История (историческая культура).

3. Нравственность (нравственная культура).

4. Экология (экологическая культура).

5. Здоровье (физическая и психическая культура).

6. Политика (политическая культура).

7. Труд (профессиональная культура).

Данные направления досуговой деятельности можно рассматривать в качестве приоритетов культурного развития. Выделение досуговых приори-тетов определяется методом экспертных оценок и носит рабочий характер; объём и содержание культуры не исчерпывается предложенным перечнем приоритетных социокультурных направлений. В каждом из выделенных направлений можно определить некий нормативный уровень деятельности человека (степень «культурности»). Однако «культурный слой» здесь будет определяться не только мерой усвоения основных ценностей и форм пове-дения большинством населения (массовый уровень культуры), но и наличием в рамках каждого приоритета «опережающих групп», т.е. субъектов социально-культурной деятельности, которые задают «потолок» культурной активности, ее «вертикаль».

Содержание взаимодействует с формами досуговой деятельности. Обладая определенной самостоятельностью, форма может оказать влияние на выбор содержания деятельности, и наоборот, содержание диктует технологу поиск адекватной формы. Категории содержания и формы отражают взаимосвязь двух сторон: а) способа существования и выражения культурно-досуговой реальности; б) внутренней организации этой реальности. Взаимодействие содержания и формы в процессе досуговой деятельности обязательно включает как воздействия различных компонентов содержания на форму, так и различных структурных компонентов формы на структуру содержания («содержание оформлено», «форма содержательна»). Такое взаимодействие определенным образом упорядочивает совокупность элементов досугового процесса

Форму досуговой деятельности можно рассматривать как структуру орга-низации содержания, как характер подачи материала, как способ организации аудитории. Согласно словарю, форма служит выражением, организацией внутреннего содержания, процесса, явления. Понятие формы связано со структурой, она организует, структурирует; оформить – значит придать вид, определить тип, структуру, сконструировать. Досуговый процесс как сов-местная субъект-объектная деятельность протекает в определенных органи-зационных формах. Примером могут служить классические формы клубных вечеров, которые делятся на вечера-встречи, вечера-портреты, вечера-мемориалы и т.п.

Если применить философскую диалектику содержания и формы к анализу форм педагогической деятельности в сфере досуга, то можно сказать, что формы педагогики досуга – это способы и приемы организации досуговой деятельности людей в учреждениях социального воспитания, культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания. Формы определяют организационную сторону: кто, где, как, когда и в каких условиях ведет конкретную досуговую деятельность с воспитанниками. Форма как часть воспитательного, развивающего процесса зависит от целей, содер-жания, методов и одновременно обуславливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы организации досуга зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разно-образны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы.

Тем не менее наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделим различные типы форм педагогики досуга по количеству участников. В зависимости от характера аудитории и средств воздействия формы досуговой деятельности делятся на массовые, групповые и индивидуальные.

Аукционы Кружки Занятия в секциях

Театрализованные Диспуты Беседы

представления Круглые столы Консультации

Праздники Любительские Занятия в кружках

Фестивали объединения и Интерактивные ком-

Олимпиады клубы по инте- пьютерные игры

и др. ресам и др.

 

Выбор форм, их разработка и проведение – дело нелегкое и очень ответст-венное, т.к. формы педагогики досуга обладают определенной самостоятель-ностью и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на аудиторию.

В настоящее время в организации досуга населения наблюдаются сложные и противоречивые явления. С одной стороны, участники досуговых мероприятий часто не готовы к выбору тех видов деятельности и занятий, которые им предлагают менеджеры социально-культурной сферы. С другой стороны, существующие кружки, любительские объединения и клубы по интересам не готовы удовлетворить постоянное стремление населения и особенно молодежи к самостоятельности и оригинальности в выборе форм проведения свободного времени.

Что же сегодня могут сделать организаторы досуга, социальные работники для того, чтобы привлечь к социально-культурной деятельности как можно больше участников?

- Во-первых, необходимо комплексное исследование направленности и структуры проведения свободного времени всех возрастных групп;

- во-вторых, со стороны государственных администраций должна быть целенаправленная поддержка культурных инноваций, которые уже существуют в социуме, - это выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий по организации досуга разновозрастных групп населения и в первую очередь молодежи;

- в-третьих, освоение и внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры и спорта новых форм работы и видов деятельности;

- в-четвертых, информирование, а также обучение населения современным методам нормализации стрессовой ситуации и выхода из кризисной обстановки;

- в-пятых, подготовка профессиональных педагогов досуга, способных стать социальным технологом в коррекционно-воспитательной деятельности подрастающего поколения.

Таким образом, учитывая реальные и потенциальные возможности учреж-дений социально-педагогической направленности и культуры, необходимо содействовать развитию и распространению новых форм в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации.

Вопросы для обсуждения:

 

1. Что такое содержание досуговой деятельности и какова его роль в социально-педагогической работе?

2. Дайте определение формам педагогики досуга. Аргументируйте свою позицию.

3. Дайте классификацию формам досуговой деятельности.

4. На конкретном примере из практики дайте оценку современным формам организации досуга.

Список рекомендуемой литературы:

1. Организация и методика художественно-массовой работы / Под ред. Д.М.Генкина. – М., 1987.

2. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник. – Омск, 1992.

3. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. – М., 1979.

4. Триодин В.Е. Клуб и свободное время. – М., 1982.

 

 

Лекция 3

Тема: Средств, формы и методы анимационной деятельности как основные составляющие технологического процесса.

 

  1. Средства анимационной деятельности

Средства досуговой деятельности выступают в качестве основных составляющих процессуальной части методического процесса в качестве инструмента для достижения воспитательных социально значимых целей. Термин «средства» в толковом словаре имеет несколько значений. Первое – прием, способ действия для достижения цели. Второе и третье (во множественном числе) – предметы, приспособленные для чего-либо; материальные ценности, деньги.[1] Философский словарь дает термин «средства производства», отмечая, что это «вещные» элементы производства в отличие от «личного элемента» - работника.[2] В педагогике под средствами воспитания считаются, во-первых, всё социальное и природное окружение, все социальные институты и создания цивилизации; во-вторых, средствами воспитания называют предметы, вещи окружающей среды, преднамеренно, специально включенные в процесс воспитания.[3]

Разнообразие подходов позволяет нам подойти к рассмотрению средств педагогики досуга как к своеобразной системе, подсистемы которой могут отражать всю совокупность возможного их применения в социально-куль-турной, досуговой сфере. В таком случае сами средства педагогики досуга мы будем понимать как «разнообразные материалы, орудия и условия досугового процесса, благодаря использованию которых более успешно и рационально передается и усваивается содержание социокультурной деятельности и достигаются поставленные педагогические цели».

Как специалист широкого профиля организатор досуга должен, во-пер-вых, удовлетворить социально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инновацион-ные технологии, которые будут способствовать более содержательному и раз-вивающему досугу населения.

Познанию средств педагогики досуга способствует их классификация деление на классы, группы по какому-либо существенному, характерному приз-наку, основанию. При рассмотрении средств педагогики досуга в качестве наи-более типичных признаков их классификации на группы выделим два: средства как источник информации, и средства – инструменты воздействия.

В качестве средств, являющихся источником информации, выступают раз-личные системы знаков – такие, как устное и письменное слово, система услов-ных обозначений (ноты, формулы, аббревиатуры и т.п.), достижения культуры и искусства в различных видах и жанрах (живопись, музыка, театр, хореог-рафия и другие виды), средства наглядности, компьютерные программы, квали-фикация и внутренняя культура работников культуры, организаторов досуга, формы и методы организационной деятельности.

Средства, выступающие в качестве инструментов воздействия, объединяют в себе такие технические средства как кино, радио, телевидение, компьютерные технологии, печатную продукцию, различное оборудование (оборудование сцены, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, лазерные установки, игровые автоматы, аттракционы и т.п.), дизайн среды, технические средства реклаиы, механика сцены, свет, цвет, звук и др.

Все средства педагогики досуга между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. младшие школь-ники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д.. К тому же, выбор средств зависит от содержания мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).

 

Представим разнообразие средств педагогики досуга в виде схемы.

       
   
 
 

 


 

 

 
 

 


Успешное применение средств педагогики досуга зависит от выполнения следующих условий:

- выбор средств всегда обусловлен целью досугового мероприятия, именно цель определяет средство;

- количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

- всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

- имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности».

Досуговая деятельность обозначает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать воспитан-никам, однако организатор досуга должен помнить о своей ведущей роли, а не быть сторонним наблюдателем.

Таким образом, мы рассмотрели «средства педагогики досуга» как систему, состоящую из отдельных элементов, которые, в свою очередь, также представляют собой сложные и самостоятельные подсистемы. Средства педагогики досуга применяются в сочетании с другими элементами, находятся в тесной взаимосвязи между собой, дополняя и усиливая влияние друг друга, выступая в различных качествах – оборудования, наглядности, транслятора информации, эстетически организованной среды и т.п.

  1. Классификация методов педагогики досуга

Во взаимодействии с такими понятиями, как средства, содержание, и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы педагогики досуга». Когда социальные работники, организаторы досуга или родители решают очередные конкретные воспитательные проблемы, они часто вынуждены задавать себе вопрос: как поступить, как его, ее, их сделать любознательными, прилежными, ответственными, трудолюбивыми и т.д. – словом тогда они, педагоги, думают о методах воздействия.

В досуговой деятельности метод выступает связующим звеном между поставленной целью и ее конечным результатом. В методической системе досуговой деятельности «цели – содержание – методы – формы – средства» методы являются главным элементом.

Методами педагогики досуга являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты. Это соответствует гуманистическому пониманию досуга как области совместной деятельности субъектов и объектов и основному закону воспитания: воспитывать – организуя деятельность воспитанников.

Познанию методов способствует их классификация, деление на группы по какому-либо признаку, основанию. Анализ показывает, что в основу классификации часто кладут направленность способа воздействия на ту или иную сферу личности: на сознание, на поведение, на эмоционально-волевую сферу. Иначе говоря, есть методы, направленные преимущественно на фор-мирование знаний, взглядов, оценок, направленности, убеждений личности. Их называют методами формирования сознания, познания и самообразования. Есть методы, направленные преимущественно на формирование привычек, стереотипов поведения, типичных поведенческих реакций. Их называют методами организации деятельности, формирования опыта. Есть методы, называемые порой вспомогательными, которые направлены на коррекцию и стимулирования поведения. И есть методы получения научной информации, которые называют методами социологических исследований досуга. В систему классификации методов педагогики досуга положена концепция деятельности. Согласно ей имеются компоненты, составляющие любой деятельности: осознание, организация, стимулирование, коррекция, контроль.

 

 

Современные методы педагогики досуга характеризуются большим раз-нообразием. Результативности можно добиться лишь при использовании комплекса методов, а их выбор зависит от:

- общих целей воспитания и развития личности и ведущих установок досуговой деятельности;

- особенностей досуговых предпочтений;

- цели, задач и содержания конкретной формы социальной, культурно-до-суговой деятельности;

- возрастных особенностей и уровня подготовки аудитории;

- материальной оснащенности, условий досуговой деятельности;

- времени проведения досугового мероприятия;

- возможностей специалистов, организаторов досуговой деятельности, их профессионального мастерства и личностных качеств.

Наряду с термином «метод» употребляется термин «методический приём». Каждый метод представляет собой определенную систему приемов. Иными словами, каждый метод – это совокупность приемов, объединенных общ-ностью задачи и единым подходом к их решению.

Прием – это элемент, деталь метода, вспомогательное средство. Прием по отношению к данному методу при решении других, более частных задач может стать методом со своими приемами его применения.

В досуговой деятельности методические приемы используются как самостоятельные методы и, в свою очередь, реализуются с помощью опреде-ленных методических приемов. Так, использование в ходе лекции фрагмента из кинофильма – это методический прием, прослушивание магнитофонной записи на семинаре – тоже методический прием. Или метод поощрения реализуется в приемах похвалы, благодарности, награждении. Из примеров видно, что прием, с одной стороны, сливается с методом, а с другой стороны, с методикой досуговой деятельности и педагогической техникой.

Средства, формы и методы воздействия тесно связаны между собой, однако их смысловые объемы частично совпадают, накладываются друг на друга. Вследствие чего эти понятия могут применяться в одном случае как метод, в другом – как средство, в-третьем – как форма (например, в педагогической литературе употребляются словосочетания «лекция – форма учебной работы», «средства лекционной пропаганды», «лекционный метод»). Такие явления в логике называются перекрещивающимися. Происходит это в силу недоста-точной разработанности исходных понятий средства, формы и метода в осно-вополагающей философской науке. Именно поэтому вопрос о разработке их четкой классификации представляется достаточно сложным, а может быть, для технологов-практиков и не является столь значимым. Следует, овладев ими в зависимости от поставленных задач, умело и творчески использовать все многообразие средств, форм и методов для эффективного достижения воспита-тельной цели. В одном случае это будет тематический вечер, в другом – лекция, в-третьем, концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их к досуговым мероприятиям.

Современная методика досуговой деятельности располагает значительным арсеналом средств, форм и методов и предъявляет самые высокие требования к специалистам, стимулируя их поиск и творческое использование в практике.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Что такое метод, его роль и значение в педагогике досуга?

2. Дайте классификацию методов досуговой деятельности.

3. Охарактеризуйте основные методы педагогики досуга.

 

Список рекомендуемой литературы:

 

1. Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. – М.: МГУКИ, 1998.

2. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебн. пособие. – Тамбов: Изд. ТГУ, 2002.

Вопросы для самопроверки:

1. Что вы понимаете под средствами педагогики досуга?

2. Дайте классификацию средства педагогики досуга.

3. Назовите требования, предъявляемые к использованию средств педагогики досуга.

Список рекомендуемой литературы:

1. Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: Учебн. пособие для студентов вузов культуры и искусств. – М..1998.

2. Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере. – М., 2003.

3. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятель-ности: Учебн. пособие. – М., 2004.

Лекция 4,5


Просмотров 1776

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!