Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тема: Основы педагогических анимационных технологий



Одной из главных проблем современного мира многие ученые считают проблему досуга. «Мы сократили количество рабочих часов почти вдвое по сравнению с временами столетней давности. О таком количестве свободного времени, как у нас сегодня, наши предки не осмеливались мечтать. И что же? Мы не знаем, как использовать это недавно приобретенное время: мы стараемся убить его и радуемся, когда заканчивается очередной день» Известный отечественный педагог Е.А. Ямбург считает, что современная информационная эпоха обостряет задачу воспитания человека «умелого и мобильного», способного успевать за стремительным развитием цивилизации. Однако, как полагает ученый, помимо неоспоримой цели воспитания человека умелого и мобильного существует и другая, не менее важная задача – воспитание «человека духовного». В этой связи важно отметить, что дети и молодежь должны быть подготовлены к реалиям середины XXI века. Все более актуальными становятся такие личностные качества современного человека, как доброжелательность, открытость, творческая активность, инициативность и самостоятельность. Не вызывает сомнения тот факт, что формирование этих качеств личности в значительной мере может происходить в сфере свободного времени, если она не игнорируется обществом, а органично включена в действующую систему образования и воспитания.

Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности или как педагогику досуга.

Слово «anima», являясь коренной основой термина «анимация», в буквальном переводе с латинского означает «душа», а глагол «animo» – оживлять, одушевлять.

Понятие «анимация», с одной стороны, характеризует цели анимационной деятельности, выявляет ее одухотворяющий, консолидирующий характер, а с другой – обозначает собственно духовный аспект взаимоотношений, наполненных подлинным сочувствием, сопереживанием, содействием в процессе анимационной деятельности, а также определяет психолого-педагогические подходы, основанные на глубинном обращении к высшим духовным ценностям истины, добра, красоты.



При обращении к истокам «учения о душе» древних мыслителей нами были обнаружены зачатки психолого-педагогических свойств сущности и содержания анимационной деятельности. В сложных концептуальных переплетениях идеалистического и материалистического рождалось понимание души не только как некой субстанции, но и как объекта воспитания, обладающего формирующим воздействием.

Так, в воззрениях Платона, сводимых к пониманию совершенствования души через ее воспитание, – «душа не уносит с собой в Аид ничего, кроме воспитания и образа жизни» – обнаруживаются зачатки свойства социализации, прослеживающегося в его тезисах, непосредственно связанных с восприятием и развитием – «от правильного воспитания души зависит мудрость, справедливость, правильный строй в государстве».

Значение в понимании свойства сублимации имеет идея Аристотеля о сущности очищения (катарсиса) через эмоциональные потрясения путем «сострадания и страха». В учении Пифагора, установившего воспитание при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, прослеживается терапевтическое свойство, откуда происходит «врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей».

Аналитическое обращение к истории «учения о душе», которое прошло определенные этапы своего становления и развития в соответствии с эпохой и развивающейся мировоззренческой картиной, дало нам возможность выделить основные формирующие человека процессы – социализацию, сублимацию, терапию.



Несомненный вклад в исследование содержания и сущностных характеристик анимационной деятельности в российских условиях внес Н.Н. Ярошенко, рассматривающий анимацию как «особый вид социально-культурной деятельности», основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.

В своих работах он изучает теоретические источники социально-культурной анимации и приходит к выводу, что современная концепция социально-педагогической деятельности существенно раздвигает границы социальной педагогики, рассматривает ее как научную дисциплину, исследующую воспитательный процесс во всех возрастных группах. «С позиций социально-педагогического анализа социокультурная анимация может быть определена как отрасль социальной педагогики, опирающейся на методы организации культурно-досуговой деятельности населения».

Обобщая теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности в ряде зарубежных стран, один из ведущих отечественных специалистов в области культурно-досуговой деятельности Е.Б. Мамбеков определяет социокультурную анимацию как часть культурной и воспитательной системы общества, которая может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:

  • как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях;
  • как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и особенно в ее свободное время;
  • как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики.

Такое развернутое определение в целом справедливо отражает специфику и даже структуру анимационной деятельности, которая проявляется на организационном (кто), деятельностном (что), методическом и технологическом (как) уровнях. Вместе с тем не следует ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями (лишь бы заполнить досуг, неважно чем, неважно для чего), поскольку весьма серьезная составляющая социокультурной анимации — это ее мировоззренческий (смысловой) потенциал.

Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее консолидирующий (объединяющий) характер, а с другой — обозначать внутренний аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса (особые способы общения, диалога, наполненного соучастием, сочуствием, содействием).

В связи с этим можно сказать, что в современной психолого-педагогической науке применение понятия «анимация» связано по большей части со вторым аспектом, т. е. используется в основном для характеристики отношений.

В этом плане типична мысль французской исследовательницы проблематики социокультурной анимации Анн-Мари Гурдон о том, что при упоминании слова анимация речь идет не об оживлении тела и неживой материи, а об оживлении отношений между индивидуумами и социальными группами. Схожую мысль выражает и М. Симоно, определяя социокультурную анимацию как область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения в межличностных и коллективных отношениях путем прямых воздействий на индивидов. Понятно, что это воздействие осуществляется главным образом посредством разнообразных видов деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Что изучает педагогическая анимация?

2. Дайте определение следующим понятиям: «свободное время», «досуговое время», «досуг», «деятельность», «досуговая деятельность», «отдых», «рекреация»

3. Что, по вашему мнению, должно считаться объектом педагогики досуга? Аргументируйте ваш выбор.

4. Что такое дифференциация педагогики досуга?

5. Охарактеризуйте функции педагогики досуга.

6. Дайте характеристику принципам педагогики досуга.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознания. – Л.; ЛГИК, 1990.

2. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Учеб. пособие. – М., 1992.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2 ч. – М.: Аспект-Пресс, 1994.

4. Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. – М.: МГУКИ, 1998.

5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004.

6. Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика: Учебн. пособие. – М.: МГУКИ, 1998.

7. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной Дея-тельности: Учебн. пособие. – М.. 2004.

Лекция 2

 


Просмотров 1433

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!