Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Методы определена» трансфертных цен



Существуют три основных метода определения конкретной величины ТЦ.

1.ТЦ, основанные на рыночных ценах. Здесь используются прей­скурантные
публикуемые цены на такие же продукты и услуги в тех случаях,­
когда подразделение (центр ответственности) имеет и внешних, и
внутренних заказчиков.

2. ТЦ, рассчитанные по методу «издержки +».

3. Договорные ТЦ.

 

 

ВНУТРИФИРМЕННЫЕ ЦЕНЫ, ОСНОВАННЫЕ НА РЫНОЧНЫХ ЦЕНАХ

В практике внутрифирменных расчетов формирование внутрифирмен­ных цен производится либо на основе рыночных цен, либо — договорных цен, либо исходя из издержек производства. В первом случае в качестве базы внутрифирменных цен берутся текущие или усредненные рыночные цены на внутрифирменные материалы и комплектующие изделия, которые с точки зрения компаний являются промежуточной продукцией. В случае их отсут­ствия на рынке используются имеющиеся цены: аналогов. Практикуется так­же использование рыночных цен со скидкой, чтобы отразить экономию партнеров по внутрифирменной сделке на расходах по реализации (на рекла­му, транспортировку, финансовые расчеты и др.). При этом чаще всего ком­пании используют текущие рыночные цены. Усредненные рыночные цены применяются тогда, когда фирмы не считают целесообразным тратить силы и средства на сбор текущей ценовой информации. Очень редко во внутрифир­менном ценообразовании используются цены рыночных аналогов номенклатуры товаров и услуг внутрифирменного оборота.

По мнению западных экономистов, существует ряд преимуществ ры­ночных цен как базы внутрифирменных цен, а именно: они обеспечивают твердую основу хозяйственного взаимодействия отделений; дают достовер­ную оценку эффективности деятельности отделений по причине наибольшей приемлемости для этой цели рыночной цены как меры учета затрат и прибы­ли; создают определенные стимулы для повышения эффективности отделе­ний прежде всего через учет прибыли, заложенной в такой внутрифирменной цене. Кроме того, высказываются мнения, что основанная на рыночной цене внутрифирменная пена положительно отражается на производительности труда и конкурентоспособности внутрифирменной продукции.



Вместе с тем внутрифирменные цены, базирующиеся на рыночных ценах, не являются оптимальным инструментом внутрифирменных расчетов. Так, не всегда возможно определить рыночную цену на внутрифирменную продукцию или хотя бы цену аналога. В ряде случаев внутрифирменные то­вары в силу своей специфики вообще исключены из рыночного оборота. -'Это относится, например, к товарам, производимым компанией по секретной технологии. Имеет место также известная условность публикуемых рыноч­ных цеп. По имеющимся оценкам разница между публикуемыми и фактиче­скими рыночными ценами составляет 10-15% и даже больше. Выбор пред­ставительной цены значительно затрудняется, если рынок монополизирован .

В ряде случаев рыночные цены могут неточно отражать (в том числе и завышать) производственные затраты отделения-поставщика во внутрифир­менном обороте. Это происходит как из-за узости конкретного рынка по сравнению с объемом внутрифирменного оборота, так и из-за недоучета сте­пени загрузки мощностей. На конкурентном рынке фирмы калькулируют це­ну, исходя из неполной загрузки мощностей (как правило, не более 80%). В децентрализованной компании в силу регулируемого характера производства степень загрузки мощностей может быть выше. В этом случае механический перенос рыночной цены приведет к искусственному завышению внутрифир­менной цены изделий отделения-поставщика и вызовет повышение цен во внутрифирменном обороте. В создавшейся ситуации часто принимаются ошибочные решения, например, увеличивается цена на конечную продукцию, что в свою очередь чревато потерей конкурентоспособности продукции фирмы. Иначе говоря, внутрифирменные цены, базирующиеся на рыночных ценах, не всегда способствуют согласованию интересов отделений и компа­нии в целом.



 

ВНУТРИФИРМЕННЫЕ ЦЕНЫ, ОСНОВАННЫЕ

НА ФАКТИЧЕСКОЙ ЦЕНЕ ГОТОВОЙ (КОНЕЧНОЙ) ПРОДУКЦИИ

Своеобразной альтернативой изложенному методу внутрифирменного ценообразования является такой метод установления цен на внутри­фирменные детали и узлы, который базируется на фактической цене реали­зации готовой продукции фирмы. При определении внутрифирменных цен на промежуточные продукты из фактической цены готовой продукции фирмы делают вычеты, покрывающие издержки производства и включающие при­быль отделений-поставщиков. Процесс вычетов проводится в обратном по­рядке технологической цепочки производства. На практике этот метод внут­рифирменного ценообразования используется японскими компаниями «Хи-тати» и «Мацусита»-. По оценкам специалистов, в подобную внутрифир­менную цену включают издержки отделения-поставщика — 22%, прибыль — 15%, разного рода рыночные надбавки — 34%, торговые наценки — 19%, прочие — 10%. Примерно такая же структура внутрифирменной цепы, бази­рующейся на фактической рыночной цене сделки за конечную продукцию, характерна и для американских децентрализованных компаний.

При использовании в качестве базы фактической рыночной цены ко­нечной продукции фирмы сталкиваются с Проблемой определения величины прибыли, закладывавши во внутрифирменную цену. Применяемые на прак­тике варианты решения исходят из отраслевой нормы прибыли, издержек производства или объема товарооборота. Но в любом из перечисленных ва­риантов не исключается произвольное распределение прибыли, а, значит, в определенной степени — снижение эффективности корпоративной системы управления,

Следует отметить, что внутрифирменные цены, базирующиеся на ры­ночных ценах конечной продукции фирмы, нередко приводят к искажению сущности внутрихозяйственных отношений вследствие возникновения внут­рифирменной рыночной стихии, подчас отрицательно воздействующей на отлаженный корпоративны R механизм. Это становится причиной возникно­вения нежелательно чрезмерной конкуренции между отделениями компаний.

ВНУТРИФИРМЕННЫЕ ЦЕНЫ, ФОРМИРУЕМЫЕ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ

На практике фирмы часто согласуют на договорной основе рыночные цены на конечную продукцию с особенностями внутрифирменных отноше­ний, определял внутрифирменную цену на промежуточную продукцию, ис­ходя из существующего уровня рыночных цен. Следует отметить, что ряд специалистов по внутрифирменным ценам исключают всякую возможность использования альтернативных баз расчета кроме договорной цены. При этом в качестве аргумента выдвигается опасность ослабления эффективности корпоративной системы управления.

На переговорах между отделениями-поставщиками и отделениями-потребителями, целью которых является формирование договорных цен, обычно придерживаются следующих правил: отделениям-партнерам по внутрифирменной сделке предоставляется свобода выбора в реализации или приобретении продукции как у внутрифирменного отделения, так и на сто­роне; допускается минимальное вмешательство арбитражного комитета ком­пании;

стороны обязуются информировать друг друга о возможных альтернативных закупках и продажах.

 

Опыт практической деятельности децентрализованных компаний го­ворит о том, что внутрифирменные цены, базирующиеся на договоренности сторон, не снимают всех проблем, стоящих перед корпоративной системой управления. Так, если в договор включается условие не покупать продукцию у «внешних» поставщиков, то в том случае, если рыночная пена ниже пря­мых затрат отделения-поставщика, компания несет прямые убытки. Следует отметить также субъективизм договорного подхода к установлению внутри­фирменных цен, так как выбор нужной цены во многом зависит от личных качеств управляющих отделениями, ведущих переговоры. В этой связи субъ­ективный подход управляющих зачастую становится почвой для принятия ошибочных решений. Кроме того, как и всякая договорная форма принятия решений, процедура определения договорных внутрифирменных цен пред­ставляет собой весьма длительный процесс, связанный с большими потерями времени и риском возникновения конфликтных ситуаций между уп­равляющими отделений.

ВНУТРИФИРМЕННЫЕ ЦЕНЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ИЗДЕРЖКАХ ПРОИЗВОДСТВА

Децентрализованные компании при расчете внутрифирменных цен не так часто используют в качестве базы издержки производства отделения-поставщика. Это связано с тем, что даже на своих традиционных рынках сбыта крупные корпорации вынуждены постоянно сверять конку­рентоспособность продукции отделений (отделов) с объективным внешним критерием, каким является рыночная цена. Однако иногда фирмы считают полезным использование затратной базы во внутрифирменном ценообразова­нии и в своей практической деятельности применяют различные варианты затратного метода установления внутрифирменных цен. В основу их могут закладываться полные, прямые (косвенные), постоянные (переменные), нор­мативные и предельные затраты Обычно во внутрифирменном ценооб­разовании используются фактические затраты, которые берутся из бухгал­терских ведомостей и оперативных отчетов отделений.

По мнению ряда западных экономистов, применение затратного мето­да при установлении внутрифирменных цен оборачивается для компании не эффективными управленческими решениями. Так, внутрифирменные цены, базирующиеся на полных затратах, в ряде случаев могут приводить к завышению издержек отделения-поставщика. Такая ситуация возникает при пол­ной, или близкой к этому загрузке мощностей отделения, если при этом эф­фект снижения постоянных (переменных) затрат не отражен во внутрифир­менной цене, которая остается на уровне нормального использования мощ­ностей. В результате отделению-потребителю, использующему внутрифир­менную продукцию, бывает выгоднее покупать ее на стороне. При этом ком­пания терпит убытки, оплачивая дополнительно прибыль «внешнему» по­ставщику.

За счет снижения постоянных (переменных) затрат, при увеличении объема производства может быть снижена внутрифирменная цена, базирую­щаяся на прямых затратах. Но и в этом случае остается главная, негативная сторона, присущая всем вариантам затратного метода ценообразования, — отсутствие должностных стимулов у отделений компаний снижать эту цену.

Использование фирмами внутрифирменных цен, базирующихся на нормативных затратах, в ряде случаев препятствует росту эффективности ра­боты отделений. Так, если новые нормативы вводятся в фирме с I января, то отделение, внедрив рационализаторские предложения с 1 декабря предыду­щего года, получает от1 этого выгоду лишь в течение месяца. Поэтому отде­ление, как правило, стремится приурочивать внедрение своих новшеств к на­меченной фирмой дате введения новых нормативов с тем, чтобы как можно дольше получать дополнительные доходы. Тем не менее этот вариант фор­мирования внутрифирменных цен довольно часто применяется в практике американских децентрализованных компаний.

В основу формирования трансфертных цен могут быть положены сле­дующие принципы;

1. Принцип отношений собственности.

2. Принцип производственных отношений. Здесь подразделении концентрирует свое внимание на собственных издержках и элементах при­были, необходимых для нормального функционирования подразделения на базе остаточной прибыли, минуя минимальную норму прибыли.

3. Система, учитывающая рыночные реальности. Здесь трансферт­ная цена устанавливается в полном соответствии с рыночной ценой с учетом колебаний рыночной конъюнктуры. В целом при расчете цены должны при­нимать во внимание следующие обстоятельства:

♦ трансфертная цена должна отражать цели компании и способст­вовать согласованию целей отделений с целями компании

♦ трансфертная цена должна быть приемлемой дня всех сторон

♦ при использовании трансфертных цен должна быть обеспечена гибкость в расчетах, устранено дублирование функций и должен быть мини­мизирован обьем бумажной работы

♦ трансфергная цена должна быть побудительным мотивом эконо­мии затрат:

 

 

Цтнормир+ (Снормир*R)/100 ,

где Снормир - нормированная себестоимость

R - уровень рентабельности.

Если себестоимость будет расти, то прибыль тоже будет увеличиваться, а, следовательно, трансфертная цена не одну функцию выполнять не будет (кроме отчетной).

♦ трансфертная цена должна способствовать разрешению противоречий между отделениями-покупателями и отделениями-продавцами

♦ трансфертная цена должна быть финансовым инструментом показатель прибыли там, где это целесообразно с управленческой точки зрения, а именно: увеличить прибыль в регионах с низкими налогами, и уменьшил там, где они высоки.

♦ трансфертная цена должна удовлетворять юридическим требованиям, то есть при реконструировании системы необходимо учитывать законодательство той или иной страны.

При реализации принципа отношений собственности в трансферной

цене агрегат формулы расчета цены выглядит следующим образом:

Пткminост= Ск+(Ксс)/100+.+(Кзз)/100+Нипрплпср, где

Пост - остаточная прибыль

Кс, К3- соответственно, собственный и заемный капитал

Цс, Цз - соответственно, цена собственного и заемной) капита >м

Ни - налог на имущество

Нп - налог на прибыль

Прп - прибыль на развитие производства

Плп - прибыль на личное потребление

Пср - прибыль на социальное развитие.

При использовании второго принципа - принцип производственных отношениий трансфертная цена будет равняться:

Цтнормир+ (Снормир*R)/100

Цтнормиррасчнормир+ФЗПотделения/ФЗПпредприятияз/п

Нз/п - норма заработной платы.

Недостаток данного метода состоит в том, что данная формула не учитывает разницу фондоемкости производства различных подразделений, и цены на продукцию фондоемких производств, рассчитанные по данном фор муле всегда будут ниже необходимых значений:

Цтнормиррасчнормиротделенияпредприятияфондов

 

Недостаток: не учитывает отдельную трудоемкость, материалоемкость в различных отделениях.

 

В основе третьего принципа лежит простое сопоставление трансфертной цены и рыночной цены на соответствующие виды продукции.

При использовании принципа отношений собственности применяется следующая методика формирования трансфертных цен. Рассмотрим следующие этапы этой методики:

 

1. Определяется нормативная себестоимость изделий, деталей и уз­лов. Вопросы нормативной себестоимости будут рассмотрены ниже.

2. Определяются нормативы остаточной прибыли на рубль фон­дов, на рубль заработной платы, на одного человека ППП по предприятию в целом, а также утверждаются нормативы цен на собственный, заемный капи­тал и на величину активов, находящихся в распоряжении отделений.

Нна развитие произ.=Прп по пред./Ст-тьОФпо пред.

Прп по отдел.= Нна развитие произ.*Ст-тьОФпо отдел.

Нна соц развитие=Пср по пред./Ч ПППпо пред.

Пср по отдел.= Нна соц развитие*Ч ПППпо отдел.

Нна лич потреб.=Плп по пред./ФЗПпо пред.

Плп по отдел.= Нна лич потреб.*ФЗПпо отдел.

 

3. Затем на основе нормативов и величины ресурсов, закреплен­ных
за отделениями, определяют объемы минимальной и остаточной прибы­ли,
которые должны быть заработаны конкретным отделением.

Пост i отд=Прп i отд+Пср i отд+Плп i отд

Чтобы определить минимальную норму прибыли отделения, необхо­димо до них довести и утвердить следующие нормативы:

♦ Норматив цены на собственный капитан (норма дивидендов)

♦ Норматив цены на заемный капитал

♦ Распределение капитала на собственный и заемный. Этот показа­тель формируется при разработке бизнес политики предприятия

 

Пmin=(Ксс)/100+ +(Кзз)/100

 

4. Затем данные объемы прибыли должны быть распределены в
трансфертные цены но отдельным видам продукции.

Далее необходимо все составляющие прибыли распределить пропор­ционально базам, рассчитанным при калькулировании себестоимости.

Прибыль на развитие производства необходимо пустить в калъкуляцию ТЦ единицы изделия. Для этого надо найти норматив на развитие производ­ство для i-гo подразделения:

Н1рп iрп i/∑Аi, где

Аi. - сумма амортизации.

Теперь задача состоит в том, чтобы найти всю величину амортизации В себестоимости единицы продукции. Для этого необходимо провести анализ косвенных смет расходов.

Пусть величина РСЭО в единице продукции j-ro продукта равна 12 руб. Необходимо произвести следующие расчеты: пусть сумма затрат РСЭО по отделению 10000 руб., а сумма амортизации 4000 руб. Тогда можно рас­считать долю амортизации в РСЭО - 4000/10000~40%. Амортизация для j-ro продукта равна (12*40%)/100=4,8 руб.

Аналогично:

Общецеховые расходы (ОЦР) =8 руб. Из нее найдем сумму амортиза­ции. Как правило, сумма амортизации в ОЦР в процентном выражении меньше, чем в РСЭО. Пусть амортизация составила 2000 руб., а ОЦР - 14000 руб., тогда доля амортизации в ОЦР будет равна — 2000/14000=1/7%. Амор­тизация для j-гo продукта - 8* 1/7%= 1,1 руб.

Суммарная амортизация составит - 4,8+1,1=5,9 - сумма амортизации в себестоимости конкретного вида продукта.

Чтобы определить минимальную прибыль конкретного отделения,
необходимо эту сумму умножить на норматив на развитие производства дан­ного
отделения.

Минимальная норма прибыли причитается предприятию-плательщику обязательств соответствующим контрагентом рынка.

Остаточная прибыль остается на счетах подразделения и использует­ся в соответствии с его штанами. При этом необязательно расчетные сумм*) на конкретные цели должны использоваться в соответствии с их первона­чальным и плановым назначением, то есть при необходимости вся остаточ­ная может быть израсходована подразделением, например, на цели развития производства или, наоборот, на цели социального развития трудового кол­лектива.

К первой группе способов трансфертного ценообразования примыка­ет способ, использующий плату за потребляемые ресурсы предприятия: ос­новные и оборотные фонды, рабочая сила. Особенно этот способ пригоден для расчета трансфертных цен подразделений, работающих на условиях арендного подряда. За таким подразделением жестко закрепляются элементы основных и оборотных фондов.

Тогда:

Цтнормир + Плата за ОСФ+Плата за ОБФ+Плата за тр.рес.

Плата за все виды ресурсов определяется на основе расчетных норма­тивов, а именно:

♦ Для всех видов фондов в процентном отношении к их величине

♦ Плата за трудовые ресурсы устанавливается фиксировано в ви­де твердой суммы, на1гример, на одного рабочего или на работ­ника сферы управления.

Норматив пшаты за фонды определяется по следующей формуле:

Нпл.ф.= Цс * dсоб.кап.з*dзаем. кап.= Цс * dсоб.кап.з *( 1-dзаем.кап.)

Данный метод при четкой организации его осуществления выполняет, кроме всего прочего, и ресурсосберегающую функцию.

20 млн.р.* 10%/100+100 чел.*5000р.=2500 т.р.

10 млн.р.* 10%/100+60 чел.*5000 р.=1,3 млн.р.

Там, где нет ограничений по мощности, ТЦ должна быть установлена на уровне переменных издержек, если они постоянны на единицу продукции. Однако отечественная и зарубежная практика показывает, что многие фирмы используют ТЦ по методу «Издержки+». Причем в основе трансфертной це­пы могут быть как переменные, так и общие издержки и исчисленная тем или иным способом прибыль. Используется этот метод в том случае, когда нет


 

рынка полуфабрикатов или он несовершенен. Существует серьезная опас­ность, что определенная таким образом ТЦ будет побуждать руководителя получающего подразделения ограничивать выпуск продукции ниже опти­мального для компании в целом.

Данная система трансфертного ценообразования, исходя из принципа производственных отношений (производственной необходимости) использу­ется на большинстве государственных и муниципальных унитарных прея приятиях. Здесь величина прибыли в трансфертной цене может быть опреде­лена путем распределения прибыли по предприятию по изделию пропорцио­нально:

♦ заработной плате

♦ себестоимости обработки (не учитывается прошлый труд, то есть материальные затраты, которые понесло предприятие)

♦ фондоемкости деталей, узлов, производимых в производствен­ных подразделениях.

Тогда трансфертная цена будет иметь следующие модификации:

Пропорционально заработной плате -

Цтiпо изд. i * З/ппо изд. i /∑З/ппо подр.в целом

Пропорционально себестоимости обработки -

Цтiпо изд. i * Спо изд. i /∑Спо подр.в целом

Пропорционально фондоемкости -

Цтiпо изд. i * Фпо изд. i /∑Фпо подр.в целом

Для примера рассчитаем ТЦ машинокомплекта, изготовляемого в за­готовительном цехе для производства скребковых конвейеров. Коэффициент, выражающий отношение общего планового фонда зарплаты цеха к величине заработной платы производственных рабочих, для заготовительного цеха оп­ределен в размере 3,327. С учетом того, что заработная плата производствен­ных рабочих в данном цехе равна 8,33 руб., общая сумма зарплаты составит 27,71 руб. (8,33*3,327) на один машинокомплект. Для определения прибыли, включаемой в ТЦ, найдем удельный вес заработной платы данного машино­комплекта в общей сумме заработной платы (820,74 руб.), включаемой в цену готового изделия:

27,71*100/820,74=3,4%

С учетом того, что прибыль в цене готовою конвейера составляет 2836 руб., определим прибыль в ТЦ машинокомплекта:

2826*3,4/100=96 руб.

Этот расчет имеет ряд серьезных недостатков. Так, сумма прибыли цеха рассчитанная пропорционально всей заработной штате работников, не увязана с размером выделенных ему производственных фондов. Вызывает также возражение включение в ТЦ не зависящих от работы цеха общезавод­ских, внепроизводственных расходов.

Свободен от недостатка метод распределения прибыли пропорционально затратам на обработку. Использование его целесообразно на тех предприятиях, где отсутствует существенная дифференциация в фондоемкости производства продукции. Способ распределения прибыли пропорцио­нально фондоемкости на практике в машиностроении применения не нашел. Прежде всего, в связи с отсутствием и сложностью получения информации как по фондоемкости деталей и узлов, производимых на предприятии, так и определения этого показателя по изделию в целом при многономенклатур­ном производстве. Кроме этого, при использовании данного способа не учи­тывается дифференциация трудоемкости изготовляемой продукции.

Может применяться и метод распределения заводской прибыли про­порционально заработной плате, себестоимости продукции и стоимости об­работки деталей и узлов, изготовляемых производственными под­разделениями.

Данные формулы трансфертной цены успешно выполняют свои функции только при:

· одинаковой структуре производственных затрат

· одинаковой структуре капитала по разным подразделениям.

Если анализировать трансфертное ценообразование пропорционально заработанной плате, то будут выигрывать подразделения с высокой удельной трудоемкостью и проигрывать подразделения с высокой фондоемкостью.

При использовании второй формулы трансфертной цены будут выиг­рывать в цене подразделения с высокой удельной фондоемкостью.

Наконец, в использовании третьей формулы цены явных недостатков нет (амортизация и заработная плата гасят друг друга).

Существующие методы ценообразования не дают управляющему возможности воздействовать на рынок. В этих условиях единственным, наи­более логичным и потому эффективным подходом к формированию цены фирмой является следующий:

 

Анализ потенциальных цен реализации товаров фирмы  
Сопоставление затрат фирмы, требуемых на производство товара, с потенциальными ценами реализации  
Принятие решения об ассортименте производимых товаров и потенциальном круге покупателей

Нетрудно заметить, что и в такой логике затраты существенно влияют на цены и коммерческую политику фирмы. Фирма с особенно низким уровнем затрат может позволить себе устанавливать цены ниже, чем у кон­курентов, и при этом иметь большие, чем у последних объемы продаж.

Нередко трансфертные цены называют расчетными. Это объясняется тем, что внутрифирменный оборот не имеет коммерческого характера в ши­роком смысле, не является, но сути, товарным обменом. Поэтому, цены здесь не подвержены в полной мере воздействию факторов рыночного спроса ипредложения, а являются результатом хозяйственной политики в интересах фирмы в целом и носят, как правило, чисто расчетный характер.

Трансфертные (внутрифирменные, расчетные) цены формируется в соответствии с утверждаемым руководством фирмы положением. Обычно расчетная цена устанавливается на все виды производимых подразделениями фирмы изделий, полуфабрикатов, работ и услуг, поставляемых ими друг дру­гу и на сторону. В отличие от рыночных цен такие цены ориентированы на создание всем подразделениям равновыгодных условий деятельности.

Единой методики формирования расчетной цены нет, они разрабаты­ваются с учетом производственных особенностей и организационной струк­туры конкретного предприятия. Подход здесь примерно такой же, как при формировании учетной или амортизационной политики предприятия.

К общим принципам можно отнести следующие:

- трансфертная цена является лишь учетной категорией, необходи­мой для обеспечения хозяйственных связей между внутренними подразделе­ниями предприятия, если продукция полностью потребляется внутри пред­приятия. При этом она не влияет- на конечные результаты деятельности;

- трансфертная (внутренняя) цена совпадает с оптовой ценой предприятия в целом, если определенный вид продукции от начала до конца про­изводится в одном подразделении - центре ответственности;

- сумма трансфертах цен подразделений равна оптовой цене пред­приятия, если изделие выпускается несколькими цехами совместно;

- за основу расчета внутренних цен .принимается нормативный уро­вень затрат на производство изделия или выполнение работы, а также опре­деленный уровень рентабельности;

- трансфертные цены могут периодически корректироваться в связи с изменением внешних условий деятельности фирмы (инфляция и др.).

Для того чтобы определить цену на изделие любого подразделения, необходимо его себестоимость сложись с прибылью, рассчитанной как про­изведение норматива рентабельности подразделения и его себестоимости, и вычесть материальные затраты..

Отдельным весьма актуальным аспектом является установление трансфертных цен при наличии права у подразделения предприятия само­стоятельно выходить на внешних покупателей. В этом случае от правильного формирования трансфертной цены будет зависеть общее финансовое поло­жение организации.

Значительные трудности при определении трансфертных цен вызыва­ет правильное распределение ответственности и полномочий "центров при­были" (т.е. относительно независимых или хозрасчетных подразделений, обеспечивающих получение прибыли). С рядом проблем столкнулась амери­канская компания Thunderbolt, которая является крупным поставщиком изде-лий для легковых автомобилей, автобусов и грузовиков. "Центры прибыли" созданы в этой компании в 1964 г., когда она имела только 2 завода с собст­венными продуктовыми линиями. Управляющие могли сравнительно легко контролировать работу заводов. В 1972 г. число "петров прибыли" выросло до шести с 4-мя заводами и продуктовыми линиями. Однако не все имели крепкие партнерские связи. Выяснилось, что управляющие не в состоянии контролировать ни ассортимент производимой продукции, ни ее объем, ни трансфертные цены. Наблюдались даже случаи, когда управляющие, которые плохо работали, добивались тем не менее хорошей прибыльности. Имела ме­сто и обратная картина.

Управляющие часто возражали против навязываемого им ассорти­мента продукции, неправильно подсчитанных трансфертных цен или зани­жения объема производства. Измерение прибылей, получаемых отдельными "центрами", не выглядело справедливым. Продукция, передаваемая от произ­водственных отделений сбытовым, не имела реальной рыночной цены, вследствие чего трансфертные цены были фиктивными. Кроме того, произ­водственные отделения могли повысить прибыль, расширяя продуктовые ли­нии, не думая о трудностях сбытовых подразделений при размещении запа­сов, обработке дополнительного количества продукции и т.п. Все это под­толкнуло к отказу от практики "петров прибыли" и установления транс­фертных цен.


Просмотров 440

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!