Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Уддияна-бандха в положении стоя



 

Станьте прямо, расставив ноги на расстояние около полуметра. Слегка наклонитесь вперед, упритесь ладонями в переднюю поверхность бедер чуть выше коленей.

Смотрите вперед. Глубоко вдохните и полностью выдохните. Задержите дыхание на выдохе. Втяните живот и зафиксируйте на некоторое время это положение (не смотрите вниз).

Затем прервите уддияну, медленно вдохните и расслабьте все тело.

Примечание: Этот вариант уддияна-бандхи является более легким и рекомендуется для начинающих. Все остальные детали выполнения остаются такими же, как и для уддияны в положении сидя.

 

 

Маха-бандха (большая бандха)

 

Сядьте в медитативную позу, предпочтительно в сиддхасану или в сиддха-йони-асану.

Глубоко вдохните и полностью выдохните. Выполните джаландхара-бандху, уддияна-бандху и мула-бандху.

Сосредоточивайтесь поочередно на каждой из следующих чакр: муладхара, манипура, вишуддха, мысленно повторяя их названия. Концентрируйте сознание на каждой чакре лишь несколько секунд и переходите к следующей.

Сосредоточение по очереди на всех трех чакрах – это один цикл концентрации. Продолжайте выполнять циклы концентрации (в указанном выше порядке) в течение времени, на которое вы можете задержать дыхание без ощущения дискомфорта (сосредоточение можно прервать в любом месте цикла).

Прервите мула-бандху, затем уддияна-бандху и наконец джаландхара-бандху; медленно вдохните.

Успокойте дыхание и повторите маха-бандху.

Примечание: Большинству практикующих будет трудно определять точное местонахождение чакр. Им мы рекомендуем обратиться к приложению, где указано приблизительное их расположение.

Маха-бандха наиболее эффективна в том случае, если дыхание задерживается как можно дольше. Практикующий должен стараться мягко, не торопясь (но регулярно) развивать свою способность задерживать дыхание. Но без чрезмерных усилий!

Длительность практики: Выполняйте маха-бандху не более 9 раз.

Меры предосторожности: Предостережения те же, что и для каждой из трех бандх. Не пытайтесь выполнять маха-бандху до тех пор, пока не освоите в совершенстве каждую из трех бандх.



Ограничения: Круг лиц, которым маха-бандха не рекомендуется, тот же, что и для трех составляющих ее бандх.

Польза практики: Полезное воздействие маха-бандхи – суммарное воздействий трех составляющих ее бандх. В частности, она полезна для духовных искателей, поскольку представляет собой очень мощный метод стимуляции потока психической энергии и погружает ум в медитативное состояние.

 

Мудры

 

Введение

 

На протяжении тысячелетий знание практик йоги, таких, как асаны и пранаяма, было доступно для большей части населения Индии, особенно если они были убежденными искателями истины. Однако знание высших, более мощных практик было привилегией немногих избранных, поскольку оно либо устно передавалось гуру (духовным учителем) своим ученикам, либо извлека – лось из санскритских текстов, написанных древними риши (Учителями). В настоящее время огромное количество людей во всем мире готово и стремится ускорить свое духовное развитие. Искатель наших дней полон вопросов и ищет путь, ведущий к самореализации. Новый век характеризуется широким распространением практик, которые до недавнего времени были секретами, хранившимися в строжайшей тайне. Одни из самых важных таких практик – мудры йоги.

Считается, что мудры-даже более важные и мощные практики, чем асаны и пранаямы, так как они помогают пробудить в человеке спящую змеиную силу – кундалини-шакти . Самым древним литературным источником, посвященным мудрам (и другим практикам йоги), является "Гхеранда – Самхита " – трактат по хатха-йоге, автором которого считается риши Гхеранда.



В этой книге Шива (Бог йогов), рассказывая о йоге своей супруге и ученице Парвати, говорит: "О Дэви, я рассказал тебе о мудрах, знание которых подарит тебе все сиддхи (оккультные силы)".

В "Гхеранда-Самхите" описывается и разъясняется в общей сложности 25 мудр, многие из которых могут выполняться только под руководством гуру. Во всяком случае, мы не советуем выполнять высшие практики без соответствующей подготовки. Ниже мы объясним лишь несколько мудр в упрощенной, общедоступной форме.

Мудра - это определенный жест или позиция, выражающие состояние духа человека. В индийской системе классического танца мудры – это символические жесты рук, которые передают определенные настроения и эмоции. В йоге многие из мудр также выполняются руками, например йони-мудра или чин-мудра. Они преследуют ту же цель, что и в танце, – вызвать в практикующем созерцательное настроение.

Некоторые мудры используются также для того, чтобы управлять непроизвольными физиологическими процессами, обычно происходящими без участия сознательного ума. Мудры позволяют практикующему развить способность чувствовать потоки жизненной энергии (праны) внутри тонкого тела и осуществлять сознательное управление этими потоками. Например, направ – лять их в любую часть своего тела (с целью самолечения) и даже за его пределы (с целью лечения других людей).

Многие из мудр являются ансамблем различных бандх, асан и пранаям, объединенных в одну практику. Таким образом, можно создавать очень мощные комбинации, подбирая такие составные части, которые бы усиливали полезные воздействия друг друга. Мудры подготавливают ум к медитации, делая его способным концентрироваться на одной точке (экаграта ) и отвлекая чувства от объектов (пратьяхара ).

И хотя мудры практикуются в основном в духовных целях, многие из них оказывают благоприятное воздействие как на умственном, так и на физическом плане. Эту информацию, систематизированную по каждой мудре в отдельности, вы найдете ниже.

 

 

Гьяна-мудра (жест мудрости)

 

Примите позу для медитации. Согните указательные пальцы таким образом, чтобы они касались внутренней стороны больших пальцев. Три остальных пальца (на обеих руках) вытяните так, чтобы они немного разошлись друг от друга.

Положите руки на колени ладонями вниз. При этом кончики больших и трех несогнутых пальцев должны быть направлены в пол.

 

 

Чин-мудра (жест сознания)

 

Чин-мудра выполняется таким же образом, как и гьяна-мудра, отличаясь лишь тем, что обе руки кладутся на колени ладонями вверх.

Продолжительность: Когда практикующий принимает какую-либо медитативную позу, он обязательно должен выполнить одну из этих мудр.

Польза практики: Гьяна– и чин-мудра являются простыми, но важными нервно-психическими замками пальцев и придают медитативным асанам (и другим позам) завершенность, делая их более мощными. Корректируя нервные импульсы рук, они помогают практикующему находиться в расслабленном, устойчивом положении в течение длительных периодов времени.

 

 

Шамбхави-мудра (сосредоточение взгляда на точке между бровями)

 

Примите любую медитативную асану, выпрямите спину, положите руки на колени, придав пальцам форму чин – или гьяна-мудры. Смотрите вперед, зафиксировав взгляд на одной точке.

Затем, не двигая головой, поверните глаза как можно выше вверх и сфокусируйте их на точке между бровями.

Постарайтесь приостановить мышление; медитируйте на свое Я (атма ) или на высшее сознание.

Продолжительность: В начале вашей практики удерживайте мудру лишь несколько минут; постепенно увеличивайте время удержания.

Польза практики: Эта мудра является одной из наиболее высоко ценимых практик йоги и тантра-шастр (древних текстов). Достигшие совершенства в практике шамбхави-мудры могут покидать пределы ума, интеллекта и эго и входить в духовные сферы сознания.

Практика шамбхави-мудры укрепляет мышцы глаз, успокаивает разум, а также является мощным средством пробуждения аджня-чакры.

 

 

Агочари-мудра или насикагра-дришти (сосредоточение взгляда на кончике носа)

 

Примите любую медитативную асану, выпрямите спину, голову держите прямо. Сфокусируйте оба глаза на кончике носа.

Дыхание: На некоторое время дыхание может быть задержано (как на вдохе, так и на выдохе). В этом случае глаза могут оставаться сфокусированными на кончике носа также и во время вдохов и выдохов между задержками.

Если практика продолжается длительное время, дыхание должно быть нормальным (без задержек).

Предостережение: Не переутомляйте глаза. Медленно и постепенно (на протяжении недель и месяцев) увеличивайте длительность сосредоточения.

Эта мудра, также как и шамбхави, развивает силу концентрации. Она пробуждает муладхара – чакру, развивает способность сосредоточиваться на самом себе и вводит практикующего в психические и духовные планы сознания.

 

 

Мандуки-мудра (мудра лягушки)

 

Сядьте в бхадрасану и выполните насикагра-дришти. Медленно вдохните и выдохните через нос.

Сосредоточьтесь на запахах.

Польза практики: Эта мудра-мощное средство пробуждения муладхара-чакры и восприятия психических запахов на более глубоких стадиях медитации.

Примечание: Эта мудра очень похожа на агочари-мудру (насикагра-дришти).

 

 

Бхучари-мудра (смотрение в пустоту)

 

Примите любую медитативную асану. Поле зрения должно быть абсолютно свободно. Лучше всего смотреть на пустую, ровную стену.

Положите левую руку на левое колено. Правую руку поднимите на уровень лица; согните ее в локте так, чтобы рука расположилась горизонтально, а локоть был направлен вправо. Рука (от локтя до кончиков пальцев) должна быть прямой, ладонь направлена вниз, а пальцы – влево.

Большой палец правой руки поместите у верхней губы и кончика носа. Сосредоточьтесь на мизинце поднятой руки. Через несколько минут уберите руку и продолжайте смотреть в то место, где был расположен мизинец.

Удерживайте глаза сфокусированными на пустом месте как можно дольше. Старайтесь остановить процесс мышления.

Польза практики: Эта практика развивает силу концентрации и память, а также является хорошим подготовительным средством к медитации, так как ум успокаивается и сосредоточивается на самом себе.

 

 

Акаши-мудра (познание своего Я)

 

Примите любую медитативную асану. Выполните кхечари-мудру, удж-джайи-пранаяму и шамбхави-мудру. Одновременно слегка отклоните голову назад так, чтобы голова не касалась плеч. Медленно и глубоко вдохните.

Уджджайи-пранаяма в наклоненном положении может раздражать гортань (в начале практики), но со временем это пройдет.

Продолжительность: Удерживайте конечное положение как можно дольше. Если вы не можете оставаться в конечном положении длительное время, прервите уджджайи-пранаяму, кхечари – и шамбхави-мудры, отдохните некоторое время, а затем повторите еще раз.

Сосредоточение: На аджня-чакре.

Предостережение: Как и все мудры, эта практика должна осваиваться медленно и под руководством опытного инструктора.

Польза практики: При совершенном овладении этой мудрой ум погружается в состояние транса (не в западном, а в йоговском смысле этого слова). Практикующий достигает высшего (космического) сознания и познает свое Я.

Кроме этого практика акаши-мудры приносит ту же пользу, что и уджджайи-пранаяма, шамбхави – и кхечари-мудра.

 

 

Тадаги-мудра (тренировка живота)

 

Сядьте на пол, вытянув ноги вперед и немного раздвинув ступни. В течение практики ноги должны оставаться прямыми. Наклонитесь вперед и ухватите руками большие пальцы ног. Вдохните как можно глубже животом. Задержите дыхание на вдохе на удобный для вас период времени. Затем расслабьте тело и выдохните (пальцы ног продолжайте удерживать). Вдохните и выдохните в расслабленном состоянии. Затем вновь глубоко вдохните и задержите дыхание.

Выполните до 10 задержек дыхания.

Сосредоточение: На манипура-чакре.

Польза практики: Эта мудра тонизирует все органы брюшной полости и желудок; улучшает процесс пищеварения; стимулирует и тонизирует сплетения нервов, иннервирующих многие внутренние органы.

Примечание: Три мудры – тадаги, бхуджангини и каки – оказывают сходное воздействие на организм. Все они стимулируют ротовую полость, пищевод и желудок, помогая, таким образом, устранить многие заболевания этих органов.

 

 

Бхуджангини-мудра (дыхание кобры)

 

Примите асану для медитации и расслабьте все тело.

Попытайтесь пить воздух ртом и, глотая, направлять его в желудок. Делайте серии глотков, как будто вы пьете воду. Наполните желудок как можно больше, ненадолго задержите воздух внутри, а затем вытолкните его с помощью отрыжки.

Продолжительность: Для поддержания здоровья достаточно выполнять бхуджангини-мудру от трех до пяти раз за одно занятие. При специфических заболеваниях можно делать большее количество повторов.

Последовательность: Эта мудра может выполняться в любое время, но она особенно эффективна после очищения кишечника (шанкхапракшаланы).

Польза практики: Эта практика омолаживает стенки пищевода, а также железы, выделяющие пищеварительные соки; тонизирует желудок и помогает избавиться от нарушений в его работе. Задержка воздуха в желудке позволяет удерживать тело на поверхности воды сколь угодно долгое время.

Примечание: Эта мудра имитирует дыхание змеи.

 

 

Каки-мудра (клюв вороны)

 

Примите асану для медитации. Выпятите губы и придайте им форму узкой трубочки. Сфокусируйте глаза на кончике носа.

Глубоко и медленно вдохните через рот. Затем медленно выдохните через нос, сжав губы.

Повторяйте это упражнение как можно дольше.

Польза практики: Воздух, втягиваемый через рот, вступает в контакт со стенками рта и стимулирует выделение пищеварительных секреций, помогая, таким образом, предотвратить и устранить многие заболевания. Каки-мудра как и насикагра-дришти, охлаждает тело.

Примечание: При выполнении этой мудры губы вытягиваются так, что напоминают клюв вороны. Известно, что ворона живет долго и не болеет. Эта мудра дарит долголетие.

 

 

Ашвини-мудра (мудра лошади)

 

Стадия 1.

Примите любую асану для медитации. Расслабьте все тело. Закройте глаза и дышите нормально. Сожмите сфинктерные мышцы ануса, удерживайте их в напряженном состоянии в течение нескольких секунд, а затем расслабьте. Повторите это как можно большее число раз.

Стадия 2.

Вдыхайте, одновременно сжимая мышцы ануса. Продолжая удерживать мышцы ануса в напряженном состоянии, задержите дыхание на вдохе. Затем с выдохом расслабьте анус. Выполните как можно большее количество повторений, но без чрезмерного напряжения.

Сосредоточение: Для духовного совершенствования – намуладхара-чакре. Для физического развития – на анусе.

Последовательность: В любое время дня или в общей программе йоговских упражнений.

Польза практики: При помощи регулярной практики этой мудры, можно добиться контроля над сфинктерными мышцами ануса (подобно лошади). Совершенное овладение этой мудрой позволяет предотвратить утечку праны из тела. Таким образом, жизненная сила может быть сохранена и направлена вверх (в высшие центры) для духовных целей.

Ашвини-мудра является прекрасным упражнением, подготавливающий тело к выполнению мула-бандхи. Она очень полезна для людей, страдающих геморроем, прободением прямой кишки или матки. В таких случаях ашвини мудра будет особенно эффективна в сочетании с любыми перевернутым позами. Кроме того, она стимулирует перистальтику кишечника, устраняя запор.

 

 

Кхечари-мудра (языковый замок)

 

Способ раджа-йоги

Загните язык вверх и назад так, чтобы его нижняя часть касалась нёба (рот держите закрытым). Старайтесь продвинуть кончик языка назад как можно дальше, но не перенапрягайтесь.

Удерживайте это положение как можно дольше.

Начинающие могут очень быстро почувствовать дискомфорт. Им рекомендуется на несколько секунд расслабить язык, а затем вновь выполнить языковый замок. С течением времени (при регулярной практике) язык будет автоматически подниматься к синусам, стимулируя тем самым многие нервные центры мозга.

Способ хатха-йоги

Эту форму кхечари-мудры должны выполнять только опытные практикующие и только под наблюдением инструктора. Она требует терпения и настойчивости. Сухожилие под языком должно понемногу (в течение нескольких недель) подрезаться. Для этой цели можно использовать либо хирургический нож, либо острый камень.

Ежедневно массируйте язык, оттягивая его доящими движениями. Для облегчения этого процесса можно использовать сливочное, подсолнечное или другие виды масел. Продолжайте массировать язык в течение многих месяцев, пока он не вытянется так, что вы сможете коснуться его кончиком точки между бровями. Когда язык достигнет нужной длины, кхечари-мудру можно выполнять в полном объеме.

Загните язык вверх и назад в полости рта.

Осторожно продвиньте его по задней части нёба как можно дальше к глотке. Таким образом, проходы воздуха будут перекрыты и со временем откроется психический центр, известный как лалана-чакра.

Дыхание: Начинающие могут дышать нормально. Постепенно старайтесь уменьшить частоту дыхания до тех пор, пока количество дыханий не достигнет 5-8 вминуту. Это произойдет через два или более месяцев систематической практики.

Длительность практики: Кхечари-мудру следует делать как можно дольше – предпочтительно во время отдыха и расслабления. Эта практика может выполняться также в сочетании с уджджайи-пранаямой и другими техниками йоги.

Предостережение: Без руководства опытного инструктора не пытайтесь выполнить полную форму. Если кхечари-мудра практикуется в ходе выполнения физических упражнений, могут появиться горькие на вкус выделения. Это вредно. Поэтому практикующему настоятельно рекомендуется прекратить выполнение мудры, как только он почувствует горький привкус во рту.

Польза практики: Эта мудра оказывает очень тонкое воздействие на человеческий организм. В задней части нёба расположены различные точки и железы, реагирующие на давление и осуществляющие контроль над активностью тела. Нажим изогнутым языком стимулирует секреторные выделения этих желез. Это оказывает благотворное воздействие на здоровье в целом.

Кроме того, кхечари-мудра стимулирует образование слюны, которая устраняет чувство голода и жажды. Йоги, которых закапывали в землю на длительное время, постоянно удерживали кхечари-мудру. Это позволяло им задерживать дыхание на нужный период времени без всякого вреда для организма.

Кхечари-мудра пробуждает кундалини-шакти и помогает сохранять жизненную энергию тела.

Выполнение полной формы кхечари-мудры может вызвать отделение астрального тела от физического, в результате чего сознание погружается в ака-шу – пространство между астральным и физическим планами.

В древних текстах, посвященных йоге, эта мудра рассматривалась как очень важная.

 

 

Йога-мудра (мудра духовного единства)

 

Сядьте в падмасану. Если это невозможно, то в ваджрасану. Расслабьте тело и закройте глаза.

Медленно выдохните. Задержите дыхание на выдохе и сосредоточьтесь на муладхара-чакре.

Затем медленно вдыхайте, чувствуя одновременно, как дыхание и сознание медленно поднимаются от муладхары к аджня-чакре.

Задержите дыхание и сосредоточьтесь на аджня-чакре.

Медленно выдыхайте, наклоняясь вперед так, чтобы начало наклона совпало с началом выдоха, а лоб в конце наклона коснулся бы пола в тот момент, когда выдох полностью закончится.

Одновременно почувствуйте, как дыхание и сознание опускаются вниз от аджни к муладхаре. На несколько секунд задержите дыхание на выдохе, сосредоточиваясь на муладхаре.

Затем вдохните, поднимая туловище в вертикальное положение, и почувствуйте, как сознание и дыхание движутся вверх от муладхары к аджне.

Все эти действия должны быть скоординированы.

Задержав дыхание в исходном положении, сосредоточьтесь на аджня-чакре. После этого выдохните и вновь наклонитесь вперед, повторяя все описанные выше действия.

Примечание: Принятая вами поза идентична той, которая описывалась ранее в разделе асан, изменена только область сосредоточения.

Продолжительность: Начинающие ученики могут выполнять йога-мудру в течение одной минуты, а затем постепенно увеличивать длительность практики. Опытные практикующие могут выполнять мудру в течение 15 минут и больше. Дыхание должно быть настолько медленным, насколько это возможно (без ощущения дискомфорта). Задержки дыхания на вдохе и на выдохе должны быть максимальной длительности, но без ощущения дискомфорта.

Последовательность: Лучше всего практиковать йога-мудру до медитации, но можно и в любое подходящее для вас время.

Польза практики: Йога-мудра является отличным упражнением, подготавливающим ум, тело и сознание к медитации. Она развивает способность к восприятию и управлению психической энергией.

Йога-мудра успокаивает ум и устраняет эмоциональную неуравновешенность. Она оказывает те же полезные воздействия, что и неполная форма йога-мудры (смотрите раздел об асанах).

 

 

Прана-мудра (или шанти-мудра)

 

Примите любую асану для медитации. Спину, голову и шею держите прямо. Закройте глаза, положите руки на колени.

Стадия 1.

Вдохните как можно глубже и выдохните, втягивая живот, чтобы удалить из легких весь воздух.

Выполните мула-бандху, одновременно задерживая дыхание на выдохе и сосредоточиваясь на муладхара-чакре.

Останьтесь в этом положении на то время, в течение которого вы можете задерживать дыхание без ощущения дискомфорта.

Стадия 2.

Освободите мула-бандху. Вдохните медленно и глубоко, максимально расширяя живот для того, чтобы набрать в легкие как можно больше воздуха. Одновременно поднимите руки до уровня пупка.

Ладони должны быть раскрыты и направлены к туловищу, пальцы обращены друг к другу и не соприкасаются.

Пытайтесь почувствовать движение праны, или жизненной энергии, поднимающейся по позвоночнику из муладхара-чакры к манипура-чакре, по мере того, как делается выдох.

Движение рук должно быть скоординировано с движением живота при вдохе.

Стадия 3.

Продолжайте вдох, расширяя грудную клетку и поднимая руки до тех пор, пока они не окажутся на уровне груди. Во время вдоха старайтесь почувствовать движение праны из манипура-чакры к анахата-чакре.

Стадия 4.

Вдохните еще больше воздуха в легкие, приподнимая плечи. Почувствуйте движение праны вверх (распространяющееся подобно волне) – к вишуддха-чакре и далее – к аджня-чакре и сахасраре. Согласуя движение рук с дыханием, поднимите их до уровня шеи.

Стадия 5.

Задержите дыхание на вдохе, вытянув руки в стороны. В конечном положении руки находятся на уровне глаз и немного согнуты в локтях.

Сосредоточьтесь на сахасрара-чакре.

Попытайтесь увидеть ауру из чистого света, излучаемую головой. Почувствуйте, как все ваше существо посылает вибрации мира.

Задержитесь как можно дольше в этом положении, но не перенапрягайте легкие. Затем с выдохом вернитесь в исходное положение, повторяя стадии 1-5 в обратном порядке.

В конце выдоха вы должны перенести сосредоточение на мула-бандху. Выдыхая, ощущайте, как прана нарастающим потоком движется вниз через каждую чакру.

Расслабьте тело; дышите медленно и глубоко.

Когда практикующий в совершенстве овладевает этой мудрой, он может видеть свое дыхание в виде потока белого света, восходящего и нисходящего внутри сушумна-нади.

Последовательность: Предпочтительно практиковать прана-мудру перед медитацией.

Предостережение: Не перенапрягайте легкие. Медленно увеличивайте продолжительность вдоха, задержки дыхания и выдоха.

Польза практики: Практика прана-мудры пробуждает спящую жизненную энергию (прана – шакти) и распределяет ее по всему телу, повышая тем самым силу духа, харизматичность и здоровье.

 

 

Випарита-карани-мудра (мудра в перевернутой позе)

 

Выполните випарита-карани-мудру. Расслабьте все тело и закройте глаза.

Затем выполните уджджайи-пранаяму и кхечари-мудру.

Медленно вдыхая, почувствуйте, как дыхание и сознание движутся от ма-нипура-чакры к вишуддха-чакре. Выдыхая, старайтесь ощутить вишуддха-чак-ру. При следующем вдохе вновь почувствуйте, как дыхание и сознание движутся от манипура-чакры к вишуддха-чакре. Повторяйте этот процесс в течение удобного для вас периода времени.

Продолжительность: Постепенно (в течение недель или месяцев) увеличивайте продолжительность практики от нескольких секунд до 15 минут и более.

Последовательность: По возможности, эту мудру следует выполнять в конце асан и мудр, но до медитации. Не выполняйте ее после напряженных или активных упражнений, а также в течение трех часов после приема пищи.

Ограничения: Не рекомендуется практиковать випарита-карани-мудру людям с увеличенной щитовидной железой, высоким давлением крови или серьезными заболеваниями сердца.

Польза практики: Эта мудра вызывает тонкие изменения в течении праны в тонком теле. В частности, она обеспечивает обильный приток праны из манипура-чакры (пранического центра тонкого тела) к вишуддха-чакре (центру чистоты). Это очищает тонкое тело, что, в свою очередь, способствует исчезновению болезней на физическом плане.

Практика мудры очень эффективно перемещает сексуальную энергию из нижнего центра (муладхара-чакры) в высшие.

 

 

Маха-мудра (большая мудра)

 

Сядьте на пол так, чтобы правая пятка оказалась под анусом, а левую ногу вытяните вперед. Наклонитесь вперед и возьмитесь обеими руками за большой палец левой ноги. Расслабьте все тело.

Глубоко вдохните. Выполните мула-бандху и шамбхави-мудру.

Задерживая дыхание на вдохе, мысленно пробегайте сознанием чакры: муладхару, вишуддху и аджню. Сосредоточение должно удерживаться на каждой из них только на одну-две секунды. Продолжайте циклическое пробегание сознания в таком порядке: муладхара-вишуддха-аджня, муладхара-вишуддха-аджня и т. д., до тех пор, пока вы сможете задерживать дыхание без ощущения дискомфорта.

Медленно выдохните. Оставаясь в наклоненном вперед положении, глубоко вдохните и повторите весь процесс еще раз.

Поменяв ноги, так чтобы левая пятка оказалась под анусом, а правая – вытянутой вперед, повторите упражнение.

Примечание: Лица, для которых покажется трудным находиться в указанной позе, могут практиковать маха-мудру в сиддхасане или сиддха-йони-асане, следя за тем, чтобы пятка оказывала достаточное давление на анальную область.

Продолжительность: Начинающие могут выполнять это упражнение по три раза на каждой ноге. Это количество нужно постепенно увеличить до 12.

Последовательность: Маха-мудру можно выполнять в любое время, но лучше всего делать это до медитации.

Предостережение: При выполнении маха-мудры чем дольше задерживается дыхание, тем лучше, но ни в коем случае не перенапрягайте легкие.

Польза практики: Рассматриваемая мудра является отличным подготовительным упражнением к медитации. Она уравновешивает как разум, так и тело и стимулирует течение психической энергии (прана-шакти), а кроме того, помогает устранить нарушения в работе пищеварительного тракта.

 

 

Маха-бхеда-мудра (мудра больших постижений)

 

Сядьте на пол так, чтобы левая пятка оказалась под задним проходом, а правая нога была вытянута вперед.

Наклонитесь вперед и возьмитесь обеими руками за большой палец правой ноги.

Глубоко вдохните, после чего медленно выдохните и задержите дыхание на выдохе. Выполните джаландхара – , мула – и уддияна-бандху. Сфокусируйте глаза на кончике носа. Сосредоточивайте сознание последовательно на муладхаре, манипуре и вишуддхе. Концентрируйтесь на каждой чакре только в течение одной-двух секунд, а затем переходите к следующей. Сосредоточивайтесь в таком порядке: муладхара-манипура-вишуддха, муладхара-манипура-вишуд-дха и т. д. Перебегайте сознанием от чакры к чакре в течение времени, на которое вы сможете задержать дыхание на выдохе. После этого прервите уддияна-бандху, мула-бандху и, наконец, джаландхара – бандху.

Расслабьте глаза. Вдохните медленно и глубоко.

Польза практики: Это очень мощная техника объединения себя со своей внутренней сущностью (своим Я).

Слово "бхеда " означает "проникать" или "постигать". В этой мудре сознание проникает в чакры и психические каналы.

Все прочие детали выполнения остаются такими же, как и в случае маха-мудры.

 

 

Ваджроли-мудра (удар молнии)

 

Примите любую удобную для вас медитативную асану. Положите руки на колени, закройте глаза и расслабьтесь.

Затем попытайтесь сместить вверх половые органы, напрягая для этого нижнюю часть живота и сжимая сфинктер мочеиспускательного канала. Это сжатие в точности такое же, как и производимое во время позывов к мочеиспусканию, с целью на некоторое время задержать этот акт. При этом яички у мужчин и влагалище у женщин немного смещаются вверх.

Более сложная форма мудры.

Выполнять эту форму ваджроли-мудры не следует без руководства компетентного инструктора. В противном случае организму может быть причинен серьезный вред.

Серебряная трубка длиной примерно 12 дюймов (30 см) вставляется в уретру. Через нее в мочевой пузырь втягивается вода. Когда эта операция будет отработана в совершенстве, приступают к втягиванию молока. Отработав и эту процедуру, переходят к меду. После продолжительной практики эти жидкости могут втягиваться в мочевой пузырь без помощи трубки.

Сначала трубка или катетер вставляется в уретру на глубину около одного дюйма (2,5 см), а затем глубина введения постепенно увеличивается до 12 Дюймов (около 30 см).

Сосредоточение: На свадхиштхана-чакре.

Польза практики: Эта мудра оказывает сильное воздействие на ваджра-на-ди – психический канал, обеспечивающий половые органы праной. Практикующий получает возможность управлять жизненной энергией, которая обычно теряется во время семяизвержения. При достижении совершенства в ваджроли-мудре жизненная энергия семени может быть возвращена, даже если семяизвержение произошло.

Эта энергия может быть трансформирована или сублимирована для высших практик йоги. Ваджроли-мудра – хороший способ утвердиться в брахмачарье.

 

 

Йони-мудра, или шанмукхи-мудра (мудра духовного источника)

 

Примите любую удобную для вас асану для медитации, предпочтительно падмасану или сиддхасану.

Медленно и глубоко вдохните. Задержите дыхание. Закройте уши большими пальцами рук, глаза – указательными, ноздри – средними, а безымянный палец и мизинец расположите соответственно выше и ниже губ, закрывая ими рот. Продолжая задерживать дыхание на вдохе, сосредоточьтесь на бинду-чакре. Старайтесь уловить какие-либо звуковые проявления.

В конце задержки дыхания освободите ноздри от давления средних пальцев и выдохните. Остальные пальцы остаются на своих местах. Снова вдохните и в конце вдоха закройте ноздри средними пальцами.

Продолжительность: По желанию практикующего.

Сосредоточение: На бинду-чакре.

Польза практики: Эта мудра является эффективным средством отвлечения разума от объектов чувств (пратьяхара).

Источником энергии всей Вселенной является первичный непревзойденный звук или вибрация. Назначение этой мудры – провести сознание практикующего через все проявления этого звука – от самого грубого до наиболее тонкого.

Мудра развивает восприятие психических звуков, излучаемых бинду-чакрой, находящейся в затылочной части головы. Примечание: Йони-мудра является техникой нада-йоги.

 

 

Ноумукхи-мудра (закрывание девяти врат)

 

Примите любую удобную для вас асану для медитации. Расслабьте все тело. Медленно и глубоко вдохните. Почувствуйте, как дыхание и сознание медленно поднимаются от муладхара – чакры к сахасраре.

Сосредоточивайтесь поочередно на каждой чакре в следующем порядке: муладхара, свадхиштхана, манипура, анахата, вишуддха, аджня, бинду, сахасрара.

Задержите дыхание на вдохе.

Закройте уши, глаза, нос и рот таким же образом, как в йони-мудре. Выполните мула-бандху и ваджроли-мудру.

Когда задерживаете дыхание на вдохе, сосредоточивайтесь на сахасраре. Задерживайте дыхание как можно дольше, но без ощущения дискомфорта. Затем откройте ноздри и медленно выдохните. Во время выдоха прервите мула-бандху и ваджроли-мудру (руки остаются на своих местах).

Сосредоточьтесь на сахасраре.

В конце выдоха расслабьтесь на несколько секунд, а затем проделайте упражнение еще раз.

Продолжительность: Как можно дольше, но без перенапряжения.

Примечание: Два уха, два глаза, две ноздри, рот, анус и мочеиспускательный канал рассматриваются йогой как девять врат цитадели тела. Закрывая эти врата и направляя разум внутрь, практикующий проникает в десятые врата (сахасрара), находящиеся на макушке головы и известные как врата Брахмы (высшего сознания).

Польза практики: Практика ноумукхи-мудры оказывает то же воздействие, что и практика йони-мудры, но в более мощной форме.

 

 

Пашини-мудра (согнутая мудра)

 

Простая форма

Примите халасану. Раздвиньте ноги на расстояние примерно полуметра друг от друга.

Согните ноги в коленях и поднесите бедра к груди так, чтобы колени одновременно касались пола, ушей и плеч.

Крепко обхватите руками ноги (вместе с головой). Дышите медленно и глубоко.

Сосредоточьтесь на манипура-чакре. Удерживайте это положение как можно дольше, но без ощущения дискомфорта.

Более сложная форма мудры

Примите дви-пада-кандхарасану. Расслабьте все тело и закройте глаза. Дышите медленно и глубоко. Сосредоточьтесь на манипура-чакре.

Предостережение: Не перенапрягайте мышцы спины.

Польза практики: Это упражнение успокаивает нервную систему, позволяя, таким образом, достигнуть состояния пратьяхары; тонизирует мышцы спины и стимулирует спинные нервы, воздействуя посредством этого на все тело и оздоравливая его; массажирует органы брюшной полости и стимулирует половые органы.

 

 

Тадан-крийя (пробуждение кундалини)

 

Сядьте в падмасану. Ладони положите на пол по сторонам тела (пальцы направлены вперед).

Сосредоточьтесь на муладхара-чакре.

Глубоко вдохните. Задержите дыхание после вдоха. Выполните джаландхара-бандху.

Упираясь ладонями в пол, с помощью рук приподнимайте и опускайте тело вверх и вниз (ягодицами касаясь пола). Выполните 7 касаний пола ягодицами.

Удерживайте сосредоточение на муладхара-чакре.

Затем опустите ягодицы на пол и, медленно выдыхая, прервите джаландха-ра-бандху.

Восстановите дыхание. Это составит один цикл упражнения.

Когда дыхание восстановится до нормального, вновь вдохните и повторите упражнение еще раз.

Примечание: Не прилагайте чрезмерных усилий. В то время, когда тело поднимается и опускается, ягодицы и задняя часть бедер должны касаться пола одновременно.

Продолжительность: Начинающие должны выполнять три цикла. Со временем число циклов можно увеличить до 10.

Сосредоточение: На муладхара-чакре.

Предостережение: Не ударяйте ягодицами о пол слишком сильно, чтобы не причинить себе физических повреждений.

Польза практики: Эта мудра – очень эффективное средство пробуждения кундалини-шакти, спящей в муладхара-чакре.

Эффектом регулярной практики тадан-крийи, проявляющимся на материальном плане, является увеличение физической силы, увеличение энергии и выносливости.

 

Введение в хатха-йогу

 

Что представляет собою древняя наука хатха-йога? В классическом рассмотрении она включает в себя шесть основных групп практик. При этом вовсе не имеются в виду только асаны и пранаямы.

Санскритское слово "хатха " является комбинацией двух мантр (базовых или корневых звуков) – "ха " и "тха ". Они обозначают две противоположные по своим полярностям силы Вселенной – положительную и отрицательную, проявляющиеся в человеке как умственная сила (ида-нади) и как физическая сила (пингала-нади), Биджа мантра "ха" обозначает солнечный поток в пингала – нади, а "тха" – лунны поток в ида-нади.

Цель хатха-йоги – установить совершенную гармоник между этими двумя праническими потоками в теле человека. Когда они пол ностью сбалансированы, прана начинает течь в сушумну – наиболее важны] энергетический канал (нади) тонкого тела. В связи с этим растет осознанност человека и он вступает на путь духовного просветления. Именно этот путь - является целью всех разветвлений йоги. Но хатха-йога уникальна!

Согласно древнему тексту "Гхеранда-Самхиты ", существует семь ступеней которые должен пройти каждый ищущий для достижения самореализации. Вот эти ступени:

1. Очищение тела посредством хатха-йоги (шодхана ).

2. Укрепление тела и разума посредством практики асан (дридхата ).

3. Успокоение тела и разума посредством практики мудр и бандх (стхайрья ).

4. Развитие терпеливости, настойчивости и упорства посредством пратьяхар и отвлечение органов чувств от внешних объектов (дхайрья ).

5. Достижение легкости тела посредством пранаямы (лагхава ).

6. Достижение способности прямого восприятия объекта медитации в резуш тате практики сосредоточения и медитации (пратьякша – дхьяна + дхарана ).

7. Отрешение от материалистического мировосприятия посредством объединения со своим Я (самадхи ).

Итак, мы видим, что первым шагом на этом благородном пути является очищение грубого (физического) тела. Без предварительного удаления токсинов и нечистот из тела трудно выполнять упражнения высших ступеней йоги. Именно для этой цели древними йогами были разработаны шесть техник очищения, известных как шаткармы . Эти шесть шаткарм составляют отдельную часть йоги, называемую хатха-йогой.

Существуют следующие шаткармы:

Нети – процесс промывания и очищения носовых проходов (существуют различные методы).

Дхаути – ряд техник очищения всего пищеварительного тракта, начиная от ротовой полости до ануса. Эта система включает в себя также очищение глаз, ушей, зубов, языка и кожи головы.

Наули – очень эффективный способ укрепления органов брюшной полости путем массирования их особым образом.

Басти – методика промывания и тонизирования толстой кишки.

Капалабхати – методика очищения передней доли головного мозга, состоящая из трех простых техник.

Тратака – практика пристального созерцания объекта. Развивает силу сосредоточения, а также пробуждает духовные силы, скрытые внутри каждого из нас. Тратака укрепляет глаза и оптические нервы.

 

 

Джала-нети (промывание носа водой)

 

Оборудование: Для этой практики необходим специальный сосуд, называемый нетилота. Если такого не найдется, используйте заварочный чайник.

Наполните сосуд чистой водой, подогретой, но не слишком горячей. Добавьте в сосуд соль из расчета одну чайную ложку на пол-литра воды. Перед процедурой убедитесь в том, что соль полностью растворилась.

Техника выполнения: Вставьте носик сосуда в левую ноздрю. Медленно наклоните голову вправо, чтобы вода начала вливаться в левую ноздрю. Рот должен быть открыт, так как дышать придется именно ртом, а не носом. Вода должна вливаться в левую ноздрю, а выливаться через правую. Это произойдет автоматически при условии, что сосуд и голова наклонены правильно, а дыхание происходит через открытый рот.

Позвольте воде свободно литься через ноздри примерно 20 секунд. Затем уберите сосуд и прочистите нос, с силой, как это делают в бхастрика-пранаяме, продув его. Но не напрягайтесь при этом слишком сильно.

После этого повторите то же самое, вливая воду в правую ноздрю и наклоняя голову влево.

По окончании повторите еще раз – влейте воду сначала в левую ноздрю, а затем в правую.

Просушивание носа: Теперь нос должен быть полностью прочищен и просушен следующим образом:

Станьте прямо, ноги держите вместе. Сомкните руки за спиной. Наклонитесь вперед так, чтобы голова оказалась между ног, а макушка была бы направлена вниз. Задержитесь в этом положении примерно на 30 секунд. Это позволит всей воде вытечь из носа. Находясь в этом положении, с силой продуйте ноздри 5 раз и выпрямитесь. Закройте одну из ноздрей, мягко нажав на нее сбоку пальцем. Вдохните и выдохните с силой 30 раз в быстром темпе, стараясь чтобы при выдохе из носа удалялось максимальное количество влаги. Повторите то же самое с другой ноздрей, а затем с обеими ноздрями одновременно. Если в носу все еще останется вода, повторяйте процесс осушения до тех пор, пока нос не станет совершенно сухим.

Общие советы: Во время первой попытки промывания носа при прохождении воды может возникнуть ощущение жжения. Это происходит потому, что слизистые оболочки носа не привыкли к контакту с водой. После проведения нескольких промываний джала-нети это ощущение пройдет.

При первых сеансах проведения джала-нети могут также покраснеть глаза, но этот эффект тоже пройдет спустя некоторое время.

Те, у кого в носу имеются препятствия для свободного прохождения воды, должны выполнять сутра-нети.

Частота проведения: Ежедневно по утрам. При простудах – более часто.

Предостережение: Вода должна проходить только через нос. Если она попадает в горло или рот, это является показателем того, что голова исполнителя расположена неправильно. По окончании джала-нети убедитесь, что ваш нос совершенно сухой. В противном случае слизистые оболочки носовых ходов будут раздражаться и у вас появятся симптомы простуды. При просушивании носа не дуйте слишком сильно.

Ограничения: Лица с хроническими кровотечениями в носу не должны делать эту процедуру без консультации опытного инструктора.

Польза практики: Процедура промывания удаляет из носовых ходов всю грязь и бактерии; помогает при синуситах, различных нарушениях функций ушей, глаз и носоглотки: миопии, некоторых типах глухоты, тонзилите, воспалении аденоидов и слизистых оболочек; оказывает охлаждающее и смягчающее воздействие на головной мозг; полезна при истерии, эпилепсии, мигрени и депрессии; дает ощущение общей легкости и свежести; помогает преодолевать сонливость. А также способствует пробуждению аджня-чакры, стимулируя обонятельные луковицы над синусами.

Варианты Опытные практикующие могут выполнять джала-нети просто выпивая воду из стакана через нос. В этом случае может использоваться как холодная, так и теплая вода (холодная вода может раздражать слизистые оболочки носа). В особых случаях нос может промываться молоком (дугдха-нети), топленым жидким маслом, очищенным растительным маслом (гхрита-нети) или мочой.

Более подробные сведения, а также практическое руководство вы можете получить у инструктора йоги.

 

 

Сутра-нети (очищение носа жгутом)

 

Традиционно для выполнения сутра-нети использовался хлопчатобумажный жгут, пропитанный воском. В настоящее время для этой процедуры с большим успехом применяются тонкие резиновые трубки, имеющиеся в большинстве аптек.

Техника выполнения: Жгут или резиновая трубка пропускается через одну ноздрю и извлекается через рот. Затем жгут с помощью рук двигается внутри ноздри вверх-вниз. Таких попеременных движений жгута нужно сделать примерно 30-50, после чего жгут извлекается из ноздри.

То же самое проделывается с другой ноздрей.

Частота проведения: Ежедневно после джала-нети.

Предостережение: Жгут должен двигаться в ноздре медленно и аккуратно. Не пытайтесь выполнить эту процедуру без руководства опытного инструктора.

Польза практики: Та же, что и от джала-нети, но сутра-нети, кроме того, открывает заблокированные носовые проходы.

 

 

Дхаути

 

Практики дхаути – это обычные способы очищения тела. Существует много типов дхаути для различных частей тела.

Данта-дхаути. Очищение частей тела выше шеи. Она включает в себя правильный уход за зубами с использованием зубного порошка, пасты или зубочисток; чистку языка путем протирания его пальцами (джихва-дхаути); очищение ушей (карна-дхаути); очищение кожи головы (капал-рандхра-дхаути); промывание глаз водой (чаксуа-дхаути).

Ватсара-дхаути. Процесс омоложения желудка путем проматывания (питья) воздуха. Читатель может сравнить ватсара-дхаути с бхуджангини-мудрой, в которой выполняются аналогичные действия. Проглоченный воздух удерживается некоторое время в желудке, а затем с помощью отрыжки выводится из организма. Это помогает устранить и предотвратить многие заболевания желудка.

 

 

Варисара-дхаути (Шанкхапракшалана)

 

Слово "шанкха " означает "раковина", а слово "пракшалана " – "промывание". Практика называется "шанкхапракшалана", так как она промывает кишечник, свернутый наподобие ракови – ны. Это мягкий метод полного промывания пищеварительного тракта – от рта до ануса. Весь процесс занимает довольно много времени и его не рекомендуется выполнять без руководства опытного инструктора.

Подготовка: В день выполнения шанкхапракшаланы следует воздержаться от приема пищи (в том числе чая, кофе и т. п.) перед началом практики. Наполните теплой водой чистое ведро, кастрюлю или иной резервуар емкостью около 4-5 литров. В воду нужно добавить соли (из расчета 2 чайные ложки на литр воды). Во время выполнения процедуры одежда должна быть легкой и удобной, так как вам придется выполнять асаны. Эта практика должна проходить в атмосфере умиротворенности и расслабленности. Никакой напряженности или беспокойства! По этой причине шанкхапракшалану лучше всего выполнять группой из 5-10 человек.

Техника выполнения: Выпейте два стакана соленой воды как можно быстрее. Сразу после этого выполните пять упражнений, повторяя каждое из них по 8 раз:

Тадасану (основную форму)

Тирьяка-тадасану

Кати-чакрасану, вариант 2

Тирьяка-бхуджангасану

Ударакаршанасану

В пищеварительном тракте между желудком и задним проходом имеется определенное количество сфинктеров и клапанов, которые открываются и закрываются, управляя продвижением пищи в процессе пищеварения. Упомянутые пять упражнений, выполняемые в ходе шанкхапракшаланы, расслабляют мышцы этих клапанов и позволяют соленой воде быстро достичь прямой кишки.

После выполнения этих асан выпейте еще два стакана соленой воды и выполните еще раз пять асан по восемь раз каждую. Затем проделайте эту процедуру третий раз.

После этого пойдите в туалет и попытайтесь опорожнить кишечник. Не напрягайтесь, наоборот – полностью расслабьтесь. Через минуту или около того выйдите из туалета (независимо от результата).

Выпейте опять два стакана воды, проделайте пять упражнений по восемь раз каждое и вновь пойдите в туалет. Не напрягайтесь! Продолжайте этот процесс, и кишечник вскоре опорожнится. Не сравнивайте себя с другими. Не беспокойтесь, если вам потребуется для опорожнения кишечника больше времени или большее количество воды, чем другим.

Сначала стул будет плотным, затем в смеси с водой. Продолжайте выпивать по два стакана соленой воды, выполнять асаны и ходить в туалет. В конце концов из вас будет выходить только чистая вода. В среднем необходимо выпить от 16 до 25 стаканов соленой воды, чтобы кишечник покидала совершенно чистая вода. Одним людям потребуется большее количество воды, другим меньшее.

Эта стадия является завершающим этапом шанкхапракшаланы.

Дополнительные упражнения: Немедленно после завершения шанкхапракшаланы должны быть выполнены кунджал и джала-нети. Кунджал очищает пищеварительный тракт от желудка до рта, а также удаляет всю оставшуюся соленую воду из желудка. Джала-нети очищает носовые проходы.

Отдых: По окончании шанкхапракшаланы необходимо отдохнуть. Прилягте или спокойно посидите в течение 45 минут. Не засыпайте. В это время вся пищеварительная система отдыхает.

Специальная пища: Через 45 минут после шанкхапракшаланы необходимо принять рис и чечевицу, приготовленные на топленом жидком масле (или на очищенном растительном масле). Это нужно для того, чтобы как можно более деликатно активизировать и смазать пищеварительный тракт. Помните, что шанкхапракшалана удаляет из пищеварительного тракта не только все отходы, но также и все естественные и необходимые защитные слои со стенок кишеч – ника и желудка, оставляя их оголенными. Топленое (или растительное) масло необходимо для смазки, т. е. для создания временного защитного слоя, пока тело не образует новый естественный слой. Оставаться без какого-либо защитного покрытия на длительные периоды времени для кишечника нежелательно. В рекомендуемом питании очищенное масло обеспечивает покрытие стенок защитным слоем, рис является легко перевариваемым "упаковочным" материалом, а чечевица или горох – пищей с высоким содержанием протеина. Сочетание углеводородов (риса) и жира (масло) является вполне полноценной едой.

Ограничения в пище: В течение последующей недели (а то и больше) из вашей диеты должны быть полностью исключены высококалорийные и химически обработанные продукты, а также кислая и невегетарианская пища. Потребление молока, пахты, кислых фруктов, таких, как лимоны, грейпфруты, апельсины и т. п., тоже должно быть ограничено. Воздержаться от употребления, по крайней мере в течение одной недели, алкоголя, сигарет, чая, кофе и пряностей. Диета должна быть как можно более простой и нейтральной (не слишком кислой). Помните, что вся система пищеварения очищена, поэтому внезапное введение токсичных и вредных продуктов может вызвать нежелательные реакции, например лихорадку, несварение, запор и т. д. Ведь причиной многих заболеваний является накопление в кишечнике токсичных веществ, вызывающих загрязнение крови, что отражается на состоянии всего тела. Полное очищение пищеварительного тракта является также и очищением крови, поэтому заметно улучшает здоровье в целом. Устраняется большинство болезней, связанных с системой пищеварения. Сюда входят такие болезни, как диабет, повышенная кислотность, хроническая дизентерия, запор, а также явления, возникающие вследствие интоксикации крови.

Очищение пищеварительного тракта дает ощущение легкости, ясности ума, бодрости и общего оживления. Для последователей йоги чрезвычайно важно выполнять эту процедуру до начала любой высшей садханы, как, например, крийя-йога, кундалини-йога или джапа-анустхана (длительное повторение мантр).

Частота проведения: Каждые шесть месяцев. Если возникают особые обстоятельства, допустимы более короткие сроки.

Общие советы: Правил и требований в отношении выполнения шанкхапракшаланы достаточно много, но имеются весомые причины, чтобы каждое из них было надлежащим образом соблюдено. Пренебрежение любым правилом или требованием влечет за собой возникновение тех или иных проблем. И хотя мы описали технику выполнения шанкхапракшаланы достаточно подробно, проведение этой процедуры должно происходить только под руководством инструктора.

 

 

Лагху-шанкхапракшалана (облегченный вариант)

 

Рано утром подготовьте воду точно так же, как и в случае шанкхапрапракшаланы. Выпейте два стакана (натощак) и выполните описанные выше пять упражнений, по восемь раз каждое. Проделайте эту процедуру еще дважды.

После этого идите в туалет. Обычно после трех циклов наблюдается четкий позыв к дефекации и выделяется большое количество мочи.

Время и последовательность: Эта процедура должна выполняться рано утром или по крайней мере на голодный желудок. В терапевтических целях она может выполняться ежедневно без ущерба для практикующего, но будет вполне достаточно и 1 – 2 раз в неделю.

Примечание: Эта разновидность шанкхапракшаланы предназначена для тех, кто не может выполнить ее полную форму в связи с отсутствием опытного инструктора или по каким-либо иным причинам.

Предостережение: Принимайте пищу не ранее, чем через полчаса после завершения процедуры (без каких-либо ограничений в диете).

Ограничения: Лица, болеющие язвой желудка или двенадцатиперстной кишки, должны выполнять лагху-шанкхапракшалану только под наблюдением опытного инструктора.

Страдающие гипертонией, выполняя лагху-шанкхапракшалану, вместо соленой воды должны пить обычную.

Польза практики: Этот метод очищения желудка настоятельно рекомендуется тем, кто страдает хроническими запорами, скоплением газов, высокой кислотностью, несварением и другими нарушениями пищеварения. Он полезен также для почек и мочевой системы, поскольку предотвращает заболевания мочеполовых путей и образование камней в почках.

 

 

Агнисара-крийя

 

Упрощенная форма

Сядьте в ваджрасану. Пальцы ног держите вместе, а колени разведите как можно дальше друг от друга.

Положите ладони на колени. Выпрямите руки и слегка наклонитесь вперед.

Откройте рот и высуньте язык. Быстро вдыхайте и выдыхайте животом. Дыхание должно гармонично совпадать с движениями живота и напоминать дыхание запыхавшейся собаки.

Вдохните и выдохните около 25 раз.

Усложненная форма

Займите то же положение, что и для упрощенной формы. Выдохните как можно глубже. Задержите дыхание и выполните джаландхара-бандху. В течение задержки дыхания быстро втягивайте и выталкивайте живот.

Предостережение: Не приступайте к практике в течение, по крайней мере, 4 часов после еды.

Ограничения: Не рекомендуется выполнять людям с высоким давлением крови, заболеваниями сердца, язвой желудка или двенадцатиперстной кишки.

Польза практики: Устраняет нарушения функционирования желудка и кишечника, такие, как скопление газов, запор, вялость печени и др. Тонизирует все органы брюшной полости и стимулирует аппетит. Является подготовительной техникой для уддияна-бандхи и наули-крийи.

 

 

Хрида-дхаути

 

Слово "хрида " означает "сердце" или "грудная клетка". Приводимые ниже техники очищают эту область тела. Они подразделяются на три категории данда-дхаути, вастра-дхаути и ваман – дхаути.

 

 

Данда-дхаути (очищение с помощью стержня)

 

Это метод очищения пищевода (трубки, по которой пища движется от горла до желудка) путем введения специально приготовленного стержня. В качестве стержня обычно используется мягкая сердцевина ствола банановой дерева, около полудюйма (12-13 мм) в диаметре и двух футов (около 60 см) длину.

Техника проведения: Осторожно введите стержень через глотку внутрь, до тех пор, пока его конец не достигнет желудка. Затем медленно извлеките его.

Меры предосторожности: Не в коем случае не пытайтесь выполнять это упражнение без опытного инструктора.

Польза практики: Эта процедура удаляет слизь, мокроту, кислоту и другие загрязнения, оседающие на стенках пищевода.

 

 

Бастра-дхаути (очищение с помощью матерчатого бинта)

 

В этом методе используется специально изготовленный из тонкой хлопчатобумажной ткани бинт, шириной около двух дюймов (5-6 см) и длиной в 3-4 фута (100-120 см).

Возьмите в рот один конец бинта и, смачивая его слюной как пищу, медленно и осторожно заглатывайте. С помощью небольших глотков (используйте для этого теплую воду) бинт будет постепенно опускаться вниз (в желудок) до тех пор, пока снаружи не останется лишь небольшая его часть.

Опытные практикующие могут в этот момент выполнить наули-крийю.

Через 20 минут после заглатывания извлеките бинт из желудка.

Предостережение: Не пытайтесь выполнять эту практику в отсутствие опытного инструктора.

Вастра-дхаути выполняется только с совершенно пустым желудком.

Не оставляйте ленту в желудке слишком долго – она может попасть в кишечник.

Во время практики не разговаривайте.

Польза практики: Хорошее лечебное средство от астмы, бронхита, хронического кашля и других заболеваний дыхательных путей. Устраняет повышенную кислотность, скопление газов в желудке и несварение.

 

 

Ваман-дхаути

 

Ваман-дхаути – это метод очищения желудка с помощью рвоты. Имеется два варианта исполнения: кунджал-крийя и вьягра-крийя.

 

 

Кунджал-крийя (процесс с использованием воды)

 

Подготовьте некоторое количество теплой воды – приблизительно по шесть стаканов на человека. Подсолите эту воду из расчета одна чайная ложка соли на пол-литра воды. Хорошо перемешайте соль в воде, чтобы она полностью растворилась. В положении стоя выпейте один за другим как можно быстрее шесть (или столько, сколько сможете) стаканов воды. Сразу же после этого наклонитесь над ванной или раковиной и вложите средний и указательный пальцы правой руки как можно дальше в горло. Ногти на пальцах должны быть чистыми и коротко остриженными.

Нажмите на заднюю часть языка – это вызовет сильный позыв к рвоте и вода выплеснется изо рта. Нажимайте на язык столько раз, сколько потребуется для того, чтобы желудок полностью освободился от воды. Выполняйте эту процедуру рано утром натощак.

Не принимайте пищу ранее, чем через 20 минут после окончания промывания.

Ограничения: Здоровые люди могут выполнять это упражнение совершенно самостоятельно. Те же, кто страдает специфическими заболеваниями, такими, как астма, язва желудка, грыжа или болезнями сердца, должны обратиться за помощью к опытному инструктору.

Польза практики: Ваман-дхаути устраняет несварение, кислотность и скопление газов в желудке; удаляет избыток слизи из пищевода, излечивая кашель, ангину, легкую форму астмы, бронхит и другие заболевания дыхательной системы. В результате сильных мышечных сокращений стенок желудка тонизируются и стимулируются все органы брюшной полости.

 

 

Вьягра-крийя (упражнение тигра)

 

Эта техника подобна кунджал-крийе, но выполняется с полным или перегруженным желудком. Слово "вьягра " означает "тигр". Тигр имеет обыкновение наполнять свой желудок до отказа, а затем по прошествии трех-четырех часов выбрасывать рвотой частично переваренную пищу. Этот метод – сознательная форма того, что делает организм непроизвольно, в случае если пища не усваивается.

Однако этот акт является "последним средством" тела, поскольку оно обычно старается переварить нечистую или избыточную пищу. Результатом столь неблагоразумного "набивания" желудка являются тяжесть и дискомфорт, испытываемые в течение нескольких часов. Наипростейший способ избавиться от этого – заставить желудок изгнать такую пищу с помощью рвоты.

Техника выполнения: Проделайте то же самое, что и в кунджала-крийе. Из желудка должна быть удалена вся пища. Практикуйте при наличии ощущения дискомфорта в желудке, предпочтительно спустя 3-6 часов после принятия пищи.

Традиционно после проведения процедуры принимают кхиир (молочно-рисовый пудинг), но в этом нет особой необходимости.

Предостережение: Следите за тем, чтобы частицы пищи не попадали в носовые проходы. Если это произойдет, выполните джала-нети.

Ограничения: Эту процедуру не следует выполнять тем, кто страдает язвой желудка, грыжей, гипертонией или заболеваниями сердца.

Польза практики: Если человек съедает некачественную пищу или просто чрезмерное ее количество, результатом будет несварение. В подобных случаях современный человек имеет обыкновение принимать несколько таблеток и считать, что все в порядке. Однако наилучшим и наименее вредным способом является использование естественного механизма организма – рвоты.

 

 

Наули-крийя (массаж живота)

 

Станьте прямо, ноги поставьте на расстоянии около полуметра друг от друга. Выполните уддияна-бандху в положении стоя.

Стадия 1.

Напрягите прямые мышцы живота и выпятите их вперед. Это называется мадхъяма-наули . После овладения этой стадией в совершенстве переходите к стадии 2.

Стадия 2.

Передвиньте мышцы живота в левую сторону. Это называется вама-наули .

Стадия 3.


Просмотров 352

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!