Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Защита от темных сторон жизни 2 часть



У толстого кишечника есть еще одно символическое значение. Если тонкий кишечник соответствует сознательному, аналитическому мышлению, то толстый кишечник связан с областью бессознательного, в буквальном смысле – с «нижним миром». Если обратиться к мифологии, то бессознательное – это царство мертвых. Толстый кишечник – такое же царство мертвых, потому что в нем находятся вещества, которые невозможно превратить в источник жизни. Это место, где может начинаться брожение, процесс загнивания и смерти. Поскольку толстый кишечник символизирует бессознательное, ночную сторону тела, то фекалии символизируют его содержание: это боязнь вывести на яркий дневной свет что-либо неосознанное, подавленное. Душевные впечатления беспорядочно скапливаются, человек не может держаться от них на дистанции, а запор показывает, что он просто-напросто не может «оставить все позади». Поэтому в психотерапии полезно сначала устранить у пациента запор на физическом уровне, чтобы по принципу аналогии на свет вышло и то, что находится в области бессознательного. Запор дает понять, что вам очень трудно «отдать», «отпустить», что вы пытаетесь не показывать при дневном свете как материальные вещи, так и содержимое области бессознательного.

Колит – это воспаление толстого кишечника. Заболевание чаще всего начинается как острое, но может переходить в хроническое. Оно сопровождается сильными болями и кроваво-слизистым поносом. Известно народное выражение, что льстивый человек «без мыла влезет» (куда, сами знаете). Но для этого ему приходится отказаться от своей собственной жизни, подстраиваясь под чужую.

Кровь и слизь – древние символы жизни. Мифы некоторых примитивных народов говорят о том, что жизнь возникла именно из слизи. Кровь и слизь теряет тот, кто боится осуществлять себя как личность и жить собственной жизнью. «Жить собственной жизнью» значит иметь свою собственную позицию. Это подразумевает известную степень одиночества, которой человек страшится. От страха у него появляется «кровавый пот», который выходит через толстый кишечник. Через него же (толстый кишечник = бессознательное) он выделяет кровь и слизь, символизирующие его собственную жизнь. Такому человеку необходимо осознать, что каждый из нас в ответе за свою собственную жизнь – а иначе ее можно лишиться.



 

Поджелудочная железа

 

В пищеварительную систему входит также поджелудочная железа, выполняющая две основные функции. Экзокринная часть выделяет значительное количество пищеварительного сока, в деятельности которого ощущается явное присутствие агрессивного компонента. Эндокринная часть производит инсулин. Ослабленная деятельность эндокринных клеток приводит к диабету (сахарной болезни). Слово диабет – греческого происхождения и переводится как «пройти насквозь» или «бросить через». Когда-то диабет называли сахарным поносом. Вспомнив символику продуктов питания, можно интерпретировать сахарный понос как «любовный понос». Из-за недостатка инсулина диабетик не в состоянии ассимилировать полученный в пище сахар, который в буквальном смысле слова пролетает насквозь, то есть выделяется с мочой. Если слово «сахар» заменить словом «любовь», можно достаточно точно очертить круг проблем диабетика. Сладости – это всего лишь заменитель сладких мечтаний, из которых состоит сладкая жизнь. За желанием диабетика наслаждаться сладостями и, одновременно с этим, за неспособностью ассимилировать содержащийся в них сахар в собственных клетках стоит нечто большее. Это неосознаваемое желание любви вкупе с неспособностью принять эту самую любовь, пропустить ее через себя. Диабетику приходится жить за счет заменителей и в питании, и в реализации скрытых желаний. Диабет приводит к повышенной кислотности всего организма. Мы уже знаем, что кислота символизирует агрессию. Мы постоянно сталкиваемся с полярностью любви и агрессии, сахара и кислоты (в мифологии это противостояние Венеры и Марса). Тело пытается дать нам урок: тому, кто не любит, становится кисло. Если сформулировать эту мысль еще более четко: невозможно наслаждаться тому, кто сам этого не умеет!



Принять любовь способен только тот, кто может ее дарить, – ну а диабетик отдает любовь только в форме неусвоенного сахара, выделяемого вместе с мочой. Если человек не способен расслабиться, сахар в его организме не задерживается (сахарный понос). Диабетик хочет любви (сладостей), но не решается быть активным («сладкого мне ни в коем случае нельзя!»). Он мечтает об этом («мне ужасно хотелось бы, но, к сожалению, никак нельзя!»). Диабетик не научился отдавать свою любовь, поэтому она пролетает сквозь него, и ему приходится выделять свой так и не впитанный в организм сахар. От этого любому станет кисло!

 

Печень

 

Говорить о печени достаточно сложно из-за огромного количества ее функций. Это один из самых больших органов человека, основа для промежуточного обмена веществ или, говоря образно, лаборатория человеческого организма. Разрешите коротко рассказать о наиболее важных функциях печени.

 

1. Аккумуляция энергии – печень вырабатывает глюкозу и накапливает ее (примерно 500 ккал). Полученные углеводы преобразуются жир, увеличивая жировые отложения организма.

2. Выработка энергии – весь жир, попадающий с пищей в организм, поступает в печень, где может быть использован для сжигания, то есть для получения энергии.

3. Белковый обмен – печень способна как расщеплять имеющиеся аминокислоты, так и синтезировать новые. Она является связующим звеном между животными и растительными белками, содержащимися в пище, и белками человека. Каждый белок имеет ярко выраженные отличительные особенности, но элементы, из которых он состоит – аминокислоты, универсальны (подобно тому, как индивидуальные дома строятся из одинаковых кирпичей). Индивидуальные особенности растительного, животного и человеческого белка связаны с различным расположением составляющих его аминокислот; каждый белок имеет свой собственный код.

4. Выведение вредных веществ из организма – в печени все ядовитые вещества, как вырабатываемые самим организмом, так и инородные, лишаются активности. Из них удаляется вода, чтобы можно было вывести их из организма через почки или желчный пузырь. Кроме того, в печени происходит преобразование билирубина (продукта расщепления гемоглобина) с той же целью – выведения из организма. Любое нарушение этого процесса приводит к желтухе. И, наконец, в печени происходит синтез мочевины для ее выведения через почки.

 

Это только наиболее важные функции печени. Давайте начнем трактовать символику этого органа с последнего пункта – выведения вредных веществ из организма. Для того чтобы выводить вредные вещества, необходимо уметь проводить различия и оценивать. Тот, кто не может разобраться, что ядовито, а что нет, никогда не сможет удалить что-либо. Следовательно, нарушение деятельности печени можно связать с проблемой оценки. Печень может «ошибаться», рассматривая какие-то вещества как полезные или, наоборот, вредные (пища или токсины?). Пока есть возможность правильно оценить, что и в каком количестве полезно, у вас не будет возникать проблем с переизбытком чего-либо. Печень оказывается нездоровой именно из-за переизбытка: жиров, еды, алкоголя, наркотиков. Больная печень ясно свидетельствует о том, что человек берет гораздо больше, чем может переработать, об отсутствии у него чувства меры, необузданном и неоправданном стремлении владеть всем.

Печень является поставщиком энергии. Человек с больной печенью теряет эту энергию: ему не хватает жизненных сил, у него пропадает потенция, желание есть и пить. Он теряет интерес к жизни, и, таким образом, его симптом оказывает коррекционное воздействие на его главный порок – страсть к переизбытку во всем. Это естественная реакция организма на отсутствие чувства меры и манию величия. Симптом заставляет отказаться от безмерного употребления чего бы то ни было. Кровь теряет способность свертываться, становится слишком жидкой – и буквально вытекает из человека, а ведь это его жизненный сок. Болезнь помогает человеку научиться спокойствию и самоограничению в сексе, еде и питье. Особенно четко это видно при гепатите.

Символика печени связана также с мировоззренческими и религиозными вопросами, собственное отношение к которым некоторые из нас даже не могут сформулировать. Давайте вспомним о синтезе белка, являющегося строительным камнем самой жизни. Белок состоит из аминокислот. Из растительного и животного белка, получаемого с пищей, печень создает белок человека, изменяя пространственное расположение аминокислот. Другими словами: сохраняя строительный материал (аминокислоты), печень изменяет их пространственную структуру и осуществляет, таким образом, качественный скачок из растительного и животного мира в мир человеческий. Но, несмотря на эволюционные процессы, «строительные камни» сохраняются, напоминая о происхождении человека.

Синтез белка – это совершенное отображение на уровне микрокосмоса того, что в макрокосмосе носит название эволюции. Преобразованием и изменением качественного образца из одних и тех же элементов может быть образовано бесконечно большое число различных форм, причем материал остается неизменным. Получается, что все тесно связано друг с другом. Вот почему мудрецы говорят, что все заключено в одном, а одно – во всем (часть от целого).

Осознание этого находит свое выражение и в религии. Слово «религия» переводится как «обратная связь». Религия ищет пути к праоснове, к исходному пункту, к универсальной единице измерения. И она их находит, ибо то, что отделяет нас от единства, – это иллюзия (майя). Иллюзия возникает за счет игры различных образцов единой сущности. Поэтому путь к началу может найти только тот, кто ясно видит эту иллюзию якобы различных форм. Многое и единое – именно на этой территории работает печень.

 

ЗАБОЛЕВАНИЯ ПЕЧЕНИ

 

Человек с больной печенью должен задать себе такие вопросы.

1. В каких областях жизни я утратил способность давать правильную оценку предметам и явлениям?

2. Где я больше не могу проводить различия между тем, что мне полезно, и тем, что вредно?

3. В чем я утратил чувство меры, чего мне хочется получить больше, чем нужно?

4. Волнует ли меня религия, пытаюсь ли я найти обратный путь к своему началу, или же многообразие застилает мне глаза, и я перестал воспринимать единство? Неужели меня совсем перестали интересовать мировоззренческие проблемы?

5. Может быть, мне не хватает доверчивости?

 

 

Желчный пузырь

 

Желчный пузырь собирает произведенную печенью желчь. Но если желчные пути закупорены (что часто происходит из-за камней), то желчь не может найти дорогу в пищеварение. О том, что желчная жидкость ассоциируется с агрессией, нам хорошо известно из разговорной речи. Мы, например, говорим, что «человек брызжет слюной и желчью». А холерики получили свое название по этой желчной агрессии.

Бросается в глаза, что желчные камни чаще бывают у женщин, а полярные им камни в почках – у мужчин. Кроме того, камни в желчном пузыре чаще бывают у замужних женщин с детьми, а не у одиноких и бездетных. Может быть, эти статистические данные помогут нам правильно истолковать символическое значение желчного пузыря.

Энергия, подобно воде, хочет течь. Если на своем пути она встречает препятствия, то возникает «энергетическая пробка». Если в течение довольно долгого времени эта пробка не рассасывается, то энергия, как правило, начинает уплотняться. Отложения в организме и образование камней – это символ вытекшей энергии. Камни в желчном пузыре – это окаменевшая агрессия. Энергия и агрессия являются почти идентичными понятиями. (Вы должны четко понять, что мы используем слово агрессия не в отрицательном смысле: она нужна человеку не меньше, чем желчь или зубы!)

Именно поэтому нет ничего удивительного в том, что камни бывают в желчном пузыре замужних женщин, обремененных семьей. Такие женщины воспринимают свою семью как структуру, которая мешает течь их энергии и агрессии в соответствии с неким законом. Они относятся к семейной жизни как к тискам, из которых не хватает духу освободиться, – и энергия превращается в камень. При коликах пациент оказывается вынужденным сделать то, на что раньше у него не хватало смелости: он совершает массу движений и громко кричит, поэтому подавленная энергия снова приходит в движение. Болезнь заставляет быть честным!

 

Анорексия (anorexia nervosa)

 

Заканчивая главу, посвященную пищеварению, мы хотели бы поговорить о классической психосоматической болезни, которой подвержены исключительно женщины и которая обладает определенным шармом, связанным с ее опасностью и оригинальностью. Итак, поговорим об анорексии. В этом случае юмор и ирония, присутствующие в любой болезни, оказываются особенно явными: пациентка отказывается есть, потому что у нее нет аппетита, и умирает, даже не почувствовав, что серьезно больна.

Вот это величие! Но родственникам и врачам плохо удается демонстрация восхищения подобным подвигом. В первую очередь им приходится думать о другом. Они пытаются убедить больную в преимуществах питания и самой жизни. Приходится прибегать даже к принудительному питанию. (Если вы не видите, насколько комична эта ситуация, значит, вы не тот зритель, на которого рассчитана тонкая режиссура великого театра – нашего мира!)

Пациентки, чаще всего девочки-подростки, отказываются принимать пищу, что – частично сознательно, частично нет – основано на желании сохранить стройную фигуру. Но демонстративный отказ от пищи может перейти и в свою противоположность: находясь в одиночестве и будучи уверенными, что их никто не видит, они начинают буквально запихивать себе в рот огромные куски. За ночь юные создания способны опустошить целый холодильник, они глотают подряд все, что только могут найти. Но ведь так они потолстеют! Ни в коем случае нельзя оставлять съеденное в себе! Поэтому делается все возможное, чтобы добиться рвоты. Каких только трюков они ни придумывают, чтобы обмануть всех, кто за них переживает. Очень трудно составить себе достаточно точную картину, что такая пациентка ест на самом деле, а что выкидывает; когда утоляет свой страшный голод, а когда нет.

А уж если они едят, то такое, что и едой-то назвать нельзя: лимоны, зеленые яблоки, кислые салаты – одним словом, продукты, в которых мало питательных веществ и калорий. Кроме того, эти пациентки применяют слабительное, чтобы как можно скорее избавиться от того немногого, что попало в организм. У них повышенная потребность двигаться. Девушки совершают длительные прогулки, стараясь избавиться от несуществующего жира. Учитывая их ослабленное состояние, этому можно только удивляться. Бросается в глаза и альтруизм подобных больных. Венцом такого альтруизма является приготовление обеда для других. Они готовят, обслуживают и умиленно смотрят, как едят другие. Им это несложно до тех пор, пока их не просят «составить компанию». В таком случае девушки тут же уходят и стараются остаться одни. Часто у больных анорексией отмечается отсутствие менструаций или, по крайней мере, проблемы и нарушения в этой сфере.

Если говорить о символике анорексии, налицо завышенный идеал аскетизма. В его основе лежит древний конфликт между духом и материей, чистотой и влечением. Пища создает тело, то есть питает мир форм. Отказ от еды – это, по сути дела, отрицание телесного, всех стремлений и желаний собственного тела. Их истинный идеал выходит далеко за рамки еды: это чистота и уход в мир духовного. Они хотят освободиться от тяжести материи, пытаются бежать от собственной сексуальности и влечений. Их цель – сексуальная невинность и отсутствие половой принадлежности. А для этого необходимо оставаться очень стройной, иначе (о, ужас!) появятся гадкие округлости, свойственные женскому телу.

Они боятся не только женственных форм. Толстый живот напоминает о возможности забеременеть. Поэтому сопротивление собственной женственности и сексуальности находит выражение в отсутствии менструаций. Высший идеал такой больной – дематериализация. Прочь от всего, что напоминает о низменном, о телесном!

Девушка не воспринимает свое состояние как болезнь и вообще не воспринимает никакие терапевтические мероприятия, потому что они поддерживают тело, от которого так хочется избавиться. Больная, страдающая анорексией, умело избегает принудительного питания в больнице. Она использует самые изощренные трюки, чтобы пища исчезла, отвергает любую помощь и, стиснув зубы, продолжает стремиться к своему идеалу. Смерти она не боится. Как может страшить смерть того, кто панически боится жизни?

Она испытывает страх перед всем, что имеет округлую форму, аморфно, женственно, способно к оплодотворению и связано с влечением и сексуальностью. Она боится близости и теплоты. (Отсюда и отказ от совместных трапез.) Сидеть вместе в тесном кругу и вместе принимать пищу – древнейший ритуал любой культуры. Во время совместной трапезы возникают человеческое тепло и близость – и того, и другого больные анорексией боятся.

Страх появляется из тени этих пациенток. В этой тени с нетерпением ждут своего осуществления те темы, которых они так старательно избегают в реальной жизни. Страшно тоскуя по всему живому и теплому, они бегут от тепла, боясь оказаться раздавленными жизнью. Пациентке никак не удается найти золотую середину между жадностью и аскетизмом, неумеренной едой и отказом от пищи, эгоцентризмом и желанием отдавать. За сильно развитым альтруизмом скрывается завышенный эгоцентризм.Это сразу чувствует любой, кто ухаживает за такими пациентками. Больные хотят внимания, но получают его обходным путем. Отказываясь от еды, человек приобретает неожиданную власть над другими людьми, которые, находясь в отчаянии, считают, что обязаны заставить его есть и сохранить жизнь. Этот трюк хорошо осваивают даже маленькие дети, которым удается таким образом держать в ежовых рукавицах всю семью.

Больным анорексией не поможешь принудительным питанием. Лучше попытаться помочь им быть честными с самими собой. Пациентка должна найти в себе и научиться осознавать жадность, потребность в любви и сексе, женственность, эгоцентризм и все свои влечения. Она должна понять, что от земного не избавиться – ни борясь с ним, ни подавляя. Его необходимо осознать и принять. Большинство из нас может многому научиться на примере анорексии. Ведь не только эти больные пытаются с помощью претенциозно звучащих философских теорий подавить в себе вызывающие страх потребности своего тела. Не только эти больные пытаются с помощью такой философии вести чистый и одухотворенный образ жизни. Они не замечают, что аскетизм тоже отбрасывает тень – и тень эта называется жадностью.

 

 

Органы чувств

 

Органы чувств – это ворота восприятия. Они связывают нас с внешним миром. Это окна нашей души, мы смотрим сквозь них, чтобы в конце концов увидеть самих себя. Потому что внешнего мира, который мы познаем с помощью чувств и в незыблемую реальность которого твердо верим, на самом деле не существует.

Давайте попробуем постепенно, шаг за шагом, разобраться во всем, что звучит, на первый взгляд, так ужасно. Итак, каким образом функционирует наше восприятие? Любой акт чувственного восприятия заставляет нас ограничиться информацией, которая возникает при изменении колебания частиц. Например, мы рассматриваем железную палку и видим, что она черного цвета, ощущаем холод металла, специфический запах, на ощупь чувствуем, какая она твердая. Теперь возьмем горелку Бунзена и разогреем эту палку. Мы увидим, как меняется ее цвет, увидим, как по ней проходят красные сполохи, почувствуем исходящий от нее жар, сможем заметить и ее подвижность. Что же произошло? Мы ввели в палку энергию, из-за чего в ней изменилась скорость движения частиц. Повышение скорости привело, в свою очередь, к изменению восприятия, описать которое можно словами «красный», «горячий», «подвижный» и т. д.

Значит, наше восприятие основано на колебании частиц и изменении его частоты. Частицы попадают на специфические рецепторы наших органов восприятия, вызывают раздражение, которое с помощью химико-электрических импульсов через нервную систему попадает в мозг и создает комплексное изображение. Его мы называем «красным», «горячим», «ароматным» и т. д. Частицы входят, а комплексные образы восприятия выходят. Между ними находится процесс обработки. Нам кажется, что комплексные изображения, которые создает наше сознание из полученной от частиц информации, действительно существуют вне нас. Но на самом деле это не так! Снаружи существуют только частицы. Безусловно, наше восприятие основано на частицах, но воспринимать их как таковые мы не в состоянии. Поэтому мы окружены только нашими субъективными образами.Нам, конечно, кажется, что остальные люди (а существуют ли они на самом деле?) воспринимают то же самое, ведь для описания своего восприятия они используют те же слова, что и мы. Но два человека никогда не смогут полностью удостовериться, что они видят одно и то же, хотя оба описывают увиденное словом «зеленый». Мы одиноки в кругу наших собственных образов, но делаем все возможное, чтобы избежать этой правды.

Образы кажутся нам естественными, такими же естественными, как во сне, но только в том случае, если этот сон снится достаточно долго. В один прекрасный день человек очнется от своего сна и удивится: мир, казавшийся таким реальным, превратился в ничто – в иллюзию, майю, дымку, застилающую нам реальность. Если вы внимательно следите за ходом рассуждений, то можете возразить, что хотя наше окружение и не существует в той форме, которую мы воспринимаем, но внешний мир все равно есть, он состоит из частиц.

Но и это обманчиво. Ведь на уровне частиц нет границ между «Я» и «не-Я», между внешним и внутренним. Частице все равно, по ней не видно, принадлежит она мне или внешней среде. Здесь нет вообще никаких границ. Здесь все едино.

Именно это имеет в виду древний эзотерический принцип: «микрокосмос = макрокосмос». Знак равенства использован здесь с математической точностью. «Я» (Эго) – это иллюзия, существующая в сознании искусственная граница – до тех пор, пока человек не научится приносить свое «Я» в жертву, чтобы, к своему величайшему удивлению, осознать, что одиночество, которого он так боялся, есть на самом деле единство всего во всем. Но путь к этому единству – путь посвященных – долог и труден. Органы чувств связывают нас с иллюзорным миром материи.

В начале этой главы мы говорили, что органы чувств – это окна нашей души, через них мы можем увидеть самих себя. Все, что мы называем внутренним или внешним миром, суть отражения нашей души. Зеркало дает возможность увидеть и лучше узнать самих себя, потому что оно демонстрирует нам и те наши стороны, которые невозможно увидеть самому. Окружающий мир – это грандиозное зеркало самопознания. Поскольку та картина, которую мы там видим, радует нас далеко не всегда, – ведь в нем отражается и наша тень, – нам очень важно отделить от себя внешнее и подчеркнуть, что «мы не имеем с этим абсолютно ничего общего».

Это очень опасно. Мы проецируем то, какие мы есть, на внешний мир и верим в самостоятельность этой проекции. При этом забываем забрать свои проекции назад – и начинается эпоха социальной работы, когда каждый помогает каждому, и никто не помогает самому себе. Для становления сознания необходимо внешнее отражение, но нельзя забывать вбирать его в себя, если, конечно, мы хотим вернуть свою цельность. Давайте вернемся к мифу о создании женщины. У совершенного андрогинного создания, Адама, была взята одна сторона, которой был придан статус формальной самостоятельности. Таким образом, Адаму стало не хватать своей половины, но он находил ее во внешнем мире – в Еве. Адам мог вернуть свою целостность лишь в случае объединения с тем, чего ему не хватает. Произойти это могло только с помощью внешнего.

Если человек не обращает должного внимания на то, что воспринимает в зеркале внешнего мира, если не старается постепенно, шаг за шагом, наполнить смыслом свой жизненный путь и избавиться от заманчивых иллюзий, если считает, что не имеет ничего общего с внешним миром, то судьба постепенно начинает препятствовать его восприятию.

Воспринимать – значит принимать к сведению. Это может произойти только в том случае, если человек во всем будет осознавать самого себя. Если же он об этом забудет, окна души постепенно затуманятся и станут непрозрачными. Когда органы чувств начинают ослаблять свои функции, человек с неизбежностью должен учиться смотреть внутрь себя, прислушиваться к тому, что происходит внутри, то есть – возвращаться к самому себе.

Существует техника медитации, при которой возвращение к самому себе происходит произвольно. Пальцами медитирующий закрывает все «ворота души»: глаза, рот, уши, – а потом обращается к соответствующим внутренним чувственным восприятиям, которые при определенной тренировке проявляются в виде вкуса, цвета и звука.

 

Глаза

 

Глаза не только впускают внутрь впечатления, но и выпускают наружу нечто важное: в них видны чувства и настроения человека. Поэтому мы, заглядывая в глаза друг другу, пытаемся научиться «читать» по этому зеркалу души.

Из глаз могут литься слезы, выпуская наружу горе и печаль. Иридодиагностика использует радужную оболочку глаза как зеркало тела. По глазам легко можно определить характер человека. Выражения «злой взгляд» или «волшебный взгляд» дают нам понять, что глаза – это орган, который способен не только вбирать в себя, но и выпускать наружу. Активными глаза становятся, если вы «бросаете на кого-то взгляд». Синонимом слова «полюбить» в разговорной речи является выражение «глаз отвести не может». Еще говорят: «Ослеп от любви».

Самые распространенные недостатки зрения – дальнозоркость и близорукость, причем близорукость характерна для молодости, а дальнозоркость – для старости. И это правильно, потому что молодые люди видят только маленький кусочек жизни вокруг себя, а люди пожилые рассматривают мир с определенного расстояния. Точно так же пожилые люди великолепно помнят события далекого прошлого, но забывают события, которые произошли только что.

Близорукостьговорит о ярко выраженной субъективности человека. Про такого человека обычно говорят: «Не видит дальше собственного носа», «смотрит на жизнь сквозь свои очки». Все, о чем бы ни шла речь, он воспринимает так, как будто это задевает его лично. Казалось бы, тот, кто не видит ничего дальше границ собственного тела, должен сосредоточиться на самопознании, но, увы, этого не происходит. Субъективный человек переносит все на себя, но распознать в происходящем себя не решается. Вместо способности к самопознанию у него развиваются обидчивость и целый комплекс защитных реакций.

Это несоответствие компенсирует близорукость. Она вынуждает человека рассматривать предметы с более близкого расстояния и приближает точку максимального зрения ближе к кончику носа. Таким образом, близорукость символизирует эту завышенную, не способствующую самопознанию субъективность на телесном уровне. Если человек плохо видит, то он должен задать самому себе вопрос: «Чего (или кого) я не хочу видеть?» Правдивый ответ всегда будет звучать одинаково: «Самого себя».

Насколько сильно ваше нежелание видеть самого себя таким, какой вы есть, видно по количеству диоптрий ваших очков.

Очки – это протез, а значит, и обман. С помощью оптики мы пытаемся свести на нет полную символического значения коррекцию, которую проводит судьба.

Обман поднимается на ступень выше, когда в ход идут контактные линзы. Ведь таким образом мы пытаемся еще и скрыть тот факт, что «не в состоянии ничего разглядеть». Представьте себе, что однажды ночью исчезнут все очки и контактные линзы. Что будет?! Жизнь внезапно окажется гораздо честнее. Каждый близорукий человек почувствует свою неспособность видеть предметы такими, каковы они на самом деле.

Болезнь способна помочь человеку только в том случае, если он ее ощущает. Некоторые сразу смогут понять, что их картина мира является нечеткой, они видят все «размытым», а их кругозор очень узок. Может быть, с ними произойдет то, о чем образно говорится, как о «пелене, спавшей с глаз». Может быть, они научатся лучше видеть предметы и явления. А это необходимо, потому что единства не может добиться тот, кто не способен разглядеть суть.

У пожилых людей благодаря опыту развиваются мудрость и способность видеть далеко. К сожалению, способность видеть далеко проявляется у многих из них только на материальном уровне в виде дальнозоркости .

Для дальтониковхарактерна невосприимчивость к разнообразию и пестроте жизни. Они проходят мимо различий, нивелируя их. Одним словом, дальтоники – это люди, лишившие свою жизнь красок.

Конъюнктивит, как и всякое воспаление, свидетельствует о наличии конфликта. При конъюнктивите глаза очень болят, легче становится, только если их закрыть. Так подчас мы закрываем глаза на конфликт, потому что не хотим столкнуться с ним лицом к лицу.

Косоглазие: чтобы разглядеть предмет во всех его измерениях, нам необходимы одновременно два изображения. Наверное, вам сразу бросилось в глаза, что это еще одно подтверждение закона полярности. Чтобы воспринимать нечто целиком, нужно сразу два зрения. Но если зрительные оси не скоординированы, то человек начинает косить. На сетчатке обоих глаз появляются два не покрывающие друг друга изображения. Прежде чем человек мог бы увидеть эти несовпадающие изображения, мозг принимает решение отбросить одно из них (на косящем глазе). Таким образом, человек оказывается одноглазым, так как изображение на одном из глаз оказывается невостребованным. Он воспринимает все плоским и теряет понятие об измерениях.


Просмотров 222

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!