Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Кто я?» и прочие поиски предназначения



 

 

Совсем мозговзрывательную тему я оставил на конец книги. Чтобы финал

был ударным, как в хорошем фильме.

 

Не все догадываются, не все предполагают и не все знают, что поиски

предназначения и вопрос «кто я?» это тоже признак инфантилизма.

 

Разумеется, это бывает признаком инфантилизма только у взрослых людей.

Хотя бы – старше двадцати пяти лет.

 

Я понимаю, что пишу спорные вещи и очень хочется возразить мне и

доказать, что я не прав. Понимаю, очень хорошо понимаю. Но возражать мне

бесполезно – во-первых, я не узнаю об этом, во-вторых, мой текст от

возражений не изменится.

 

Лучше посмотри на аргументацию.

 

Кто я?

 

 

Вопрос «Кто я?» сам по себе не является показателем инфантилизма. Это

разумный и справедливый вопрос. Правда, только в двух случаях – когда его

задаёт:

 

1. Ребёнок.

2. Подросток.

 

Ребёнок чувствует себя в нашем мире как инопланетянин. Ничего не

понятно, всё очень загадочно и далеко от здравого смысла (в самом деле, ну

что за глупость – запрещать красить кота гуашью?).

 

Разумеется, ребёнок этот новый мир исследует. Собственно, на первых

годах его жизни, это одно из самых главных занятий ребёнка. В

младенчестве он тянет в рот что попало, а около пяти лет – изводит

родителей своими «почему?».

 

При этом ребёнок интересуется не только окружающим миром, но и собой.

Среди прочего, его интересует вопрос «Кто я?». Для начала ему вполне

хватает указаний на имя, пол, отношения родства (сын/дочь, внук/внучка,

сестра/брат) и возраст (ты ребёнок четырёх лет).


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

Узнав это, ребёнок надолго успокаивается и начинает изучать другие грани

нашего необычного мира.

 

Минует год за годом, ребёнок входит в переходный возраст, становится

подростком – и вопрос «Кто я?» встаёт с новой остротой и силой.

 

Я уже рассказывал, про три основные задачи подросткового возраста. Одна



из них – формирование картины мира. И ответ на вопрос «Кто я?» занимает

в ней значительное место.

 

Подростку мало знать, что как его зовут и какого он пола. Подростку хочется

понимать, к какой субкультуре он относится, к какому социальному слою

принадлежит, кто он по увлечениям, как называются его политические

убеждения. И так далее, и так далее.

 

В норме, к двадцати годам (плюс-минус год), человек находит ответы на эти

вопросы и успокаивается.

 

А вот если не успокаивается – тут мы и встречаемся с инфантилизмом.

 

Ещё раз – у взрослого человека всегда есть ответ на вопрос «Кто ты?». Если

вопрошающему интересно узнать про профессию, взрослый скажет, что он,

например, счетовод.

 

Если вопрос касается не профессии, а, допустим, сексуальных

предпочтений, взрослый назовёт свои предпочтения (если посчитает

нужным).

 

Если человек интересуется национальностью, взрослый ответит.

 

Просто потому, что у него готовы ответы по всем сферам жизни.

 

И об этом надо помнить, потому что иногда вопрос «Кто ты?» задаётся для

того, чтобы вывести человека из равновесия. Это такой психологический

трюк – спрашивать у человека, кто он, и отвергать его ответы. Выглядит

примерно так:

 

- Кто ты?

- Я мужчина!

- Меня не интересует твой пол. Я спрашиваю – кто ты?



- Я бурят…

- Меня не интересует твоя национальность! Я спрашиваю – кто ты?

- Я крановщик…

- Меня не интересует твоя профессия! Я спрашиваю – кто ты?


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

-…

 

На десятом вопросе наш гипотетический бурят-крановщик растеряется, и его

можно будет брать голыми руками. Например, объяснить ему, что он на

самом деле совсем ничего не понимает в жизни и должен купить баночку

волшебного воздуха прямо из Шамбалы, потому что оная баночка поможет

определиться с самоидентификацией.

 

Всё это – шулерство. Чтобы его избежать, достаточно после вопроса «Кто

ты?» поинтересоваться, какая именно сфера жизни интересует

вопрошающего. Кулинарные пристрастия? Работа? Культурные

предпочтения? Пусть вопрошающий сам выберет – а уж потом задаёт свой

вопрос ещё раз.

 

Другими словами, нужно договориться, к какой системе координат относится

вопрос. А потом уже отвечать.

 

Повторюсь – любой действительно взрослый человек (по психологическому

возрасту, а не по паспорту) не терзается поиском ответа на вопрос «Кто я?».

Он уже знает все ответы на этот вопрос. А если вдруг обнаружится какая-то

сфера жизни, о которой он не думал, то достаточно подумать – и ответ

будет.

 

Может возникнуть вопрос – что делать, если однажды выбранная

идентификация меняется? Например, был человек крановщиком, много

работал и стал – генеральным директором. Как тогда?

 

Просто. Теперь на вопрос «Кто ты?» в плане профессии наш герой смело

ответит, что раньше он был – крановщик, рабочий, наёмный сотрудник. А

теперь – генеральный директор, средний класс, предприниматель.

 

И всё. Это чисто техническая процедура – что-то сродни смене ценников в

магазине. Раз – и готово.

 

Кажется, что слишком просто? Такое ощущение означает только одно – даёт

о себе знать инфантилизм. Это инфантилу кажется, что ответ на вопрос «Кто

я?» должен быть каким-то особенным и принести облегчение.

 

Для подростка этот вопрос сложен и ответ на него действительно даёт

облегчение. А взрослому в такие игры играть уже просто не нужно – ответы

найдены.

 

Как быть, если ответы не найдены? Я знаю ответ.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

Прежде всего, надо уточнить – о какой системе координат идёт речь. Это

политические убеждения? Сексуальные пристрастия? Религиозные

представления? Образовательный уровень?

 

Как только определена система координат, пора отметить себя на ней.

Например, центрист, гетеросексуал, атеист, образование среднее

специальное. Всё, ответ готов.

 

Это действительно просто – главное всё время помнить, что вопрос «Кто я?»

становится осмысленным только в рамках определённой системы координат.

В других случаях этот вопрос бесполезен и делает человека удобным

объектом для манипуляций.

 

Предназначение и призвание

 

 

Что ещё отражает инфантилизм, так это поиск предназначение и призвания.

 

Нет, не так. Надо писать с большой буквы, чтобы было слышно придыхание.

Вот так – Предназначение и Призвание.

 

Почему это снова про инфантилизм? Потому что взрослый отлично знает,

что никакого Предназначения и Призвания не существует.

 

Дело вот в чём. Когда человек говорит о предназначении и призвании

(сознательно пишу с маленькой буквы), он подразумевает, что есть какая-то

высшая сила, которая назначает это самое предназначение и определяет

призвания.

 

А если подразумевает, значит, отказывается от управления собственной

жизнью. Ну то есть – это не я, это предназначение у меня такое. Это не я

плохо работаю, это просто не моя работа, не моё призвание.

 

Позиция удобная, слов нет. Но насквозь инфантильная.

 

На самом деле, разумеется, никакой высшей силы, раздающей

предназначения с призваниями, нет. Есть природные склонности и тактико-

технические параметры организма. И всё.

 

Предназначение и призвание формируются очень легко. Я бы сказал даже –

пугающе легко.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

Чтобы какая-то работа (или шире – деятельность) стала предназначением,

чтобы человек назвал её призванием, нужно всего ничего. Каких-то

несчастных два пункта:

 

1. Умение делать работу легко.

2. Получение благодарности от людей за эту работу.

 

Поясню.

 

Если человек умеет делать работу легко, то она не вызывает у него больших

сложностей – это очевидно.

 

Хороший сантехник может починить кран с закрытыми глазами – потому что

он умеет это делать.

 

Хороший водитель, не напрягаясь, проедет по плохой дороге – потому что он

умеет.

 

Хороший следователь легко расколет преступника – потому что умеет.

 

Но умение без благодарности – пусто.

 

Благодарность других людей за работу – вот что придаёт ей смысл.

 

Разговоры о предназначении и призвании – это разговоры о смысле.

Человеку (любому!) хочется, чтобы его работа была осмысленной, чтобы в

ней был какой-то понятный и адекватный смысл.

 

Благодарность других людей за сделанную работу – такой смысл придаёт.

Раз люди благодарят, значит – не зря. Значит, это полезно. Значит, в этом

есть смысл.

 

Кроме того, благодарность просто приятна. Выраженная в словах или

деньгах, в подарках или в тексте – благодарность просто приятна.

 

Когда человек постоянно получает благодарности за свою работу (видимо,

потому что делает её хорошо), он чувствует себя замечательно. И

продолжает, продолжает, продолжает работать.

 

И никаких разговоров о предназначении и призвании. Незачем.

 

Итого. Предназначение и призвание – это сказки для малышей. Взрослые

выбирают умение и благодарность.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

Повторим эксперименты

 

 

Скорее всего, ты ничего не делаешь из того, что я тебе предлагал в этой

книге. Это не обвинение, нет. Это констатация факта. Люди часто просто

читают книгу, а на эксперименты у них не остаётся времени. Так и у тебя.

 

Это нормально. Я сам так делаю. Сначала читаю всё целиком, а только

потом возвращаюсь и отрабатываю.

 

Чтобы тебе было легче и удобнее, я собрал все эксперименты нашего

тренинга в одном месте.

 

Список экспериментов

 

Первый шаг. Эксперимент «Своей колеёй»

 

«Инструкция: когда идёшь к стеклянным дверям, выходя или заходя в

метро, прояви мужество, включи голову и выходи/входи не в те двери, что и

все, а в те, которые свободны.

 

Если метро по каким-то причинам не походит, свою колею можно

прокладывать где угодно.

 

Обрати внимание: постоянно отслеживай и пресекай желание пойти за

всеми и не рисковать толкаться в свободную дверь. Иди своим путём,

рискуйте, толкайтесь. Если дверь, в которую ты попробовал толкнуться

закрыта, то ничего страшного – ты хоть попробовал, пока они там шли,

отключив волю.

 

Техника безопасности: тут не сложно – держитесь в рамках здравого

смысла. Например, эксперимент не предполагает, что ты первым

отважишься вколоть себе дозу или сигануть с многоэтажки. Скорее,

наоборот, откажешься и от первого, и от второго.

 

Второй шаг. Эксперимент «Правила – это правильно»

 

Инструкция: в твоей жизни правил много – поведения на дороге, поведения

в общественном транспорте, должностные инструкции. Вот и соблюдай их.

Если ты на машине – пропусти пешеходов, останавливайся на красный, не

превышай скорость, пристёгивайся и так далее. Если пешеход – переходи

только на зелёный, только по зебре и т.п.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

 

Техника безопасности. Эксперимент на то и эксперимент, чтобы пробовать.

Выполняй его как можно чаще, но в безопасной обстановке.

 

Разумеется, эксперимент допускает нарушения. Тут – тоже интересно. Вот

ты, допустим, забылся и превысил скорость, а потом вспомнил об

эксперименте. Как быть?

 

Очень просто – задумайся: что с тобой? Какие мысли? Чувства? Чего

хочется? Чего не хочется? Просто наблюдай.

 

Третий шаг. Эксперимент «Сегодня обойдёмся без оценок»

 

Инструкция: в своей речи, по возможности, избегай оценок.

 

Как это можно делать (я нашёл три способа, возможно, ты найдёшь какие-то

свои варианты):

1.Говори о своих чувствах. Т.е. вместо – «ты умница!», скажи «я очень

тобой горжусь!»,

2.Говори о своих впечатлениях. Т.е. вместо – «это отличная идея»,

скажи – «я в этой идее очень заинтересовался тем-то и тем-то».

3.Говори междометиями. Т.е. вместо – «отличное кино», скажи - «ух

ты!».

 

Техника безопасности. Напоминаю, что у нас тут тренинг для жизни, а не

жизнь для тренинга. Соответственно, эксперимент применяется для

апробирования безоценочного говорения и не более. Усиленно напрягать

близких не обязательно. Они себе тренинга не заказывали.

 

Дополнительный эффект. Может случиться, что в какой-то момент ты

вообще не сможешь говорить. Просто потому, что не будете знать, как

сказать что-то, не употребляя оценки. Лично я в таких случаях пожимал

плечами и выдавал какое-нибудь междометие. Вроде, было хорошо.

 

Четвёртый шаг. Эксперимент «Решаю – я»

 

Инструкция крайне проста: в течение недели вы отслеживаешь попадание в

жопу инфантилизма и как только понимаешь, что оказали там, тут же

выходишь.

 

Можно выходить через согласие. Можно – через отказ и/или встречный

вызов. Как посчитаешь нужным.


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

Техника безопасности: безусловно, нельзя требовать, чтобы человек

всегда принимал вызовы или отказывался от них. Люди не боги, поэтому

могу и имитировать согласие и сдаваться. Главное другое.

 

Представь, что у тебя два мешка. В один ты кладёшь те вызовы, которые

принял или от которых отказался. А в другой – те, в которых ты слил или

имитировал согласие.

 

Твоя задача не в том, чтобы совершенно отказаться от второго мешка. Нет.

Не стоит требовать от себя совершенства.

 

Твоя задача – чтобы первый мешок был очень большим, а второй – очень

маленьким.

 

И все.

 

Пятый шаг. Эксперимент «Помоги ближнему»

 

Инструкция содержится в названии. В процессе эксперимента помогай

любому человеку, который тебе встретился. Что важно – помогай

сознательно и постоянно.

 

Например, помоги человеку, который растерялся и не знает куда идти. Такого

человека всегда видно. Не проходи мимо – сверни к нему и помоги найти

дорогу.

 

Техника безопасности. Под помощью в данном случаене понимается

согласие на донорства органов, дарение своей квартиры, уступка любимого

ноутбука первому встречному и прочий неадекват.

 

Договорились?

 

Так же прошу заметить – помощь и взваливание не себя чужой работы суть

разные понятия. Помочь коллеге, когда он не справляется и горит – да,

подходит. Покорная уступка его просьбам: «Сделай, у тебя получится

лучше» - нет, не подходит.

 

Шестой шаг. Эксперимент «Десять минут тишины»

 

Инструкция: нужно просидеть без дела ровно десять минут. Запрещается

заниматься чем-либо. Нельзя курить, чесаться, грызть ногти, лепить

пельмени, слушать музыку, ковыряться в зубах и так далее. Можно лишь

следить за своими ощущениями и мыслями. Желательно практиковать


 

Павел Зыгмантович, «Убей в себе инфантила», _

 

ежедневно. По возможности – увеличивая время тишины (шаг не более пяти

минут).

 

Техника безопасности. Полевые испытания показали, что иногда при

проведении этого эксперимента, у человека вдруг происходят неприятные

открытия про свою жизнь. Например, он понимает, что не понимает, зачем

работает на этой работе и живёт с этими людьми.

 

Седьмой шаг. Эксперимент «Я буду жить и петь по-новому»

 

Инструкция проста: пробуй то, чего раньше не пробовал.

 

Можно, например, каждый раз добираться на работу и обратно по новой

дороге. Можно пробовать новые блюда в привычной столовой, где обедаешь.

Можно съездить куда-то, где ты ещё не был. Можно открыть для себя нового

автора. Можно сделать подарок человеку, которому ты никогда ничего не

дарил.

 

В процессе выполнения – внимание, это важно! – нет задачи непременно

порадоваться тому, что попробуешь. Отнюдь.

 

Твоя реакция может быть любой и обязательно любой будет. Главное –

делать и отслеживать свои ощущения, мысли, чувства.

 

Техника безопасности: пробовать можно безопасные вещи. Например, не

рекомендуется пробовать перебирать указанным способом наркотики,

сексуальных партнёров, работу и так далее.

 


Просмотров 154

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!