Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Основные составляющие здорового образа жизни



Главные составляющие здорового образа жиз­ни:

оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении;

закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям; рациональное питание: полноценное, сба­лансированное по набору жизненнонеобходимых веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы); соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена;

экологически грамотное поведение; психическая а эмоциональная устойчивость; сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем; отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;

безопасное поведение дома, на улице и в школе, позволяющее избежать травм и других повреждений.

3. Практическое задание (ситуация). Во время про­гулки по улице на вас напала собака. Ваши действия.

В случае нападения собаки следует: развернуться к собаке боком и громко отдать несколько команд («Фу!», «Нельзя!», «Сидеть!», «Лежать!»); не делая резких движений, позвать хозяина (если он находится недалеко); если рядом никого нет, медленно уходить от собаки, не ускоряя движение. Нельзя кричать, махать руками, бросать палки и камни, смотреть собаке в глаза. Если собака готовится к прыжку (приседает), надо прижать подбородок к груди и выставить впе­ред локти. В случае укуса необходимо обратиться в травмпункт.

Билет № 12

1. Природные чрезвычайные ситуации метеороло­гического происхождения: ураганы, бури, смерчи; их последствия, меры, принимаемые по защите населения.

Ураган (тайфун) это ветер большой разруши­тельной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с.

Буря — очень сильный и продолжительный ветер, имеющий скорость свыше 20 м/с. Различа­ют снежные, пыльные, беспыльные и шквальные бури.

Смерч — сильный маломасштабный атмосфер­ный вихрь диаметром до 1000 м, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с.

Время существования смерча от нескольких минут до нескольких часов, скорость перемеще­ния — 50—60 км/ч. .

Последствиями ураганов, бурь и смерчей явля­ются повреждение и разрушение строений, линий электропередачи и связи, образование заносов и завалов на дорогах, уничтожение сельскохозяйст­венных посевов, повреждение и гибель кораблей. В результате этих стихийных бедствий гибнут жи­вотные, получают травмы и погибают люди. Люди в зоне урагана и смерча чаще всего поражаются летящими предметами и обрушивающимися кон­струкциями.



Вторичным последствием ураганов бывают по­жары, возникающие из-за аварий на газовых ком­муникациях, линиях электропередачи, а иногда в результате попадания молний.

Меры по защите населения от ураганов, бурь и смерчей:

своевременный прогноз и оповещение насе­ления;

уменьшение воздействия вторичных факторов поражения (пожаров, прорывов плотин, ава­рий);

повышение устойчивости линий связи и сетей электроснабжения;

подготовка убежищ, подвалов и других за­глубленных сооружений для укрытия людей;

укрытие в прочных сооружениях и местах, обеспечивающих защиту сельскохозяйственных животных; заготовка для них воды и кормов.

2.Общие понятия о режиме жизнедеятельности че­ловека, особенности режима труда и отдыха, их влияние на здоровье человека.

Под режимом понимается правильное чередова­ние периодов pa/юты и отдыха, их продолжитель­ность, рациональное распределение времени в те­чение дня, недели, месяца и т. д.

Основными принципами режима являются строгое и четкое его выполнение, недопустимость частых и необоснованных изменений, а также пе­регрузок, превышающих пределы работоспособ­ности организма.

Умственная и физическая работоспособность школьников зависит от многих факторов: време­ни суток, недели, четверти, учебного года, сос­тояния здоровья, биологических ритмов орга­низма.

У большинства подростков работоспособность наиболее высока утром с 8 до 12 часов и вечером с 16 до 18 часов, а также в середине рабочей недели и четверти.

Чрезмерная и длительная нагрузка приводит к снижению умственной и физической работоспособности. Человек делает большое количество ошибок, замедляется темп его работы, нарушается координация движений и точность выполнения операций, появляется рассеянность, а иногда го­ловная боль и бессонница. Такое состояние назы­вается утомлением. При неправильной организа­ции труда, непосильных учебных нагрузках и сис­тематических нарушениях режима дня утомление может стать хроническим и перейти в переутомле­ние.



Для быстрого восстановления сил и профилак­тики утомления и переутомления в свой распо­рядок следует включать физически активные и информационно-познавательные виды отдыха. Очень важно планировать активный отдых в вы­ходные дни. Прогулки в лес, сбор грибов и ягод, занятия физической культурой и спортом, работа на дачном участке — важные составляющие для успешной подготовки к новой трудовой неделе. Хорошо восстанавливает работоспособность спо­койный и глубокий сон.

Практическое задание (ситуация). Вы направляетесь в общественное место (в кинотеатр, на стадион и др.). Ваши действия но соблюдению мер личной безопасности в общественном месте и в толпе.

Направляясь в общественное место, учтите, что непрочные застежки на пальто и куртках, длин­ные шарфы, сумки и зонтики опасны в случае воз­никновения паники. Заняв свое место на стадионе или в концертном зале (кинотеатре), заранее на­метьте путь, по которому вы будете выходить при необходимости.

Безопасное поведение в толпе при возникнове­нии паники заключается в выполнении следую­щих правил:

следует застегнуться, избавиться от лишних вещей (сумки, зонтика, свертка, пакета);

нельзя идти против толпы, нужно избегать ее центра и краев,' опасных близким соседством со стенами, оградами, столбами, деревьями; грудную клетку от сдавливания следует защитить, сложив на груди скрепленные в замок руки или согнув руки в локтях и прижав их к корпусу; упав в толпе, следует защитить голову руками, подтянуть к себе ноги, сгруппироваться, упереться одной ногой в землю, рывком встать и резко разогнуться, используя движение толпы.

Билет № 13

1. Природные чрезвычайные ситуации биологического происхождения: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии; меры, принимаемые по защите населе­ния.

"Массовое распространение инфекционных бо­лезней среди людей, сельскохозяйственных жи­вотных и растений часто приводит к чрезвычай­ным ситуациям (эпидемиям, эпизоотиям и эпифитотиям),

Эпидемия — массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регист­рируемый на этой территории уровень заболева­емости.

Эпизоотия — одновременное, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определен­ного региона распространение инфекционной бо­лезни среди большого числа одного или многих видов животных, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости.

Эпифитотии— массовое, прогрессирующее во времени и пространстве инфекционное заболева­ние сельскохозяйственных растений и (или) резкое увеличение численности вредителей растений, сопровождающееся массовой гибелью сельскохо­зяйственных культур и снижением их эффектив­ности.

Эпидемия (эпизоотия, эпифитотия) возможна при наличии и взаимодействии трех элементов: возбудителя инфекционной болезни, путей его пе­редачи и восприимчивых к этому возбудителю лю­дей, животных и растений.

При массовых инфекционных заболеваниях обязательно существует эпидемический (эпизо­отический, эпифитотический) очаг. В этом очаге осуществляется комплекс мероприятий, направ­ленных на локализацию и ликвидацию болезни. Основными из этих мероприятий в эпидемическом и эпизоотическом очагах являются:

выявление больных и подозрительных по за­болеванию; усиленное медицинское и ветеринар­ное наблюдение за зараженными, их изоляция, госпитализация и лечение; санитарная обработка людей (животных); дезинфекция одежды-, обуви, предметов ухода; дезинфекция территории, сооружений, транспорта, жилых и общественных помещений; установление противоэпидемического режи­ма работы лечебно-профилактических и других медицинских учреждений; обеззараживание пищевых отходов, сточных вод и продуктов жизнедеятельности больных и здоровых людей; санитарный надзор за режимом работы пред­приятий жизнеобеспечения, промышленности и транспорта; строгое соблюдение санитарно-гигиениче­ских норм и правил, в том числе тщательное мытье рук с мылом и дезинфицирующими средст­вами, "употребление только кипяченой воды, при­ем пищи в определенных местах, использование защитной одежды (средств индивидуальной за­щиты); проведение санитарно-просветительной ра­боты.

Режимные мероприятия проводятся в форме обсервации или карантина в зависимости от вида возбудителя болезни.

К специфическим ме­роприятиям относятся вынужденный убой живот­ных и утилизация их трупов.

Основными мероприятиями по защите расте­ний от эпифитотий являются: выведение и выра­щивание устойчивых к болезням культур, соблю­дение правил агротехники, уничтожение очагов инфекции, химическая обработка посевов, посев­ного и посадочного материала, карантинные ме­роприятия.

Двигательная активность и здоровье, биологические основы двигательной активности. Привычка к систематическим занятиям физической культурой — неотъемлемая часть индивидуальной системы здорового образа жизни.

Двигательная активность, физическая культу­ра и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития лич­ности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни. Понятие «двига­тельная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Она положительно влияет на все системы организма и необходима каждому че­ловеку.

К сожалению, сейчас большой бедой большин­ства подростков, юношей, девушек (да и взрос­лых) стала недогрузка мускулатуры, малоподвиж­ность (гипокинезия).

Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие всех функций цент­ральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом — более при­способленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается час­тота сердцебиений, мышца сердца сокращает­ся сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.

Во время мышечной работы увеличивается час­тота дыхания, углубляется вдох, усиливается вы­дох, улучшается вентиляционная способность лег­ких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний.

Люди, регулярно занимающиеся физкульту­рой, имеют преимущества перед малоподвижны­ми: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем

О физической форме человека свидетельствует состояние ее основных составляющих:

сердечно-дыхательной выносливости — спо­собности выдерживать в течение длительного вре­мени физическую нагрузку умеренной интенсив­ности; показатель того, насколько эффективно сердце и легкие обеспечивают организм кислородом при длительной физической активности;

мышечной силы и выносливости, необходи­мых для поднятия, перемещения и толканий предметов и выполнения других действий, в том числе в течение некоторого времени и повторно;

скоростных качеств, необходимых для пере­ движения с максимальной скоростью, прыжков, перемещений в единоборствах и спортивных играх;

гибкости, характеризующей пределы движе­ния отдельных звеньев организма.

Объем двигательной активности и физических нагрузок следует контролировать. Достаточно на­дежными критериями для этого являются само­чувствие, аппетит, сон.

Практическое задание (ситуация). Вам предстоит пройти пешком из одной части города (населенного пункта) в другую. Ваши действия по обеспечению личной безопасности при движении по улице (улицам).

При движении пешком по улицам населенного пункта следует выполнять следующие правила:

двигаться во тротуарам, пешеходным дорож­кам или обочинам;

пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин; в местах, где движение регулируется, переходить улицу по сигналам регулировщика или светофора;

на нерегулируемых пешеходных переходах переходить дорогу только убедившись, что переход будет безопасным;

на проезжей части не следует задерживаться и останавливаться, если переход закончить не удалось, надо остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений; при приближении автомобилей с включенным специальным звуковым сигналом и синим проблесковым маячком необходимо воздержаться от перехода проезжей части.

Билет № 14

1. Природные чрезвычайные ситуация гидрологи­ческого происхождения: наводнения, сели, цуна­ми; их последствия, мероприятия, проводимые по защите населения.

Наводнением называется затопление водой местности, прилегающей к реке, озеру или водо­хранилищу, характеризующееся быстрым подъ­емом воды и угрожающее гибелью людям.

В результате наводнений гибнут люди и живот­ные, повреждаются и разрушаются здания, дороги и другие сооружения, смываются плодородные почвы и уничтожается урожай, наступают другие отрицательные последствия.

Вторичные отрицательные последствия навод­нений приводят к снижению прочности зданий в сооружений, заболачиванию местности, загряз­нению обширных площадей и ухудшению санитарно-эпидемической обстановки в зоне затоп­ления.

Иногда сильные, наводнения приводят к силь­ному изменению ландшафта (изменяются русла рек и глубина).

Для защиты от наводнений применяют меры, позволяющие уменьшить потери от них. Основные из этих мер заключаются в следующем: высадка лесозащитных полос в бассейнах рек; специальная обработка берегов, строительст­во прудов и водохранилищ для перехвата дождевых и талых вод; сооружение вдоль берегов рек ограждающих дамб;

спрямление русел извилистых рек и углубле­ние дна рек; своевременный и достоверный гидрометеорологический прогноз.

Сель представляет собой стремительный русло­вый поток, состоящий из смеси воды, земли и об­ломков горных* пород, возникающий в бассейнах горных рек.

Причинами селей являются мощные ливни, сильное таяние снега и льда, нарушения в хозяй­ственной деятельности (вырубка лесов, несоблю­дение правил проведения взрывных работ), а так­же извержения вулканов и землетрясения.

Сели приводят к разрушению и выводу из строя сооружений, перекрытию рек и дорог, изменению ландшафта, гибели людей и животных.

Для защиты от селей строят защитные сети, плотины, каскады запруд для освобождения пото­ков от твердого материала, водосборные канавы для отвода вод. Важное значение имеет наблюде­ние за селеопасными направлениями и прогнози­рование этих явлений.

Цунами — это гигантские океанские волны, возникающие, как правило, в результате подвод­ных и островных землетрясений или извержений вулканов.

Цунами могут вызывать массовое поражение людей, разрушают здания и другие сооружения, забрасывают на значительные расстояния от бере­га тяжелые объекты, в том числе и океанские су­да, переворачивают железнодорожные составы, сносят жилища, сдвигают дома, разрушают ска­лы, а иногда бетонные основания маяков. Даже слабые цунами повреждают суда, портовые сооружения и оборудование. Значительные повреж­дения вызывают также плавающие предметы (включая мелкие суда и автомобили) и обломки, которые становятся опасными таранными предме­тами.

Особенно опасны цунами для поселков, городов и сооружений, расположенных на низменных бе­регах океана, а также находящихся в вершинах заливов и бухт, широко открытых океану и клино­образно сужающихся в сторону суша.

Опасное воздействие на людей, здания и соору­жения оказывает и воздушная волна, которую водная масса несет перед собой. Она выламывает окна, двери, сносит крыши и дома. Воздействие воздушной волны на людей в определенной степе­ни подобно воздействию взрывной ударной волны.

Вторичными последствиями разрушительных воздействий цунами могут быть пожары, возни­кающие в результате повреждений нефтехрани­лищ, пожароопасных предприятий, морских су­дов. Разрушение химически и радиационно-опас­ных объектов, а также коммунальных систем может вызвать на обширных территориях хими­ческое, радиационное или другое загрязнение.

В районах, где существует постоянная угроза цунами, заблаговременно принимают меры, спо­собствующие некоторому уменьшению ущерба от них. К таким мерам можно отнести: создание сис­тем наблюдения, прогнозирования и оповещения населения; размещение новых населенных пунк­тов и объектов на побережье с учетом угрозы цу­нами на том или ином берегу, запрещение, за иск­лючением особых случаев, нового строительства в цунами опасных зонах; планомерный перенос в безопасные места существующих жилых, произ­водственных и культурно-бытовых строений; за­благовременную подготовку маршрутов следова­ния и специальных мест (площадок) на воз­вышенностях для сосредоточения населения и обеспечения его безопасности; строительство у входа бухт волноломов, а в вершине бухт — бере­говых дамб и других защитных гидротехниче­ских сооружений; посадку на цунами опасных побережьях деревьев, по возможности сосновых рощ.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!