Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Четыре способа вхождения в состояние концентрации



 

Кроме того, существуют четыре способа вхождения в состо­яние концентрации. Они очень важны, потому что нужно знать, на какой стадии и каким образом входить в состоя­ние сосредоточения.

Первый способ называется «вхождение с усилием». На пер­вой и второй стадиях вам приходится входить в состояние меди­тации с усилием, приходится себя подталкивать. Не следует слишком расслабляться. Второй способ — «вхождение с преры­ванием» — применяется на третьей — седьмой стадиях. Преры­вающими медитацию факторами на этих этапах служат умствен­ные блуждание и притуплённость. Третий способ называется «вхождение без прерывания». Он становится возможным на восьмой стадии. Четвёртый способ называется «спонтанное вхождение» и относится к девятой стадии.

Итак, первый способ вступления в медитацию — вхождение с усилием. На первых двух стадиях следует входить в состояние медитации с некоторым усилием. В середине пути к шаматхе ваше сосредоточение будет прерываться, поэтому необходимо применять противоядие. В конце, нужно вступать в состояние медитации в расслабленном состоянии ума. Среди этих четы­рёх способов два имеют наибольшее значение. В самом начале вы применяете усилие для вступления в состояние медитации; в конце, когда достигаете девятой стадии, вы входите в медита­цию расслабленно. Эти два способа очень важны. Если люди не знают, как входить в состояние медитации, и в самом начале пытаются сделать это в расслабленном состоянии ума, они совершают ошибку и ничего не добиваются. Из-за того, что в России не было подобных наставлений, некоторые люди в самом начале медитации пытались парить в небе, подобно орлам. Нахо­дясь на земле, они распускали свои «крылья» и расслаблялись. Это очень глупые полёты!

Четыре способа вхождения в медитацию придуманы не мной, они позаимствованы из «Абхисамаяаланкары», первоисточника, записанного со слов Будды Майтреи. Пока что ваш ум не находится даже на первой стадии. Поэтому возьмите в качестве примера орла: когда он взлетает с земли, ему нужно взмахивать крыльями, чтобы подняться в небо. Так и вам вначале нужно приложить усилия. Когда орёл уже поднимется в небо, ему нет нужды махать крыльями. Поэтому в конце необходимо вспомнить о четвёртом методе вступления в медитацию. После чего вы, находясь в полностью расслабленном состоянии ума, входите в состояние сосредоточения спонтанно.



Итак, если вы уже на первой и второй стадиях шаматхи попытаетесь пребывать в свободном полёте, в расслабленно­сти, то уподобитесь орлу, который широко расправил крылья и «парит», сидя на земле. Поймите, что на первой и второй стадиях приступают к медитации с сильной внимательностью, с сильной бдительностью и с сильной решимостью, то есть ни о какой рас­слабленности, ни о какой спонтанности тут речи быть не может. Миларепа, когда только начал развивать шаматху, ставил себе на голову масляный светильник. Он был нужен, чтобы не рас­слабляться, чтобы поддерживать в себе бдительность; стоило Миларепе чуть-чуть наклонить голову вперёд, как светильник слетел бы.

В практике шаматхи длительность медитации не столь важна, самое главное здесь — качество. Даже если вы медитируете крат­кое время, но делаете это с ясным и острым умом, с хорошей вни­мательностью и бдительностью, прогресса достигнете быстро. А если вы долго сидите в позе медитации, но в это время пребы­ваете в полусонном состоянии, наполовину медитируете, напо­ловину спите, клюёте носом, плюс какая-то часть ума блуждает взад-вперёд и думает об объектах желаний, то вы можете меди­тировать хоть десять лет, и никакого прогресса у вас не будет.



Второй способ вступления в медитацию — вхождение с пре­рыванием — применяется с третьей стадии по седьмую включительно. Но при этом на этих стадиях остаётся актуальным и первый способ, то есть вступление в медитацию должно проис­ходить с применением усилия, хоть и не столь большого, как на первых двух стадиях, но всё-таки по-прежнему необходимого. Медитация с перерывами не упоминается на первой и второй стадиях, потому что на них длительность сохранения концентра­ции, пребывания в медитации ещё слишком мала.

Но, когда вы медитируете в течение длительного времени, тог­да можете сказать: «А теперь я прервусь на некоторое время и отдохну». Когда же вы способны сохранять концентрацию все­го одну или две минуты, а всё остальное время ваш ум блуждает, то о каких перерывах в медитации можно говорить? Итак, с тре­тьей по седьмую стадии наша медитация называется медитацией с прерыванием, потому что она продолжается, хотя в ней всё вре­мя возникают перерывы.

Третий способ вступления в медитацию — вхождение без прерывания. Здесь имеется в виду, что на восьмой стадии необходим некоторый энтузиазм, небольшое усилие, чтобы при­ступить к медитации. И этого небольшого энтузиазма в начале медитации уже достаточно, вам больше не требуется применять противоядия. Вам необходим только этот небольшой порыв вна­чале, небольшой энтузиазм, а затем можно расслабиться.

И последний способ вступления в медитацию — спонтанное вхождение — применяется уже на девятой стадии, когда отпада­ет необходимость в противоядиях. На девятой стадии вы должны быть спонтанны, естественны, как орёл, который парит высоко в небе. Подобная медитация приведёт вас к реализации шаматхи.

 


Просмотров 670

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!