Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Памятование о доброте других



 

Помните обо всём хорошем, что люди сделали для вас. В этом плане наш ум работает очень странно. Если некто принёс нам пользу, вы сразу забываете об этом. Но если кто-то сделал вам что-то дурное, на это у вас отличная память. Если я спрошу жену, какие ошибки допустил её супруг, то она быстро их перечислит: «Десять лет назад он сделал то-то...» Припомнит всё до секунды! Если спросить мужа о недостатках и ошибках жены, он вспомнит и перечислит их так же быстро.

Но, если спросить жену, что хорошего сделал её муж, какие у него позитивные качества, она ответит: «Не знаю». Сколько по­дарил цветов, сколько купил одежды — жена всё забыла. Если спросить мужа, что хорошего сделала ему жена, окажется, что он также всё забыл. Он ест пищу, приготовленную женой, но при этом размышляет: «Что же хорошего она для меня сделала?»

Неблагодарные люди хуже собак. Даже собака не станет ку­сать человека, который кормит её, наоборот, она будет его защищать. В первую очередь нам надо изменить этот механизм работы ума. Необходимо создать механизм, позволяющий запоминать хорошие вещи. Следует помнить о добрых делах любого человека, тогда вы станете благодарным. Как поступает этичный, принципиальный человек? Он помнит всё хорошее, что сдела­ли для него другие. Даже если кто-то дал ему кусок хлеба, когда он был голоден, он никогда не забудет об этом: «Когда бы ему ни понадобилась моя помощь, я всегда буду готов помочь». В серд­це такого человека есть мёд, на который пчёлы удачи и богатства слетаются сами.

Почему сейчас в мире столько несчастных людей? Потому что люди не придерживаются этих принципов, они неблагодарны, их ум стал пустым. Такое время называют временем упадка. Этика — это в первую очередь высокий уровень благо­дарности, который достигается через памятование о добрых делах других. Самые добрые к вам люди — ваши родители. Когда вы были маленьким ребёнком, то не могли сами приготовить еду и поесть, а они заботились о вас ежедневно, пока вы не встали на ноги. Если вы забываете даже их доброту, как же вы можете помогать другим? Самые неэтичные люди — те, кто забывает доброту папы и мамы.



В Тибете, Туве, Бурятии забота о родителях составляла важ­ную часть национальной культуры. Раньше не бывало такого, чтобы дети оставляли своих пожилых родителей доживать век в старом доме. Старых родителей всегда брали в свой дом и заботились о них, потому что люди были благодарны. Сейчас мы утратили эту культуру. Сейчас иногда тибетцы оставляют своих родителей в их старом доме, а не живут вместе всей семьёй. Это знак упадка этики — люди стали подобны собакам.

Как вы поступите со своими папой и мамой, так в буду­щем ваши дети или другие люди будут обходиться с вами. Поэтому, даже если ваши родители ругают вас или бьют, вы должны думать так: «Они заботились обо мне день и ночь, кормили, а теперь они имеют право ругать и бить меня». Когда я был маленьким, если мама меня ругала, я всегда думал, что у неё есть на это право. Ведь мама ругает меня ради моего же блага. Поэ­тому я не говорил ей в ответ ни одного грубого слова. Такова наша культура. Не только я, многие из тибетской молодёжи так почитают папу и маму.

Это мой совет: если вы станете поступать подобным образом, ваше счастье всегда будет следовать за вами. Тогда вы обретёте и высокий уровень жизни, и внутреннюю красоту. Ваше лицо будет сиять, потому что в вашем сердце поселилась такая нрав­ственность. Шантидева тоже учит нас всегда помнить о добро­те других. Это также буддийская практика. В учении Ламрим вы найдёте богатый материал для размышления на эту тему.



Не смотрите на всё только с точки зрения этой жизни. В Ламриме сказано, что наше бытие бесконечно, а у наших прошлых жизней нет начала. Будда говорил, что за это время вы все успели побывать детьми всех живых существ. А поскольку истинно то, что все существа были нашими матерями, поду­майте, сколько они сделали нам добра! Это очень богатый мате­риал, обдумывайте его чаще. В таком случае, даже если вам скажут: «Не надо развивать любовь», — вы не сможете остано­виться. Ваша любовь будет проявляться спонтанно вследствие памятования о доброте существ. Таков этот механизм.

Почему у нас возникают проблемы с доброй памятью? Потому что каждый день вы размышляете: «Он мне вот так сказал. А раньше он того не сделал, а это сделал неправильно». Чужие ошибки становятся для вас объектом медитации. При этом вы совсем не вспоминаете, что сделал хорошего тот, на ком вы сосредоточены. В итоге получаете результат — злопамятность и неблагодарность.

Вспоминайте о том, как помогали вам ваши родители, муж или жена, ваши родственники. Пересчитывайте эти хорошие дела. Это намного лучше, чем читать мантры, перебирая в уме негативные воспоминания и обиды. Медитируйте так: «Этот человек мне однажды помог, а другой человек сделал для меня такое-то хорошее дело», «Муж сделал мне такой подарок», «Жена всё время обо мне заботится». Рассуждая так, можно со­здать стабильные гармоничные отношения и в своей семье, и с другими людьми. Зачем, вместо того, чтобы давать уму лекарство, вы даёте яд, от которого ум горит в огне гнева, ревности, зави­сти, прокручивая вновь и вновь свои больные мысли?

 

Умение прощать

 

Постоянно думая о том, как другие люди вам вредили, вы не сможете остановить возникновение гнева. Даже если вас будут бить палкой за негативные мысли, сама эта палка из-за вашего нездорового мышления станет основой гнева. «Те люди мне ска­зали неприятное, а другие по отношению ко мне неправильно по­ступили» — принимая этот яд, вы при всём желании не сможете остановить гнев, он возникнет непроизвольно. Если вы присту­пите к формальной практике с таким образом мыслей, медита­ция станет негативной. «Я буду медитировать, и все подумают, что я особенный. Когда выйду из затворничества, я буду выгля­деть необычно. Потом мне принесут подношения, станут ува­жать. Потом я выступлю по телевидению и всем расскажу о сво­их ощущениях», — это ненормальные мысли, от которых у людей возникают проблемы с головой.

Итак, необходимо иметь здоровое мышление ещё до того, как вы приступили к медитации. Тогда она будет для вас эффек­тивна. С другой стороны, очень важно уметь прощать, забывать всё плохое, что делали вам другие. Прощение подобно устране­нию яда из вашего организма. Когда вы кого-то прощаете, вы перестаёте чувствовать дискомфорт в области сердца. Когда вы не прощаете, в сердце проникает яд, под влиянием которого вы воспринимаете человека врагом: «Он причинил мне вред, как отплатить ему? » В этот момент вы больны, потому что яд делает вас несчастным.

Бодхисаттва, даже если кто-то отрежет ему ногу, тотчас про­стит этого человека. Ему даже не придёт в голову мысль о мести. «Мне жаль его! Из-за омрачений его голова работает ненормаль­но. Со мной ничего страшного не случилось, я живой. А он создал тяжёлую негативную карму, из-за которой много жизней будет страдать в аду. И это произойдёт с ним из-за меня. В прошлой жизни я накопил какую-то негативную карму, сейчас она проя­вилась через поступок этого человека». Если вы думаете подоб­ным образом, у вас возникнет не гнев, а сострадание. Вот такие мысли я называю здоровыми. Это очень высокий уровень мыш­ления. Если вы способны поддерживать его в повседневных си­туациях, значит и ваш уровень жизни столь же высокий. Тогда ваша жизнь действительно значима.

 


Просмотров 277

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!