Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Йога двадцати одного дыхания



 

Сев в медитативную позу, выполните дыхательную йогу. Она полезна не только для развития сосредоточения, но также и для вашего здоровья. Каждый день выполняйте йогу дыхания одну или две минуты, тогда почувствуете её результат. Узнав техни­ку дыхательной йоги, нужно практиковать её, только тогда это принесёт вам пользу. При возникновении позитивных эмоций, даже посреди ночи садитесь в семичленную позу и начинайте медитировать. Но не мешайте другим, пускай они спят.

Итак, вы садитесь в правильную позу и делаете вдох. На вдохе ваше тело наполняет энергия всех будд и бодхисаттв. Затем на какое-то время вы задерживаете дыхание, а после этого делаете выдох. На выдохе вся негативная энергия, все ваши болезни в виде чёрного облака выходят через нос. В наставле­ниях к этой практике объясняется, что обычно мы дышим неправильно, поверхностно, поэтому делайте полный вдох и выдох. Биологи также утверждают, что когда мы делаем неполный выдох, часть углекислого газа остаётся в легких. В науке гово­рится, что полные вдохи, наполняющие кислородом мозг и всё ваше тело, делают их более активными. Наука, как и буддизм, ищет истину. А те, кто ищут, приходят к одной и той же истине.

Дыхательная йога очень полезна. Сделайте полный вдох, затем, после задержки дыхания, — полный выдох и считайте в уме: «один»; затем снова вдох, задержка, выдох: «два». Так счи­тайте до двадцати одного раза. Не думайте ни о прошлом, ни о будущем. Оставайтесь в настоящем моменте и сосредоточьтесь только на дыхании. Ваше тело в семичленной позе остаётся расслабленным, а ум сосредоточен на вдохах и выдохах. Каждый день занимайтесь такой дыхательной йогой. Это поможет вам развить внимательность и хорошую концентрацию. Также это будет способствовать улучшению вашего здоровья, которое во многом зависит от циркуляции энергии в вашем теле.

Так происходит медитация на дыхании. Она поможет вашей концентрации улучшиться. Если вначале вы попробуете концентрироваться на каком-то объекте очень сильно, это будет тяжело. Наш ум привык сновать взад-вперёд, поэтому для него привычно двигаться и следить за дыханием. Таким образом, ум продолжает движение, но присутствует элемент дисциплины и контроля. Дыхательная медитация является фундаментом для шаматхи. Когда вы сможете вдохнуть и выдохнуть двадцать один раз, не нарушив вашей концентрации, то можете считать, что подготовительная стадия закончена.



Каждый раз, когда вы делаете вдох и выдох, просто наблю­дайте за своим дыханием. Это создаст некий промежуток в потоке концепций, которые роятся в вашем уме, и будет способ­ствовать тому, чтобы постепенно концепций становилось всё меньше. Например, если ваш ум сильно охвачен мыслями о по­вседневных делах — вы обдумываете спор с каким-то человеком или увлечены желанием что-то купить, — в этот момент вам бу­дет трудно приступить к медитации. Сначала нужно устранить из ума сильные желания. Когда соблазн очень силён, вам крайне трудно остановиться, вы вынуждены уступить соблазну. Поэто­му с самого начала старайтесь не попадать под влияние соблазна, избавиться от мыслей, захватывающих ум. Лучшее противоядие от этого — осознавать всё, что мы испытываем в жизни, как по­добие сновидения, в котором нет ничего настоящего.

Будда привёл пример с женщиной, которой приснилось, что она родила ребёнка и была очень счастлива. Потом ребё­нок умер, и она сильно страдала от этого. Но, проснувшись, она поняла, что не было никакого повода ни для счастья, ни для страдания, потому что все эти события оказались лишь сном. Будда сказал: «Точно так постарайтесь воспринимать все явления этого мира». Все явления подобны снам. Всё, что кажется вам при­влекательным, и чем вы хотите завладеть, на самом деле лишь ярлыки, которые вы навешиваете собственной мыслью; со сто­роны самого объекта ничего привлекательного нет. Всё, что вам кажется необычайно красивым, всего лишь простая взаимоза­висимость — со стороны объекта нет никакой красоты, в этом предмете нет ничего объективно существующего.



Учёные тоже давно выяснили, что красивые цвета — всего лишь отражение света. В самом объекте нет никаких красивых цветов. Ваши глаза видят, что объект жёлтый или красный. Но, когда вы думаете, что дотрагиваетесь до него, на самом деле вы просто прикасаетесь к веществу, которое отражает тот или иной свет. Подобно буддизму, наука в наши дни приходит к откры­тию того, что всё существует вовсе не так, как мы это видим. Иногда вы думаете: «Все думают обо мне плохо». Но это не так. Вы сами не существуете так, как вам кажется в данный момент. И те люди, которые о вас говорят, тоже не существуют со сто­роны объекта.

Если у вас есть правильное представление о пустоте, вам легко будет медитировать на шаматху. Поэтому для медитации крайне важно культивировать воззрение о пустоте. У меня есть немно­го знаний о пустоте, поэтому во время медитации мой ум споко­ен и счастлив. В нём нет основы для концепций. Когда я смотрю на свой ум и в этом состоянии специально хочу породить ту или иную концепцию, чтобы понять, как она возникает, мне трудно это осуществить. Когда ваше понимание пустоты станет глубже, вам захочется экспериментировать, порождать в уме какие-то концепции, чтобы проверить, как они возникают и куда исчеза­ют. Но у вас появятся трудности в порождении концепций в уме во время медитации. Правда, потом, когда вы выйдете из состоя­ния медитации, у вас сразу возникнет множество концепций.

А если у вас пока ещё нет понимания пустоты, то альтернати­вой для вас является дыхательная медитация. Она поможет вам освободить свой ум от захватывающих его концепций. Я сам за­нимаюсь такой медитацией и рекомендую вам, это очень полез­но. Дыхательная йога превосходна не только для вашего ума, но и для вашего здоровья. Очень хорошо выполнять эту йогу где-то на открытом пространстве, где чистый воздух. Рекомендуется делать это сидя под деревом, но только летом, а не зимой. Летнее время и такое место, как вершина горы, очень хороши для ды­хательной йоги. Если вы выполняете её на вершине горы, важ­но смотреть вдаль настолько далеко, насколько это возможно. Вы очень медленно вдыхаете воздух с большого расстояния. Вдыха­ете без шума. Ваше дыхание должно быть очень тонким, но при этом важно делать полный вдох.

Когда вы занимаетесь дыхательной йогой, не дышите резко и напряжённо, потому что напряжение связано с привязанностью. Не торопитесь забрать побольше чистого воздуха и чистой энер­гии. Это плохая привычка. Никто не украдёт ваш чистый воздух, вашу медитацию или позитивную карму. Подлинные мастера ды­шат так спокойно, что их дыхания не слышно.

Итак, на вдохе вы вбираете в себя позитивную энергию всех будд и бодхисаттв, которая постепенно наполняет ваше тело в виде белого света. Далее, немного задерживаете дыхание так, чтобы ваше тело насытилось кислородом. В особенности такое дыхание помогает развитию мозга, а ум связан с мозгом. Здесь такая же зависимость, как у зрительного сознания и органа зрения: когда глаз работает нормально, ваше зрительное сознание видит ясно, а когда орган зрения повреждён, то и зрительное со­знание действует плохо. Точно так же ваше ментальное сознание зависит от вашего мозга: чем лучше работает мозг, тем острее становится ум. В буддизме мозг считается ментальным органом, но не самим сознанием.

Далее вы делаете медленный выдох и визуализируете, что все болезни выходят из вашего тела полностью, покидают его через нос. Слабости иммунной системы, все загрязнения, всевозмож­ные токсины — всё это выходит из вашего тела. Не задержи­вайте дыхание надолго. Ваши органы знают, насколько можно задержать воздух, они дают вам определённые сигналы: когда вам становится некомфортно, делайте медленный выдох.

В нашей жизни вы часто находитесь в стрессовом состоя­нии, так как ведёте очень активную деятельность и часто паникуете. Поэтому вашим органам необходимо такое полное дыха­ние. Йога дыхания — прекрасное средство от стресса. Ваш ум расслабится, вы будете медитировать расслабленно. И чем бы вы после этого ни занялись, будете делать это плавно, искусно и без паники. Даже пищу будете готовить, не торопясь и не роняя та­релки. Иногда я вижу, что люди готовят еду в такой панике, буд­то у них горит дом. Но всё надо делать в своё время, спокойно, а не так, что вы начинаете резать лук, когда уже разожжён огонь и в сковороду налито масло. Если вы всё это делаете одновременно и в спешке, нормальной еды не приготовите. Готовьте по плану, как шеф-повар: сначала всё порежьте и подготовьте, и тогда не­посредственно приготовление блюда займёт у вас пару минут. В любой области, даже в приготовлении еды, очень важна система.

 

Девятикратная йога дыхания

 

Далее я хочу рассказать вам о необычной дыхательной йоге. Она объясняется в тантре. Вы визуализируете в своём теле три канала[48]: центральный канал белый, правый — красный, левый — синий. Правый и левый каналы огибают центральный канал в тех областях, где образуются чакры: в макушке, горле, сердце и обла­сти пупка. На четыре дюйма ниже пупка правый и левый каналы входят один в другой, как трубка в трубку. Данное описание — просто визуализация, не обязательно в вашем теле именно так всё и расположено. Визуализация воздействует на ваше тело, но это не означает, что каналы существуют именно таким образом.

Итак, выполнив эту визуализацию, зажмите большой палец правой руки тремя пальцами (кроме указательного), а указатель­ным пальцем заткните правую ноздрю. Сделайте вдох через ле­вую ноздрю. Вы визуализируете, как ветер наполняет ваш левый канал и по нему переходит далее вниз и в правый канал. Когда вы делаете глубокий вдох, вы визуализируете, что позитивная энергия всех будд, бодхисаттв и божеств наполняет ваш левый канал, а всю негативную энергию смывает в правый. Далее вы зажимаете левую ноздрю, делаете выдох и визуализируете, как вся эта негативная энергия выходит через ваш лоб. Начала пра­вого, левого и центральных каналов расположены во лбу. В двух текстах это объясняется немного по-разному, но это то же самое упражнение, разницы нет.

Итак, сначала вы делаете вдох через левую ноздрю, затем затыкаете её, делаете выдох через правую ноздрю. Затем зажимаете левую ноздрю и делаете полный вдох правой. Потом энер­гия всех будд и бодхисаттв из правого канала уходит в левый, вы закрываете правую ноздрю, делаете выдох левой. Затем делаете вдох обеими ноздрями и визуализируете, как энергия проходит по вашим боковым каналам, внизу эти боковые каналы входят в центральный, далее делаете выдох, и вся негативная энергия через центральный канал выходит через вашу макушку. Так вы делаете три вдоха-выдоха и повторяете весь этот цикл трижды. Это называется девятикратная дыхательная йога.

Если энергия ветра циркулирует в теле правильно, то все ваши органы начинают работать очень активно, иммунитет укре­пляется. Когда ум спокоен, вы спокойно дышите. Это развивает вашу иммунную систему. Когда ум начинает волноваться о том, что говорят о вас другие, это нарушает работу иммунной систе­мы. Итак, успокойте свой ум, представляйте свет и нектар в ва­шем теле, тогда иммунная система постепенно станет лучше. Но самый действенный способ укрепления вашего иммунитета — развитие любви.

Если вы чувствуете сильные любовь и сострадание, то, даже находясь рядом с больными людьми, вы помогаете им, но сами не заболеваете. Мать Тереза в Индии всегда помогала больным людям, не заражаясь от них, потому что её любовь к людям была очень сильна. Она бывала во многих опасных местах, но не бо­лела ни одной болезнью, потому что имела хороший иммунитет. Некоторые врачи надевают на лицо специальные маски, но забо­левают, поскольку не имеют такой любви. Когда больные прихо­дят к ним, их эго боится заразиться. И они заболевают, несмот­ря на все средства защиты — перчатки на руках, маску, толстые очки на лице, — потому что их иммунная система слаба. Вы мо­жете вспомнить много подобных примеров.

Почему те, кто испытывает любовь и сострадание, не заболе­вают? Потому что у них хороший иммунитет, основной причи­ной которого являются сильные позитивные чувства. Испытывая такие эмоции, можно избавиться от болезни, даже не прибегая к лекарствам. Есть практика, основанная на дыхании[49], когда вы с сильным состраданием вдыхаете все болезни живых существ, а на выдохе с любовью отдаёте им здоровье и счастье. Такой прак­тикой можно излечить даже тяжёлые заболевания мозга.

В прошлом, учение лоджонг[50] было известно как практика, излечивающая от проказы. Прокажённые выполняли эту практику и полностью выздоравливали, потому что развивали любовь и сострадание. А из-за того что под влиянием позитивных эмо­ций меняется ум, биологически меняется и тело. Взгляните на разгневанного человека: как его эмоция влияет на тело? С био­логической точки зрения у него нарушается ритм циркуляции крови, он становится очень резким. Его сердцебиение ускоряется, а это сокращает жизненный срок.

Любовь и сострадание не ускоряют сердцебиение. А когда человек испытывает гнев, его сердце начинает стучать очень быстро. Это сокращает жизнь и ухудшает состояние здоровья и иммунитет. Сейчас наука подтверждает, что здоровье связано с состоянием ума. Спокойный ум и доброта позитивно влияют на физическое здоровье. В буддизме говорится, что если вы зна­ете, как лечиться, вы можете лечить себя сами. Не обязательно принимать лекарства. Однако в настоящий момент принимайте лекарства и наряду с этим делайте практику.

Я расскажу вам одну историю. Один мастер медитировал вы­соко в горах. Как-то утром к нему пришёл его ученик и увидел, что наставник не дышит. Он подумал, что учитель умер, спустил­ся в деревню и позвал людей. Когда жители деревни поднялись на гору, они увидели, что мастер сидит и пьёт чай. Ученик удив­лённо спросил: «Ведь утром я поднимался сюда и видел, что у вас нет дыхания. Как же произошло, что вы сейчас сидите и пьёте чай? » Его учитель ответил: «Нет, я медитировал. Утром моё само­чувствие было не очень хорошим, поэтому я растворил все энер­гии ветра в центральном канале. И как раз в этот момент ты меня и увидел. Потом мои энергии сбалансировались, и теперь со здо­ровьем у меня всё в порядке». Как видите, с помощью медитации можно лечить все болезни. Но в настоящий момент вы не знае­те этой техники, поэтому вам необходимо принимать лекарства.

Первый шаг к подобному самоизлечению — дыхательная йога. В настоящий момент вы не в состоянии растворять энергии ветра в центральном канале, но заниматься этой йогой вы можете. Итак, вы делаете вдох, задерживаете дыхание, делаете выдох и в этот момент представляете, что выдыхаете все болезни, которые у вас есть. На вдохе вы вбираете нектар и бла­гословение Будды Медицины, и ваше тело становится здоровым.

Так тренируйтесь каждый день. Это настоящая буддийская йога ветра, которая связана с вашей концентрацией, а также с накоплением заслуг. Вы визуализируете перед собой Будду Шакьямуни в окружении всех будд, бодхисаттв и божеств. Вды­хая всю их позитивную энергию, вы, таким образом, накаплива­ете высокие заслуги. Одно это действие приводит к трём результатам: оно полезно для здоровья, улучшает вашу концентрацию и способствует накоплению заслуг. Здесь есть два преимущества для ума и одно для тела.

Если вас интересует духовное развитие, выполняйте йогу, которая приносит больше пользы уму. Йогу дыхания следует выполнять ежедневно, в особенности, в те моменты, когда ваш ум становится несчастным. Вы не сможете остановить порождение нездоровых мыслей просто усилием воли. Когда кто-нибудь нарушил покой вашего ума, например, грубой речью, вам трудно заставить себя не думать об этом. В этот момент лучшая тех­ника — дыхательная йога. Просто сосредоточьтесь на ваших вдо­хах и выдохах, тогда вы перестанете обдумывать все эти нездоро­вые вещи.

 

Тонкая йога дыхания

 

После девятикратной дыхательной йоги можно выполнить тонкую дыхательную йогу. Это тоже подготовка. Пребывая в об­нажённом состоянии ума, без грубых мыслей, вы просто делае­те медленный вдох и медленный выдох. Просто осознавайте своё дыхание. Эта техника объясняется в учении махамудры тради­ции Гелуг-Кагью. Для этого важно не думать о прошлом и буду­щем. Единственное, что вы здесь делаете, — в этот текущий мо­мент осознаёте только своё дыхание. Вы даже не считаете вдохи и выдохи, просто осознаёте их. В настоящий момент в нашем уме очень много грубых кон­цепций. Дыхательная йога подобна лодке, которая рассекает вол­ны концептуальных мыслей. Та волна, которая уже прошла — это прошлое. Будущая волна ещё не накатила. В промежутке между этими волнами вы можете увидеть обнажённую глубину океана. Постепенно ваш ум успокоится, обретёт умиротворённое состо­яние, потому что в этот момент не будет беспокоящих факторов, и ум естественным образом будет пребывать в покое и в здоро­вом состоянии. Это называется тонкой дыхательной йогой — установлением своего ума на обнажённом состоянии.

 


Просмотров 809

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!