Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МЕДИТАЦИИ



 

Чтобы укротить свой ум, сделать его здоровым, важно не только получать учение по философии, но и медитировать. Медитация — очень важный инструмент, который применяли для укрощения ума мастера прошлого. Только лишь получая учение и обдумывая его, вы, безусловно, обретёте некоторый результат, хотя он будет не слишком большим.

Но без должных знаний лучше вообще не приступать к этому занятию. Не имея представления, где в машине находится педаль газа или тормоз, лучше вовсе не садиться за руль. Вождение ма­шины будет опасно. А если вы не знаете дорожных знаков, про­блемы возникнут не только у вас, но и у многих других людей. Во­ждение автомобиля — это очень просто. Но даже для этого важно выучить теорию, изучить дорожные знаки, узнать, как отремон­тировать машину в случае аварии. И только когда все эти причи­ны собраны, можно претворять знания в практику — садиться за руль и давить на газ. Зачем нужны все эти сложные приготовле­ния? Чтобы предотвратить множество проблем.

Буддийская медитация — не какое-то духовное приключе­ние. Это техника, с помощью которой вы можете укротить свой ум. Медитация — это работа по устранению ошибок в уме, а не просто сидение в строгой позе или контакт с иными вселенными. Когда ум начинает «летать» — это очень опасно. Зани­майтесь подлинными медитациями, которые в прошлом практи­ковали великие мастера Индии, Тибета; лишь тогда вы обретёте их реализации. А если вы будете выполнять странные медита­ции, которыми не занимались йогины прошлого, вы достигнете реализаций, которых они не достигали, и это весьма опасно. У вас расширятся глаза, вы не сможете общаться с людьми — это признаки того, что ум стал совсем ненормальным. «Телеви­зор» вашего ума будет показывать каналы, которые другие люди видеть не могут. Это называется шизофренией.

Прежде, чем приступить к медитации, надо узнать, что такое медитация и как правильно медитировать. Если вы этого не зна­ете, не стоит даже начинать. Люди ведут себя довольно странно: когда они не знают, что такое медитация и как медитировать, они очень хотят медитировать. А затем, когда постепенно узнают обо всём этом, у них пропадает желание. У вас должна быть обратная реакция. Если вы не знаете, что такое медитация и как правильно медитировать, у вас не должно быть и желания меди­тировать. А когда вы соберёте достаточно знаний, тогда должно возникнуть желание этим заниматься.



В прошлые времена в Тибете духовные наставники не раз­решали своим ученикам сразу приступать к медитации. Снача­ла ученики долго изучали философию, потом получали полную систему знаний о медитации, только после этого им говорили: «Сейчас пришло время медитировать». Если вы без подготовки приступите к медитации, то ваша голова, которая и без того не в порядке, станет работать ещё хуже.

По-тибетски медитация называется «гом», что означает «привыкание». Речь идёт о привыкании к позитивному образу мышления. Мы тоже занимаемся этим, но чаще всего мы при­выкаем к негативному образу мышления. Это можно назвать негативной медитацией. Для неё нам вовсе не требуется сидеть в строгой позе. Наш ум знаком с негативным образом мышления, поэтому он нездоров. Основную часть времени мы мыс­лим негативно: относимся к людям враждебно или с недоверием, думаем, что нас никто не любит. Но то, какими являются окру­жающие, — отражение наших собственных действий. Поэтому важно, чтобы наш ум привык к позитивному образу мышления. Это тоже является медитацией.



В настоящий момент мы не можем постоянно быть добрыми, если не владеем медитацией. Все эти вещи на первый взгляд ка­жутся простыми, но, изучая их более подробно, вы обнаружите, что на практике осуществить это вовсе не просто. В нашем мире сохранилась высокая мудрость — знание о том, как сделать наш ум полностью здоровым, излечив его от болезни омрачений, и как развить весь благой потенциал ума, любовь, сострадание.

Представьте такую ситуацию. Вы смотрите телевизор, а кто-то заходит и говорит: «Твоя подруга сказала о тебе то-то и то-то». У вас начинается «медитация». Вы уже не видите теле­визор. Вы однонаправленно сосредоточены: «Три месяца назад она сказала то-то, а до этого говорила так-то. Что же я плохого ей сделал? Я ведь делал ей так много хорошего! Она неблагодарный человек! Может быть, в будущем она сделает мне ещё хуже?» Ваша аналитическая «медитация» прошла удачно, если ваше лицо стало красным, а от головы пошёл пар. Это прояви­лась своеобразная «реализация». Пусть даже в это время по квартире бегают дети, вы их не замечаете. Когда же занимаетесь позитивной медитацией, вы постоянно жалуетесь: «Геше-ла, меня отвлекают дети, соседи». Но это лишь оправдание. Ведь во время негативной медитации вас ничего вокруг не беспокоит. А это значит, что умение медитировать у вас есть, но вы использу­ете его для негативных помыслов.

Ваше отношение должно измениться. Если вам дают мно­го негативного материала, объясняют ситуацию со всех сторон, скажите, что это вас не интересует. А если получите небольшой позитивный материал, сразу говорите: «О, это великолепно!» Всесторонне обдумывая такую ситуацию, вы сделаете свой ум здоровым. К примеру, вы можете, всесторонне обдумывая, вспоминать доброту своих родителей. Вспоминайте всё хорошее, что сделали для вас друзья. В самом начале старайтесь размышлять о том, что ваш ум способен понять.



У нашего нездорового ума есть привычка хорошо запоминать плохое, а всё хорошее быстро забывать. Нам нужно изменить этот механизм, научиться забывать мелочи и ошибки. Христиа­не это называют прощением. Самое простое в прощении — по­нимать, что живые существа допускают ошибки из-за неведения. Просто перестаньте помнить эти ошибки. Этот яд отравляет вас всё больше и больше, затем происходит взрыв, после которого возникают всевозможные умственные проблемы, затруднения в семье — да что угодно!

Я знаю, что у вас есть представление об этом, но сейчас объ­ясняю для того, чтобы у вас возникла стопроцентная убеждён­ность. Если вы десятки лет держите зло на кого-то, то кроме негативной кармы ничего себе не зарабатываете. Если вы поте­ряли ногу из-за кого-то, то убивать этого человека нет смысла. Нога от этого не вырастет. Незачем к физической боли добав­лять ментальную боль. Это несложно понять, но вы забываете об этом, когда попадаете в такую ситуацию. А всё потому, что занимаетесь негативной медитацией. Если вас кто-то ударит, вы реагируете на это так же, как и раньше. Это и есть результат привычки помнить плохое. Вот почему так важно помнить всё доброе и забывать весь вред, который причинили вам другие. Напоминайте себе об этом снова и снова.

Вы привыкли копаться в своих прошлых несчастьях и тем са­мым доводить себя до депрессии: «У меня нет этого и того. Как жить дальше?» Необходимо остановить эту негативную меди­тацию. Без этого заняться позитивной медитацией будет очень сложно. Первая основная практика — не позволять своему уму думать неправильно.

Можно привести такой пример: на вашей руке рана, она чешется. Почесав её, можно на время успокоить зуд, но потом рана увеличится и станет болеть сильнее. Если же перетерпеть этот зуд, рана вскоре заживёт и перестанет чесаться. Поначалу ваши негативные мысли подобны зуду. Потом становятся похо­жими на привычку к курению или наркотикам. Когда человек пытается бросить курить, его тянет к сигарете даже при запахе дыма. Но он говорит себе: «Нет, не надо, не хочу!» Такой же должна быть ваша практика: любую пришедшую в голову нега­тивную мысль надо пресекать.

Предупредите своих друзей: «Не надо мне рассказывать, кто о ком злословит. Мне надоело это слушать». У вас ведь всё про­исходит наоборот — стремитесь узнать все сплетни, которые о вас ходят. Ужиная, к примеру, вы вдруг задумываетесь: «А что обо мне говорят там-то?» И, хватаясь за телефон, звоните под­руге, спрашиваете, какие слухи о вас ходят. У вас немедленно начинается медитация на гнев: вы припоминаете, как о вас сплетничали до этого. Вы становитесь несчастным, и даже еда перестаёт радовать. Всем вокруг тоже становится неприятно: когда исчезает внутренний покой, это нарушает и внешнюю гармонию. Друзья больше не могут оставаться в вашем доме, они уходят. В семье иногда доходит даже до битья тарелок. Это результат нездорового образа мыслей.

Я сейчас не говорю о глубокой буддийской философии, пустоте, заботе о других больше, чем о себе. Для начала необходим просто здоровый образ мыслей. Здоровое мышление подобно нектару: если хотя бы одна такая мысль придёт в голову, ваш ум сразу поменяется. И это отразится даже на внешнем виде: вы будете выглядеть счастливым. Если вы едите с таким настроем ума, вы даже начинаете тоньше чувствовать вкус. При нездоровом же мышлении ваше тело настолько «закрыто», что толком не способно ничего ощущать.

 

Аналитическая медитация

 

Как мы помним, различают два вида медитации: аналити­ческая медитация и однонаправленное сосредоточение. Пер­вая не требует строгой позы — ваш повседневный образ мыш­ления также может стать аналитической медитацией. Цель аналитической медитации — обучить свой ум позитивному образу мышления. Если свой нынешний нездоровый образ мыс­лей вы замените здоровым, это и будет называться аналитиче­ской медитацией. Она позволит вам обдумывать любую ситу­ацию со здравых позиций. Например, вы можете практиковать это и во время просмотра телепередач, и за трапезой: «Мне сегодня повезло вкусно поесть. Но многим людям в нашем мире не хватает еды. Пусть все живые существа получат такую вкус­ную еду. Пусть никто не страдает от голода!»

Посвящайте своё счастье всем существам, от этого оно будет только возрастать. Каждый раз, когда вы счастливы, делайте по­священие: «Пусть все живые существа будут так же счастливы, как я». Получая драгоценное учение, каждое слово которого от­крывает ваши глаза, осознавайте, что такое событие в жизни — большая редкость: «Пусть все обретут такой же чудесный шанс, какой выпал сегодня мне. У многих людей в мире отсутствует му­дрость. Пусть все обретут океан мудрости!»

В мире нет существ, плохих по природе. Но все существа в сансаре страдают от неведения. Из-за отсутствия мудрости они злятся. А мы, видя их внешние омрачённые проявления, считаем их порочными. Но по природе они добры, их ум чист. Люди с тя­жёлым характером обладают больным умом. Но ведь больной ту­беркулёзом кашляет не потому, что хочет вам досадить, а потому, что страдает, у него нет выбора. Злая речь также подобна кашлю. Вам должно быть жаль раздражённого человека. Он болен гне­вом и сам усугубляет свою ситуацию. Если думать так, у вас не возникнет гнева по отношению к людям. Их слова влетят в одно ухо, вылетят из другого — и вам не будет больно. Вы посмотрите на человека с жалостью, сочтя его ненормальным.

Вам бывает больно только потому, что вы принимаете сло­ва других людей близко к сердцу. «Он мне такое сказал! Я рань­ше ему помогал, а он вот как со мной обошёлся!» Не стоит так реагировать — от этого и вы становитесь ненормальным. А ког­да встречаются двое ненормальных, это опасно. Когда жена злится, муж тоже становится ненормальным; эти двое ненормальных могут разрушить весь дом. Они бьют посуду, а утром удивляются: «Зачем мы это сделали?»

В вашей семье достаточно одного ненормального, не стано­витесь такими оба. Когда другие реагируют на вас гневно, развивайте к ним сострадание — это очень важно для вас. В этот момент вам необходима аналитическая медитация, то есть здоровое мышление. Когда вас ругают, вспомните об этом и попы­тайтесь понять, почему разгневанные люди так поступают. Вы придёте к выводу, что они больны и достойны сострадания. «Как я могу им помочь?» — станете думать вы. Когда у вас появляется жалость, их злые слова влетают в одно ухо и вылетают из дру­гого, не причиняя вам боли. Даже если вам скажут, что вы тол­стый и некрасивый, эти слова пролетят мимо.

Но как только у вас появляются неправильные мысли, вам сразу становится больно. Омрачённые мысли создают рану в вашем сердце, из-за которой даже маленькое слово причиняет боль. Постарайтесь в такие моменты пресечь поток негативных мыслей. Сострадательные мысли не позволят проявиться гневу. Вы будете думать лишь о том, как помочь тому, кто разгневался. Ведите себя в соответствии с ситуацией. Иногда нужно быть строгим, но без гнева, а иногда лучше говорить мягко. Я не буду приводить конкретные примеры — решайте сами, в какой ситу­ации как себя вести. Но в любом случае внутри вы должны оста­ваться добрыми.

Что может подарить вам счастье? Во внешнем мире — ниче­го. Да, если вам холодно, тёплая одежда согреет вас. Да, если вы голодны, то пища может наполнить ваш желудок и сделать ваше тело более здоровым, но не больше. Настоящее же счастье вы об­ретаете, когда ваш ум освобождается от омрачений. Источник вашего счастья — здоровый образ мышления. А чтобы его обре­сти, нужно иметь много материала для позитивного образа мыш­ления. Для этого очень важно изучение философии и получение духовных знаний.

Каков нездоровый подход к драгоценной человеческой жиз­ни? Вы принимаете это тело, вашу жизнь, как нечто обыденное. Какая-нибудь дорогая одежда, которую вы носите, воспринима­ется вами как нечто особенное. А в самой вашей жизни как будто ничего особенного нет. Чтобы сохранить эту одежду, вы готовы пожертвовать своей жизнью или убить того, кто захочет отнять еёу вас. Здоровое мышление — это когда вы понимаете, что ваша драгоценная человеческая жизнь обладает восемнадцатью ха­рактеристиками, которые не имеет большинство людей, а так­же обитателей других миров сансары. Вы осознаёте, какая драго­ценность у вас есть, понимаете её значимость и редкость.

Таким образом, в Ламриме существует подробное объяс­нениетого, что является здоровым образом мышления, а что нездоровым. Если вы развиваете здоровый подход, описанный в Ламриме, ваш ум становится очень счастливым. И это счастье будет прочным.

Чем больше у вас накопится материала, тем более эффектив­ной станет ваша медитация. Почему в настоящий момент нега­тивная аналитическая медитация у вас проходит очень успешно, а позитивная получается гораздо хуже? Существует множество причин, одна из которых заключается в том, что вы привыкали к негативной медитации долго, с безначальных времён. Вторая причина состоит в том, что у вас собран богатый материал для негативного образа мышления. Третья причина: у вас нет терпе­ния. Из-за отсутствия терпения омрачённые эмоции возникают очень быстро.

Чтобы эффективно выполнять позитивную аналитическую медитацию, с этого момента начните привыкать к позитивному образу мышления. Это первая практика. Второе: собирайте боль­ше материала для позитивного образа мышления. Третье: разви­вайте терпение. Тогда вы будете меняться день ото дня.

Итак, существует формальная и неформальная аналитиче­ская медитация. Первая подробно объясняется в учении Ламрим. Если вы занимаетесь такой формальной аналитической медита­цией, через какое-то время неформальная медитация будет полу­чаться у вас спонтанно.

 


Просмотров 508

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!