Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Духовный Наставник и линия передачи 4 часть



Прежде чем перейти ко второй благородной истине, необхо­димо понять, что такое сознание (ум). Ведь мы говорим о духов­ной практике, о тренировке ума. Итак, объект, который мы со­бираемся подвергнуть тренировке, это ум. А тренер, который занимается тренировкой, — тот же ум. Поэтому необходимо иметь полную картину того, что такое ум и ментальные факторы.

Есть первичное и вторичное сознание. Первичное сознание бывает шести видов: зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное и ментальное. Для того чтобы породить зри­тельное сознание, необходим зрительный объект и орган зрения. Кроме объекта и органа необходимо ментальное сознание. Когда оно вступает в контакт с органом и объектом, возникает первич­ное зрительное сознание. Зрительное сознание постигает объект и, соединяясь с ментальным сознанием, помогает распознать его. Между первым постижением и распознанием проходит краткий момент времени: сначала зрительное сознание постигает объект, потом ментальное его быстро распознаёт. То же самое относится к слуховому и остальным видам первичного сознания.

Что касается ментального сознания, то здесь есть четыре уровня: грубый, тонкий, более тонкий и наитончайший. Но это объясняется уже с точки зрения тантрийской традиции, где есть специальные наименования, сейчас они нам не нужны. Наитончайший уровень ума наиболее могуществен. Тончайшее созна­ние проявляется в состоянии сна, а остальные в это время не проявлены. И именно в это время можно понять, насколько могущественна практика тантры. В тантре есть подробное объяснение того, как задействовать это тончайшее сознание в духовной практике. Многие практикующие благодаря этому могут отделить тело сна от грубого тела. Тело сна не может быть остановлено преградами и способно путешествовать очень быстро, отправляться в разные места, заниматься там медита­цией, читать тексты, как делали многие великие учителя. У каждого из нас есть все уровни, как грубые, так и наитончайшие. И если бы мы могли задействовать тонкий уровень, то могли бы обрести такие способности. В тантре делается акцент именно на этом наитончайшем уровне. Для тех, кто заинтересован в тантре, знать об этом чрезвычайно важно.



Итак, чтобы яснее понять причины страдания, мы говорили об основном уровне ума и о различных ментальных факторах, ибо источник страдания находится не вне нас, а внутри нашего ума. Чтобы понять, в чём он состоит, мы должны ясно понимать, что такое ум. Подлинные враги и подлинные друзья находятся внутри нас самих. Если мы подружимся со своим внутренним врагом, все окружающие будут от этого страдать. Если же мы подружимся со своим внутренним другом, то будем счастливы сами и другие тоже будут счастливы. Ну, а в настоящее время мы не знаем, кто наш друг, а кто враг.

А сейчас я расскажу о вторичном уме, то есть о пятидесяти одном ментальном факторе. Во-первых, существует пять основ­ных омрачений. Это и есть наши враги: неведение, страстная привязанность, гнев, гордость и ревность. Эта пятёрка называ­ется пятью коренными омрачениями (клешами). Затем суще­ствуют двадцать вторичных омрачений: отвращение, скупость и прочие. Затем существуют одиннадцать благих факторов созна­ния, такие как любовь, сострадание. Кроме того, есть пять видов постоянно присутствующих факторов, такие как ощущения и подобные. Они не являются ни позитивными, ни негативными. Затем есть пять изменчивых факторов сознания, такие как сон, сожаление и подобные.



Возьмём, к примеру, сон. Если мы засыпаем с хорошей моти­вацией, то сон может считаться позитивным фактором. Если засыпаем со злостью, то весь сон становится негативным. Зная это, сон можно претворить в благое действие. Поэтому даже перед тем как слегка задремать, постарайтесь пожелать блага другим людям. Сожаление — тоже изменчивый фактор созна­ния. Если мы сожалеем о добрых действиях, то сожаление стано­вится негативным. Если мы начинаем сожалеть о каких-то дур­ных поступках, такого рода сожаление становится позитивным действием и является мощным средством очищения.

Эти практики очень просты, начинать надо именно с них. По­пробуем вспомнить, что мы сделали сегодня дурного, искренне раскаемся, пожалеем об этом. Если это чувство искреннее, очи­щающее действие весьма сильно. Практикуйте правильный сон, сожалейте о том, что сделали дурного. И если такие элементы практики вы введёте в свою повседневную жизнь, через корот­кое время почувствуете, насколько эффективно буддийское уче­ние. Затем, когда вы узнаете о том, что в Дхарме существуют ещё более мощные методы, вам захочется практиковать и их тоже. Итак, мы говорили об изменчивых факторах сознания.

Затем есть пять определяющих факторов сознания, таких как распознавание и так далее. Всего получается пятьдесят один мен­тальный фактор.

Теперь рассмотрим, в чём заключается источник страдания. Когда учителя затрагивают истину об источнике, то обычно её объясняют через теорию взаимозависимого происхождения из двенадцати звеньев. Эта теория двенадцати звеньев взаимозави­симого происхождения открывает перед нами эволюцию циклов жизни — такую же, как эволюция семени и дерева. Семя проис­ходит из дерева, а дерево произошло из предыдущего семени.

Когда один из индийских царей задал вопрос об эволюции жизни, Будда объяснил, что благодаря тому, что существует «это», существует и «то». Когда возникает одно, то возникает и другое. Он объяснял, как из неведения (1-е звено) возникают кар­мические факторы (2), как из кармических факторов возникает сознание (3) и так далее. Смысл этого учения в том, что всё воз­никает по своим специфическим причинам. Если есть причина, то появляется и следствие. Следствие не возникает само по себе, не творится каким-то создателем. И в чём же состоит эта при­чина? Будда объяснил, что первопричиной является неведение. Из-за неведения и возникает карма.

Чтобы понятнее объяснить, как из-за неведения возникают кармические действия, я сделаю это в рамках интерпретации, рассматривающей три последовательные жизни.

Когда из-за неведения мы верим в существование постоян­ного «я» и считаем, что другие тоже обладают этим постоянным «я», у нас может возникнуть страстная привязанность или нена­висть по отношению к другим существам. Из-за этих эмоций мы совершаем действия речью и телом и таким образом производим негативную карму.

Попытаемся разобраться, чем же является неведение. То, что мы называем неведением, заблуждением, есть наше цепляние за постоянное «я». Когда, например, кто-то говорит, что мы глупы, мы полагаем, что это относится к чему-то постоянному в нас. Мы забываем, что наше «я» является просто моментом вну­тренней причинно-следственной связи. Вот такое заблуждение мы и называем неведением. С точки зрения буддийской филосо­фии высшего уровня и мы сами, и все явления подобны миражу или отражению луны в воде. Поэтому представление всех явле­ний обладающими неким постоянным врождённым существо­ванием — наше заблуждение. Такое мнение является иллюзией. Итак, из-за неведения мы подвергаемся опасности захватиться либо ненавистью, либо страстной привязанностью. Благодаря неведению мы развиваем сильное чувство привязанности к себе, желание лелеять своё «я». Когда присутствует это чувство посто­янной заботы о себе, тогда гораздо легче возникают и ненависть, и страстная привязанность. Эти негативные эмоции оставляют отпечаток в уме, который и называется кармой.

Второе звено в схеме взаимозависимого происхождения так и называется — самскары[19], или карма. Если опустить ногу на песок, на песке останется отпечаток. Любое действие остав­ляет отпечаток в нашем сознании, в нашей психике. Так, если вы когда-то учили стих, а потом забыли, выучить его заново будет гораздо легче, потому что уже есть его отпечаток. Если мы попытаемся найти, где находится этот отпечаток, мы его не уви­дим, но он есть.

Кармические отпечатки делятся на три категории. Те отпе­чатки, что ведут к нашему счастью в будущей жизни, мы называем позитивной кармой. Те отпечатки, которые в будущей жизни приводят к страданию, мы называем негативной кармой. И третий вид кармы — нейтральная.

До сих пор мы рассматривали карму с точки зрения её сущ­ности. С другой стороны, можно говорить о двух типах кармы с точки зрения её функции: ввергающая и завершающая карма.

Кармический отпечаток, который определяет наше следую­щее рождение в одном из миров, называется ввергающей кармой. В уме каждого из нас в любой момент находится множе­ство отпечатков: есть карма, которая может ввергнуть нас в мир животных, мир людей и в другие миры. Здесь нет никакой предопределённости, это зависит от условий. Например, если семена разных растений мы бросим в сухом и жарком месте, они не взойдут. Но, если одно из семян попадёт на подходящую почву и найдёт там воду, оно прорастёт.

В этом смысле очень важен момент смерти. Если мы уми­раем с негативными мыслями, они и послужат условием, которое активизирует негативную карму в нашем уме, и мы родимся в неблагоприятных условиях. А если перед смертью мы вспом­ним, например, что целую жизнь не занимались практикой, и решим, что в оставшиеся секунды нужно подумать о чём-то бла­гом, то эта мысль послужит для реализации позитивной кармы, имеющейся в сознании.

Момент смерти очень важен. Смерть может придти в любой момент. Не готовиться к смерти — не храбрость, а невежество. Постарайтесь в момент умирания создать благой настрой в своём уме. Не нужно привязываться ни к чему, это опасно. Ведь когда мы умираем, мы можем чувствовать крайне сильную привязан­ность к друзьям, своему богатству. Эта привязанность подейству­ет как сильное сопутствующее условие для проявления кармы, которая ввергнет нас в дурную участь. Поэтому в повседневной жизни очень хорошая практика — ослабление привязанностей.

Итак, мы видим, что помимо формальной практики можем выполнять множество неформальных. Можно идти на рабо­ту пешком и всё это время практиковать. Мы можем стараться уменьшить свою привязанность, можем практиковать засыпание с позитивными мыслями. Это чрезвычайно важно, потому что поможет повторить такую практику в момент смерти.

Я объяснил, что такое ввергающая карма. Сейчас я рас­скажу о завершающей карме. Допустим, вы родились челове­ком, всё идёт замечательно: у вас хороший род, богатство, усло­вия, страна. Это значит, что ваша завершающая карма так же хороша, как и ввергающая. А если вы родились человеком, но всё у вас наперекосяк, ничего не получается, значит ввергающая карма у вас хорошая, а завершающая была плохая. Или возьмём, например, собаку, живущую у богатого человека. У неё ввергаю­щая карма была негативная, а завершающая — позитивная, потому что эту собаку хорошо кормят, ухаживают за ней, всё у неё в порядке. Я думаю, что из этого примера ясно, что имеется в виду.

Но вернёмся к взаимозависимому происхождению. Теперь тре­тье звено цепи — сознание (3). Здесь речь идёт не просто о созна­нии, а о сознании, в котором имеются отпечатки. Когда мы созда­ём такого рода отпечаток, он остаётся в сознании. И уже через это сознание возникает следующее звено цепи — «имя и форма» (4).

Обратите внимание: неведение было у нас в прошлой жизни, также в прошлой жизни была создана ввергающая и завершаю­щая карма, затем она вместе с сознанием проявляется как «имя и форма» — живой зародыш во чреве матери. Потом формиру­ются органы чувств (5), и следующий этап — контакт[20] (6). Благо­даря контакту возникают ощущения (7). Благодаря ощущениям следующим звеном будет влечение (8). Благодаря влечению про­исходит цепляние (9).

Таким образом, к периоду текущей жизни относятся звенья от имени-формы до ощущения, а затем в момент смерти влече­ние и цепляние срабатывают как условия для проявления вверга­ющей кармы.

Пока у нас нет постижения пустоты, влечение и цепляние всё равно остаются, потому что мы продолжаем верить в «я». Как в прошлой жизни, так и в этой мы совершили много дей­ствий, получили много кармических отпечатков. И вот в момент смерти влечение и цепляние играют роль условий, через кото­рые накопленная карма проявляется и ввергает нас в следую­щее существование.

Итак, следующее звено цепи называется «существова­ние» (10). Это очень похоже на встречу зерна с водой и почвой. Благодаря существованию происходит рождение (11). И, нако­нец, опять приходят старость и смерть (12-е звено).

Поразмыслив, мы можем проследить эволюцию нашего ума, чтобы понять причину нашего страдания, а затем устранить её.

Когда мы говорим «сансара», мы не подразумеваем нечто внешнее, а говорим о собственной жизни. Мы творим дурную карму, и она ввергает нас в очередное рождение. В этом рожде­нии мы снова производим те действия, которые приводят нас к следующей жизни. И так происходит движение по кругу жизни. А когда мы ясно понимаем значение слова «сансара», тогда ясно понимаем и что значит отречение. Отречение не означает бросить семью, уйти куда-то в горы. Забыть об ответственно­сти — это не отречение. Придти к отречению — значит осоз­нать, что мы столь долго находимся под властью заблуждения, злобы, пристрастия.

Теперь мы поговорим о благородной истине о пресечении страданий и о благородной истине о пути.

Из четырёх благородных истин мы обладаем объектами пер­вых двух. У нас есть опыт трёх уровней страдания, и надо толь­ко идентифицировать, распознать их; у всех нас есть причины страдания: заблуждение, злоба, пристрастие — и мы это знаем. Но у нас нет объектов третьей и четвёртой истин. Именно их нам предстоит достичь.

Сначала я хотел бы привести одно сравнение. Допустим, некто болен. При этом он занимается своими делами, не подозревая о своей болезни. Это может быть очень опасно, потому что потом окажется слишком поздно лечиться. Если нет никаких способов излечения, тогда нет никакого смысла знать о болезни. Вы только расстроитесь. Но, если есть умелый доктор, он скажет, чем вы больны и что вам нужно делать в связи с этим. Может быть, это внутренняя скрытая болезнь, незаметная, но опасная. И если человек будет размышлять о ней, он станет более бди­тельным. Все мы не хотим страдать, и этот больной обязательно захочет избавиться от страдания. А для того чтобы избавиться от страдания, крайне важно знать причину болезни.

Теперь свяжите это с благородной истиной о страдании и с благородной истиной об источнике. Мы уже говорили о страдании, имеющем три уровня, а затем — о причинах страда­ния, которые описали как двенадцатизвенную цепь взаимозависимого происхождения. Таким образом, мы разобрались в причинах страдания. Итак, если больной на самом деле хочет избавиться от болезни, ему надо убедиться в том, что выздо­ровление возможно. Иначе он не станет искать спасительных средств. К примеру, узнав, что заболел синдромом приобретён­ного иммунодефицита, от которого невозможно излечиться, человек будет крайне подавлен безысходностью. Если же он знает, что болезнь можно излечить, то начнёт искать лекарства.

Третья благородная истина — о пресечении страдания. Она излагается для того, чтобы убедить нас в том, что избавиться от страданий возможно, и имеет смысл стремиться к этой цели. А четвёртая благородная истина — это лекарство, устраняющее все заблуждения из ума и приводящее нас к освобождению от страданий. Третья благородная истина — это состояние, в котором пребывают будды и архаты, это непреходящее счастье.

Поговорим об этом подробнее. Мы задаёмся вопросом: воз­можно ли полностью устранить омрачения из нашего ума. Ответ таков: ум может быть полностью избавлен от скверн, потому что сама природа ума свободна от них.

Эти скверны, омрачения, которые на санскрите называются «клеши», не являются природой ума. Если бы омрачения присутствовали в самой природе ума, тогда не имело бы никакого смысла предпринимать попытки освободиться от них. И если бы какое-то из омрачений, например злоба или страсть, были на самом деле природой ума, они были бы нашими единственными и постоянными переживаниями. Но мы по себе знаем, что сей­час испытываем злобу, потом привязанность, а затем сострада­ние. Если состояние ума постоянно меняется, то омрачения не могут находиться в природе ума.

Если же омрачения не входят в природу ума, тогда умелыми способами их можно устранить. Возьмём для примера воду. Если вода грязная, то сначала может показаться, что невозможно сде­лать её абсолютно чистой. Но зная, что получить чистую воду возможно, мы используем различные устройства, отделяем частицы грязи и получаем то, что хотели. Это происходит благо­даря нашей уверенности.

Чистота сознания от всяких омрачений называется состо­янием освобождения. Всякая вода, чистая или грязная, имеет возможность совершенно очиститься. И даже очень грязную воду можно превратить в абсолютно чистую. Так происходит и с нашим сознанием.

Этот потенциал называют природой будды. Это тончайшее из сознаний, о которых мы говорили. Именно оно может быть превращено в ум будды. И те, кто интересуется тантрой, должны знать это, поскольку в тантре вовлекается в практику именно этот наитончайший уровень ума. Но без ясного осознания четы­рёх благородных истин занятия тантрой подобны тому, как если бы ребёнок пытался управлять самолётом. Вместо того чтобы быстро полететь, он разобьётся вдребезги.

Итак, мы говорили с вами о природе будды. Любое живое су­щество может устранить все дурные качества ума. Ведь они не входят в природу ума, поэтому, опираясь на наитончайший ум, можно устранить их совсем. Кроме того, можно обрести понима­ние всех явлений, развить все благие качества. И такое состояние ума называется состоянием Пробуждения, состоянием будды. Поэтому третья благородная истина называется истиной о пресе­чении, она говорит о пресечении страдания и причины страдания.

Итак, очищение от всех негативных качеств — это освобо­ждение. А для Пробуждения требуется ещё и развитие всех благих качеств. По аналогии с той же водой, очищение её — это освобождение, а превращение её в нектар — Пробуждение.

Под словом «нирвана» мы подразумеваем не что-то, паря­щее в небесах. Это наша свобода от омрачений, внутреннее состояние. Четвёртая благородная истина — истина о пути — это постижение пустоты. Четвёртая благородная истина и вто­рая благородная истина (об источнике) совершенно противопо­ложны друг другу. Причина болезни и лекарство должны быть несовместимыми противоположностями. Когда лекарство при­менено, болезнь исчезает, она не может сосуществовать с лекарством. Если же путь избавления от страданий и причина страда­ния будут в дружественных отношениях, тогда путь не сможет быть противоядием от причины страдания.

Все страдания возникают из омрачений. Корень омраче­ний — заблуждение относительно природы вещей, незнание того, что мы собой представляем, что представляют собой «я» и другие явления. Представление о себе как о самосущем, существующем самостоятельно по своей природе — это заблуждение относительно «я». В учении говорится, что из этого заблуждения относительно «я» возникает, прежде всего, пристрастие к нему, самолелеяние, затем разделение людей на друзей и врагов, раз­деление на приятное и неприятное.

Важно не просто понять на словах, что такое заблуждение, но обрести некоторое внутреннее ощущение этого. Я попробую кратко объяснить это с точки зрения Прасангики, высшей из четырёх буддийских школ философии. Но не удовлетворяйтесь общим изложением, очень важно изучить, исследовать и понять всё учение точно. Можно прочувствовать это на примере ситу­ации, когда кто-то начинает вас ругать. Когда это происходит, нужно заметить происхождение внутреннего чувства «себя» — чувства протеста, что «меня» критикуют. Здесь мы можем засечь своё представление о том, что в нас находится какое-то «я», существующее само по себе. Когда обидные слова врезаются вам в сердце, именно тогда и проявляется ваше знание своего «я». В этот момент мы можем увидеть, что в нашем представле­нии «я» не является просто наименованием тела, ума и так далее, но является чем-то, существующим объективно и независимо. Именно это называется заблуждением.

В течение многих жизней у нас было представление, что «я» существует не просто как наименование тела, ума и речи, а объ­ективно. И с этим нам нужно иметь дело. А цепляние за другие явления, как за истинно существующие — это тоже неведение относительно других явлений. Именно оно-то и является основ­ным корнем круговорота бытия.

Когда вы извлечёте этот корень, круговорот бытия просто исчезнет. Чтобы устранить причину всех страданий, омрачений, нам необходима четвёртая благородная истина — истина о пути. Путём является ум, постигающий пустоту, то есть свободу явле­ний от самосущего бытия. Если мы говорим об относительности, о пустоте «я», то не подразумеваем отсутствие «я» вообще. Мы говорим об отсутствии самостоятельно существующего, абсо­лютного «я».

Что касается пустотности, относительности, об этом мож­но говорить на разных уровнях. Так, постижение пустоты как отсутствия независимого субстанционального существования «я» — это грубый уровень постижения пустоты. А более тонкий уровень — постижение пустоты как отсутствия истинно суще­ствующего, самосущего бытия всех явлений.

Теперь давайте разберёмся. Ко второй благородной исти­не — истине об источнике — относятся факторы ума, кото­рые разбирались выше. А что касается противоядия основной причине всех страданий — это тоже ум. Поэтому очень важно исследование того, что есть ум, каковы его факторы. Итак, заблу­ждение, неведение — это представление об истинно существующем «я», а противоядие этому — постижение пустоты, или от­сутствия такого «я». В тибетском буддизме мы говорим о разных типах противоречий. И один из них — противоречие по сущно­сти, другой — противоречие по несовместимости. К примеру, не­ведение и мудрость постижения пустоты — несовместимые про­тивоположности. Они представляют противоречие, поскольку не могут сосуществовать. Там где есть тепло, не может быть холода.

Но неведение нельзя просто взять и выбросить. Оно может быть устранено только при помощи мудрости, постигающей от­сутствие истинно существующего «я» или истинно существую­щих явлений. И чем больше мы приближаемся к мудрости, тем слабее делается неведение. Например, какой-то человек верит, что Земля плоская. А другой доказывает ему, что она круглая. И чем больше первый будет размышлять и прислушиваться к обо­снованиям, тем яснее он поймёт, что Земля круглая, а представление о том, что она плоская, просто исчезнет.

Омрачения подразделяют на девять уровней по степени тон­кости и постепенно их устраняют полностью. А когда совершенно устраняется неведение, тогда более не существует даже семян таких омрачений, как гнев, привязанность. Когда же устранены все омрачения, мы уже не производим загрязнённой кармы — причины для существования в круговерти бытия.

Если мы проследим по двенадцатизвенной цепи взаимоза­висимого происхождения, то увидим, что сначала устраняется неведение, потом карма, затем сознание и так далее. А когда мы достигаем этого состояния, то данная форма, наше тело, сохраняется как плод прошлой кармы, но будущее тело уже не будет произведено под контролем омрачений, то есть не будет некон­тролируемых перерождений. Когда достигается это состояние, качество тела меняется. В теле не возникает больше боли, оно не подвержено ей. И мы можем преобразовывать это тело во мно­жество форм и вещей. Именно такой потенциал имеет наш ум.

 

Существование в сансаре

 

Всё, что мы делаем в своей повседневной жизни, направлено только на то, чтобы стать счастливыми и перестать страдать. Но все эти методы вторичны, они на самом деле не могут в пол­ной степени решить наши проблемы. В богатстве есть какая-то ценность, но оно не может дать полного покоя и полностью избавить от страданий. Думать, что материальное развитие — самое главное в жизни, неверно. Материальное развитие — это хорошо, но самое важное — развитие ума. Пока наш ум продол­жает оставаться под властью омрачений, пока он не дисципли­нирован, пока мы не можем сосредоточиться на одном объекте даже минуту, мы не можем быть счастливыми.

В обычной жизни мы, как муравьи, рано утром идём на рабо­ту, вечером возвращаемся домой. Всё это до некоторой степени решает наши проблемы, но особого эффекта не имеет. Мы не ре­шаем проблемы в корне, но лишь поверхностно. И поэтому они нескончаемы. Одна проблема решена, но ей на смену приходит другая; решили другую — возникла третья. Все наши действия подобны обрезанию листьев. Это тоже важно, потому что густая листва мешает. Но чтобы решить проблему, нужно пресечь её в корне. Лучший способ укротить свой ум — это медитация. Во всём мире люди уже понимают, что медитация позволяет укро­тить ум, но мало кто знает, как правильно ею заниматься. Меди­тировать важно, но ещё важнее знать, как правильно это делать.

Чтобы стать счастливым, нужно освободить свой ум от омра­чений. До тех пор пока мы находимся под властью омрачений, мы неотделимы от природы страданий. Разве в природе страда­ния можно рассчитывать на какое-либо счастье?

В Москве живёт много миллионов людей. Замечая их сме­ющиеся лица, мы думаем, что они счастливы. Но если присмотреться, поговорить с ними, окажется, что все страдают. Даже у самых богатых, популярных или обладающих неизмеримой вла­стью людей есть проблемы, потому что у них есть омрачения. Неважно, русский вы, американец или тибетец — если ваш ум находится под властью омрачений, он неотделим от природы страданий. Имея омрачённый ум, невозможно рассчитывать ни на какое счастье. Можно почувствовать какое-то временное сча­стье, но, закончившись, оно принесёт ещё худшие страдания.

С безначальных времён и по сей день мы никогда не пытались устранить из ума омрачения, а пробовали устранить какие-то внешние препятствия, расправиться с какими-то внешними вра­гами. Поэтому наши проблемы до сих пор не решены. С безна­чальных времён и поныне мы непроизвольно думаем, что станем счастливыми, если сможем чем-то завладеть или кем-то стать. Но это заблуждение. И чем оно сильнее, тем сильнее мы страдаем из-за неполучения желаемого. Также то, что мы считаем объек­том нашего счастья, по большому счёту оказывается объектом страдания. Обретая желаемое, мы начинаем страдать от его на­личия. Тогда у нас появляется желание расстаться с ним. Но, рас­ставшись, мы вновь страдаем от его утраты. Так проходит вся наша жизнь.

Важно понять: пока наш ум омрачён, наши проблемы никогда не будут решены. Поэтому начинать нужно не с чистки внешнего мира, а с очищения самого себя. Очистив себя внутри, мы умиротворим и всё своё окружение. Внешний мир является нам в соответствии с состоянием нашего ума. Наш ум настолько загрязнён ложным мышлением, что всё, что является снаружи, кажется нам ужасным. Если же у нас правильное мышление, если внутри нас чистота, то всё вокруг кажется нам приятным.

Если мы, испачкав лицо, смотримся в тысячу зеркал, то видим в них тысячу грязных отражений. С безначальных вре­мён и поныне мы занимаемся только тем, что пытаемся смыть эту грязь с поверхности зеркал. Но это бесполезно. И в дальней­шем, если мы бесчисленные кальпы будем заниматься тем же самым, мы так и не сможем решить своих проблем. Если вме­сто этого мы просто пойдём и умоем своё лицо, то во всей этой тысяче зеркал появится чистое отражение. А первый шаг к умы­ванию нашего лица — медитация шаматха.

Когда мы приступаем к медитации, мы закладываем насто­ящую стратегию умывания своего лица. Выполнение ста тысяч простираний, начитывание ста тысяч мантр прибежища и Ваджрасаттвы — всё это хорошо, но это лишь подготовка к настоящему процессу умывания лица, то есть к очищению своего ума.

Реализация шаматхи не берётся откуда-то извне, она уже на­ходится внутри нас. Например, если на стёклах моих очков грязь, она мешает мне видеть вас чётко. Если я смою грязь с очков, то увижу вас очень ясно. После того как я стёр грязь с очков, спо­собность видеть чётко и ясно не возникла и не пришла ко мне из­вне, она уже была у меня, но ей препятствовала грязь на стёклах. Поймите, что потенциал нашего ума просто невероятен, он не от­личается от потенциала ума будды. Но наши омрачения и пять изъянов медитации мешают этому потенциалу проявиться.

Иногда нам свойственно думать, что, став кем-то или куда-то уехав, мы бы обрели счастье. Но пока наш ум не укрощён, где бы мы ни оказались, мы, возможно, будем счастливы первые три дня, а потом начнётся цикл новых страданий. Сансара имеет природу страдания, поэтому, находясь в ней, невозможно почув­ствовать настоящее счастье. Я не говорю, что в сансаре вообще нет счастья, в сансаре есть временное счастье. И я не призываю вас не наслаждаться тем счастьем, которое может дать сансара. Я просто говорю о том, что в сансаре нет настоящего счастья. Истинное счастье можно достичь лишь укрощением собствен­ного ума. Медитация шаматха является одним из лучших спо­собов укрощения ума. По мере того как будет развиваться ваше сосредоточение, у вас будут уменьшаться концепции, и ровно настолько будет прибавляться покоя в уме.

С безначальных времён и поныне мы получили столько раз­личной информации, но большая часть этих знаний — о том, как заполучить что-то или стать кем-то в сансаре. Подумайте: «Если бы вместо этого я получил полное учение о том, как укротить свой ум, то к этому моменту я был бы уже свободен от сансары». Поймите, как вам необыкновенно повезло получить драгоценное учение об укрощении ума. Если бы вы даже заплатили за это уче­ние мешок золота, оно стоило бы того. Я говорю об этом для того, чтобы вы понимали ценность Дхармы. Однажды в будущем, ког­да учение будет всё больше приходить в упадок, вы можете пере­родиться царём, будете искать его по всему свету и говорить: «Я готов отдать что угодно человеку, который является держателем учения об укрощении ума». Но вам будет трудно найти учение.

Недавно я перечитывал джатаки — истории из предыдущих жизней Будды Шакьямуни, когда он ещё был бодхисаттвой. Там есть история о том, как в одной из жизней, будучи царём, бодхисаттва искал драгоценное учение об усмирении ума, но нигде не мог найти его. Он понимал, что богатство не может дать покоя. Тогда царь разослал весть во все концы света: «Тому человеку, у которого есть драгоценная Дхарма, укрощающая ум, в обмен на неё я готов отдать всё, что он пожелает». Через некоторое время в царство пришёл старый мудрец и сказал:


Просмотров 301

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!