Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Лес, чашка, слон, книга, дом



 

Хорошо, если малыш с первого раза запомнит 2–3 слова, а со второго – 3–4 слова.

 

• Послушай пары слов, постарайся их запомнить:

Шапка – шуба

Стакан – вода

Лиса – заяц

Девочка – бант

Гриб – корзина

Карандаш – бумага

 

А сейчас послушай только первые слова каждой пары, а вторые назови сам.

 

Хорошо, если ребенок вспомнит и назовет правильно не менее 4 слов.

 

• Вспомни и расскажи, что ты видел, когда последний раз ходил гулять.

Вспомни и расскажи, какие игрушки у тебя есть.

Расскажи, в какой одежде были вчера твои друзья.

 

• Запомни и выполни действия: подпрыгни, присядь, встань на носочки, поставь руки на пояс.

 

Задание 7

Кратковременная память

 

Необходимо дать ребенку вначале рассмотреть картинки, затем он должен по памяти назвать все картинки, которые видел.

Илл. 10 на цветной вклейке.

 

Что изменилось на следующей страничке по сравнению с предыдущей? Какого предмета не стало, а какой появился?

Илл. 11 на цветной вклейке.

 

Задание 8

Кратковременная память

 

Называйте поочередно нарисованных детей. Ребенок должен самостоятельно вспомнить и назвать их действия. Затем покажите ребенку рисунок, чтобы он увидел правильность своих ответов.

Илл. 12 на цветной вклейке.

 

Задание 9

Долговременная память

 

В этом упражнении определяются запас знаний ребенка, его эрудиция.

 

• Как ты думаешь, где чей дом? (Рис. 30.) Помести каждого животного в свой домик.

 

 

Рис. 30

 

• Из каких сказок эти герои?

Илл. 13 на цветной вклейке.

 

Какую из этих сказок ты бы хотел послушать? Чем тебе нравятся эти сказки?

 

• Постарайся вспомнить:

 

 

Чтобы определить, насколько развита у ребенка долговременная память, можно также использовать следующий прием: побывав с ребенком в каком-нибудь месте, попросить его на следующий день описать, что он там видел, что делал и т. д. Заодно здесь исследуются и его наблюдательность, уровень развития речи.



 

Задание 10

Исследование двигательной памяти

 

Взрослый просит ребенка повторить за ним определенную последовательность движений, например дотронуться левой рукой до правого уха, улыбнуться, присесть и т. д. Или скопировать определенное положение пальцев.

 

Ты сможешь сложить пальчики так, как показано на рисунках?

 

 

Рис. 31

 

Отлично! А теперь сложи пальчики, не глядя на рисунок. Мы верим, что ты играешь честно.

 

Ты прекрасно справился с похожим заданием. Сложи пальчики так же, как на рисунке.

 

 

Рис. 32

 

Получилось? А теперь сделай то же самое, не глядя на рисунок. А теперь пальчики на правой руке сложи так, как на первом рисунке, а пальчики левой руки сложи, как на втором рисунке. Отлично!

 

Важно отметить, что по тому, насколько развита у ребенка тонкая моторика рук, можно судить о степени развития у него речи. Это связано с тем, что центры, отвечающие за речь и мелкую моторику, расположены в соседних зонах коры головного мозга. Развивая пальцы рук ребенка (рисование, вырезание ножницами, лепка, нанизывание бусинок на нитку и т. д.), вы также развиваете его речь.

 

Задание 11

Исследование ассоциативной памяти



 

Нарисованные предметы легко запомнить, если найти между ними связь.

 

• Так листик связан с деревом. С каким предметом связана стрела, другие рисунки?

Ты легко запомнишь все рисунки, если почувствуешь их вкус и запах.

• Если ты посмотришь на рисунок слева, то легко вспомнишь второй предмет и нарисуешь его в пустом квадрате.

Илл. 14 на цветной вклейке.

 

Еще рисунки можно запомнить, представляя, что ты играешь с нарисованными предметами, как будто ты их трогаешь. Почувствуй, представь, как ты трогаешь предметы, и все запомнится без труда.

Если ты посмотришь на рисунок слева, то легко вспомнишь остальные предметы и нарисуешь их.

Илл. 15 на цветной вклейке.

 

Развитие воображения

 

Воображение является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Оно тесно связано со всеми психическими процессами и личностью в целом. С одной стороны, воображение зависит от уровня сформированных восприятия, памяти, мышления, речи, с другой – оно способствует развитию указанных процессов, создавая основу для образных представлений. Воображение является самостоятельным психическим процессом, но также оно вплетено во все познавательные процессы и во многом зависит от потребностей, интересов и желаний личности, ее мотивов, а также эмоций и характера.

Воображение развивается, с одной стороны, в процессе игровой, учебной, изобразительной, трудовой деятельности, с другой – оно является важным фактором деятельности в плане ее активации. Воображение разделяют на активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное). При пассивном воображении нет направленного оперирования образами, они возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. К разряду непроизвольного воображения относят сновидения и галлюцинации.

Произвольное воображение – это образы, всегда сформированные сознательно с учетом поставленной цели. Активное (произвольное) воображение бывает воссоздающим и творческим. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.

С раннего возраста жизнь требует достаточно сформированного уровня развития воображения. К школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и рисовании, а также где ребенок сочиняет, воображает, сочетая это с реальностью. Это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

 

Задание 1

Зрительное восприятие, анализ, синтез

 

Узнай, что это, и дорисуй.

Ребенку поочередно предлагают картинки с точечным, схематическим, частичным изображением объектов. Просят назвать их и дорисовать.

 

 

Рис. 33

 

В данном упражнении развивается зрительное восприятие, актуализируется аналитико-синтетическая деятельность.

 

Задание 2

Зрительное восприятие

 

Ребенок должен самостоятельно найти все предметы и назвать их. В упражнении развивается зрительное восприятие.

Илл. 16 на цветной вклейке.

 

Задание 3

Внимание, наблюдательность

 

Ребенок должен самостоятельно придумать несколько предметов, похожих на каждую фигурку. В данном упражнении развиваются внимание и наблюдательность. Также оно способствует развитию мыслительных процессов анализа, синтеза и сравнения.

На что похожи эти фигуры? Илл. 17 на цветной вклейке.

 

Задание 4

Внимание, восприятие цвета

 

Ребенок должен найти на строчке подходящие предметы и придумать другие, похожие на фигуры в рамочках. В данном упражнении развиваются внимание и наблюдательность, а также восприятие цвета.

Закрой отверстия фигурками так, чтобы они подходили по цвету и форме. Какие фигурки оказались лишними?

Илл. 18 на цветной вклейке.

 

Задание 5

Воссоздание образа предмета

 

Дорисуй и обведи. (Рис. 34–37.)

Данное упражнение совершенствует умение выделять образ предмета и воссоздавать его в рисунке. Также оно позволяет при подготовке к школе хорошо видеть объем и держать правильно руку.

Вариант 1. Обрисовывать линии левой/правой рукой.

Вариант 2. Смотреть на линии и на чистом листе рисовать то, что видишь, выдерживая количество линий, высоту и т. д.

 

 

Рис. 34

 

 

Рис. 35

 

 

Рис. 36

 

 

Рис. 37

 

Задание 6

Воссоздающее воображение, логическое мышление

 

Нарисуй сказку.

Вариант 1. Ребенку читают сказку и по ходу чтения показывают иллюстрации к ней. Затем их убирают, уточняют содержание и предлагают нарисовать какой-либо один эпизод из этой сказки.

Вариант 2. Ребенку читают сказку (чем младше, тем сказка короче). Показывают иллюстрации. Затем просят нарисовать всю сказку (не смотря в иллюстрации).

В этом упражнении формируются воссоздающее воображение, а также логическое мышление. Дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, выделять главные мысли в тексте, учатся планированию и самоконтролю.

 

Развитие мышления

 

Мышление – это одна из высших форм деятельности человека. Мышление выходит за пределы чувственного познания, продолжает, расширяет и обобщает ощущения, восприятия, представления. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. Процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности.

Мышление – это наиболее высокая степень познания. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация).

Анализ и синтез – это основные мыслительные операции, без которых невозможна никакая умственная деятельность. Все обучение грамоте, счету идет с помощью аналитико-синтетического метода. Во всех видах учебной деятельности имеет место разделение целого на части, вычленение части из целого и соединение частей в целое. Большое внимание необходимо уделять обучению сравнения (сходства) и различия предметов и явлений окружающего мира. Данные сравнения опираются на анализ и синтез при участии речи.

Обучая сравнивать предметы, мы учим выделять отдельные свойства, признаки предметов (величина, цвет и т. д.).

Затем необходимо научить сравнивать один предмет с другим, непохожим, а после этого с похожим объектом. Различие устанавливается легче, чем сходство. Необходимо больше внимания уделять работе по умению устанавливать общие признаки. Также необходимо научить выделять в предметах и явлениях главные, существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи.

 

Задание 1

Анализ, синтез, обобщение

 

Выдели неподходящий предмет.

В зависимости от возраста ребенка перед ним раскладывается от 4 до 8–10 картинок, относящихся к одной родовой категории. Одна картинка не входит в эту группу. Ребенок должен ее найти (например, картинки с изображениями одежды и картинка с изображением животного и т. д.).

Данное упражнение формирует операции анализа, синтеза, обобщения.

Илл. 19, 20 на цветной вклейке.

 

Задание 2

Анализ, синтез, обобщение

 

Группировка предметов по связанной с ними деятельности.

В зависимости от возраста ребенка предлагаются разные по количеству наборы картинок (3–4 года – 10–15, старше 5 лет – от 24–40 картинок) с изображением предметов, относящихся к разным родовым группам. Нужно разложить вместе карточки, похожие между собой. Принцип группировки должен быть выбран самим ребенком. Только в том случае, если он не понимает задание, ему необходимо оказать помощь (взрослый должен выложить 4 картинки с предметами разных родовых групп, затем предложить ребенку разложить самостоятельно оставшиеся карточки). Если ребенок не понимает сразу, необходимо задавать наводящие вопросы и немного подсказывать.

Данное упражнение формирует аналитико-синтетическую деятельность, обобщение, расширяется запас сведений и представлений об окружающем мире. Необходимо в процессе группировки предметов просить ребенка объяснить, почему он именно так раскладывает карточки. В ходе таких уточнений формируется и речь ребенка.

Илл. 21–23 на цветной вклейке.

 

Задание 3

Определение отличий, восприятие, память, мышление

 

Необходимо сравнить предметы, затем сказать, чем они отличаются. Упражнение способствует умению сравнивать и находить отличия, а также формирует восприятие, память, мышление.

Илл. 24 на цветной вклейке.

 

Задание 4

Сравнение предметов

 

Необходимо назвать самостоятельно больше признаков сходства и различия.

Илл. 25 на цветной вклейке.

 

Задание 5

Анализ, синтез, логическое мышление

 

Установление последовательности событий.

 

Вариант 1. Перед ребенком в произвольном порядке раскладывают 4–8 карточек с изображениями различных ситуаций, связанных сюжетом. Ребенок должен сначала разложить эти карточки по порядку, затем составить рассказ по этой серии картинок. (Рис. 39.)

 

 

Рис. 39

 

Если ребенок не справляется, то можно подсказывать, положить первую картинку и спросить, что было потом. Или положить вторую картинку и спросить, что было перед этим. Помощь зависит от возраста и умственного развития ребенка.

Вариант 2. Установление последовательности в «деформированных» (искаженных) текстах. Ребенку предлагается текст с нарушенной логикой изложения. Он должен восстановить правильность текста по порядку. (Рис. 40.)

 

 

Рис. 40

 

Примеры текстов:

 

1. «ЗВОНОК ПО ТЕЛЕФОНУ».

Маме нужно было позвонить тете Маше.

Мама сказала: «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу».

Мама сняла телефонную трубку и набрала номер.

 

2. «КУРОЧКА РЯБА».

Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Дед бил-бил, не разбил, баба била-била, не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Снесла курочка яичко. Плачет дед, плачет баба.

А курочка говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба. Снесу я вам еще яичко, да не простое, а золотое».

 

3. «УТРОМ».

Саша встал, умылся, почистил зубы, позавтракал. Потом он пошел в детский сад.

Саша проснулся.

 

Задание 6

Анализ, синтез, логическое мышление

 

При выполнении этого задания ребенку может потребоваться помощь, окажите ее.

 

1. Ответь на вопросы:

• Кто ты для мамы? Кто ты для бабушки?

• Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Сколько было год назад?

• Какое сейчас время года? Какое будет после него?

• Таня и Миша собирали в лесу грибы и ягоды. Таня грибы не собирала, а Миша не собирал ягоды. Что собирал каждый из детей?

• Коля и Лена рисовали карандашами и красками. Коля рисовал не красками, а Лена не карандашами. Чем рисовал каждый из детей?

 

2. Закончи предложения.

• Мы ходим ногами, а мяч бросаем…

• У человека руки, а у собаки…

• Собака бегает, а рыба…

• У рыбы чешуя, а у птицы…

• Днем светло, а ночью…

 

Задание 7

Анализ, синтез, контроль деятельности

 

Установление закономерностей.

 

Вариант 1. Ребенку предъявляется таблица, в которой в определенной последовательности изображены предметы. Среди этих предметов есть пропущенные. Сами предметы и их последовательность даны в образце. Ребенок, пользуясь образцом, должен определить и нарисовать пропущенные предметы.

В этом упражнении ребенок учится анализировать и контролировать свою деятельность (Рис. 41.)

Вариант 2. Ребенку предлагаются четыре разные фигуры. В четырех клетках таблицы расположены три фигуры, четвертую ребенок должен найти в приведенном образце. В данном упражнении требуется установить сходства, различия, выделить закономерности. (Рис. 42.)

Вариант 3. Ребенку предлагают таблицу, состоящую из 10 клеток с изображением 8 предметов, и просят сказать, какой предмет не нарисован.

В данном упражнении необходимо провести анализ, сравнение и установить закономерность расположения предметов.

Все три задания развивают важные качества умственной деятельности – анализ, синтез, сравнение, обобщение, понимание логических отношений. (Рис. 43.)

 

Задание 8

Обобщение, логические отношения

 

Ребенку предлагается рассказ, где необходимо внести корректировку для соответствия текста и рисунков. В данном упражнении развиваются обобщение и логические отношения.

Илл. 26 на цветной вклейке.

 

Так бывает или нет?

Илл. 27, 28 на цветной вклейке.

 

 

Рис. 41

 

 

Рис. 42

 

 

Рис. 43

 

Задание 9

Обобщение и классификация

 

Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком.

Илл. 29 и 30, 31 и 32 на цветной вклейке.

 

Задание 10

Запас знаний ребенка, эрудиция

 

Простейшие умозаключения. Куда идут дети?

Илл. 33 на цветной вклейке.

 

Раскрась шары, как хочешь, но с одним условием – красных шаров больше. (Рис. 44.)

 

Какая ленточка длиннее?

Илл. 34 на цветной вклейке.

 

 

Рис. 44

 

Задание 11

Логика, обобщение, синтез

 

Задания на установление логических связей: Что вначале, что потом?

Илл. 35 и 36 на цветной вклейке.

 

Задание 12

Логика, обобщение, синтез

 

По картинкам составить связанный по смыслу рассказ.

Илл. 37 на цветной вклейке.

 

 

Глава 3


Просмотров 436

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!