Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



 

Развитие внимания

 

Задание 1

Распределение внимания, 2,5–5 лет

 

Ребенку предлагается таблица с изображением знакомых ему предметов. Для детей 2,5 и 3 лет предлагается в 2–3 строках (содержащих не более 24 знаков) зачеркнуть последовательно только один предмет в каждой строке (например, жука). По мере занятий увеличивается количество предлагаемых для работы строк и предметов, которые ребенок должен зачеркнуть.

На следующем этапе с данной таблицей работа усложняется: ребенку предлагается зачеркнуть один предмет и подчеркнуть другой. Тем самым он осваивает навык распределения внимания в процессе деятельности.

Как дополнение возможно менять внешнюю сторону деятельности. Например: раскрасить один предмет в зеленый цвет, другой в синий, подчеркнуть третий красным и зачеркнуть последний желтым. Данный вариант используйте с детьми 5 лет.

Предложенная работа должна проводиться регулярно. На первых этапах формирования внимания скорость работы не учитывается, но постепенно, по мере формирования навыка, темп самостоятельной деятельности ребенка должен увеличиваться.

 

 

Рис. 1

 

Задание 2

Мелкая моторика и запоминание фигур, переключаемость внимания, 2–4 года

 

Копирование и называние фигур.

Необходимо соединить точки так, чтобы получились фигуры квадрат, круг, треугольник и ромб.

Упражнение направлено на развитие мелкой моторики и запоминание фигур, а также переключение с одной фигуры на другую.

 

 

Рис. 2

 

Задание 3

Формирование, переключение, концентрация и объем внимания, 3–5 лет

 

Ребенок должен последовательно в каждой строке отметить в квадрате – галочку; в треугольнике – точку; в круге – плюс; в ромбе – минус. Детям от 3 лет делать не более 2–3 строк, затем увеличивать количество строк.

 

 

Рис. 3

 

Задание способствует формированию внимания, переключению внимания, формирует концентрацию и объем.



 

Задание 4

Концентрация внимания, наблюдательность

 

Ребенок должен самостоятельно выполнить задание: найти такое же ведерко, как в рамке. Задание учит находить сходства, что развивает концентрацию внимания и наблюдательность. Также способствует развитию мыслительных процессов – анализа, синтеза и сравнения.

Илл. 1 на цветной вклейке.

 

Задание 5

Концентрация внимания, наблюдательность, анализ, синтез, сравнение

 

Ребенок должен самостоятельно найти и показать на рисунке двух одинаковых кошек.

Задание учит находить сходства, что способствует концентрации внимания, а также наблюдательности. Также благотворно влияет на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез и сравнение.

Илл. 2 на цветной вклейке.

 

Задание 6

Распределение внимания

 

Необходимо дорисовать узор. Данное упражнение учит распределять внимание в процессе деятельности.

 

Вариант А

Образцы для выполнения узора:

 

 

Рис. 4

 

Вариант Б

Образцы узоров:

 

 

Рис. 5

 

Задание 7

Развитие внимания и воображения, 3–4 года

 

Дорисуй.

Ребенку предлагается назвать, что отсутствует, и дорисовать эти детали на картинке (для детей 3–4 лет). Задание направлено на развитие внимания, воображения, навыков изобразительной деятельности.

Илл. 3 на цветной вклейке.



 

Задание 8

Концентрация внимания, от 2–3 до 5–6 лет

 

Найди различия.

Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося отдельными деталями. В зависимости от возраста (чем ребенок младше, тем меньше может заметить отличий: от 2–3 до 5–6 лет). Если возникнут трудности в выполнении задания, окажите помощь: «Посмотри, что держит в лапках кот?» и т. д.

Задание способствует максимальной концентрации внимания.

 

 

Рис. 6

 

Задание 9

Концентрация внимания, наблюдательность, укрепление воли

 

Найди сходства.

Ребенку поочередно предъявляются таблицы, на которых слева дан объект-образец, справа – четыре таких же объекта, но каждый из них отличается деталями. А один из четырех точно такой же, как и в образце слева, и его необходимо найти.

Задание учит находить сходства, что способствует концентрации внимания, а также наблюдательности и укреплению воли. Также благотворно влияет на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез и сравнение.

Илл. 4–6 на цветной вклейке.

 

Задание 10

Активизация обоих полушарий мозга, восприятия и выдачи информации, 3–10 лет

 

А) Ребенку предлагается сделать упражнение: правой рукой коснуться левого колена, затем левой рукой коснуться правого колена и так сделать 10–15 раз (детям от 5 лет – 25–30). (Рис. 7 и 8.)

Вы должны заметить, правильно ли выполняет ребенок это задание, не путает ли руки и ноги (нужно делать движения перекрестно). Задание можно выполнять стоя и лежа.

Данное упражнение улучшает координацию движений и осознание пространства, улучшает слух, зрение и понимание. Активизирует два полушария мозга, стимулирует навыки восприятия (прием информации) и также выражение информации.

 

 

Рис. 7 и 8

 

 

Рис. 9 и 10

 

Б) Ребенку предлагается сделать упражнение: правая рука и правая нога одновременно поднимаются вверх и спокойно опускаются; затем повторить с другой стороны, левой рукой и левой ногой. Задание можно выполнять стоя и лежа. (Рис. 9 и 10.)

Данное упражнение повышает зрительное внимание, дает концентрацию и стабильность, увеличивает время сосредоточения внимания, улучшает навык реагирования.

 

Задание 11

Анализ, синтез

 

Определение множественного числа.

Предложите ребенку: «Я буду называть тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы оно обозначало много предметов. Например, я скажу «игрушка», а ты мне должен ответить – «игрушки».

Упражнение способствует развитию мыслительных процессов анализа, синтеза.

 

 

Допущено ошибок: _____________

Результат: ____________________

 

Развитие восприятия

 

Одним из важных элементов обучения ребенка является сформированное восприятие. К школе необходимо сформировать понятие величины и формы предметов. Значительно сложнее формируется цветовое восприятие, особенно оттенков, пространственные отношения, временные представления. Этому необходимо уделять большое внимание.

 

Задание 1

Знания об окружающей среде, изобразительные навыки

 

Посмотри и узнай.

Ребенку предлагается рисунок с пунктирным изображением знакомых предметов. Он сначала должен узнать их, затем обвести по контуру и раскрасить полученное изображение. (Рис. 11.)

В данном упражнении актуализируется запас имеющихся сведений об окружающей среде (узнавание предмета, знание его признаков и т. д.), а также формируется навык изобразительной деятельности (создание образа предмета по контуру, его раскрашивание).

 

 

Рис. 11

 

Задание 2

Восприятие формы и цвета, определение общих свойств предметов

 

Найди похожее.

Ребенку поочередно предложить 2 таблицы с изображением знакомых предметов. На первой требуется соотнести предметы по одному признаку – по форме. (Рис. 12.) На второй предметы различаются не только по форме, но и цвету.

Илл. 7 на цветной вклейке.

В этом задании формируются восприятие признаков формы, цвета и умение делить предметы на группы по какому-то признаку.

 

 

Рис. 12

 

Задание 3

Восприятие, самоконтроль, волевые качества

 

Составь целое из частей (разрезанные картинки).

Ребенку предлагается собрать картинку с изображением одного знакомого объекта, разрезанного на 2 части (2–3 года), 4 части (по вертикали и горизонтали) и 4 части (по диагонали). (Рис. 13.)

Данная работа должна проводиться регулярно на разных материалах, например пазлы, кубики.

В данном упражнении развиваются наблюдательность, восприятие частей и целого, а также целенаправленность, планирование, самоконтроль и волевые качества.

 

 

Рис. 13

 

Задание 4

Восприятие правой и левой сторон, от 3 лет и старше

 

Определи правую и левую стороны.

Ребенку предлагается сначала определить правую и левую стороны на себе (например, показать правую руку, ногу, глаз, поднять мяч правой рукой, взять карандаш в левую руку и т. д.). Данное упражнение рекомендуется детям от 3 лет и старше.

В данном упражнении формируется и закрепляется восприятие правой и левой сторон.

 

Задание 5

Восприятие правой и левой сторон, пространства, от 4 лет и старше

 

Определи положение предметов.

Ребенку, например, предлагается таблица, на которой изображены знакомые предметы, расположенные в разных частях листа. Он должен сказать, что нарисовано в центре, что нарисовано в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д. Также можно описывать свою комнату: где стоит шкаф, справа от него или слева? Это упражнение рекомендуется детям старше 4 лет.

 

 

Рис. 14

 

В данном упражнении закрепляются понимание левой, правой сторон, а также восприятие пространства и память. (Рис. 14.)

 

Задание 6

Внимание, ориентировка в пространстве, от 5 лет и старше

 

Слуховой диктант (нарисовать).

Дать ребенку лист, разделенный на 12, 16 или 18 квадратов. С помощью небольшого предмета (карандаша) он должен двигать предмет (пуговицу) в заданном направлении, например один шаг влево, один вверх; один вправо, один вверх; 3 влево, один вниз, один вправо, один вниз и т. д. Это задание рекомендуется выполнять детям старше 5 лет. (Рис. 15.)

Данное упражнение формирует внимание, ориентировку в пространстве, способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля.

П р и м е р:

 

 

Рис. 15

 

Задание 7

Изобразительная деятельность, восприятие частей и целого

 

Ребенку предлагается точно перенести изображение ракеты в пустые клетки. Это упражнение формирует навык изобразительной деятельности, развивается наблюдательность, восприятие частей и целого.

«У тебя получится такая же ракета, если ты точно перенесешь все линии с маленького рисунка в большие клетки». (Рис. 16.)

 

 

Рис. 16

 

Задание 8

Периферическое зрение, координация

 

Обведи рисунок (двойные рисунки, 8 штук).

Вариант 1. Ребенку предлагается рисунок, который он должен обвести сначала с одной стороны, затем с другой правой рукой. Затем обвести левой рукой.

Вариант 2. Одну часть рисунка обвести правой рукой, вторую часть – левой рукой. Затем раскрасить.

Вариант 3. Обводить рисунок одновременно правой и левой руками. (Рис. 17–24.)

 

Данное упражнение позволяет улучшить периферическое зрение, координацию рука – глаз, осознание пространства и зрительного различия.

 

 

Рис. 17

 

 

Рис. 18

 

 

Рис. 19

 

 

Рис. 20

 

 

Рис. 21

 

 

Рис. 22

 

 

Рис. 23

 

 

Рис. 24

 

Развитие памяти

 

Важную роль в жизни каждого человека играет память. Формировать ее необходимо с детства. В дошкольном возрасте наиболее развитой является непроизвольная память. К началу систематического обучения дети уже запоминают стихи с помощью повторения. Однако необходимо формировать и осмысленную логическую память. При работе необходимо учитывать различные виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную).

Перед тем как выполнять задания, необходимо сделать 2 упражнения, активизирующие кору головного мозга и позволяющие ребенку включиться в выполнение задания, а также отключиться от него.

 

Задание 1

«Перекрестные шаги»

 

Упражнение можно выполнять стоя, лежа или сидя. Руки вдоль бедер. Локтем правой руки коснуться левого колена, вернуться в исходное положение. Затем локтем левой руки коснуться правого колена, вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 20–40 раз.

Упражнение «Перекрестные шаги» поможет восстановить или улучшить работу мозга и тела. При медленном выполнении оно способствует активизации баланса вестибулярной системы; развитию координации и осознания пространства; улучшению слуха, зрения; укреплению дыхания и повышению жизненных сил; развитию языкового и речевого центров мозга, крупной и мелкой моторики, а также целостного восприятия мира.

 

 

Рис. 25 и 26

 

Задание 2

«Параллельные шаги»

 

Встаньте прямо, руки вдоль бедер. Держа голову неподвижно, глазами водите по кругу. Поднимите правую руку и правую ногу одновременно, затем опустите. Поднимите левую руку и левую ногу одновременно, затем опустите. Повторите упражнение 20–40 раз.

Упражнение «Параллельные шаги» разъединяет мысль и движение и дает возможность сосредоточиться на мысли, обдумать свои дальнейшие действия и потребности. Оно фиксирует конкретные фрагменты принимаемых мозгом программ, подводит черту под завершенными планами, преобразует осознанно или неосознанно сделанные действия в информационные единицы памяти и откладывает их в структурах мозга. Это упражнение прекрасно снимает физиологический стресс.

 

 

Рис. 27 и 28

 

Задание 3

Двигательная память, воображение

 

Вспомни и покажи.

Проводится в игровой форме. Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, птицу, машущую крыльями, косолапого медведя, мяукающего котенка, лающую собаку, ползающую гусеницу).

Данное упражнение развивает двигательную память, формирует воображение.

 

Задание 4

Произвольная зрительная память, восприятие цвета, 3–5 лет

 

Разложи кубики (по порядку по цвету).

Ребенку предлагается 4 кубика в определенном порядке; он смотрит; затем кубики разобрать и ребенок самостоятельно снова складывает их по памяти, как было. Выложить необходимо 3–5 раз разные варианты. Упражнение для детей 3–5 лет.

А) Желтый, синий, красный, белый.

Б) Красный, синий, белый, желтый и т. д.

 

Данное упражнение развивает зрительную произвольную память и восприятие цвета.

Илл. 8 и 9 на цветной вклейке.

 

Задание 5

Определение объема зрительной произвольной памяти

 

Ребенку показывают картинки по порядку, он их запоминает и затем самостоятельно выкладывает. Картинки предъявляются по одной (приблизительно 1 секунда на 1 картинку). Затем ребенку необходимо назвать картинки, которые он видел, в любом порядке, значения не имеет. Дети 3–5 лет – 5–6 картинок, 6 лет и старше – 10–12 картинок. (Рис. 29.)

 

 

Рис. 29

 

Задание 6

Определение объема слуховой памяти

 

Необходимо самостоятельно выполнить задание и ответить на вопросы.

 

• Послушай слова, постарайся их запомнить и повторить:


Просмотров 1325

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!