Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






В какой мечети можно совершать и'тикаф



https://youtu.be/BAOgwiF__BM

 

Ученые разошлись во мнениях относительно этого вопроса.

 

Первое мнении. Некоторые сказали что итикаф можно совершать только в трех конкретных мечетях – в запретной мечети, в мечети Пророка салляллаху алейхи уа салям, и мечети аль афса. И это мнения Хузейфа. Также есть мнение Ата ибн Раббаха что можно делать итикаф только в Мекке в мечети харам и в Медине в мечети Пророка саля Ллаху алейхи ва салам. А Саид ибн Мусайб считал дозволенным делать итикаф только в мечети Пророка саля Ллаху алейхи ва салам.

Что касается мнения Хузейфы об этом еще речь пойдем, и это мнение не взял ни кто из приверженцев известных мазхабов.

 

Второе мнение. Большинство ученных считают, что и`тикаф можно совершать в любой мечети кроме тех кто обязан совершать намаз джума. А кто обязан совершать джума, тот обязан совершать намаз лишь в соборной мечети (где делают намаз джума), и также это мнение имам Малика, так как он считает выход из мечети чтобы пойти на джума, нарушением и`тикфа, т.е. если человек совершал и`тикаф в квартальной мечети где проводят 5 намазов но не проводят джума, то ему придется выйти в соборную мечеть во время и`тикафа чтобы совершить джума, по мнению имама Малика такой выход нарушает итикаф, и по этому и запрещал делать и`тикаф в мечети в которой не делают дужма намаз.

Третье мнение. Этого мнения придерживался Хакам, Хамад, Аз-Зухри, и это одно из двух мнения имама Малика, то, что нельзя совершать намаз итикаф кроме как в той мечети в которой совершается намаз джума. Какое отличие этого мнения от второго? Ответ: Что во втором мнении это условие они ставили только тем, кто обязан совершать намаз джума, допустим раб (который не обязаны делать намаз джума) может совершать итикаф в любой мечети даже если там джума не проводится согласно второму мнению. А третье мнение ставит это условие для всех категорий людей, то есть итикаф для всех обязательно делать только в той мечети, в которой проводят джума намаз.

 

Четвертое мнение, которого придерживался Абу Ханифа, Ахмад, Исхак, Абу Саур, итикаф является действительным в той мечети в которой проводятся 5 намазов в сутки, даже если джума в них не проводится.



И это четвертое мнения является более правильным, почему нельзя совершать итикаф в той мечети в которой не совершается 5 намазов? Потому что будет одно из двух либо этот человек оставит обязательность джамаата и будет один совершать намаз в этой мечети, тогда он тем самым совершит грех (оставления намаза джамаатом грех для мужчин), либо ему придется постоянно ходить с этой мечети в другую мечеть где совершают обязательные молитвы джамаатом, а это противоречит сущности итикафа, потому что сущность итикафа постоянное неотлучное пребывание в мечети, а если он постоянно выходит по 5 раз в день, еще может по пути с кем то разговаривает, то это уже противоречит сущности итикафа. В то время как этот человек может совершать итикаф в той мечети в которой совершают 5 намазов в сутки джамаатом.

Значит правильное мнение в этом вопросе, что итикаф можно совершать в любой мечети в которой совершают 5 намазов в сутки, даже если там не совершают намаз джума. Если же наступила пятница, то есть пришло время джума намаза, и человек совершает итикаф в такой мечети в которой джума не проводится, тогда он должен пойти в мечеть в которой совершается джума намаза, и затем вернутся обратно в мечеть в которой он совершал итикаф, и это ин шаа Аллах не вредит полноценности никаха и его сущности.



 

А что касается хадиса: «Нет и’тикафа, кроме как в трех мечетях: Заповедной мечети в Мекке, мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха) и мечети аль-Акъса». Этот хадис приводят ат-Тахауи в «Мушкиль аль-асар» 7/201, аль-Има’или в «аль-Му’джам» 2/720, аль-Байхакъи в «ас-Сунан аль-кубра» 4/316, аль-Факихи в «Ахбару Макка» 1334.

То есть разногласия относительно этого хадиса, это слова Пророка саля Ллаху алейхи ва салам, ил слова Хузейфы который передал этот хадис, и более правильно, что это слова Хузейфы.

И даже если мы скажем что это слова Пророка саля Ллаху алейхи ва салам, то целая группа ученых считают, что отрицание в этом хадисе не касается отрицание действительности (то есть итикаф не нарушается), но касается отрицания полноценности (то есть итикаф не будет полноценным как в этих трех мечетях). То есть нет полноценного итикафа кроме как в трех мечетях.

 

Разбор этого хадиса: «Нет и’тикафа, кроме как в трех мечетях: Заповедной мечети в Мекке, мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха) и мечети аль-Акъса». Этот хадис все его иснады крутятся во круг Суфьяна ибн Уейны который передает этот хадис от Джамиа ибн Шадада, от Абу Ваиля, от Хузейфы (сподвижник), от пророка саля Ллаху алейхи ва салам.

И передатчики которые передавали этот хадис от Суфьяна ибн Уейны, передали его (хадис) по разному, некоторые передали его как от Пророка саля Ллаху алейхи ва салам, а некоторые передали как слова Хузейфы. Что касается тех кто передали этот хадис со слов Пророка саля Ллаху алейхи ва салам, то это Мухаммад ибн Фарадж Аль-Курайши аль Багдади, а также Мухаммад ибн Адам Аль-Марузи, и оба они являются передатчиками «садук» (Передатчики уровня хороших хадисов).

Также как слова пророка саля ЛЛаху алейхи ва салам, этот хадис передал Саид ибн Мансур и он является крепким передатчиком, а также Хишам ибн Амар он является передатчиком хороших хадисов, при том что в его хадисах есть некоторые ошибки и оплошности. Значит эти четверо передают этот хадис от Хузефы как слова Пророка саля Ллаху алейхи ва салам.

И еще целая группа передатчиков передает этот хадис от Суфьяна ибн Уейны, не как слова Пророка саля Ллаху алейхи ва салам, а как слова самого Хузейфы. Таким образом от Суфьяна ибн Уейны, так передает АбдуРразак, Ат-Табарани, они оба являются крепкими имамами, также Саид ибн АбдуРрахмаан Аль-Махзуми, также ибн Абу Умар Аль-Адани, оба они являются крепкими передатчиками. И к тому же в другой категории этого иснада, в категории абу Ваиля от самого Хузейфы этот хадис, вместе с абу Ваилем со слова Хузейфы передает также Ибрахим Ан-Нахаи, по дороге от Суфьяна ас-Саури от Василя Ахдаба от Ибрахима Ан-Нахаи, от Хузефы с его слов.

Ибрахим Ан-Нахаи не застиг Хузейфы, и не слышал от него хадисов но он передает так как будто эта история произошло между ибн Масудом и Хузейфой, и передача Ибрахима Ан-Нахаи от ибн Масуда является достоверной.

 

То есть автор доказал что ученики Хузейфы начали разногласить эти слова: «Нет и’тикафа, кроме как в трех мечетях: Заповедной мечети в Мекке, мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха) и мечети аль-Акъса». Это слова Хузейфы или самого Пророка саля Ллаху алейхи ва салам.

Так как от этого вопроса меняет суть, так как слова Пророка саля Ллаху алейхи ва салам, являются сами по себе доводом, чего не сказать о слове одно сподвижника.

И более правильно что этот хадис пришел со слов Хузейфы, а ни со слов Пророка саля ЛЛлаху алейхи ва салам. Потому что те кто передают со слова Пророка саля Ллаху алейхи ва салам, их четверо, двое из них садук – уровня хороших хадисов, только один из них уровня крепких передатчиков, а один из них уровня хороших хадисов но известно что он ошибался и допускал оплошности в передаче хадисов.

А что касается тех кто передают этот хадис как слова самого Хузейфы, то два из них крепкие передатчики, а дав из них являются имамами! То есть среди них нет, тех кто допускает ошибки или уровня передатчиков хороших хадисов, то есть передатчики этой стороны что это слова Хузейфы на много сильнее чем передатчики которые говорят что это слова Пророка саля Ллаху алейхи ва салам.

 

Плюс к этому в месте с Абу Ваилем, этот хадис передавал Ибрахим Ан-Нахаи со слова самого Хузейфы, а ни Пророка саля Ллаху алейхи ва салам. Это говорит тебе о том что наверняка Абу Ваиль тоже передавал этот хадис как слова Хузейфы а ни как слова Пророка саля Ллаху алейхи ва салам. Но Пророка саля Ллаху алейхи ва салам, приписали к этому хадису уже те передатчики которые пришли после Абу Ваиля, либо Джамиа ибн Шадад, либо сам Суфьян ибн Уейна, либо передатчики которые пришли после Суфьяна ибн Уейны, то есть некоторые из его учеников которые мы выше перечислили.

Теперь другая проблема дело в том что Ибрахим Ан-Нахаи не слышал ни чего от самого Хузейы, потому что не застал его, но в этом тоже нет проблемы потому что Ибрахим Ан-Нахаи рассказывает этот хадис не со слов Хузейфы напрямую, но рассказывает историю которая произошла между ибн Масудом и Хузейфой. И Ибрахим Ан-Нахаи застиг ибн Масуда и слышал от него хадиса, и наверно он услышал эту историю непосредственно со слов Ибн Масуда, по этому опасность прерванности иснада (цепочки передатчиков).

Значит более правильно что слова: «Нет и’тикафа, кроме как в трех мечетях: Заповедной мечети в Мекке, мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха) и мечети аль-Акъса»то что это слова Хузейфы ибн Йамана (да будет доволен им Аллах).

По этому постановление относительно этого вопроса, то что можно совершать итикаф в любой мечети в которой совершают 5 намазов в сутки и не ограничивается это тремя мечетями упомянутые в хадисе Хузейфы.

[Примечание редактора стенограммы]:

Выражение в хадисе – "Нет иттикафа кроме как в трех мечетях ".

Это выражение пришло в форме исключения известной в арабском языке.

Затем, как тебе очевидно известно, и это мазхаб джумхура ученых по усулю которого ты, скорее всего придерживаешься, заключается в том, что в шариатских текстах есть такое положение как منطوق النص - мантук ан-насс, т.е. произнесенное в тексте, упомянутое в нем.

А также مفهوم النص - мафхум ан-нас, понимание которое не берется из самого текста, того что было произнесено.

Затем это понимание делится на مفهوم الموافقة- понимание соответствующее произнесенному в тексте, и наمفهوم المخالفة- мафхум аль-муаляфа – т.е. обратное понимание, понимание посредством которого утверждается положение противоположное положению утвержденного произнесенным текстом (мантуком).

Затем, это обратное, противоположное понимание бывает несколько видов.

Что касается нашего случае, то мы имеем выражение исключения, которое в общем забегая вперед утверждает, или из него понимается что нет иттикафа в других мечетях кроме трех.

Ученые по усулю ль-фикх разошлись в этом вопросе: Это понимание (в данном случае отрицание иттикафа от других мечетей) понимается из выражений исключения посредством самого текста (мантук), или же посредством противоположного понимания (мафхум аль-мухаляфа)? См. Бахруль- Мухит 3\132.

И суть этого разногласия будет указана позже ин ша Аллах.

Затем передал имам Абу Дауд со своим иснадом от Аишы – да будет доволен ею Аллах – то что она сказала: "Сунна для совершающего иттикаф (или обязательная для него) …. И то что нет иттикафа кроме как в мечети джамии'(мечети в которой совершается аль-джумуа.)". См. Абу Дауд 2470.

Ученые разошлись в отношении достоверности этого хадиса, или точнее некоторых его моментах. Из тех, кто его посчитал достоверным в такой форме – шейх Альбани – да смилуется над ним Аллах.

И если предположить его достоверность, то будет сказано:

Как известно, мнение большинства ученых, и это правильное мнение заключается в том, что если сподвижник говорит: "Сунна – делать так или так, или говорить это или то, или подобное этому", то это будет в положении раф', т.е. поднятое до Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – т.е. как будто он сам сказал эти слова. См. аль-Маджмуа 1\94

И если это так, то форма выражения в этом сообщении Аиши абсолютно похожа с формой переданного Хузейфой – да будет доволен ими Аллах.

В таком случае давайте попытаемся понять эти два выражения в соответствии с двумя вышеупомянутыми мнениями ученых по усулю.

Что касается первого мнения (см. выше), то отталкиваясь от него прямой смысл этих двух сообщений будет приблизительно следующим:


Просмотров 450

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!