Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Является ли обязательным держание уразы для совершения и'тикафа



https://youtu.be/CNmI7SEt8HQ

– Является ли обязательным условием итикафа, что бы человек держал во время него уразу?

В этом вопросе два мнение.

Первое мнение что нельзя совершать итикаф и не держать пост. И это мнение имама Малика, Абу Ханифа, Лейса ибн Саада, Суфьяна Ас Саури, и один из риваятов от имама Ахмада. И в довод этого хадис от Аишы : И нет итикафа, кроме как с уразой. И мы уже ранее говорили, что это не слова Пророка салляллаху алейхи уа салям, и даже не слова Аишы, а слова Зухри либо Урвы.

Так же в довод привели то, что Умар во время джахилии взял на себя обед о том что он совершит итикаф в мечети. Тогда Пророк салляллаху алейхи уа салям ему сказал: «Соверши итикаф и держи уразу».Но этот хадис является слабым, недостоверным. Единственный кто передал этот хадис АбдуЛлах ибн Будеиль от Амра ибн Динара. АбдуЛлах ибн Будеиль является слабым передатчиком, и в своей этой передаче хадиса противоречил передачи хадиса у Бухари и Муслима:

Аль-Бухари передаёт, как однажды Ибн ‘Умар – да будет доволен Аллах им и его отцом! – сказал: «О Посланник Аллаха, во времена джахилийи я дал обет, что буду соблюдать и’тикаф одну ночь в мечети аль-Харам», — на что Пророк ответил: «Исполни свой обет!».

Веление Посланника Аллаха – мир ему и благословение! – исполнить данный обет свидетельствует о том, что пост не является условием действительности и’тикафа, так как ночью пост не соблюдается.

 

[Примечание редактора стенограммы]: Из перевода книги шейха Аль-Албани: Тому, кто совершает итикаф является сунной поститься, как было сказано Аишей (да будет доволен ею Аллах). [Это привёл Аль-Бейхаки с достоверным иснадом и Абу Давуд с хорошим иснадом. Имам Ибн Аль-Кайим сказал: «Нет сообщений о том, что Пророк совершал итикаф, не соблюдая пост. Наоборот Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Нет итикафа без поста”. Более того, Аллах не упоминал итикаф без поста. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не совершал это помимо как, соблюдая пост. Таким образом, правильное мнение содержится в доказательстве, которому придерживается большинство учёных – пост является условием для итикафа. И это мнение предпочитал Шейх-уль-Ислам Абул-Аббас Ибн Теймия». Он к этому также добавляет, что в религии не установлено, чтобы тот, кто идёт в мечеть для намаза или чего-либо другого, имел намерение для периода времени, которое он проведёт в итикафе. Это тоже было указано Шейх-уль-Исламом в его книге «Ихтиярат».] (Из книги шейха Аль-Албани: "Ночной намаз в месяце Рамадан")



 

Что же касается этого условия и'тикафа, то ученые в нем разошлись.

‘Аиша говорила: “Сунной является для совершающего и'тикаф не навещать больных, не присутствовать на похоронах, не прикасаться к женщине и не ласкать ее, не выходить из мечети, кроме как при крайней необходимости. И нет и'тикафа, кроме как при соблюдении поста, и нет и'тикафа, кроме как в соборной мечети”. Абу Дауд 2473, аль-Байхакъи 4/321. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

 

Имам Ибн ат-Таркумани сказал: “Мазхаб мухаддисов состоит в том, что если кто-либо из сподвижников сказал на какую-либо вещь «Сунна», то это означает, что так постановил пророк (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “аль-Джаухару-ннакъий” 4/317.

 

Также на то, что под словом «Сунна» здесь подразумевается «уаджиб» указывают слова Аиши, которая говорит, что Сунной является не выходить из мечети, кроме как по нужде, не ласкать жену и т.д., а эти вещи во время и'тикафа запрещены.



Аль-Джассас сказал: “Соблюдение поста является условием и’тикафа”. См. “Ахкамуль-Къуран” 1/245.

 

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Не пришло от пророка (мир ему и благословение Аллаха) ничего, чтобы он совершал и'тикаф, не соблюдая пост, мало того 'Аиша говорила: «Нет и'тикафа, кроме как с постом». И не упоминал Аллах об и'тикафе, кроме как с постом, и не совершал его пророк (мир ему и благословение Аллаха), кроме как постящимся. И лучшим мнением, на которое указывают доказательства и то, на чем были большинство саляфов, состоит в том, что пост является условием и'тикафа. И это мнение выбрал шейхуль-Ислам Абуль-Аббас Ибн Таймия”. См. “Задуль-ма’ад” 2/87.

Однако сторонники того мнения, что условием и'тикафа не является соблюдение поста, приводили в доказательство хадис Ибн ‘Умара, в котором сообщается, что ‘Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) однажды сказал пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Во времена джахилии я дал обет уединиться в Заповедной мечети в течение одной ночи”.А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так исполни свой обет»аль-Бухари 2032.

Они говорят, что ночью человек не поститься, и если бы пост был обязательным условием, пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал бы на это.

Но Ибн Дакъикъ аль-'Ид сказал: “У арабов принято под словом “ночь” подразумевать “сутки”. См. “Ихкамуль-ахкам” 2/56.

И это усиливает то, что в других версиях этого же хадиса, которые приводят и аль-Бухари и Муслим вместо слов: “в течение одной ночи”, сказано: “в течение одного дня”.

Лучшим же мнением является то, что пост не является условием действительности и'тикафа из-за силы довода второй стороны, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха), повелевший Умару выполнить свой обет совершить и'тикаф, не велел ему поститься.

Ответ на хадис Аиши: Это сообщение передает абу Дауд, и все его передатчики – то есть, нет в них ничего страшного, хадис из категории хороших хадисов, но более правильно то, что его окончание, то есть последние фразы не являются словами Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам в разъяснении этого хадиса, что этот хадис больной, потому что это не слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а слова Аиши либо того, кто до Аиши в иснаде. Приводит его Абу Дауд, по дороге от Абдурахмана абу Исхака, от аз-Зухри,от Уввы, от Аиши, да будет доволен ею Аллах, и этот хадис, относительно него было указано о том что, в нем есть болезнь, эта болезнь заключается в том что это не слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а слова Аиши, да будет доволен ею Аллах или даже слова того кто до нее в иснаде. Сказал Абу Дауд, после того как привел этот хадис, никто кроме Абдурахмана ибн Исхака не говорит при передаче этого сообщения о том, что Аиша да будет доволен ею Аллах сказала что сунной является то-то или то-то. Именно он - АбдуРрахман ибн Исхак привел этот хадис так, что эти слова Аиши да будет доволен ею Аллах , то есть остальные не предают это даже как слова Аиши, а предают как слова кого либо другого в иснаде. Поэтому сказал Ад-Даракутни, правильно сказать, то что слова в этом хадисе, что сунной для того, кто делает иътикаф является то-то и то-то и до конца хадиса не являются словами Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, более того даже не со слов Аиши, а со слов Зухри, а кто ввел слова Зухри эти в хадис Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, тот допустил оплошность, а Аллаху известно лучше. И один из передатчиков этого хадиса Хишам ибн Сулейман не упоминает о том, что этот хадис передается со слов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. И сказал аль-Байхакъи- некоторые из мухаддисов указали на то, что это слова Аиши , а некоторые сказали что это даже не слова Аиши, а слова Зухри, и более правильно что это слова одного из передатчиков хадиса который ниже Аиши по иснаду ,потому что Суфьян ас Саури передает это хадис от Хишама ибн Урвы от Урвы, о том что он сказал, «тот который делает иътикаф в мечети не должен идти за джаназой, и не должен посещать больного и не должен отвечать на призыв, если тебя позвали на свадебное угощение то ты не должен отвечать на это приглашение, и то что иътикаф не бывает кроме как с уразой, и то что не нужно делать иътикаф кроме как в общей - соборной мечети».Значит более правильно относительно этого сообщения то, что это не слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и даже не Аиши да будет доволен ею Аллах, но либо слова Зухри либо Урвы, поэтому из него напрямую постановлений шариатских не берется.

 

А данное сообщение Аиши: «Сунна для совершающего и’тикаф не посещать больного… не выходить по нужде и то, что нет и’тикафа кроме как в общественной мечети».
Дело в том, что многие имамы говорили, что эти слова не ‘Аиши, а добавка кого-то из передатчиков до нее. Кто-то говорил, что это слова аз-Зухри, а кто-то говорил, что это слова ‘Уруи. И по этой причине это сообщение приводит аль-Бухари в своем Сахихе без данной добавки, а просто слова ‘Аиши: “В последние десять дней Рамадана пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда делал и’тикаф в мечети, и это продолжалось до тех пор, пока Аллах не упокоил его. А после него так же стали поступать и его жены”. аль-Бухари 2029.
Также и Муслим привел это же сообщение без данной добавки в своем Сахихе 2/831, а также и Ибн Хиббан 5/269.
Также это сообщение от ‘Аиши передает имам Малик 1/312, и он не упоминает такие ее слова, как «Сунна».


Шейх Ибн аль-Къайим в «Тахзиб ас-Сунан» сказал относительно этого сообщения: “По этой причине автор Сахих (аль-Бухари) привел первую часть хадиса и отказался от второй”.
Хафиз аль-Мунзири в «Мухтасар Сунан Аби Дауд» сказал: “Этот хадис приводит ан-Насаи через Йунуса ибн Зайда и в нем не сказано, что ‘Аиша сказала: «Сунной является…»”.
Имам аль-Байхакъи в «ас-Сунан аль-кубра» 4/426 сказал: “Многие хафизы сказали, что эти слова (Сунной для совершающего и’тикаф является…) являются словами того, кто был до ‘Аиши”.
Имам Ибн Къудама сказал: “Было сказано, что эти слова принадлежат аз-Зухри”. См. “аль-Мугъни” 3/213.


Имамы Абу Хатим, ад-Даракъутни, Абу Дауд, Ибн ‘Абдуль-Барр, Ибн ‘Абдуль-Хади, Ибн Касир и многие другие говорили, что это слова аз-Зухри, а не ‘Аиши. Более того, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: Никто не говорил в этом хадисе Аиши слова «Сунна», кроме Абдур-Рахмана ибн Исхакъа, и эти слова все не достоверны для ученых, кроме как от аз-Зухри!” См. “ат-Тамхид” 8/330.
Также и шейх Закария аль-Бакистани привел этот хадис в главе о затворничестве, в книге своей о слабых хадисах в вопросах фикъха, и назвал его слабым. См. “Танкых аль-калям филь-ахадис ад-да’ифа фи масаиль аль-ахкам” 634. [Конец примечания].

 

Второе мнение что человек не обязан держать пост во время итикафа, но может держать итикаф без поста. Кроме того если сам себя обязует во время обеда. Это мнение пришло достоверно от ибн Аббаса, как у нас пришло в главе в хадисе 686:

Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершающий уединение не обязан поститься, если только он не возьмет на себя такое обязательство». Этот хадис передали ад-Даракутни и аль-Хаким, однако, согласно наиболее достоверному мнению, эти слова принадлежат самому Ибн ‘Аббасу, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом.

Это также мнение имама аш Шафи, Искаха, известное мнение от имама Ахамада, Саида ибн Мусаиба, и Умара ибн Абдуль Азиза.

 

И привели в довод хадис: Аль-Бухари передаёт, как однажды Ибн ‘Умар – да будет доволен Аллах им и его отцом! – сказал: «О Посланник Аллаха, во времена джахилийи я дал обет, что буду соблюдать и’тикаф одну ночь в мечети аль-Харам», — на что Пророк ответил: «Исполни свой обет!».

В этом хадисе пришло что Умар ибн Хаттаб дал обет совершить итикафа ночью, а ночью пост не держится как известно, отсюда значит что Умар выполнил свой обед без поста.

Но приверженцы первого мнение указали на то что имам Муслим привел этот хадис не со словом ночью, а со словом днем. Им можно ответить тем что Пророк саля Ллаху алейхи ва салам, в этом хадисе не обязал Умара держать пост вместе с итикафа не зависимо от передачи у имама Муслима или Бухари, а если бы это было обязательным условием для итикафа то Пророк саля Ллаху алейхи ва салам, обязательно бы указал на это Умару, но в тексте хадиса этого не пришло.

И так же приверженцы второго мнения, которые считают что держать уразу во время итикафе необязательно привели в довод хадис 686 Ибн Аббаса, который в главе.

Так же приверженцы этого мнение привели то, что Пророка салляллаху алейхи уа салям, совершал итикаф в первые десять дней месяца Шаваль, но не сказано что он держал в эти дни пост.

Также приверженцы второго мнения сказали обязывать совершающего итикаф, держать пост является шариатским постановлением, и его нельзя устанавливать кроме как с доводом, и в этом вопросе нет конкретного текста который бы этим обязывал, и нет единогласного мнения на то что обязательно держать пост во время итикафа.

Итог: «Человек, который совершает итикаф, не обязан держать уразу – это является наиболее правильным мнением».

 

[Примечание редактора стенограммы]:

(Это не касается месяца Рамадан, так как в месяц Рамадан мы и так обязаны держать пост, но кто не может держать пост в месяц Рамадан по уважительной причине, он может делать итикаф).

 

Са’ид ибн Мансур передаёт со слов Абу Сахля, который рассказывает: «На моей жене лежала обязанность соблюсти и’тикаф. Я спросил ‘Умара ибн ‘Абду-ль-‘Азиза и он сказал, что на ней не лежит обязанность наряду с этим и поститься, если она сама не возложит на себя пост. Тогда аз-Зухри сказал: "Не бывает и’тикафа без поста”. ‘Умар спросил его:

— [Об этом сообщается] от Пророка, мир ему и благословение Аллаха?

— Нет… — ответил аз-Зухри. Тогда ‘Умар спросил:

— От Абу Бакра?

— Нет… — ответил тот.

— От ‘Умара? — вновь спросил ‘Умар.

— Нет…

— Я так полагаю, от ‘Усмана?

— Нет… — ответил аз-Зухри.

Затем я вышел от него и встретил ‘Ату и Тавуса. Я задал им этот же вопрос. Тавус ответил: "Такой-то утверждал, что на неё не возлагается соблюдение поста наряду с и’тикафом, если она сама его на себя не возложит”, — а ‘Ата сказал: "Она не должна соблюдать пост, если не даст обет на его соблюдение”».

 

Аль-Хаттаби сказал: «Среди людей возникло разногласие по этому поводу. Аль-Хасан аль-Басри сказал: "И’тикаф засчитывается и без соблюдения поста”. Этого мнения придерживался аш-Шафи’и. Передают, что ‘Али и Ибн Мас’уд говорили: "Если му’такиф хочет, то может поститься, если не хочет, может не поститься”.

Аль-Ауза’и и Малик сказали, что и’тикаф без поста не бывает. Этого мнения также придерживались ахлю-р-ра’йи. Об этом также передаётся от Ибн ‘Умара, Ибн ‘Аббаса и ‘Аишы. Такой же позиции придерживались Са’ид б. аль-Мусейиб, ‘Урва б. аз-Зубейр и аз-Зухри». (Из работы Саида Сабика "Фикху Ас-Сунна"). [Конец примечания].


Просмотров 236

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!