Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Вопрос: 1759. Когда стал обязательным пост в месяц Рамадан



https://youtu.be/Y6VFHakTwOY

Сказал ан-Навави в книге Шарху Муазаб: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в Рамадан 9 раз, потому что пост стал обязательным в месяце Шаабане 2 г.х., а Пророк (мир ему и благословение Аллаха) умер в месяце Раби аль-Авваль 11 г.х.». Источник: «Аль-Маджму» (6/250).

И сказал АбдуЛлах Баасам в своей книге «таудих ахкам»: «Обязательным держать пост в месяц Рамадан стало в месяц Шаабан во 2-ом году хиджры. И Пророк, сала Ллаху алейхи ва салям, продержал уразу 9 месяцев Рамадан, по единогласному мнению».

 

По единогласному мнению, это также передали другие обладатели знаний: Аль-Мардавий в книге «аль-Инсаф», а также аль-Бахути в своей книге «Ар-Рауд Ар Мурби», ибн Муфлих в своей книге «Аль-Мубди фи шарх аль мукни».

 

 

Вопрос: 1760. Через какие степени прошла обязательность ураза в месяц Рамадан.

https://youtu.be/YNZarNDcxMg

 

По каким степеням шло установление обязательности держать пост в месяц Рамадан?

1. Вначале мусульманам было приказано держать пост только в день Ашура, как об этом приходит в хадисах от Айшы и ибн Умара у Бухари и Муслима.

2.А затем держать пост в день Ашура стало лишь желательным, но стало обязательным держать пост в месяц Рамадан. И то обязательность держать в месяц Рамадан в начале была добровольной, (то есть ты был обязан держать уразу, но, если не хочешь, то накорми бедняка, а если не можешь накормить бедняка или не хочешь этого делать, тогда ты обязан держать пост в месяц Рамадан. Так было в начале Ислама).

Сказал Всевышний: «А те, которые способны держать пост, но не хотят этого делать, то они могу накормить бедняка, вместо одного дня поста(т.е. одного кормишь бедняка за один день уразы), а тот, который сделает благо добровольно (т.е. продержит пост добровольно), то это лучше для него». В этом аяте Всевышний Аллах указал на то, что держать пост лучше, чем накормить бедняка. Отсюда следует, что это не является обязательной, но это является желательным, потому что если бы это было обязательным, то Всевышний не говорил бы: «можете накормить бедняка, но уразу держать лучше».



Ая стадия Всевышний Аллах аннулировал это, и приказал держать пост в месяц Рамадан в любом случае и уже не пойдет просто кормить бедняка. И сказал Всевышний Аллах: «Тот кто застигнет из вас месяц Рамадан, пусть постится в нем».

 

И довод на это также хадис со слов Салямы ибн аль-Акуа‘, да будет доволен им Аллах, который сказал: «После того как был ниспослан аят, в котором сказано: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить(одного)бедняка(за каждый пропущенный день)».[Сура аль-Бакара, аят 184],[каждый], кто не хотел соблюдать пост и [намеревался] искупить [это, так и делал, что продолжалось] до тех пор, пока не был ниспослан [следующий] аят, который отменил [это установление]». [аль-Бухари, 4507; Муслим, 1145].

Под «следующим аятом» он имеет в виду слова Всевышнего: «Тот из вас, кого застанет этот месяц[Рамадан], должен поститься(в дневное время)».[Сура аль-Бакара, аят 185].

 

Из хадиса Салямы ибн аль-Акуа‘ мы явно понимаем – что 185-ый аят из суры «аль-Бакара» аннулировал 184-ый аят суры «аль-Бакара».

 

А в риваяте у имама Муслима приходит: «Во времена пророка, сала Ллаху алейхи ва салям, в начале Ислама, в месяц Рамадан, кто хотел - держал пост, а кто не хотел вместо этого кормил бедняка. Пока не был ниспослан аят: «Тот из вас, который застиг месяц Рамадан пусть постится нём»».



 

Примечание: В начале ислама человек соблюдал пост до захода солнца, как и сейчас. Но существовало одно отличие: в начале ислама человек мог есть, пить и вступать в половую близость после захода солнца только вплоть до ночной обязательной молитвы (‘иша). А новый пост начинался уже после этой ночной обязательной молитвы (‘иша). Следовательно, пост длился почти сутки.

И было еще одно тяжелое отличие от нашего поста: если человек уснул и встал уже после захода солнца, то ему вообще запрещалось есть, пить и вступать в половую близость, даже если время ночной обязательной молитвы (‘иша) еще не наступило.

 

А затем это постановление было аннулировано и стало разрешено им кушать, пить и совершать половой акт до самого фаджра (рассвета), не зависимо от того спал человек или не спал.

 

И на наше разъяснение указывает хадис. Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно, когда кто-нибудь из сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, постился и наступало время разговения, а он засыпал, не разговевшись, то он уже не ел ни этой ночью, ни весь (следующий) день до вечера. И (однажды) Кайс ибн Сырма аль-Ансари постился, когда же наступило время разговения, он пришёл к своей жене и спросил её: “Есть ли у тебя какая-нибудь еда?” Она сказала: “Нет, но я пойду и поищу что-нибудь для тебя”.Он весь день работал, и поэтому его одолел сон, а через некоторое время его жена вернулась к нему и, увидев его, сказала: “Горе тебе!” А к середине (следующего) дня он упал в обморок и об этом сообщили пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, после чего был ниспослан этот аят: “Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами…”. И они очень обрадовались этому, а затем было ниспослано следующее: “…и ешьте и пейте, пока заря не позволит вам отличить белую нить от чёрной…”». Передал аль-Бухари, 1915.

 

Этот хадис (Бара ибн Азиба) указывает на то, что, если человек заснул, то он уже не может кушать, пить, совершать половой акт до самого магриба следующего дня. А что касается нашего утверждения, что также после иша уже нельзя было кушать даже если человек не заснул, то это пришло от абу Хурейры с достоверным иснадом у ибн Джарира как об это говориться в книге ад-Дур аль Мансур, и как об этом говориться в тафсир Ибн Касира к 187 аяту из суре аль-Бакара.

Ибн Хаджар упомянул, что этот хадис также еще приходит у имама Ахмада и ибн Аби Хатима.

А также этот хадис приводится у Абу Давуда со слов ибн Аббаса, но в его иснаде Али ибн Хусейн ибн Вакид, который является слабым передатчиком. И у этого хадиса есть другой иснад у ибн Джарира, но в его иснаде АбдуЛлах ибн Салих, который записывал хадисы от Лейса ибн Сада, он тоже является слабым и к тому же в нем прерванность между Али Ибн Тальха и между Ибн Аббасом. Но хадис Ибн Аббаса тоже доходит до уровня достоверного из-за этих двух иснадов и из-за того, что его поддерживает хадис Абу Хурейры, о котором мы говорили ранее.

 

[Примечание редактора стенограммы]:

Из книги: «Помощь Дарующего в разъяснении того, что отменено из аятов Корана». Автор книги: Мухаммад ибн ‘Али ибн Хизам.

Третий аят: «Сура аль-Бакара, аят 183». (На самом деле не является отмененным).

https://youtu.be/WwwvJCeMV2o

 

Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, который подобен тому посту, который был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь».[Сура аль-Бакара, аят 183].

 

Ас-Суюты в книге «аль-Иткан» указал на то, что этот аят отменен (мансух) другим аятом, где Аллах Всевышний сказал: «Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста[в месяц Рамадан]».[Сура аль-Бакара, аят 187].

Ведь, первый аят указывает [согласно мнению ас-Суюты] на то, что в нашем посте и в посте наших предшественников присутствует общая черта: запрет принимать пищу и вступать в половую близость с супругами после сна*. Об этом сказал ибн уль-‘Араби.

 

*[Выше приведено каким был пост вначале Ислама].

 

Однако обладатели знания разногласили в этом вопросе.

 

Первое мнение ― аят указывает на то, что пост [о котором говорится в аяте] абсолютно подобен посту предшествующих поколений, ибо тем из них, кто проспал время разговения, было запрещено принимать пищу и питье, а также вступать в половую близость.

Ибн Аби Хатим в своём толковании передал это мнение по следующей цепочке передатчиков: рассказал мне мой отец [Абу Хатим], которому рассказал ‘Иса ибн Зияд ар-Рази, которому рассказал Яхъя ибн ад-Дарис, которому рассказал Абу Джа‘фар ар-Рази от ар-Раби‘а ибн Анаса, который передал от того, кто рассказывал от ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом.

Так вот передается, что ибн ‘Умар сказал насчет слов Всевышнего «вам предписан пост, который подобен тому посту, который был предписан вашим предшественникам»:«Предшествующим поколениям было предписано следующее: если кто-то из них совершил вечернюю молитву, а затем заснул, то для него становились запретными еда, питье и супруга до вечерней молитвы следующего дня».

Цепочка передатчиков этого сообщения является слабой. Что касается Абу Джа‘фара ар-Рази, то ученые разногласят относительно него, но более правильное мнение состоит в том, что он является слабым передатчиком. К тому же передатчик от ибн ‘Умара неизвестен. [Так как ар-Раби‘а ибн Анас не назвал того человека, который передал ему слова ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом].

Сказал ибн Аби Хатим: «Это мнение передаётся также от [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, Абу аль-‘Алии, ‘Абду-р-Рахмана ибн Аби Лейли, Муджахида, Са‘ида ибн Джубейра, Мукатиля ибн Хаяна, ар-Раби‘а ибн Анаса и ‘Ата [ибн Аби Муслима] аль-Хурасани». [См. «Тафсир ибн Аби Хатим». 1/305].

 

Второе мнение ― аят указывает на то, что пост [о котором говорится в аяте] подобен посту предшествующих поколений по времени и количеству дней. Это мнение заключается в том, что предшествующие поколения так же обязаны были соблюдать пост в месяце Рамадан.

Ибн Аби Хатим передал в своём толковании Корана (№ 1625) со слов ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах предписал пост в месяце Рамадан и тем общинам, которые были до вас».

Но среди передатчиков этого хадиса Абу ар-Раби‘ – один из жителей Медины, который является неизвестным (маджхуль). Также среди передатчиков этого хадиса ‘Абдуллах ибн аль-Уалид ат-Туджиби аль-Мисри, хадисы которого являются слабыми. [Следовательно, хадис не является достоверным].

Это мнение передаётся также от аш-Ша‘би, Катады, аль-Хасана [аль-Басри] и ас-Судди, и именно это мнение посчитал верным ибн Джарир [ат-Табари].

Сказал аль-Куртуби: «Это мнение выбрал (также) ан-Нуххас». [См. «Тафсир аль-Куртуби», 2/274].

 

Третье мнение ― аят указывает на то, что предшествующие общины обязаны были соблюдать пост так же, как обязана соблюдать пост наша община*. Речь не идёт о схожести во времени поста или в формах его соблюдения.

*[В таком случае аят следует переводить следующим образом: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан и вашим предшественникам»].

Сказал аль-Хафиз [ибн Хаджар]: «Это – мнение большинства ученых». [См. «Фатх уль-Бари», 4501].

Сказал Абу Бакр ибн уль-‘Араби: «Точно можно утверждать лишь о том, что в аяте идёт сравнение только относительно обязательности поста. [То есть: пост обязателен для нашей общины так же, как он был обязателен для предшествующих общин].

Что же касается остальных возможных толкований, то относительно их правильности знает только Аллах». [См. «Ахкаму-ль-Куран», 1/75].

Сказал ибн уль-Джаузи: «Слова Всевышнего [вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан и вашим предшественникам] не указывают на сравнение количества дней, или формы соблюдения поста, или времени его соблюдения. Поистине, аят указывает только лишь на сам пост. А, значит, аят следует понимать так: вам предписано соблюдать пост так же, как было предписано соблюдать пост и им.

Такое понимание передаётся от ибн Аби Лейли, а также на него указал ас-Судди, аз-Заджадж и аль-Кады абу Йа‘ля. И я не видел ни одного глубокого знатока толкования Корана (тафсира), который выбрал бы иное мнение. И именно это мнение является правильным. Именно поэтому, аят ни в коем случае не является отменённым». [См. «ан-Насих уа-ль-Мансух», стр. 202-203].

 

[Заключение. Относительно этого аята существует три мнения:

Первое мнение – аят указывает на то, что пост [о котором говорится в аяте] абсолютно подобен посту предшествующих поколений. Приверженцы этого мнения заявили, что аят был отменен.

Второе мнение – аят указывает на то, что пост [о котором говорится в аяте] подобен посту предшествующих поколений по времени и количеству дней.

Третье мнение – аят указывает на то, что предшествующие общины обязаны были соблюдать пост так же, как обязана соблюдать пост наша община.

Правильным является третье мнение].

 

Четвертый аят: «Сура аль-Бакара, аят 184».(является отменённым)

https://youtu.be/QzVVEdXWvNM

Аллах Всевышний сказал: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить(одного)бедняка(за каждый пропущенный день)».[Сура аль-Бакара, аят 184].

Этот аят отменен словами Всевышнего: «Тот из вас, кого застанет этот месяц[Рамадан], должен поститься(в дневное время)».[Сура аль-Бакара, аят 185].

Дело в том, что первый аят предоставлял человеку выбор – любой человек мог либо соблюдать пост в месяц Рамадан, либо кормить бедняков за каждый пропущенный день поста. А во втором аяте, [отменяющем первый аят], указание на обязательность поста без предоставления человеку выбора.

Большинство обладателей знания посчитало, что этот аят [аят № 184 из суры «аль-Бакара»] отменен. На это указали аль-Хафиз ибн Хаджар в книге «Фатх уль-Бари», (4505); аш-Шаукани в «Фатх уль-Кадир», 1/180; Абу Бакр аль-Джассас в «Ахкаму-ль-Куран», 1/219; ан-Науауи в «Шарх Сахих Муслим», 8/21; аль-Багауи в «Ма‘алим ут-Танзиль», 1/215.

Это мнение подкрепляет хадис, передающийся со слов Салямы ибн аль-Акуа‘, да будет доволен им Аллах, который сказал: «После того как был ниспослан аят, в котором сказано: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить(одного)бедняка(за каждый пропущенный день)».[Сура аль-Бакара, аят 184],[каждый], кто не хотел соблюдать пост и [намеревался] искупить [это, так и делал, что продолжалось] до тех пор, пока не был ниспослан [следующий] аят, который отменил [это установление]». [аль-Бухари, 4507; Муслим, 1145].

Под «следующим аятом» он имеет в виду слова Всевышнего: «Тот из вас, кого застанет этот месяц[Рамадан], должен поститься(в дневное время)».[Сура аль-Бакара, аят 185].

 

Также сообщается, что [‘Абдуллах] ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, прочитал аят: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить(одного)бедняка(за каждый пропущенный день)». [Сура аль-Бакара, аят 184],а затем сказал: «Этот аят отменен (мансух)».[аль-Бухари, 4506].

 

Ибн Аби Хатим сначала передал это мнение со слабой цепочкой передатчиков от [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, а затем сказал: «Также это мнение передаётся от Салямы ибн аль-Акуа‘, от ‘Алькамы, от ‘Абиды ас-Сальмани, от аш-Ша‘би, от ‘Ата аль-Хурасани, от Зейда ибн Асляма и от аз-Зухри».

Также подобное мнение от большинства из них передал ибн Джарир [ат-Табари] в своём толковании Корана [том 3, стр. 419-424].

Также имам Абу Джа‘фар ибн Джарир [ат-Табари] сказал: «Самое правильное мнение относительно слов Всевышнего [«а тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить(одного)бедняка(за каждый пропущенный день)»]заключается в том, что данный аят отменён словами Всевышнего: «Тот из вас, кого застанет этот месяц[Рамадан], должен поститься(в дневное время)».[Сура аль-Бакара, аят 185].

Ведь, все мусульмане единогласны в том, что [в наши дни] каждый здоровый мужчина, находящийся в своём городе, а не в пути, обязан соблюдать пост в месяц Рамадан. Ему запрещено не соблюдать пост [без веской причины] в месяц Рамадан, выбрав вместо этого кормление бедняка. Следовательно, становится понятно, что аят является отмененным (мансух)». [См. «Тафсир ибн Джарир», 3/424].

Также мнение об отмене этого аята посчитали правильным Абу Бакр ибн уль-‘Араби в книге «Ахкаму-ль-Куран», 1/79; ан-Науауи в «Шарх Сахих Муслим», 8/20; аль-Хафиз [ибн Хаджар] в «Фатх уль-Бари», 4505.

 

Второе мнение относительно этого аята заключается в том, что он касался только старика и старухи, которые могли соблюдать пост только с большим трудом. Согласно этому аяту, только они могли не соблюдать пост и накормить одного бедняка за каждый пропущенный день.

А затем этот аят был отменен словами Всевышнего: «Тот из вас, кого застанет этот месяц[Рамадан], должен поститься(в дневное время)». [Сура аль-Бакара, аят 185].

После ниспослания этого аята старики и старухи были обязаны соблюдать пост до тех пор, пока они способны на это, так же, как юноши. Если же они уже никак неспособны соблюдать пост из-за старости, то только в таком случае они имеют право накормить одного бедняка за каждый пропущенный день.

Ибн Джарир [ат-Табари] передал это мнение от [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, и от Катады с достоверными цепочками передатчиков.

Следует заметить, что в этом вопросе от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, передаются разные мнения, которые противоречат друг другу. Однако самое достоверное из того, что передаётся от него в этом вопросе, следующее:

Передал Са‘ид ибн Аби ‘Аруба от Катады, а тот – от ‘Азары, а тот – от Са‘ида ибн Джубейра, который передал от ибн ‘Аббаса, который сказал: «Старик и старуха, которые были способны соблюдать пост, могли не соблюдать его, если желали этого. Вместо этого они кормили (одного) бедняка за каждый пропущенный день поста. Затем это постановление было отменено словами Всевышнего: ″Тот из вас, кого застанет этот месяц[Рамадан], должен поститься(в дневное время)″.

А слова Всевышнего [«а тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить(одного)бедняка(за каждый пропущенный день)»]остались действительными, но касались уже только старика и старухи, которые совсем не могли соблюдать пост, а также касались беременных женщин и кормящих грудью матерей, если они боялись [потерять ребенка или молоко]».

Эти слова передал ат-Табари в своём толковании Корана под № 2752 [том 3, стр. 425], а также под № 2753 [том 3, стр. 425]. Также эти слова передал аль-Бейхакы в «аль-Кубра», [том 4, стр. 230].

Это мнение достоверно передаётся от [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом. А все остальные мнения, которые передают от него в этом вопросе, либо являются недостоверными, либо похожими на это мнение. А Аллах знает лучше!

 

Третье мнение относительно этого аята заключается в том, что он не является отменённым. Согласно этому мнению, аят следует понимать так: «А тем, которые[были]способны поститься [в молодости, но не могут делать этого в старости], следует во искупление накормить(одного)бедняка(за каждый пропущенный день)».

 

[Ибн Джарир] ат-Табари, да помилует его Аллах, передал это мнение от ас-Судди. А аль-Багауи отнёс это мнение к Са‘иду ибн Джубейру. [См. «Ма‘алим ат-Танзиль», 1/216].

 

Правильным мнением в этом вопросе является первое мнение из-за хадиса [хадис был приведён выше], который передается со слов Салямы ибн аль-Акуа‘, да будет доволен им Аллах. Этот хадис передаётся в двух достоверных сборниках – у аль-Бухари и Муслима. Следовательно, данный аят [184-ый аят из суры «аль-Бакара»] является отмененным (мансух), как и заявило большинство обладателей знания.

Что же касается старика и старухи, которые неспособны соблюдать пост, то они могут не соблюдать пост по единогласному мнению ученых. Это единогласное мнение передали ибн уль-Мунзир, ибн ‘Абд уль-Барр, аль-Куртуби и ан-Науауи. [См. «Тафсир аль-Куртуби», 2/289; «аль-Маджму‘», 6/258-259; «аль-Истизкар», 10/213].

 


Просмотров 348

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!