Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Список используемых источников



Методика

Испытуемый: девушка, студентка, 19 лет

Ход работы: Испытуемому предлагается один из вариантов УИТ СПЧ (А, Б, В, Г), состоящий из 11 субтестов. Каждый субтест состоит из заданий определенной категории (осведомленность, скрытые фигуры и.т.д.), которые испытуемый должен решить за отведенное на это задание время.

Инструкция: Сейчас Вам будет предложен набор различных заданий, сгруппированных в несколько разделов. Для их успешного выполнения требуется знание, внимание, сообразительность. Для каждого раздела время выполнения ограничено. К любому заданию прилагается пять вариантов ответа (обозначенных буквами – а, б, в, г, д), из которых верен только один. Нужно определить этот ответ и вычеркнуть крест-накрест рядом с номером задания на регистрационном бланке ту букву, которой он обозначен. Два ответа на одно задание давать нельзя: в этом случае ни один из них не будет засчитан.

Если вы зачеркнули не ту букву, какую хотели, перечеркните ее несколько раз, чтобы было хорошо видно, что это неправильный ответ, и зачеркните крест-накрест ту, которую следует. Не делайте никаких надписей и пометок на самих заданиях; отмечайте свои ответы только на регистрационном бланке.

Постарайтесь в отведенное время дать ответы на возможно большее число заданий. Не задерживайтесь на решении одной задачи. Если вы не знаете правильного ответа или сомневаетесь в нем, имеет смысл указать на регистрационном бланке наиболее вероятный, с вашей точки зрения, ответ или хотя бы попытайтесь угадать его. В случае ошибки вы ничего не теряете, но у вас появляется шанс набрать дополнительные баллы.

Полученные результаты

Шкалы:

«Осведомленность»- 10б.

«Скрытые фигуры» – 6б.

«Пропущенные слова» – 12б.

«Арифметические задачи» – 4б.

«Понятливость» – 11б.

«Исключение изображений» – 15б.

«Аналогии» – 8б.

«Числовые ряды» – 9б.

«Умозаключение» – 9б.

«Геометрическое сложение» – 9б.

«Заучивание слов» – 12б.

Для обработки данных воспользуемся формулой стандартного отклонения . Для упрощения работы рассчитаем стандартное отклонение помощью программы WORD EXEL: СТАНДОТКЛОН(10;6;12;4;11;15;8;9;9;9;12) = 3



Вычислим низкий и высокий показатели:

1. 9 – 3 =6 – низкий показатель

2. 9 +3 =12 – высокий показатель

Обсуждение результатов

Таким образом, мы получили 2 шкалы теста, которые попали в диапазон низкого показателя. А именно:

Шкала 4 – «арифметические задачи» (4б.) и шкала 2 – «скрытые фигуры» (6б.). Это говорит о том, что у испытуемого, возможно, не гибкое восприятие, полезависимость, по второй шкале, и испытуемому не присуще практическое математическое мышление по четвертой шкале. Это можно подтвердить тем, что шкалы 2 и 4 входят в практические и математические субтесты.

Также мы имеем 6 шкал со средним показателем. Это шкалы:

1.– «осведомленность» (10б.) – по этой шкале показатель приближен к высокому, поэтому можно заключить, что испытуемый эрудирован, и имеет хороший объем долговременной памяти.

5.- «понятливость» (11б.) – показатель этой шкалы, также приближен к высокому, а значит испытуемому присуще умение строить умозаключения на основе жизненного опыта и логичность суждений

7. - «аналогии» (8б.) – это говорит о том, что испытуемый способен к комбинаторно-логическому мышлению, а также способен находить приблизительные решения, но для этого ему необходимо приложить некие усилия

Шкалы:«числовые ряды», «умозаключение», «геометрическое сложение» с результатом в 9б. (среднее значение), говорят о том, что испытуемый также способен оперировать числами, упорядоченной информацией, ему присуще дедуктивное мышление, пространственное воображение, комбинаторные способности, но для достижения хорошего результата испытуемому нужно больше времени и сил.



В диапазон высоких показателей попали шкалы:

3.«пропущенные слова» (12б.)

6.«исключение изображений» (15б.)

11. «заучивание слов» (12б.)

Это говорит о том, что испытуемый владеет высокой скоростью восприятия речевого материала, испытуемый способен к инсайту, очень хорошо развиты эффективность процессов памяти и способность к сосредоточению, а также умение находить перцептивно – логические связи. По ключу УИТ СПЧ IQ испытуемого равно 97 баллам, что соответствует среднему уровню интеллекта.


Вывод: из полученных результатов видно, что испытуемый обладает средним уровнем интеллекта. Испытуемому легче оперировать словами, чем с числами.

 


«Прогрессивные матрицы Равена»

Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л.Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г.

Существует два варианта теста:

1. Цветной вариант (предназначен для детей от 5 до 11 лет и иногда рекомендуется для лиц старше 65 лет).

2. Черно-белый (для обследования подростков 14-16 лет и взрослых от 16 до 65 лет).

Материал черно-белого варианта состоит из 60 матриц с пропущенными элементами. Задания разделены на 5 серий (А, В, С, D, Е) по 12 однотипных, но возрастающих по сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий

Возрастает также при переходе от серии к серии. Испытуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6,8 предложенных вариантов. Каждая серия заданий составлена по определенному принципу:

А – принцип взаимосвязи в структуре матриц;

В – аналогия между парами фигур;

С – принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц;

D – принцип перегруппировки фигур;

E – принцип разложения фигур на элементы.

Серия А.От испытуемого требуется дополнение недостающей части изображения. При работе с матрицами этой серии реализуются следующие

мыслительный процессы:

1) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связи между ними;

2) идентификация недостающей части структуры и сличение их с образцами.

Психологическое значение: решение зависит от уровня внимательности, уровня статистического представления, воображения и уровня визуального

различия (дискриминации).

Серия В.Сводится к нахождению аналогий между двумя парами фигур. Испытуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов. При решении используется способность постигать симметричность между фигурами.

Психологическое значение: способность к линейной дифференциации и суждение (умозаключение) на основе линейных взаимосвязей.

Серия С.задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии принципам их непрерывного превращения и развития по вертикали и горизонтали и суммирование этих новых элементов в конечной недостающей фигуре.

Психологическое значение: проявляется способность к динамической (быстрой) наблюдательности и прослеживание непрерывных изменений, динамическая внимательность и воображение, способность представлять.

Серия D. Составлена по принципу перестановки фигур матрицы по горизонтальному и вертикальному направлению. Решение требует проследить закономерную последовательность и чередование фигур в целостной структуре.

Психологическое значение: решение зависит от способности схватывать количественные и качественные изменения в упорядочении (составлении) фигур согласно закономерности использованных изменений.

Серия Е. процесс решения задач заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборки недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая деятельность мозга). Здесь требуется складывать и вычитать элементы фигур, смешивать части согласно алгебраическому принципу. Недостающий член структуры находиться с помощью алгебраических операций с остальными членами структуры.

Психологическое значение: способность наблюдать сложное количественное и качественное развитие кинетических, динамических рядов. Высшая форма абстракции и динамического синтеза.

Цель: исследование интеллекта с помощью методики «Прогрессивные матрицы Равена»

Задачи:

1. Провести данную методику

2. Проанализировать, полученные результаты

3. Сделать вывод об уровне интеллекта

Методика

Испытуемый: девушка, студентка, 19 лет

Ход работы: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры.

Инструкция: «Вам предлагается ряд картинок. На каждом рисунке недостает одной фигуры, вам необходимо выбрать один из вариантов предложеных фигур, которая на ваш взгляд подходит к рисунку больше всего. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан».

Полученные результаты

Шкалы:

1. «А» - 11б.

2. «B» - 9б.

3. «C» - 4б.

4. «D» - 7б.

5. «E» - 1б.

Обсуждение результатов:

При обработке данных испытуемый получил результат в 53%, что соответствует среднему интеллекту и входит в промежуток между низким и средним интеллектом. При переводе сырых данных IQ с учетом возраста испытуемого, я получила результат в 84 балла, что соответствует уровню интеллекта ниже среднего, но находится в диапазоне ближе к среднему.

Теперь рассмотрим каждую шкалу отдельно. Высокие баллы получили шкалы: «А» - 11б., «В» - 9б. Средний бал в шкале «D» - 7б. Низкие показатели в шкалах «С» - 4б. и «Е» - 1б.

Так как шкала «А» отвечает за уровень внимательности, воображение и уровень визуального различия (дискриминации). Т.к. за эту шкалу испытуемый набрал самое большое количество баллов, можно заключить, что испытуемый может достаточно хорошо сконцентрировать свое внимание, включить воображение.

По шкале «В», результат также приближен к высокому, поэтому можно сказать, что испытуемый способен к умозаключению на основе линейных взаимосвязей.

Решение в шкале «D» зависит от способности схватывать количественные и качественные изменения в упорядочении фигур, т.к. по этой шкале набран средний балл, можно сказать, испытуемому сложно увидеть количественные и качественные изменения.

По шкалам «С» и «Е», испытуемый получил низкие баллы, можно заключить, что у испытуемого низкая способность к динамической (быстрой) наблюдательности и прослеживанию непрерывных изменений, а также низкая способность к наблюдательности сложных количественных и качественных развитий кинетических, динамических рядов. Но не стоит забывать о том, что низкие показатели менее надежны, чем высокие, например, у испытуемого это зависело от того, что оставалось мало времени, последняя шкала была сделана наугад.


Вывод:по результатам шкал можно сделать следующий вывод, испытуемому хорошо дается сконцентрировать свое внимание, испытуемый может видеть количественные и качественные изменения в фигурах, но для этого ему нужно приложить больше усилий, но у испытуемого низкая способность к наблюдательности сложных количественных и качественных изменений.

Общий вывод

По результатам двух методик «УИТ СПЧ» и «Прогрессивные матрицы Равена» видно, что результат первой методики выше, чем результат второй, это может быть связано с тем, что испытуемому легче оперировать со словами и числами. Но разница в баллах небольшая и результаты по обеим методикам входят в диапазон среднего интеллекта, это может говорить о том, что испытуемый может оперировать словами и числами, также как и образами, но для последнего испытуемому нужно приложить усилия.

Список используемых источников

1. http://rudocs.exdat.com/docs/index-143079.html

2. Методические указания к тесту УИТ СПЧ

 


Просмотров 220

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!