Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Типы акцентологических ошибок



 

Во-первых, часто при изменении слова переносят ударение на окончание в тех словах, которые имеют неподвижное ударение на основе во всех формах. Это такие существительные, как: блюдо, госпиталь, грунт, досуг, жбан, квартал, клад, сват, средство, торт, шофёр, шрифт и др.

Следовательно, мы должны произносить: приедут сваты, очередь за тортами, многие шофёры, проблемы грунтов, все средства и т.п.

Во-вторых, ошибки допускаются и в существительных, у которых неподвижное ударение на окончании (только если в им. п. – нулевое окончание, то ударение в этой форме падает на основу): графа, жезл, кайма, ломоть, ревень, серп, язык, фитиль и др.

Следовательно: компот из ревеня, размахивать жезлом, нет ломтя хлеба…

В-третьих, наибольшее количество ошибок в прилагательных связано с краткой формой и сравнительной степенью.

Надо запомнить:

ü Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в кратких формах среднего рода и мужского ударение на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме: белый – бела, бел, бело (но кругом белым-бело); Ясный – ясна, ясен, ясно.

ü В большинстве форм множественного числа наблюдаются колебания в постановке ударения: белы – белы, бледны – бледны, близки – близки, низки – низки, пьяны – пьяны, пусты – пусты, ясны – ясны, просты(устар.) – просты.

ü Но только легки, правы.

ü Если в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме – на суффикс: длинна – длиннее, видна – виднее. Полна – полнее.

ü Если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то и в сравнительной степени ударение на основе: лилова – лиловее, красива – красивее, ленива – ленивее, говорлива – говорливее.

В-четвертых, часто встречается неправильная постановка ударения на основе слова, а не на его окончании в глаголах прошедшего времени единственного числа женского рода: взяла вместо взяла, спала вместо спалаи т.п.

Надо запомнить:

ü Таких глаголов около 280 (непроизводных и производных): брать (собрать, отобрать, прибрать, убрать…), быть, взять, вить, врать, гнать, гнить, дать, драть, ждать, жить, звать, клясть, лгать, лить, пить, плыть, прясть, рвать, слыть, ткать.



ü Только приставка вы- «перетягивает» ударение на себя: гнала, прогнала, но выгнала.

ü В этих глаголах прошедшего времени единственного числа мужского и среднего рода и множественного числа ударение совпадает с ударением в начальной форме: звать – звал, звало, звали. Но аффикс -сяизменяет ударение в глаголах множественного числа и иногда в глаголах среднего рода единственного числа: забралось, забрались; налилось, налились.

ü Некоторые глаголы, очень похожие на перечисленные выше, тоже односложные, не входят в этот ряд: бить – била, брить – брила, жать – жала, знать – знала, злить – злила.

И, в-пятых, многие страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов на –нуть, -ать, -ять,имеют ударение на первом слоге: поднять – поднятый, согнуть – согнутый, отнять – отнятый.

Исследование уровня акцентологических ошибок в речи

Окружающих

 

Для исследования уровня акцентологических ошибок в речи окружающих я взяла 30 самых (на мой взгляд) распространенных слов, которые представлены в таблице № 1.

Таблица 1.

Перечень слов для представления информантам.

Асимметрия Диспансер Квартал Средства
Аэропорты Договор Красивее Торты
Банты Жалюзи Недуг Туфель
Баловать Запломбировать Нефтепровод Флюорография
Вероисповедание Звонишь Обеспечение Ходатайствовать
Включит Иконопись Свекла Щавель
Вручит Искра Сироты  
Гражданство Каталог Сливовый  

 



При анализе постановки ударения в представленном перечне я обратилась сразу к нескольким орфоэпическим словарям.

Таблица 2.

Ударение в словарях русского языка

Орфоэпический словарь русского языка для школьников / сост. О.А. Михайлова. – Екатеринбург: У – Фактория, 2008. – 416 с. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под. ред. Р.И. Аванесова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1985. – 704 с.
асимметрия асимметрия
аэропорты аэропорты
банты банты
баловать баловать
вероисповедание вероисповедание
включит включит
вручит вручит
гражданство гражданство
диспансер диспансер
договор договор
жалюзи жалюзи
запломбировать запломбировать
звонишь звонишь
иконопись иконопись
искра (проф. речь искра) искра
каталог каталог
квартал квартал
красивее красивее
недуг недуг
нефтепровод нефтепровод
обеспечение обеспечение
свекла свекла
сироты сироты
сливовый сливовый
средства средства
торты торты
туфель туфель
флюорография (у медиков флюорография) флюорография
ходатайствовать ходатайствовать
щавель щавель

Постановка ударения во всех словах совпадает.

 

Информантами в исследовании выступали разные группы населения:

1. Школьники 5 – 11 классов из сельской и городской школы. Экспериментальной сельской школой стала МОУ «Нелазская средняя общеобразовательная школа», расположенная по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, д. Шулма, ул. Школьная, д. 7.. Экспериментальной городской стала МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов», расположенная по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Юбилейная, 11. Всего в исследовании приняли участие 202 школьника, из низ 73 – из сельской школы и 129 – из городской.

2. Две группы Череповецкого государственного университета, одна из них группа Института Педагогики и Психологии – 4ПСД-01-11оп, другая группа Инженерно-технического института – 3ТБб-02-31оп. Всего в исследовании приняли участие 26 студентов.

3. Носители языка разных профессий. Всего в исследовании приняло участие 31 человек.

 

Испытуемым был предложен ряд слов, в которых они проставляли ударения. По окончании исследования материалы собирались и обрабатывались.

 

Проанализируем количество акцентологических ошибок в сельской и городской школе, представленное в таблицах № 3, 4.

 

Таблица 3.

Уровень акцентологических ошибок в сельской школе

  5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
Количество человек
Количество ответов
Количество ответов с ошибками
Количество правильных ответов
% успешности 51,3% 48,9% 51,9% 47,2% 52,9% 59,7% 69,3%
% провала 48,7% 51,1% 48,1% 52,8% 47,1% 40,3% 30,7%

 

Таблица 4.

Уровень акцентологических ошибок в городской школе

  5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
Количество человек
Количество слов
Количество ответов с ошибками
Количество правильных ответов
% успешности 51,5% 51,9% 63,8% 55,3% 65,2% 53,2% 60,2%
% провала 48,5% 48,1% 36,2% 44,7% 34,8% 46,8% 39,8%

 

Сравнение уровня акцентологических ошибок в сельской и городской школах представлено в таблице № 5.

Таблица 5.

Сравнение уровня акцентологических ошибок

в сельской и городской школах

  Сельская школа Городская школа
Количество человек
Количество слов
Количество ответов с ошибками
Количество правильных ответов
% успешности 53% 57,3%
% провала 47% 42,7%

 

Проведя исследование, я пришла к следующим выводам:

1. общий уровень акцентологических ошибок меньше в городской школе, чес в сельской (42,7% и 47%);

2. уровень акцентологических ошибок в 10 – 11 классах меньше в сельской школе, чем в городской (10 класс – 40,3% и 46,8%, 11 класс – 30,7% и 39,8%);

3. уровень акцентологических ошибок в 5 – 9 классах меньше в городской школе, чем в сельской.

 

Рассмотрим полученные данным по сравнению отклонений от акцентологической нормы в двух группах Череповецкого государственного университета (одна из них группа Института Педагогики и Психологии – 4ПСД-01-11оп, другая группа Инженерно-технического института – 3ТБб-02-31оп).

Таблица 6.

Сравнение уровня акцентологических ошибок в двух группах ЧГУ

  4ПСД-01-11оп 3ТБб-02-31оп
Количество человек
Количество слов
Количество ответов с ошибками
Количество правильных ответов
% успешности 79% 57,8%
% провала 21% 42,2%

 

Выводы: Проведя исследование, я пришла к выводу, что уровень акцентологических ошибок меньше у группы Института Педагогики и Психологии.

 

Изучение постановки ударения людьми разных профессий – еще одно направление работы. Рассматривались две группы: первая группа непосредственно связана с образованием, т.е. с обучением или воспитанием детей (учителя МОУ «Нелазская средняя общеобразовательная школа», учителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов», педагоги МБДОУ «Мяксинский Детский сад»), другая – к образовательной сфере не имеет никакого отношения (люди технических профессий, водители, продавцы, газовщики и др.)

Таблица 7.

Сравнение уровня

акцентологических ошибок людей разнообразных профессий

  Образовательная сфера Другая сфера
Количество человек
Количество слов
Количество ответов с ошибками
Количество правильных ответов
% успешности 68,8% 49%
% провала 31,2% 51%

Проведя исследование, я пришла к выводу, что уровень акцентологических ошибок намного меньше у людей, непосредственно связанных с образовательной средой, в отличие от тех, кто к образованию не имеет практически никакого отношения.

 

Всего в моём исследовании участвовало 259 человек, а это значит, что я проверила постановку ударения в 7770 слов, из которых правильных – 4475, и неправильных – 3295.

 

Проведя свое исследование, я выявила ряд самых распространенных слов с акцентологическими ошибками.

Таблица 8.

Ранг акцентологических ошибок

Место Слово Количество человек, сделавших ошибку в данном слове
1. Асимметрия
2. Иконопись
3. Обеспечение
4. Запломбировать
5. Ходатайствовать
6. Включит
7. Жалюзи
8. Искра
9 – 10. Баловать
9 – 10. Вероисповедание
11. Банты
12. Щавель
13. Диспансер
14. Нефтепровод
15 – 16. Каталог
15 – 16. Свекла
17 – 18. Сливовый
17 – 18. Торты
19. Звонишь
20. Вручит
21. Красивее
22 – 23. Недуг
22 – 23. Флюорография
24. Квартал
25. Сироты
26. Договор
27. Туфель
28. Средства
29. Аэропорты
30. Гражданство

III. Заключение

 

Академик В.В. Виноградов отметил: «Неполное усвоение норм литературного выражения, и недостаточно бережное отношение к языковой традиции, и неумение, а иногда нежелание разобраться в смысловых оттенках и стилистических качествах тех или иных слов, и влияние «дурной моды», различных жаргонов и многое другое, что свидетельствует о слабой культуре речи».

Хотя в нашей речи и присутствуют акцентологические ошибки, от них можно избавиться, если чаще обращаться к художественной литературе и различным словарям. Они не только предостерегут появление ошибок, но и пополнят словарный запас.

 

IV. Приложения

 

 

 

 

V. Библиография

 

1. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под. ред. Р.И. Аванесова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1985. – 704 с.

2. Орфоэпический словарь русского языка для школьников / сост. О.А. Михайлова. – Екатеринбург: У – Фактория, 2008. – 416 с.

3. Соловьева Н.Н. Полный справочник по русскому языку. / Н.Н. Соловьева. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2011. – 464 с.

4. Баландина Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов высших учебных заведений. 2-е издание. / Под ред. Л.А. Баландиной – М.: Издательство Московского университета, 2012. – 256 с.

 

 


Просмотров 1539

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!