Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Дать краткую характеристику интерактивной стороны общения



Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными. Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, представляя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие “общение” употребляется то в узком, то в широком смысле слова. Если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, т.е. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая — по сравнению с коммуникативной — сторона общения.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать “обмен действиями”, спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида “планами, созревшими в голове другого, которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же “другая” сторона общения раскрывается понятием “взаимодействие”, можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.



 

Стратегия взаимодействия.

Понятие «взаимодействие» чрезвычайно многозначительное. С точки зрения философии эта категория представляет собой одну из общих форм взаимосвязи между явлениями. Его суть заключается в обратном воздействии одного предмета или явления на другого.

Поэтому взаимодействие воспроизводит процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

В социологии употребляется дефиниция «социальное взаимодействие» для определения такой формы общения лиц, социальных сообществ, группировок, по которой систематически осуществляется их воздействие друг на друга, реализуется социальное действие каждого из партнеров, достигается приспособление действий одного к действиям другого, общность в понимании ситуации, смысла действий и определенную степень солидарности и согласия между ними.



Общество - это система взаимодействия человека с другими людьми. Разнообразные социальные отношения, субъектом которых является личность, обусловленные многогранностью социальных интересов.

Социальные отношения имеют объективный характер, но для каждого человека они отображаются в его внутреннем мире, приобретают личностную окраску, которая проявляется в конкретном поведении человека, его чувствах, настроениях и др.

Именно поэтому в конкретной реальности как факт предстает межличностный социально-психологический аспект социальных отношений. Т.е. межличностные отношения формируются не вне общественных отношений, а внутри них, как персонифицированные воспроизведения обезличенных социальных связей.

Иначе говоря, во взаимодействии общественные отношения «данные» через ту реальную социальную деятельность, частью (или формой организации) которой они являются (по Г. Андреевой). Межличностные отношения определяют тип взаимодействия, то есть это будет соперничество или сотрудничество, а также степень выражения этого типа (более или менее успешное, эффективное сотрудничество).

Непосредственные условия жизнедеятельности человека влияют на формирование межличностных контактов. Поэтому их основой является эмоциональная насыщенность.

Ведь известно, что результат вашего взаимодействия с другим человеком будет различным в зависимости от того, в хорошем настроении вы или нет, испуганные или, наоборот, разъяренные. Эмоция побуждает к действию, она играет важную роль в установлении и сопровождении таких отношений, как дружба, любовь, брак.

С помощью эмоции человек может «инфицировать» собственным состоянием (испугом, смехом и др.) своего партнера по взаимодействию, который в начале мог совсем иначе реагировать на предмет обсуждения. Эмоция также влияет на когнитивную переработку информации, дает возможность проявлять гибкость поведения индивида во взаимодействии с другим.

С обществом человек связан системой реальных связей, основными элементами которой являются субъекты связи, предмет связи, то есть то, по поводу чего осуществляется связь, и механизм сознательного регулирования отношений между субъектами.

Конкретная связь происходит в форме контакта и собственно взаимодействия. Контакт можно считать первой ступенькой реального взаимодействия, одновременно он может быть и самостоятельным явлением, которое во взаимодействие не перерастает. При таких условиях он является этапным, быстротечным, в нем отсутствует система родственных действий субъектов друг с другом.

Образцом такого контакта может служить обмен любезностями во время общения с библиотекарем. Зато взаимодействие - это систематические, достаточно регулярные действия субъектов друг на друга, которые имеют целью вызвать определенную ответную реакцию, которая порождает новую реакцию того, кто оказывает влияние.

То есть происходит обмен действиями, зарождается родственность действий обоих субъектов, их координация, устойчивость интересов, планирование совместной деятельности, распределение функций и т.д.

Действия способствуют взаимному регулированию, взаимовлияния, взаимному контролю, взаимопомощи. Все это предполагает, что каждый из участников взаимодействия сделает свой вклад в выполнение общего задания, корректируя свои действия, учитывая предыдущий опыт, активизируя собственные способности и возможности партнера.

Из сказанного следует, что в социально-психологическом контексте под взаимодействием понимают не только взаимосвязанный обмен действиями, а прежде организацию людьми взаимных действий, направленных на реализацию совместной деятельности.

То есть, общаясь, обмениваясь информацией, человек вырабатывает формы и нормы совместных действий, организует и координирует эти действия. Постановка вопроса именно таким образом не предполагает отрыва коммуникации от взаимодействия и не отождествляет эти понятия.

Обычно стратегия взаимодействия обусловлена характером общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, а тактика - определяется непосредственным представлением о партнере (его намерения, мотивы, установки).

Все виды взаимодействия традиционно разделяют на две группы: сотрудничество и соперничество.

К первой группе относятся действия, которые способствуют организации совместной деятельности, обеспечивают ее успешность, согласованность, эффективность (известны и другие термины для обозначения этого вида взаимодействия: кооперация, согласие, приспособления, ассоциация).

Вторая группа охватывает действия, той или иной степени препятствующие совместной деятельности, создавая преграды на пути к согласию. Этот вид взаимодействия обозначается такими понятиями, как конкуренция, конфликт, оппозиция, диссоциации. Упомянутая классификация использует так называемое дихотомическое разделение всех видов взаимодействий.

Другая классификация в своей основе имеет количественный аспект, т.е. речь идет о количестве субъектов, участвующих во взаимодействии. Согласно этой классификации различают взаимодействие между группами, между личностью и группой, между двумя личностями (диада).

Многие из исследователей пытаются выделить более мелкие единицы взаимодействия, подвергающихся эмпирическому наблюдению, контролю и регистрации. В частности, Р. Бейлз разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействий в группе. Все образцы взаимодействий, которые наблюдал исследователь, были поделены на двенадцать видов, которые, в свою очередь, сведены в четыре категории.

Группа во время выполнения определенного общего задания осуществляет последовательный переход от одной фазы к другой: ориентировка членов группы относительно общего задания, оценка хода выполнения задачи, контроль и принятие решения.

При этом положительные и отрицательные эмоции сопровождают этот процесс и соответствующие действия членов группы. Несмотря на то, что схема Р. Бейлза получила широкое применение, она имеет ряд критических замечаний.

Они прежде всего касаются того, почему именно эти, а не другие виды взаимодействий выделены, и почему их именно двенадцать. Основное замечание сводится к тому, что она не учитывает содержания совместной деятельности, а в расчет берет только формы взаимодействия.

 


Просмотров 991

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!