Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Сущность карнавала и его история



 

Внимание исследователей не раз привлекалось к одной из характерных черт народных календарных праздников - упот­реблению масок, маскарадных и прочих необычных костюмов, хранилось много описаний сценок и спектаклей, связанных со святочным и карнавальным ряжением, текстов песен из их репертуаров, фигурирующих при этом разнообразных масок и обрядов. В научной литературе до сих пор главное внимание уделяется собственно маскам, используемым с разными назначениями, обрядовым, культовым, танцевальным, театральным. Почему древние люди старались изменять свою внешность, закрывая лицо и все тело маской или особым нарядом? По этому вопросу высказывались различные мнения. Согласно старой «натурмифологической» концепции в основе ритуального употребления масок (в частности масок, изображавших животных) лежали древние мифологические мировоззрения и астрально-мифологический символизм. Другие ученые рассматривали обрядовые маски как воплощение тотемов, или духов умерших, духов предков и т. п.; иные указывали на аграрно-магические функции масок, особенно когда употреблялись маски козы, быка, лоша­ди - носителей высокопроизводительной потенции.

Наиболее удачным и полным решением проблемы генезиса и эволюции ритуальных масок можно считать исследования советских ученых, чья концепция была построена на широком привлечении обширного археологического и этнографического материала и на ясном понимании того, что история масок связа­на с общим ходом человеческой истории.

Еще в эпоху раннеродового общества при господстве охот­ничьего хозяйства применялась охотничья маскировка. Надевая звериные маски и шкуры, люди пытались заманить зверя. Из этого стихийно-практического обычая произошли охотничьи магические пляски, которые позже развились в тотемические. С усложнением общественного строя в период развитого ро­дового общества появляются маски, изображающие умерших предков. В период распада родового строя начинают употреб­ляться маски, изображающие духов, маски тайных союзов, шаманские маски. В эпоху раннеклассового общества появ­ляются маски мистериальных представлений и, наконец, в пери­од развитого классового общества - театральные и карнаваль­ные маски.



В традиционных обычаях праздничного ряжения народов Европы обращают на себя внимание следующие его особен­ности:

• обычаи эти приурочены не ко всем календарным праздни­кам, а сосредоточены главным образом вокруг двух циклов - святочно-новогоднего и масленично-карнавального, т. е. зимы
и начала весны;

• поразительно разнообразие типов и форм ряжения и верования, с трудом поддающееся классификации. Однако, выполняемые ими в праздничном ритуале функции немногочис­ленны и почти одинаковы у всех народов.

Самый характерный вид ритуального ряжения - употребле­ние масок и нарядов, изображающих животных, - домашних и диких.

Очень характерен новогодний обычай, еще недавно соблю­давшийся в горной Шотландии: главный исполнитель обряда закутывался в припасенную шкуру быка и вместе с другими участниками обходил дома с особыми песнями-пожеланиями.

Меньшее распространение получили маски, воплощающие мифологические и демонологические образы, - возможно, ка­ких-то древних божеств или духов. Маски этих фантастических существ часто делались нарочито страшными.

Особую категорию составляют фигуры великанов, соору­жаемые из разных материалов - палок, ткани и пр. Обычай во­дить по улицам великанов распространен лишь у немногих на­родов: испанцев, бельгийцев и жителей юга Нидерландов.



С масками великанов отчасти сходны маски-наряды, закры­вающие не только лицо человека, но и всю его фигуру, причем размерами они выходят за пределы человеческого роста. Так, в Швейцарии применялись новогодние «маски», сделанные из еловых веток или соломы. В Англии во время майских праздни­ков фигурировал «Джек в зелени»: парень был спрятан в слож­ном сооружении из зелени на деревянных палках.

Своеобразную группу составляют маски-наряды, изобра­жающие христианских святых; возможно, что это те же древние божества, но переименованные под влиянием церкви на христианский лад. В Центральной и Северной Европе это св, Ни­колай и св. Люция; у итальянцев - фея Бефана (искаженное название праздника Эпифании); у французов - Пэр-Ноэль (Отец-Рождество).

Эти персонажи фигурируют в народных обрядах, как прави­ло, в посвященные им церковью дни: св. Николай (6 декабря), св. Люция (13 декабря) и пр. Но в самом ритуале ничего церков­ного нет: под маской выступают чисто фольклорные образы. Св. Николай (он же Санта-Клаус, Клаус, Никель и т. п.) - главный персонаж шуточно-торжественной процессии, которая устраивалась в Николин день в католических землях Германии и в соседних странах. В торжественно-мишурном епископском облачении, иногда верхом, сопровождаемый спутниками в стра­нных масках, он объезжал или обходил дома, раздавал подарки Рулежным детям, грозил розгами непослушным.

Чрезвычайно широко, может быть повсеместно, распространены были маски - маскарадные наряды, изображавшие разные бытовые, социальные, иногда национальные типы. Носители таких нарядов разыгрывали между собой разные, в основном юмористические, сценки и целые спектакли, которые устраива­лись на Святки, а особенно в карнавальные дни.

Простейшая, часто встречающаяся во всей Европе, форма ряжения - это когда люди надевают вывернутую мехом наиз­нанку овчинную или иную шубу, тулуп. При этом мы можем вспомнить, что тулуп шерстью наружу не просто делает челове­ка похожим на зверя - мех выступает как символ плодородия, так что первоначально изображался, видимо, не обычный зверь, а дух природы, податель изобилия.

Самый простой вид маскировки - чернить себе лицо сажей. У большинства европейских народов черный цвет - цвет смер­ти, иного мира.

Ничего церковного не было в народных инсценировках таких сюжетов, как борьба Зимы и Лета (у немцев, австрий­цев, народов Швейцарии и др.) или драка между толстым сытым Карнавалом и тощей голодной старухой, изображаю­щей Куарезиму(Великий пост - у итальянцев, венгров, че­хов и др.).

В шуточно-маскарадных сценах порой очень отчетливо вид­на символика борьбы теплого сезона с холодным. Весеннее теп­ло подразумевает плодородие. Недаром в весенне-карнавальном маскараде подчеркнуты именно черты плодородия (как челове­ка, так и земли).

В более поздние века карнавальная социальная сатира, при­нимавшая форму дерзких клоунад, гротескных нарядов, «соле­ных» шуток, была направлена против светских и духовных вла­стей. Говорить и делать под маской самые смелые вещи карна­вальная этика давала вполне удобную форму.

Как бы то ни было, все сказанное выше - следы отживших или отживающих идей. Современные функции календарно-праздничных маскарадов сводятся, видимо, всего к трем, да и они так тесно связаны между собой, что можно говорить даже о единой функции.

Во-первых, маскировка - это простое развлечение, особенно для молодежи и детей. В этой элементарной функции традиция праздничного ряжения давно уже стала частью городского (и, может быть, преимущественно городского), а не только деревенского, быта. В городе она оторвалась от календарных праздников, и бал-маскарад устраивается теперь в любое вре­мя года.

Во-вторых, идея маскирования сохраняет в себе и более спе­цифический, можно сказать, более глубокий смысл. В древности это был мотив перевоплощения, то, что составляет содержание тотемических верований.

В-третьих, обычай праздничного ношения масок и маска­радных костюмов создает еще в одном и более широком смысле «инобытие» - уже не субъективное, а объективное: не для дан­ной личности, а для всего коллектива. Ведь главное отличие всякого праздника от будней в том, что на праздник все наобо­рот: в будни люди работают - в праздник отдыхают; в будни едят скромно и скудно - в праздник пируют и объедаются; в будни погружены в заботы - в праздник развлекаются, весе­лятся и т. д. В праздник человек и одет не так, как обычно. Сте­пень этого «не так» различна: от надевания просто чистой, но­вой одежды до ношения диковинного и уродливого наряда, чуд­ной и страшной маски; все равно - лишь бы не так, как в будни. Отсюда следует, что ношение масок и ряжение, каково бы оно ни было, и сейчас подчеркивает и усиливает резкое отличие праздника от буднего дня.

Карнавал (фр. carnaval от ит. carnevale - потешная колесни­ца, корабль праздничных процессий) - вид народных гуляний с уличными шествиями, театральными играми - проходит под открытым небом. Истоки карнавала - в языческих обрядах, свя­занных со сменой времени года, в весенних сельскохозяйствен­ных и ярмарочных праздниках. Название утверждается в Италии в конце XIII в., с карнавалом связан итальянский народный те­атр XVI в. - комедия масок (дель арте).

Карнавальное движение в мире переживает сегодня подлин­ный ренессанс: карнавалы появляются даже в таких «некарна­вальных» странах, как, например, Япония или Финляндия. Современные карнавалы развиваются по двум исторически сло­жившимся направлениям: европейскому (традиции древнейших карнавалов Европы) и карибскому (карнавалы, возникшие на основе европейских под влиянием африканской культуры). Вообще же специалисты выделяют 11 различных типов традици­онных карнавалов. Крупнейшие карнавалы с использованием грандиозных аллегорических конструкций и гигантских платформ проходят в городе Виареджио и Путиньяно (Италия), также на Мальте и в Ницце (Франция). Самые грандиозные марди-гра-карнавалы проходят в Новом Орлеане (США), Патрасе (Греция), Санта Круз де Тенерифе (Испания). Колоне (Германия),Ден Боше (Голландия), Алосте (Бельгия), Риске (Хорватия), в Базеле и Цюрихе (Швейцария), Данкеркыо (Франция). Самые красочные карибские и самбо-карнавалы - в Рио-де-Жанейрои Сальвадоре-де-Бахиа (Бразилия), Тринидаде и Тобаго, Неттинг Хилле (Англия), Куракао (Антилы), Корриентесе (Аргентина) и в Баранкуилло (Колумбия). Самые известные карна­валы проходят в Венеции (Италия), Пернике (Болгария), Итюе (Словения) и Струмице (Македония).

В период средневекового аскетизма карнавальные традиции получили наиболее яркое развитие и выражение в народной культуре. Именно в это время карнавал переживал свой расцвет, вырабатывал собственную философию «переворачивания», на­смешки над миром.

Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действия или обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место. Почти каждый церковный праздник имел свою народно-площадную смеховую сторону, например, храмовые праздники обычно сопровождались ярмарками с их богатой и разнообразной системой площадных увеселений (с участием великанов, карликов, уродов, ученых зверей).

Карнавальная атмосфера господствовала и в дни постановок мистерий. Царила она также на таких сельскохозяйственных праздниках, как сбор винограда, проходивший в горах. Смех сопровождал обычно гражданские и бытовые церемониалы и обряды: шуты и дураки были их неименными участниками и пародийно дублировали различные моменты серьезного церемониала (прославления победителей на турнирах, передачи лен­ных прав, посвящений в рыцари и др.). И бытовые пирушки не обходились без элементов смеховой организации, например избрания на время пира королев и королей смеха.

В эпоху великих географических открытий европейские кар­навальные традиции «перешагнули» море и попали на новые континенты. Индейцы и негры-рабы, полюбившие этот празд­ник, создают его новую, Карибскую форму, главным содержа­нием, «душой» которой становится танец. Сегодня в мире все шире распространяется именно карибская форма праздника, отличающаяся простой идеологией и «линейным» принципом организации - все действие происходит вокруг шествия школ самбы.

В России аналогом европейского карнавала является Масленица.


Просмотров 1261

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!