Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Объекты показа этнографического туризма



 

Как и для любого другого вида туризма, для этнографическо­го характерны свои специфические объекты показа.

Этнографический объект - это культурно-исторический объект (явление), содержащий информацию об этнических про­явлениях в традиционно-бытовой культуре.

Этнографический объект необходимо рассматривать как сис­тему признаков, характеризующих культуру этноса в сочетании его оригинальных конкретных специфических форм. К ориги­нальным формам относят явление и предметы традиционно-бытовой культуры, соответствующие данному хозяйственно-культурному типу и характеризующие неповторимые черты этноса (украшение, орнаментация и т. п.).

Конкретные специфические формы присутствуют при выра­жении в культуре этноса явлений, связанных с проявлением признаков хозяйственно-культурного типа, природно-географической зоны, этнокультурной области, с проникновением эле­ментов сельской и городской культуры, воздействием временных этнических процессов. Выделяют следующие категории объектов, которые можно отнести к этнографическим:

памятники архитектуры, выполненные в традиционном для этноса стиле и связанные с определенным периодом в куль­турной жизни этноса (причем в некоторых конкретных случаях
этническая принадлежность архитектора не играет существенной роли);

культовые сооружения, отражающие конфессиональную принадлежность представителей того или иного этноса, отли­чающиеся набором традиционных приемов в архитектуре, ор­наментации;

некрополи, кладбища с традиционными надгробными со­оружениями, надписями на родном языке, орнаментацией (в ка­честве объекта могут выступать и отдельные захоронения с уникальными надгробиями);

традиционные жилища (нежилые, по сохранившие внеш­ний вид и внутреннюю планировку; жилые - с традиционным интерьером, убранством, набором традиционных предметов быта);

поселения, сохранившие «этнический тип», в местах компактного проживания представителей того или иного этноса, с традиционной планировкой улиц, положением жилищ и хо­зяйственных построек;



бытовые объекты, соответствующие традиционному хозяйственному типу: колодцы, фонтаны, мельницы;

•места проведения народных праздников с участием фоль­клорных ансамблей, использованием традиционной одежды;

места возрождения народных промыслов и традиционных занятий;

этнографические музеи, выставки, комплексы этнографи­ческих предметов;

комплексы архитектурных или культовых сооружений, издаваемые представителями различных этносов в местах дли­тельного совместного проживания;

археологические объекты (памятники культуры), имею­щие этническую специфику.

Таким образом, этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Это либо экспозиции в музеях народного быта, краеведческих и деревянного зодчества, либо существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности.

Этнографические музеи- научные учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию коллекций, характеризующих культуру и быт, социальные отношения и общественный строй различных народов.

Музейные экспозиции содержат коллекции народных костю­мов, предметов крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения определенных регионов. Они знако­мят туристов с историческим прошлым. В каждой местности на протяжении исторического развития складывался свой особый архитектурный стиль, связанный с национальными и природ­ными особенностями края.



В музеях деревянного зодчества представлены образцы на­родной архитектуры. Они располагают жилой застройкой, хо­зяйственными службами (мельницы, амбары и т. д.) и культовыми сооружениями. Сюда свозят экспонаты из различных рай­онов области. В музее они находятся в природных условиях, близких к реальным. Например, Малые Карелы под Архангельском, Витославлицы в Новгородской области, Васильево под Торжком. Деревянное зодчество, кроме того, представлено от­дельными объектами в городах и деревнях.

Большойинтерес у туристов вызывают такие элементы на­родной культуры, как искусство, наука, религия, история и др.

Религия. Для этнографических туров особый интерес пред­ставляют религиозные традиции, обряды, предметы религиозно­го культа, памятники культовой архитектуры.

Принятие христианства на Руси оказалось благотворным для развития русской культуры. Постепенно христианская церковь стала оказывать влияние на все стороны жизни человека. Она сопровождала его от рождения до смерти, требуя строгого со­блюдения установленных моральных требований и норм.

Эволюция христианства привела к созданию законченной ре­лигиозной системы, сумевшей полностью духовно подчинить себе общество. Христианство официально стало государствен­ной религией и объективно служило целям существующей вла­сти и воспитанию людей в духе покорности и покаяния.

Следует отметить, что первоначально христианство не при­знавало обрядности. Однако по мере укрепления церкви отно­шение к праздникам и обрядам меняется: осознается сила воздействия старых народных обычаев на людей (в частности обливание водой, омовение и ритуальное купание взяты христианством из древних обрядов, связанных с верой в живительную силу воды). Под воздействием новых общественных отношений и условий старые обряды постепенно усложнялись. В процессе дальнейшего развития эти глубоко народные обрядовые действия оказались приуроченными к дням церковных празднеств.

Понимая огромную социальную роль искусства, церковь по­ставила его себе на службу. Архитектура церковных строений, скульптурные и живописные украшения, хоровое пение и различные театрализованные действия, т. е. эстетическая сторона культа, - все это использовалось для влияния на чувства человека.

Стремясь преобразовать языческую сущность народных праздников, церковь заменила народный календарь церковными святцами, в которых в календарном порядке были расположены даты поминовения христианских святых, событий из истории церкви и т. д. В результате дни многих народных праздников совпали с датами поминовения христианских святых, и их празднование стало включать как языческие, так и христианские обряды.

Таким образом, праздники и обряды диктовали нормы пове­дения людей задолго до появления науки о нравственности, закрепляя их в памяти поколений, требуя их повторения и неукоснительного соблюдения. С помощью праздников осуществ­лялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоот­ношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребно­сти человека. Вместе с тем праздники и обряды являлись худо­жественным откликом на окружающий мир, историческую ре­альность.

Интересный этнографический материал представляют местарасселения малых народов. Там можно познакомиться со свое­образной культурой, разнообразными формами жилищ (чумы, вигвамы, сакли и т. п.), обрядами, традициями. Такие поселения сохранились на Крайнем Севере у ненцев, чукчей, в Сибири и на Дальнем Востоке у коряков, манси и других, а также среди многочисленных горских народностей Кавказа.

 


Просмотров 1205

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!