Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Социально-культурная анимация как форма социальной активности личности



 

Социально-культурная анимация является одной из относи­тельно молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Будучи особым и вполне самодостаточным элементом социально-культурной деятельно­сти, анимация входит в досуговую инфраструктуру населения различных стран мира. Социологи отмечают рост бюджета сво­бодного времени и изменение в связи с этим интересов и по­требностей людей в сфере рекреации, туризма, любительского творчества, общественной самодеятельности.

Досуговая сфера превращается в пространство реализации гражданских инициатив, привлечения населения к участию в значительных культурно-воспитательных и социально-педаго­гических проектах.

Термин «анимация»(от лат. animation - оживлять, вооду­шевлять, одухотворять) впервые появился в начале XX в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ас­социаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.

В российском обществе тенденция инициации общественных движений в сфере досуга в настоящее время является весьма актуальной. Поэтому важно обращение к мировому опыту организации целесообразной, доступной и ненавязчивой социально-культурной деятельности. Изучение теоретических идей и тех­нологий французской социально-культурной анимации актуализируется целым рядом типично российских причин, среди кото­рых необходимо выделить следующие:

• изменение духовно-мировоззренческих оснований в орга­низации педагогической работы в социуме;

• изменение экономического статуса социально-культурной деятельности;

• потребность в поиске «предпринимательской ниши» в сфере свободного времени;

• переориентация социально-культурной деятельности на мно­гообразный спектр реальных потребностей населения, проявившихся в период социальной дезинтеграции, разобщения, утраты
ценностных ориентиров социального и личностного развития.



К концу XX столетия социально-культурная анимация уже представляла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга.

Социокультурная анимация (animation) - особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдель­ных индивидов, основанной на современных (педагогических и психологических) гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения.

Обобщив теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, Е. Б. Мамбеков дал следующее развернутое определение: «Со­циокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации (учреждения, предприятия ) социокультурной деятельности: как совокупность элемен­тов (учреждений, государственных органов, организаций, ауди­торий), находящихся в постоянных отношениях, которые харак­теризуют эту модель; совокупность занятий, видов деятельности и отношений, где ведущую роль играют аниматоры, профессио­нальные или добровольные, обладающие специальной подготов­кой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

Далее Мамбеков ссылается на исследования Р. Лабури, кото­рый отмечает, что феномен анимации имеет двоякое значение, являясь одновременно методом приспособления, социальной терапии, и идеологией освобождения через участие: «Большин­ство определений, данных анимации, выражает педагогический проект роста самосознания, участия и социального творчества: за этими намерениями, выражающими большие планы социаль­ного и культурного оздоровления, стоит определенная идеоло­гия на двух уровнях.



Первый - уровень воспитательной социологии: для одних - возрастание роли аппарата анимации, его активности, обслужи­вания посетителей, укрепления положения профессиональных работников, т. е. важность воспитательной технологии; для дру­гих анимация - в меньшей степени создание аппарата и в боль­шей - появление группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собственный со­циальный проект.

Второй - уровень, связанный с основными идеологическими течениями французской социологии.

Для одних функция анимации заключается в разблокирова­нии общественных связей, установлении теплых, доверитель­ных отношений. Другие видят ее, функцию (в соответствии с традициями французской культуры), в обучении и овладении великими языками мышления, эстетики, поэтики, экономики. В марксистском понимании анимация видится в перспективе расширения человеческого сознания, рассматриваемого как полное освобождение; она открывает возможности для критики существующих институтов и преобразования экономических и политических структур».

Анимация в туризме представляет собой целостный про­цесс взаимодействия аниматоров с туристами в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформаль­ного лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, культур­но-творческие потребности и интересы участников данного про­цесса, создаются условия для формирования социально актив­ной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

Такое развернутое определение в целом справедливо отража­ет специфику анимационной деятельности, которая проявляется на организационном, деятельностном и методическом (технологическом) уровнях. Вместе с тем нельзя ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями, ибо весьма важная составляющая социально-культурной анима­ции - ее духовный, мировоззренческий потенциал.

Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, дос­таточно точно характеризовать цели социокультурной деятель­ности, выявлять ее одухотворяющий, консолидирующий харак­тер, а с другой - обозначать собственно духовный (anime - ду­ша) аспект взаимоотношений субъектов педагогического про­цесса (особые способы общения, диалога, наполненного под­линным сочувствием, сопереживанием, содействием), основан­ных на глубинном обращении к вечным ценностно-смысловым абсолютам духовности.

Таким образом, основные направления анимационной рабо­ты - преодоление личностных тенденций к социальной дезинте­грации (профилактика социально-психологических отклонений, например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.); реабилитация критических состоя­ний личности; помощь в творческой самореализации личности.

Социально-культурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людь­ми. Именно это позволяет признать ее сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

Принципиальная новизна анимационной деятельности может быть охарактеризована новыми целями, задачами и прикладны­ми технологиями, определяющими процесс оптимизации меж­личностных и межгрупповых взаимоотношений.

 

Сущность анимации

 

Анимационная деятельность, выделяясь из ряда других видов человеческой деятельности, имеет свои характерные черты:

• осуществляется в свободное время;

• отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп;

• обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;

• характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;

• отличается глубокой личностностью;

• носит гуманистический, культурологический, развиваю­щий, оздоровительный и воспитательный характер.

Анимация является одним из направлений развития активно­сти населения, оказывающих влияние на всю социально-куль­турную сферу общества. Это один из социально-культурных механизмов, с помощью которого могут быть созданы условия для возникновения и раскрытия человеческих способностей и потребностей, для новых возможностей и способов использо­вания в новых условиях жизни, т. е. повышения так называемого «качества жизни».

По мнению комиссии ЮНЕСКО по народонаселению и ка­честву жизни, понятие «качество жизни» подразумевает здо­ровье, образование, рациональное питание, стабильную, эко­логически чистую окружающую среду, включая жилище; безо­пасность, здравоохранение; участие в жизни общества, созда­ние необходимых услуг для его развития, справедливость и равенство мужчин и женщин. Выполнению первых семи условий способствует развитие товаров и услуг, в частности анимационных.

Для того чтобы четче уяснить характер анимационной дея­тельности, необходимо определить понятия социально-культур­ной и культурно-досуговой деятельности, так как именно они и являются базовой основой.

По своим задачам и объектам воздействия социально-куль­турная деятельность«является направлением социальной по­литики и опирается на различные виды ресурсов общества, в том числе на ресурсы культуры и культурный потенциал че­ловечества. Сочетание «социальное» и «культурное» означает взаимодействие культуры и социума, при котором все слои общества включаются в процесс культуризации обществен­ной жизни».

Одним из наиболее важных и значимых факторов цивилизо­ванного развития общественной жизни является процесс сохра­нения, распространения и усвоения обществом культурных ценностей. Поэтому социально-культурная деятельность включает многообразие проблем, связанных с организацией свободного времени, производством и усвоением культурных ценностей, досуговым общением, семейно-бытовой сферой жизни и т. д. Она имеет цели, задачи, общее содержание, основные средства, функции, принципы и другие типовые компоненты и характери­стики процесса. Технология рассматриваемой деятельности должна разрабатываться главным образом на уровне конкрет­ных составляющих, т. е. на уровне культурно-творческих, культурно-просветительских, ценностно-ориентирующих, культур­но-рекреационных занятий. Практика показывает, что решение этой проблемы другим путем чаще всего оказывается малопродуктивным.

Например, туристы во время путешествия сами выбирают нужное, полезное для себя дело и сами определяют путь его выполнения. Инициатива их проявляется в деятельности добро­вольной, сознательной, совпадающей с интересами личности. В рассматриваемой ситуации турист выходит за рамки предпи­санных ему извне готовых форм действия согласно туристской программе обслуживания.

Основными чертами социально-культурной деятельности яв­ляются самодеятельность и любительская деятельность - дея­тельность, соответствующая оптимальным нормам функционирования организма и психики. Если в бытовых и трудовых заня­тиях ритм и темп деятельности определяются, как правило, внешними факторами, то здесь они целиком зависят от внутрен­ней направленности и желаний человека. Основное привлека­тельное качество такого досуга - ощущение свободы.

В процессе социально-культурной деятельности человек ус­ваивает новые знания о природных и социальных объектах ок­ружающей действительности, приобретает новые навыки, уме­ния и привычки, лучше узнает самого себя. В процессе люби­тельской деятельности совершенствуется коммуникативный потенциал личности, т. е. общительность, практические умения и навыки общения, способность кооперировать свои усилия с действиями партнеров и т. д.

Любительские занятия представляют собой весьма эффек­тивный вид рекреации. Любительское увлечение - приятное, полезное и созидательное - дает возможность наиболее полного отдыха и самовыражения.

В 90-е годы XX века содержательно-смысловым и организа­ционно-технологическим ядром обновляющейся деятельности по организации свободного времени стала культурно-досуговая деятельность,явившаяся преемницей культурно-просве­тительской работы. Новая деятельность обрела ряд позитивных качеств - организационно вошла в систему повседневной культуры, стала уделять больше внимания проблемам организа­ции отдыха и развлечений, активно занялась возрождением фольклорных традиций. Однако возникли проблемы с инфор­мационно-просветительской, воспитательной работой. В насто­ящее время особенно остро стоят социально-культурные зада­чи ценностного, гражданского, патриотического воспитания молодежи.

Культурно-досуговая деятельность, пришедшая на смену традиционному внешкольному образованию и массовой культурно-просветительскойработе, опирается на культурную поли­тику государства, которая направляет или регулирует развитие сферы культуры.

Туризм относят к относительно самостоятельной социаль­но-экономической и культурной сфере деятельности. Он являет­ся одновременно экономической отраслью хозяйства и специфической областью жизнедеятельности людей, характерной составной частью современного образа жизни и формой дея­тельности туристских предприятий и учреждений культуры, индустрии развлечений и отдыха. Анимация становится харак­терным туристским продуктом или необходимым элементом туристских программ, реализующихся в системе свободного времени. Во время путешествия меняется социально-культурная среда туриста, активный вид отдыха базируется на связях «че­ловек — естественная среда» и «человек - культурно-историче­ская среда». Анимация, используя интерес туриста, «оживляет» туристский объект, включает туриста в действие, разнообразит развлечения, активизирует потребление информации, развивает и воспитывает личность.

Основой туристской анимационной деятельностиявляет­ся использование людьми своего свободного времени для собст­венного культурного саморазвития и самореализации. Вместе с тем во всех цивилизованных обществах существует традици­онная система квалифицированной помощи со стороны специа­листов, которых на современном этапе называют аниматорамиили менеджерами туристской анимации, а их организацион­но-педагогические, культурно-творческие и рекреационные ини­циативы - анимационной социально-культурной работой.

С точки зрения философии понятие «сущность» представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойст­ва, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимо­сти. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

При рассмотрении понятия «сущность анимации» необходи­мо иметь в виду обусловленность анимационного процесса объ­ективными требованиями. Каждая анимационная услуга пред­ставляет особый процесс деятельности, суть которого обуслов­лена конкретными закономерностями (тематичностью, эмоцио­нальностью, активностью, целеустремленностью и др.).

В ходе анимационного процесса аниматор помогает туристам увидеть объекты действия, способствующие зрительному вос­приятию определенной заданной темы (первая задача); услышать необходимую информацию или, например, музыкальное сопровождение, дополняющее увиденное (вторая задача); по­пробовать сделать подобное самому (третья задача); ощутить сопричастность к происходящему процессу (четвертая задача); приобщиться к процессу, овладеть практическими навыками (пятая задача).

Анимационная деятельность является важным фактором реа­лизации сущностных сил человека, становится частью конкрет­но-исторической программы развития личности.

 


Просмотров 2166

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!