Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Виды игр. Классификация игр



 

Все игры можно сгруппировать по нескольким параметрам, создав определенную систему классификации игр. Классифика­ция игр дает основание уточнить системы совпадения игр того или иного целевого назначения, позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, их осмысленного использования.

Природа игры определяется по основным аспектам. Игра - это условность, которая может проявляться как условность состя­заний, условность представления. Функционирование игры как самостоятельного явления обеспечивается системой правил, оп­ределяющих нормы. Игра как самостоятельное явление культуры занимает определенное место, имеет особый механизм встраива­ния. Сущность игры заключается в апробации, закреплении, вы­явлении некоторых норм отношений между людьми.

В туристской деятельности игры выходят на новый уровень, включая разнообразие использования и результативность. За ос­нову классификации игр берется человеческая деятельность, от­ражающаяся в играх с ее вертикальными и горизонтальными свя­зями от досуговой до интеллектуальной деятельности, взаимо­проникая друг в друга, имея свои модели, структуры, функции, элементы и результаты (рис. 6.2).

Игры можно классифицировать по внешним признакам: со­держание, форма, место проведения, состав и число участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров игры.

Определяющей стороной игры как таковой является содержа­ние, которое может быть основанием для классификации игр (рис. 6.3). Содержание дает основание подразделять игры на са­мобытные (цельные) и комплексные, органично объединяющие игры разного вида.

Некоторые игры выделяются в самостоятельные типовые груп­пы: детские игры всех типов; игры-празднества; игровой фольк­лор; игровые театрализованные действа; тренинги и упражнения; анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые конкурсы, эста­феты и старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистифика­ция, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маскарады; игровые аук­ционы и др. Вместе с тем существует множество других классификационных признаков, позволяющих объединить игры по опреде­ленным основаниям:



• по времени проведения игры — сезонные (зимние, весен­ние, летние, осенние);

• по продолжительности — длительные, временные, кратковременные, игры-минутки;

• по месту проведения — настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые, на воздухе, на местности, празднич­ные, эстрадные;

• по составу участников (по полу и возрасту) — для дошколь­ников и младших школьников, для студентов, для девочек и маль­чиков, для мужчин и женщин, молодежные; • по числу участников — одиночные, индивидуальные, пар­ные, групповые, командные и массовые; • по степени регулирования и управления — плановые (организованные менеджером), стихийные, импровизированные (орга­низованные спортивным инструктором), экспромтные (спонтан­ные); • по наличию аксессуаров — игры без предметов и с предмета­ ми, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы. В основе классификации по внутренним признакам игры лежат способности индивида к игре (воображение, подражание, обо­собленность, состязательность, перенесение, повторение, слия­ние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре).

В системе классификации модельно-социальных форм разли­чают игры состязательного, театрального, поэтического, дипло­матичного, военного характера, а также игры-правосудие, т.е. боевые, любовные, подражательные, социальные, драматические игры. В основе такой классификации лежит идея состязательности.



Физические игры, построенные на движении, можно подразде­лить на две группы: подвижные (игры, разные по содержанию, организации и сложности правил, среди которых можно выде­лить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы) и спортив­ные (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, фут­бол, хоккей и др.).

К шоу-играм относятся конкурсы (относительно интеллекту­альные игры, построенные на вопросах и ответах и имеющие воз­растную специфику — для школьников, молодежи и взрослой аудитории) и викторины (интеллектуальная игра, в которой на вопросы могут отвечать несколько человек — команда; при этом вопросы викторины содержат познавательную информацию, свидетельствующую о наличии у участников определенной эрудиции. Викторины различаются по составу участников — семейные, ин­дивидуальные, групповые, а также по тематике — музыкальные, литературные).

Игра является самым популярным видом психологической ра­боты как с детским, так и со взрослым контингентом туристов. Трудно в одном игровом действии совместить все элементы игры, объять весь ее потенциал. Выделяют игровые пространства пяти видов, которые по отдельным параметрам могут перепле­таться друг с другом:

игровые оболочки, когда игра используется как некоторое об­рамление, общий фон какой-либо работы (путешествие на поезде от станции к станции, внутренние движения от уровня к уровню, международная туристская конференция с проходящими в ее рамках мастер- классами);

игра-переживание — более сложный вид игры, связанный с необходимостью включаться в отношения, выстраивать их, обра­щаться к своему собственному «Я» (для такой игры можно приду­мать множество игровых пространств — необитаемый остров, фан­тастические миры мужчин и женщин, неосвоенная планета, до­историческое время, применив театральные и сценические атри­буты);

игра-драма, которую можно применить в отелях, на туристских базах, в кемпингах, в которой значительная часть времени уходит на вживание участников в их роли и ситуацию с примене­нием самых разнообразных приемов (внешний антураж, элементы костюмов, оформление помещения, театральные декорации, световые и музыкальные эффекты, определение участниками сю­жетных статусов ролей);

деловые игры, направленные на освоение, осмысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений участников (они могут носить неслож­ный сюжетный характер, решая сугубо инструментальные задачи или иметь вид «организационного семинара», «организационной игры»; перспективным направлением являются «проектные игры», задача которых состоит в формировании проектного мышления участников, умении работать с поставленной проблемой);

психологическая акция — игровая среда, создаваемая в про­странстве коллектива на определенное время, особенностью ко­торой является ненавязчивость и необычность (имеет собственное содержание, свои правила и намеченный результат, девиз кото­рых может быть заключен в выражении «жизнь богаче, чем вы ее воспринимаете»).

Особым, творческим процессом является создание большой психологической игры, начинающейся с осознания проблемы и вытекающих из нее психологических задач, определения вида игры с учетом особенностей группы, опыта участия игроков в психо­логических процедурах, степени доверия друг к другу и ведущему и др. Залогом успешности игры являются создание, поиск, под­бор подходящего сюжета и конструирование сценария игры, ход которой зависит от опытности аниматора. Сюжеты могут быть вол­шебными (погружающими участников игры в миры, подобные реальному миру), метафорическими (погружающими участников игры в миры, подобные реальному), реальными (основанными на логике нашего собственного мира, в котором нет ни волшеб­ства, ни «чужой» логики, ни парадоксов).

Принимая роль и некоторые правила поведения в игре, логику поступков или их последствий, игроки погружаются в игру.

В проведении праздников как анимационных программ боль­шое значение имеет использование народных игр. Народные игры являются самой доступной формой развития художественного твор­чества. В игровых ситуациях формируются песенное, фольклор­ное, танцевальное творчество и элементы народного театра, в них ярко проявляется характер, темперамент, демонстрируются кос­тюмы, украшения, фольклорные атрибуты.

Народные игры классифицируются по месту проведения (в помещении, на природе, на стадионе и т.п.), сезонности (весен­ние, летние, зимние, осенние), возрасту и категории. Они бывают:

• подвижные (бег, прыжки, физические упражнения);

• атрибутивные (с различными предметами — игрушками, мя­чами, веревками, обручами, палками);

• традиционные (в основе которых лежат словесные формулы, прибаутки, поговорки, шутки, присказки);

• драматические (предполагают наличие художественного об­раза, действия, диалога, движения);

• спортивные (соревнования, состязания, танцевальные дви­жения, йога, тренировка физических способностей);

• .орнаментальные (сопровождающиеся песнями, музыкальны­ми композициями, основным жанром которых является хоровод);

• производственные или деловые (изображение различных эпи­зодов производственной деятельности и времяпровождения — охота, рыбалка, обслуживание);

• бытовые (отличительной чертой является наличие песенного,
музыкального и танцевального сопровождения, придающего ха­рактер хоровода; подразделяются на общественные, воспроизводящие исторические события и военные действия, и семейные, отражающие сцены семейной жизни, любовные страдания и т. п.);

• интеллектуальные игры (шахматы и шашки).

Видоизменение игр основано на социальных изменениях в структуре и поведении различных социальных групп, но их клас­сификация может быть основана на трех основных уровнях:

•содержательном (политические, военные, спортивные, эко­номические и т.п.);

•демографическом (по составу и числу участников — детские, взрослые, одиночные, парные, групповые и т.п.);

•психолого-педагогическом (по принципу доминирующих спо­собностей — интеллектуальные, состязательные, компьютерные и т.п.).

Игровая деятельность представляет собой многогранную па­литру возможностей проявления в различных сферах жизни и куль­туры, особенно на основании проведения анимационных программ в духе народности (по принципу народных праздников, особен­ности которых связаны с народным календарем и были рассмот­рены ранее).

 


Просмотров 3299

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!