Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Виды и способы проведения досуга в советский период



 

Возможности выбора населением различных видов и способов проведения досуга.В советский период организованному досугу власти стремились придать идеологические, воспитательно-просветительские, развивающие функции, но одновременно недооценивали его рекреационный и развлекательный потенциал. В новых условиях функциональный харак­тер организованного досуга кардинально меняется. В первой половине 1990-х годов для основной части населения оставались доступными досу­говые занятия, которые проводились дома или в семейно-родственном кру­гу, которые реализовывались на традиционно-самодеятельной основе.

На примере досуговых занятий представителей интеллигенции русского среднего города рассмотрим трансформации, которые происходят в указанный период в содержании досуга работников бюджетной сфе­ры, принадлежащих частью к среднеобеспеченным, частью к низкообеспеченным слоям российского общества. Обратимся к результатам ис­следования, проведенного в постсоветское время среди интеллигенции Ульяновска (городские учителя, врачи, инженеры, офицеры).

Анализ структуры свободного времени интеллигенции Симбир­ска (Ульяновска) позволил воссоздать динамику чтения книг и худо­жественной периодики в течение длительного периода времени. Об­ращение к чтению и формирование личных библиотек выступало традиционной формой свободного времяпрепровождения как для дореволюционной, так и для советской интеллигенции. В советский период этому не мешала даже цензура или книжный дефицит. Так, в советские годы в домашних библиотеках представителей интел­лигенции можно было встретить машинописные и переплетенные экземпляры произведений любимых авторов, которые высоко це­нились знатоками.

В изменившейся обстановке постсоветского времени возмож­ности расширения домашних библиотек оказались ограниченными из-за дороговизны книг и журнальной подписки. Пытаясь сохранить необходимый уровень компетентности в области художественной литературы, интеллигенция современного Ульяновска активизиру­ет обмен литературными новинками в своей среде, а также чаще обращается к фондам общественных библиотек.



В условиях переходного периода интеллигенция Симбирска на­чала утрачивать привычку к активному творческому досугу, хотя в городе появилось немало развлекательных центров, расковываю­щих человека. Сохранить творческий потенциал досуга представи­телям интеллектуальных профессий не позволяет как озабоченность проблемами выживания, так и уменьшение свободного времени с одновременным увеличением занятости, особенно у женщин.

Представители интеллигенции общественным формам досуга стали предпочитать домашние, семейно-родственные и индивиду­альные. Настольные игры с детьми они не считают творческим досу­гом. Почти все представители интеллигенции (за исключением офи­церских слоев) отрицают творческий потенциал азартных (карточных) игр. Вместе с тем среди интеллигенции постепенно начинала расти доля тех, кто в свободное время обращается к компьютеру.

Значительная часть российского населения, переживавшая в этот период затяжной социальный стресс, испытывавшая повышенные трудо­вые нагрузки, увеличивала в свободное время долю пассивного отдыха, тяготела к самодеятельному досугу в рамках частной жизни, ограничи­валась контактами с близкими или знакомыми людьми.

На рубеже XX-XXI вв. многие тенденции в социальной практике и экономике России приобрели более стабильный и определенный харак­тер, что позволило осмыслить как утраты, так и конструктивные сдвиги в освоении новых видов досуговой деятельности, К этому времени воз­никли новые культурные производства, появились современные типы информационных сетей, в сфере досуга родилось предпринимательство. Речь идет о производстве компакт-дисков, рекламных клипов, развитии сети Интернет, шоу-бизнеса, модельного и игрового бизнеса и др. Мно­гие способы организации досуга, ранее удовлетворявшие культурные потребности населения, в изменившихся условиях были переструктурированы на коммерческой основе, обретя динамичные импульсы раз­вития.



Ведущим фактором, определившим стремительное развитие культурно-досуговой сферы, стало становление российского среднего класса. Средний класс в современном обществе, как правило, включает в себя профессионалов, мастеров своего дела, имеющих среднее специ­альное или высшее образование, свободно ориентирующихся в рыноч­ной среде, достигших среднего и выше среднего (по меркам конкретной страны) уровня материального обеспечения, формирующих свои досуговые потребности высокого качества.

Российский средний класс зарождался в столицах (Москве, Санкт-Петербурге), затем его структуры начали появляться в крупных промышленных и культурных центрах. В отличие от рубежа 1980-1990-х годов, когда слой состоятельных граждан был невелик, новая волна граждан с соответствующими социальными признаками сформировала более многочисленный средний класс, давая о себе знать не только в крупных городах, но и в российских регионах в целом (например, в средних и ма­лых городах с возрождающимся производством). Именно здесь опреде­ленная часть жителей добивается относительно высокого уровня доходов. Численность среднего класса в России пока невелика (20-25% от числа занятых), но его становление предоставляет отечественной сфере куль­туры и досуга возможность ориентироваться на обеспеченный спрос потребителей современного типа. Представители среднего класса стимулируют стремительное развитие в крупных городах страны развлекательных форм досуга, функционирующих на базе массовой культуры, а также использующих индустриальные и эксклюзивные способы об­служивания. По мере распространения в России новых организованных форм досуга и конкуренции на рынке культурных услуг выбор многих видов отдыха становится более доступным для всех, кто имеет возмож­ность их оплатить.

Но для значительной части населения страны характерными остаются сниженные душевые доходы, ограниченный доступ к организованному досугу. Таким образом, основная часть населения страны в условиях экономических и социальных преобразований располагает ограниченными воз­можностями восстанавливаться в свободное время.

Досуг с помощью компьютера.Занятия, связанные с аудиовизуальными средствами, в постсоветский период занимают все больше сво­бодного времени молодежи, представителей деловых и состоятельных кругов крупных городов. Особенно стремительно расширяется новый досуг, связанный с компьютером.

Согласно исследованиям И. А. Бутенко, за последние 10 лет к компьютерным играм стали обращаться 10% представителей бога­тых слоев и 1,6% бедных.

В. Д. Патрушев свидетельствует, что в настоящее время в сред­нем 31,4% горожан обращаются к занятиям с компьютером в сво­бодное время.

По другим данным, только среди российских предпринимателей обращается к компьютеру с досуговыми целями не менее 40%.

Сторонники компьютеризации досуга отмечают конструктивное значение следующих его аспектов:

♦ он чаще переносится в домашнюю обстановку и становится более независимым от общественных форм организации, обогащается, дела­ется более свободным;

♦ индивидуальное развитие получает новые возможности: становятся
доступными новая информация и новые знания, человек с помощью игры
может переноситься в прошлое и будущее;

♦ экранные средства позволяют моделировать сложные жизненные
ситуации, овладевать новыми технологиями их преодоления;

♦ широкие возможности компьютерного моделирования приводят к
использованию экранной культуры в деятельности досуговых центров
и учреждений культуры, создавая для пользователей новую обстановку
и оригинальные виды развлечений;

♦ сетевое общение человека в Интернете в режиме on-line приобретает интерактивный характер, расширяя его возможности непосредственного контактирования с гражданами зарубежных стран, жителями раз­ных континентов и т.п.

Другие исследователи говорят об отрицательном влиянии экранной культуры на досуговые занятия, в основном об опасности индивидуаль­ного развития детей, подростков, молодежи в целом, так как обращение детей и молодежи к компьютеру (играм, Интернету и др.) сужает их вре­мя, отводимое на активные формы досуга: чтение, спортивные занятия, увлечения, связанные с развитием творческого потенциала, с художественно-эстетическими пристрастиями. У постоянного пользователя компьютерных игр формируется психологическая зависимость от них, он с трудом может переключаться на другие виды развлечений.

Таким образом, расширение свободы, порождаемое одними направлениями досуга, оборачивается снижением творческих возможностей на примере других его направлений. Говоря о компьютерных играх, сле­дует учитывать, что мышление человека действует в этом случае в уз­ком диапазоне программных параметров и заданий. При этом нередко утрачивается широта мышления, тормозится развитие индивидуальных творческих качеств человека. Человек перестает принимать самостоятельные решения даже по обыденным проблемам жизни, не «посовето­вавшись» с компьютером.

По оценкам специалистов, число фанатов компьютерных игр, которые жить не могут без этого занятия, пока не превышает 10-12% общего числа российских пользователей. Некоторые физичес­кие издержки для организма (особенно молодого) при этом очевид­ны: нагрузка на глаза, головная боль, приступы морской болезни даже после непродолжительного времени, проведенного за игрой. Но следует учитывать и психические, подчас скрытые симптомы организма, уставшего от игр: раздражительность, неспособность сосредоточиться, трудности в общении с окружающими.

В газетах появилось сообщение о смерти 12-летнего екатерин­бургского школьника в результате того, что в каникулы он проводил в компьютерном клубе по 10-12 часов в день, возвращаясь в реаль­ный мир только для сна и еды. Такая нагрузка вызвала сильный эмо­циональный стресс в неокрепшем организме, и у школьника нару­шилось кровоснабжение мозга, возник инсульт.

Результаты взаимодействия молодежи с техникой во многом зависят от того, с какими установками человек садится перед дисплеем. Более развитые и подготовленные пользователи, которых интересуют знания сами по себе, которые с интересом учатся, способны самостоятельно решать жизненные задачи, оказываются в большей степени независи­мыми от стандартных решений игры. Молодые люди, которые не ставят перед собой серьезных целей вне компьютера, проводя перед дисплеем, в основном за игрой, все свободное время, быстрее погружаются в ситу­ацию ухода от действительности. У них в наибольшей степени выраба­тывается мозаичность восприятия, формируются трудности с концент­рацией внимания, невозможность сосредоточиться и т.п.

 


Просмотров 829

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!