Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Инфраструктура культуры и досуга



Под инфраструктурой культуры и досуга понимается комплекс отраслей, учреждений и организаций хо­зяйственной практики, которые создают условия их функционирования как экономической отрасли, обеспечивая ее существование. Выделим в этой инфраструктуре три самостоятельные единицы.

1. Производственный и сервисный комплексы тех отраслей хозяйства, которые обслуживают население в свободное время и создают условия для рекреации, индивидуального развития людей, их развлечений. В эту ин­фраструктуру входят сегменты, связанные с культурой, спортом, рекреа­ционными зонами, культурно-досуговым сервисом, туризмом.

Элементами культурно-досуговой инфраструктуры выступают:

♦ исторические центры, культурные памятники, мемориальные территории;

♦ отраслевые организации сферы культуры и искусства (учрежде­ния культуры — библиотеки, кинотеатры, театры, музеи, выставочные
залы, филармонии и др.);

♦ развивающие организации, обучающие фирмы;

♦ городские зоны отдыха (парки, скверы, пляжи);

♦ рекреационные зоны вне города (национальные парки, санатории,
курорты и др.);

♦ учреждения и фирмы, производящие услуги спортивно-оздоровительного, культурного и художественно-обучающего назначения (ста­дионы, фитнес-клубы, аквапарки, танцклассы);

♦ турфирмы и связанные с ними перевозки, система гостеприим­ства;

♦ тематические парки, игровые и культурно-досуговые центры;

♦ рестораны, кафе;

♦ модельный бизнес.

2. Производство и трансляция культурно-досуговой информации, а также товары культурно-досугового и информационно-художественно­
го назначения:

♦ развлекательные телепрограммы, радиопередачи;

♦ сеть Интернет;

♦ артпродукты (подготовка и запись на пленку разного рода шоу,
телевизионных и радиопрограмм, музыкальные компакт-диски, аудио-
и видеокассет, компьютерных игр);

♦ редакционно-издательская деятельность (выпуск книг, журналов,
газет);

♦ производство товаров и техники культурно-спортивного назначения (спортивной одежды, сувениров, настольных игр, музыкальных инструментов, аудиовизуальной техники, сценического, светового, звукового оборудования и др.).



3. Дороги, связь, транспорт.

4. Профессиональные кадры и учреждения по их подготовке.

Именно целостное построение и взаимосвязанное единство выделенных единиц делает возможным существование культурно-досуговой деятельности как общественно-экономического явления. В разных стра­нах и регионах одной страны культурно-досуговая инфраструктура различна по своему строению, полноте, имеет неодинаковый набор видов культурной деятельности и социальных услуг. Например, наиболее плот­ной данная инфраструктура оказывается в столицах, крупных городах, санаторно-курортных зонах, исторически сложившихся центрах, распо­лагающих культурными памятниками. Подобная неравномерность оп­ределяется, во-первых, историческими особенностями развития культур­но-досуговой сферы, а также разными геоклиматическими зонами, удоб­ными или неудобными для отдыха, которые характерны для разных стран или для разных территорий внутри одной страны.

Близок к досуговой инфраструктуре феномен индустрии досуга и различных ее компонентов (индустрии туризма, перевозок, гостеприимства, питания, развлечений и др.). В отличие от термина «инфраструктура» понятие «индустрия» акцентирует внимание на индустриально-технической, технологической и предпринимательской сущности досу­говой деятельности. Индустрия досуга понимается прежде всего как бизнес в сфере досугового сервиса, как производство продуктов и услуг на современной технической базе, с использованием технологий и спо­собов индустриального труда. Важнейшие составляющие индустрии досуга:



♦ индустрия товаров культурного назначения;

♦ индустрия туризма (а также питания, размещения, перевозок);

♦ индустрия развлечений;

♦ индустрия аудио- и видеопродукции (радио-, теле-, кинопродукции, печати).

Рассмотрим более подробно индустрию развлечений. Как было ска­зано, развлекательные виды досуга используютискусство, которое свя­зано с ярким зрелищем, насыщено юмором, позитивными эмоциями.

Это также занятия, которые доставляют людям удовольствие, создают праздничное настроение. К индустрии развлечений относятся следую­щие виды культурной продукции, бизнеса и досуговых услуг: ♦Газеты, журналы, книги развлекательного содержания;

♦ киноиндустрия и производство видеопродукции (создание фильмов,
радио- и телепрограмм, видеорекламы и др.);

♦ сеть кинопроката, телеканалы, радиостанции;

♦ музыкальная индустрия, производящая и продающая соответствующую музыкальную продукцию — компакт-диски, компакт-кассеты и др.;

♦ артбизнес (галереи, выставочные залы);

♦ организация концертов, туров ит.п. (шоу-бизнес);

♦ игровой и игорный бизнес;

♦ театры, концертные организации, цирки;

♦ досуговые центры, клубы, развлекательные комплексы, дискотеки;

♦ модельный бизнес, конкурсы красоты и др.;

♦ парки (зоопарки, аквапарки, тематические, развлекательные парки, экопарки и др.);

♦ сеть общественного питания (кафе, рестораны).

Если говорить об отрасли экономики культуры в целом, то она складывается на стыке хозяйственной (производство товаров и производство услуг), социальной, культурно-художественной сферы, а также сферы рекреации, спортивно-оздоровительной и досуговой деятельности. В нее также включены часть материально-городской и ландшафтно-природной среды, а также территории, имеющие рекреационный характер.

Культурно-досуговый сервис опосредован индустриальным производством, что позволяет говорить об индустрии организованного досу­га. Этот вывод относится к туризму, массовым развлечениям, услугам оздоровительной практики и др. Здесь производство досугового серви­са опирается на современную технику, эффективные технологии орга­низации труда промышленного типа, создающие возможности обслу­живать тысячи и миллионы потребителей за относительно короткий период времени (например, летний сезон).

 

Технизация досуга.Одна из тенденций, определяющих сущность современного досуга, все более тесное переплетение с автоматикой и техникой, что придает отдыху ярко выраженный технизированный характер. Организация досуга индустриального типа невозможна без опо­ры на технику и автоматы. Во многих случаях они становятся неизбеж­ными компонентами досуговой деятельности и сервиса в этой сфере, позволяя вносить элемент новизны в содержание самого отдыха, облег­чать труд обслуживающего персонала. Достаточно вспомнить примеры из индустрии питания, гостеприимства, из практики шоу-технологий, организации аттракционов и др.

Вместе с тем содержание современного досуга все в большей степе­ни определяется техническими элементами, сокращая долю самодея­тельного творчества и свободы, которую способен проявить отдыхаю­щий. Специально создаваемая для досуга техника используется в свободных занятиях, в неожиданных рекреационных ситуациях, нередко заменяя другого отдыхающего (партнера) и обслуживающий персонал. Первое место в досуговой технике по частоте и масштабам обращения занимают телетрансляция, Интернет, а также электронные игры. Рас­пространение этих форм досуга не всегда дает благоприятные результа­ты, которые первоначально планируются их создателями.

В последние годы граждане разных стран сталкиваются с из­держками многочасового пребывания перед монитором компьюте­ра. В отделения психиатрических лечебниц все чаще привозят де­тей и подростков, страдающих от сетевых игр или общения в Интер­нете. Постоянно сидя за компьютером, можно утратить способность переносить психические нагрузки обычной жизни. Отсюда раздра­жительность, утомляемость, агрессивность, бессонница. Болтая в чате, легко заработать проблемы с самоидентификацией. Известен пример, когда девушка, выступая в чате сразу в пяти ролях, потом долго лечилась от раздвоения личности.

Особо скажем об электронных играх и игрушках. Здесь важно учитывать социально-психологические эффекты, связанные с распространением электронных игр, которые далеко не всегда формируют у игра­ющих рекреационный эффект.

Японские создатели игрушки назвали «тамагочи» другом из кос­моса, чтобы привязать товар к массовому интересу современников к космическим пришельцам. Игрушка быстро стала пользоваться безум­ной популярностью во многих странах мира. В первый год фирмен­ных брелоков «тамагочи» было продано 30 млн, не считая многочислен­ных подделок. Ему отдавали свою привязанность и дети, и взрослые.

Однако вскоре с этим «другом из космоса» стали возникать зем­ные проблемы. Многие владельцы стали переживать за своих вир­туальных зверушек гораздо более эмоционально, чем за живых ко­шек и собак. Приняв компьютерного друга близко к сердцу, хозяева возводили все его электронные «проблемы» в ранг жизненных. Дети становились невротиками, поскольку хронически недосыпали, вска­кивая среди ночи, чтобы посмотреть, не нужно ли чего их питомцу. Не лучше вели себя и взрослые. И только после нескольких само­убийств в Германии из-за «смерти» «тамагочи» производители были вынуждены поменять программу «яйца»: в новых моделях было пре­дусмотрено повторное «рождение» виртуального персонажа. Но вывод психологов неумолим: видеоигра должна подражать реаль­ности, а не заменять и не подменять ее. Иначе последствия могут быть непредсказуемыми.

В США, Японии, странах Западной Европы появились тематичес­кие парки, а также центры с искусственными зонами досуга. Кроме при­вычных Диснейленда в США, Евродиснейленда во Франции с их мульт-зверушками и живыми актерами, исполняющими роли этих персонажей, появляются новые тематические парки, в которых царит электроника, ком­пьютерная графика и спецэффекты. Избыточный уровень технизации досуга порождает издержки, конфронтирующие с сущностью культурно-досуговой деятельности.

Например, на малом городском пространстве создаются искусственные досуговые площадки: зоны с искусственным климатом, игровые помещения с компьютерной графикой, заполненные автоматикой. Такие площадки и помещения позволяют человеку перенестись в любую из за­данных программой санаторно-климатических зон или «выполнять» виртуальный полет в космос, гонки с препятствием по любому ландшафту и т.п. В Токио в ближайшие годы планируется создать 50 электронно-тематических парков.

Организаторы такого рода специализированных парков досуга стремятся поразить воображение или шокировать посетителей. Но, желая во что бы то ни стало поразить играющего, организаторы та­кого досуга нередко обнаруживают отсутствие чувства меры и дур­ной вкус. Им важнее добиться того, чтобы человек утратил границу, отделяющую искусственное от подлинного, аутентичное впечатле­ние от иллюзорного, и это действительно может привлекать людей. Но при этом подрываются другие важнейшие культурно-рекреаци­онные цели досуга. Техника и правила игры нередко лишают чело­века возможности проявить себя, сделать свой выбор. Человек, во­шедший в контакт с электронно-игровой автоматикой, должен вес­ти себя строго по инструкции, лишь нажимая кнопки или управляя такой техникой в узком диапазоне действий. При этом автомат не рассчитан на активность восприятия, непрогнозируемое поведение человека, поэтому он нередко достаточно агрессивен по отноше­нию к играющему, обозначая в основном запреты и проигрышные ситуации.

Все это позволяет некоторым специалистам считать такого рода искусственные зоны отдыха «культурным Чернобылем», «коллек­тивной шизофренией».

Таким образом, излишняя технизация многих разновидностей досуговых занятий порождает неблагоприятные социально-психологические эффекты, культурные и духовные издержки, которые во многом стано­вятся для отдыхающего человека неожиданными и труднопреодолимы­ми. Неудивительно, что в обществе появляется критическое отношение к излишне технизированному досугу, а также увеличивается спрос на альтернативные виды занятий, связанных с живой природой (предста­вителями растительного и животного мира), а также с активными вида­ми досуга (подводное плавание, горный туризм и т.п.).

 


Просмотров 5903

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!