Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Стратифицированность досуговых занятий



Социальная стратифицированность досуговых занятий и предпочтений.Индивидуальное развитие человека трансформирует его социальные и культурные потребности, включая и те, которые связаны с проведением свободного времени. В каждом возрасте имеется некото­рый потенциал ведущих запросов, который должен быть реализован в это время, но не раньше и не позже, иначе сами запросы могут так и не проявиться. Эта закономерность особенно ярко проявляется в период детства, в молодом возрасте.

Именно в этом возрасте ближайшая социальная среда, а также общество в целом должны создать благоприятные условия для того, чтобы представители молодого поколения могли, во-первых, освоить культур­ное наследие, фольклор, народные игры, музыку, важнейшие нравствен­ные ценности; во-вторых, реализовать свой творческий потенциал, а так­же врожденные качества, которые определяют конструктивное разви­тие личности в течение последующей жизни. Поэтому в любом обществе вырабатывается огромный объем искусства, игр, забав и развлечений, которые специально рассчитаны на индивидуальное развитие представителей подрастающего поколения.

Особого внимания требует организация досуга детей юного возрас­та, когда на первый план выходит необходимость в повышенной физи­ческой активности, в познавательной деятельности, а также стремление проводить свободное время со сверстниками ради общения.

Пик потребностей общения со сверстниками наблюдается у молодежи 15-25 лет. «Для молодежи "посидеть компанией"— жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста "индустрии свободного времени" — туризма, спорта, библиотечного и клубного дела — при всем этом молодежь упрямо "сбивается" в компании сверстников. Зна­чит, общение в молодежной компании — это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически».



Свою специфику имеет досуг пожилых людей. Организаторы досу­га должны учитывать их предпочтения, особенности психологии и здоровье. В этом возрасте люди нередко связывают цели отдыха с рекреа­ционными нуждами, высоко ценят устоявшиеся социальные связи. Но привычки и целевые ориентации не должны стать непреодолимым пре­пятствием для организации новых видов досуга среди пожилых людей. В мировой практике немало досуговых инноваций появлялось в рамках этих возрастных групп.

Недооценка содержательного и активного досуга у тех, кому за 50-60, сегодня пересматривается. Представители «третьего возраста» (по определению социальных работников и демографов) далеко не всегда желают проводить свободное время, сидя у телевизора или отдыхая на дачном участке. Пассивный досуг особенно несвойствен людям, которые до этого активно занимались профессиональной деятельностью. После ухо­да на пенсию они не могут резко изменить жизнь и перейти к пассивно­му существованию, которое ограничивается стенами дома. Такие люди нуждаются в сильных эмоциях, новых впечатлениях, сохранении широ­кого круга знакомств.

В США женщины уходят на пенсию в 60, а мужчины — в 65 лет. Уровень их благосостояния и наличие свободного времени создают благоприятные условия для новой жизни, поэтому многие пенсионеры отдают предпочтение развлечениям и путешествиям как по стране, так и за рубежом.

Если говорить о представителях средних возрастных групп, то на них ориентирован организованный досуг в любой стране. При этом учи­тываются такие социальные параметры жизни людей, как место их про­живания, семейное положение, характер и уровень оплаты труда, а так­же индивидуальные предпочтения в досуговых занятиях. Особо следу­ет сказать о семейном отдыхе. Кратковременный или длительный отдых вместе с членами семьи всегда имел немало сторонников. В последние десятилетия организаторы развивают внедомашний семейный отдых. Появляются такие виды организации свободного времени, как семей­ный туризм, семейные пансионаты, семейные клубы и др.



Помимо возраста, семейного положения и социального статуса существуют другие критерии, которые позволяют сегментировать потребителей досугового сервиса, в наибольшей степени учитывая многообразные особенности досуговых предпочтений и запросов. Например, организует­ся корпоративный досуг представителей отрасли, конкретного вида биз­неса или создаются условия для отдыха участникам научного семинара, персонала фирмы и т.п.

В разных странах существуют также социальные группы, требую­щие от организаторов досуга особого внимания и фантазии: работники отдаленных поселений, вахтовики, военнослужащие, контингент мест заключения и др.

Культура и этика досуговой деятельности. Обладая ярко выраженным социальным измерением, досуговая активность реализуется как общественная необходимость. Поэтому в любой стране мира складываются представления о культуре досуга, отрабатываются социальные ме­ханизмы его регулирования.

Культура индивидуального и общественного досуга связана с системой эталонных норм досуговой деятельности, которые складываются у народа, граждан той или иной страны и которые сопоставимы с современными качествами досуга, этическими принципами рекреационной деятельности. Культура досуга всегда варьируется и зависит от социального слоя, организации (уровень сервиса, учет психологических осо­бенностей разных групп отдыхающих, соблюдение безопасности досу­га и др.), а также содержания досуга.

Для того, чтобы досуг интегрировал конкретное общество, в нем формируются необходимые условия и механизмы. В качестве подобных механизмов выступают социальные институты, традиции и обычаи, а также духовные ценности, регулирующие массовую психологию и общественное мнение в оценке досуга. Начиная с древнейших времен свободное время и досуг регулируются (помимо религии) традициями, институтом семьи, народной педагогикой, образовательной практикой, нацеленной на развитие подрастающих поколений. В наше время сказывается также воздействие бизнеса, СМИ, рекламы, моды. Вместе с тем в регулировании свободного времени и отдыха особо важную роль выполняют современное государство, создающее законодательно-пра­вовые механизмы.

В результате усилий государства, правовых органов, общественных, религиозных организаций, семейного воспитания, которые совпадают с направленностью этнонациональных традиций в этой сфере, в обществе складываются представления о желаемом характере досуга, о предпочтительных занятиях в свободное время, а также о моральных требованиях, которые предъявляются к многочисленным субъектам досуговой деятельности, включая и ее организаторов. Эти требования исходят из признания того, что досуг обладает не только индивидуальной, но и общественной значимостью и что никто из граждан не вправе нарушать соотношение этих сторон досуга. К основным субъектам проведения и организации досуга предъявляются одинаково серьезные требования мо­рального, психологического, технологического и правового характера. Все это в свою очередь формирует представление об этике досуговой деятельности.

Под этикой досугапонимаются моральные принципы и духовные ценности, определяющие его цели, функции и в целом поведение чело­века на отдыхе, а также его взаимодействия с окружающими людьми, щадящее отношение к природе. Этика досуга наиболее ярко проявляет­ся в общении людей на отдыхе, в нормах их досугового поведения. Вы­рабатываются также этические требования к поведению артистов и об­служивающего персонала по отношению к аудитории искусства и посе­тителям досуговых учреждений.

Виды досуговых занятий, противоречащих традициям, общественному мнению или конфликтующих с законом.Как уже отмеча­лось, в обществе всегда имеются отдельные представления об отдыхе и развлечениях, которые не совпадают с культурой и этикой досуга, противоречат традиции или даже закону. Например, в некоторых группах распространены досуговые занятия, которые разрушают физическое и духовное здоровье человека (пьянство, употребление наркотиков), циничное отношение к окружающим людям, неумеренное увлечение азартными играми и др.

Таким образом, между общественными принципами, культурно-этическими требованиями проведения досуга, с одной стороны, и конкретными досуговыми занятиями людей, с другой, далеко не всегда существу­ют гармонические связи. Профессиональным организаторам досуга сле­дует в первую очередь руководствоваться законодательно-правовыми регламентациями на этот счет. Вместе с тем нецелесообразно также пренебрегать национальными традициями, массовыми привычками людей в проведении свободного времени. Этими требованиями особенно важ­но руководствоваться в том случае, когда бизнес транслирует досуговое развлечение из одной страны в другую.

Представления о культуре и этике досуга в разных странах неодинаковы и даже противоречивы. Например, у некоторых народов мира в досуговом застолье принято употребление вина, алкогольных напит­ков. Однако существуют традиции и ограничения, которые не позволя­ют формироваться массовым алкогольным пристрастиям. У других же народов не сложились взвешенные рекреационные нормы, поэтому у определенной части людей возникает болезненная привычка к алкого­лю, особенно распространенная среди представителей некоторых соци­альных групп.

Примером неодинакового отношения к одному и тому же досуговому занятию может быть зрелищная форма с использованием животных. В од­них культурах существуют петушиные бои, в других — собачьи. В Испа­нии и Португалии издавна распространенным зрелищем была коррида — бой человека с разъяренным быком. Но у многих народов такие развлече­ния считаются безнравственными как по отношению к животным, так и по отношению к зрителям. Общественное мнение их осуждает, а закон неред­ко запрещает.

 


Просмотров 1006

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!