Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Свободное время и досуг в советский период



Сфера досуга и свободного времени стала радикально меняться в советский период, когда она превратилась в объект государственного регулирования и культур­ной политики, в то время как этнонациональные традиции, религиоз­ные механизмы развития досуга были отодвинуты на второй план.

Быт, досуг, а также оздоровительная и культурно-досуговая сфера экономики советского периода развивались при отсутствии полноцен­ного рынка. Государственно-партийные органы регулировали финанси­рование и организацию культурных учреждений, процессы в искусстве и досуговой практике населения, внедряли новые формы отдыха, отсле­живая их массовую эффективность.

Особенно тщательной проверке подвергалось содержание досуга, идеологических аспектов всех компонентов, задействованных в досуго­вой деятельности населения. В стране не было свободного доступа к информационным и художественным каналам СМИ зарубежных стран. Трудно было познакомиться и с отечественным аналитическим и художественным наследием дореволюционного периода. Информационно-художественная и культурная продукция, создаваемая за рубежом, до­ходила до советской аудитории лишь после тщательной цензуры. Осо­бенно непримирима была советская пропаганда по отношению к зарубежной массовой культуре, к информации о качестве и уровне жиз­ни граждан развитых стран, к современным формам общественной ин­формации и искусства.

Вместе с тем в советский период наше общество приблизилось к тем видам досуговой деятельности, которые характерны для индустри­ального общества, правда, не на рыночной, а на государственно-плано­вой основе. Наряду с платным потреблением услуг в СССР существова­ло «бесплатное потребление», в финансировании которого семейные бюджеты населения, как правило, не принимали прямого участия. Фи­нансирование осуществлялось за счет общественных фондов, которые создавались путем государственного перераспределения доходов и ма­териальных средств. Этот вид потребления включал в себя медицинс­кое обслуживание (лечение, питание в больницах, обслуживание населения в поликлиниках и др.), образование, потребление бесплатных ус­луг культурных учреждений и др. В городах в большинстве случаев для граждан оставалось бесплатным предоставление жилья. Наконец, су­ществовало льготное потребление — потребление, частично оплачива­емое населением (жилищно-коммунальные услуги, услуги школьных и детских оздоровительных учреждений, домов-отдыха, санаториев, ту­ристских организаций — региональных и городских, а также профсо­юзных и комсомольских специализированных фирм, например «Спут­ник»).



К 1960-1970-м годам благодаря социалистической модели жизнедеятельности создались предпосылки для формирования в стране средне­обеспеченных слоев. Их нельзя назвать средним классом, какой был в развитых странах Запада. Социальная структура советского общества заметно отличалась от структуры западноевропейского общества (хотя бы тем, что у нас не было богатых и сверхбогатых слоев). Среднеобеспеченные слои можно было сблизить со средним классом лишь по неко­торым, хотя и важным, признакам, прежде всего таким, как повышение жизненного уровня и выравнивание стандарта потребления.

В 1970-х годах XX в. статистические данные свидетельствовали о повышении уровня жизни больших групп советского населения. Происходи­ло более равномерное, нежели в 1950-1960-х годах, распределение важ­нейших материальных благ: заработной платы, доходов из других источ­ников, обеспеченности жильем, а также множеством потребительских услуг, включая культурно-досуговые (образование, повышение профессиональ­ной квалификации, доступ к массовой информации, к рекреационным, спортивно-оздоровительным развлекательным и туристским услугам).



В стране действовала достаточно эффективная для своего времени система общего образования и медицинского обслуживания. Для слабо защищенных слоев, а также для жителей отдаленных территорий и сель­ских уголков страны существовала система социального обеспечения, был доступен средний объем рекреационных услуг, информационных ресурсов и культурно-художественных ценностей (отвечавших средним мировым нормам культурного и оздоровительного развития).

На территории страны сложилась единая информационная социо­культурная и рекреационная инфраструктура. В крупных, средних, ма­лых городах действовала сеть культурного обслуживания с театрами, кинотеатрами, концертными залами, музеями, клубами. Хуже дело обстояло с культурным обслуживанием жителей села. Лишь в крупные села выезжали профессиональные или самодеятельные художественно-творческие коллективы.

У разных групп населения, представителей этнических и региональных сообществ существовали общие признаки образа жизни: оптималь­ное соотношение между объемом труда и отдыха, сходные виды культурно-досуговых занятий, общие мировоззренческие регуляторы деятельности. Членам среднестатистической семьи был доступен ряд жизненно важных культурных благ: обучение детей (от школы до вуза), медицинское обслуживание, организованный отдых (в том числе туристический, санаторный), освоение культурных ценностей. Семья имела двух- или трехкомнатную квартиру со стандартным набором мебели и электробытовых приборов. Советский период примечателен тем, что была достигнута, по-видимому, наиболее возможная в условиях полно­го государственного регулирования потребительская, образовательная, информационно-культурная общность граждан страны.

Вместе с тем жизненный стандарт и качество обслуживания широ­ких слоев советского общества в повседневной практике и на отдыхе едва ли можно считать удовлетворительным: услуги не отличались раз­нообразием, а качество досугового сервиса имело тенденцию к сниже­нию. Так, запросы среднеобеспеченной семьи путешествовать и раз­влекаться росли быстрее, чем возможности удовлетворить их в рамках господствовавшей системы обслуживания. В 1980-е годы в стране ощу­щалась нарастающая общественная потребность в современных досуговых занятиях, но их развитие сознательно сдерживалось. Особенно остро стоял вопрос о доступности аудиовизуальных форм досуга, мно­гих видов туризма, включая зарубежный, игровой деятельности, в том числе азартных и компьютерных игр, ночных клубов, баров и т.п.

Из-за сложившейся в СССР информационной и художественной обстановки государственная политика тотального идеологического контроля стала заложницей приближающейся информационной революции. В условиях дефицита сведений о мировой практике в области быта, до­суга, оздоровления советским людям, особенно молодежи, казалось, что именно за рубежом достигнут высокий уровень жизни и отдыха для всего населения и что в этих областях в развитых странах не существует ни­каких проблем. Конечно, это было не так, но в 1970-1980-е годы совет­ской пропаганде уже перестали верить.

Широкий доступ людей к отечественным и зарубежным материа­лам СМИ во время перестройки окончательно обесценил идеологию советского марксизма. Все это свидетельствовало, что к середине 1980-х годов в стране назрела необходимость перемен в основных областях жизнедеятельности, прежде всего в сфере экономики и труда, в информационно-культурной сфере, в сфере быта и отдыха.

 

 

Содержание, цели, мотивы и функции культурно-досуговой деятельности

 

Представление о содержании культурно-досуговой деятельнос­ти.Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер:

«усилие—расслабление», «работа—отдых», «утомляющий вид активности — восстанавливающий вид активности» и т.п. Как было показано ранее, представление об отдыхе приобретает широкий характер, как лю­бое воспроизводство готовности человека к новым усилиям, как широко трактуемая рекреационная активность. Отсюда формируется представле­ние об отдыхе как о деятельности, имеющей многофункциональное на­значение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.

Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе. Известно, что потребности человека условно можно разделить на три типа:

♦ первичные, или врожденные, — физиологические потребности в
отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические — в чистом воздухе, геоландшафтных и климатических условиях жизни; материальные —
в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;

♦ социальные — потребности в общении, социальном обслуживании, транспортном передвижении и др.;

♦ культурные — потребности в образовании, духовном развитии,
освоении художественных ценностей и др.

Если с первичными потребностями человек рождается и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем обра­зования, общим развитием личности. В отличие от первичных запро­сов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластич­ный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций — новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.

В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. Например, в туристическом путешествии человек одновременно испыты­вает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), обще­нии (социальная), художественном развитии (культурная) и др.

Вместе с тем многие досуговые занятия направлены на реализацию какой-либо одной или двух доминирующих потребностей. Для более детального анализа того, как потребности связаны с характером досуга, следует рассмотреть содержание досуговой деятельности, которое выступает крайне важным свойством досуга.

Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:

♦ непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые
испытывает человек, включенный в конкретный вид досугового занятия и
тем самым удовлетворяющий свои потребности;

♦ осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;

♦ его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха,
а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.

Естественно, что в период досуга человек стремится испытать по­ложительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, по­лучить качественный сервис — словом, добиться тех состояний, кото­рые связаны с рекреационным эффектом.

Для огромного числа людей источником положительных состояний становятся позитивные сенсорные впечатления и эмоции. У подавля­ющего числа людей такие впечатления и эмоции складываются в ре­зультате движения и физических нагрузок на свежем воздухе, восприя­тия приятной для глаз природно-ландшафтной среды, глубокого ночно­го сна. Особая разновидность досуга, вызывающая положительные сенсорные состояния, связана с поглощением разнообразной, красиво поданной и вкусной пищи, пребыванием в эстетически привлекатель­ном пространстве, комфортном помещении. Перечень положительных сенсорных впечатлений отображает предпосылки для рекреационного эффекта, которые люди обычно стремятся обрести в течение как крат­ковременного, так и долгосрочного досуга.

Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, свя­зан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. В качестве примера сошлемся на до­суг верующих людей, членов политических организаций или обществен­ных движений. Верующие люди нередко используют отпускное время на паломнические поездки, на участие в жизни церковного прихода, об­щины. Люди, увлеченные общественной деятельностью, способны по­свящать свободное время политическим мероприятиям. Например, на рубеже XX-XXI вв. антиглобалисты не раз собирали десятки тысяч своих сторонников в разных странах в том или ином городе планеты на определенный срок (от 3 до 10 дней) для того, чтобы на конференциях, фо­румах, демонстрациях протеста заявить о своих целях, обсудить акту­альные задачи движения.

Таким образом, это направление досуга, связанное с реализацией личных убеждений, можно обозначить, как обращение человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреаци­ей в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохранять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъе­ма, самореализации. Они весьма многообразны и вариативны. Такие за­нятия различаются по характеру, содержанию, формам проведения: коллекционирование спичечных коробков или изобретательство, вышивание или рыбалка, сочинение стихов или игра в домино с соседями. Диапа­зон содержательных направлений, индивидуальных предпочтений в та­ких занятиях исключительно велик, В наше время он еще более расши­ряется за счет появления новых увлечений, связанных с техническими возможностями, современными реалиями жизни.

В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения хобби наделено исключительно высоким рекреационным эффектом, хотя со стороны порой может показаться, что человек занят пустяками. Однако организаторы досуга давно поняли, что такие увлечения открывают для бизнеса поистине безграничные возможности. Изучив наиболее массо­вые виды самодеятельно-досуговых занятий, они предлагают на рынке услуги и товары, которые работают на потребительский спрос.

Укажем еще одну разновидность содержательного досуга, связан­ного с обращением и осмыслением профессионального искусства и на­родной культуры (своей или чужой). Это одна из наиболее устойчивых и масштабных разновидностей досуговой деятельности, способная вы­полнять множество рекреационных функций, притягивать к себе масш­табные аудитории в разные исторические периоды у разных народов.

Остановимся на восприятии произведений искусства. Люди обращаются к искусству по-разному — с неодинаковыми целями, затрачи­вая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлека­ют его в наибольшей степени. Одни группы аудитории искусства относят­ся к сторонникам получения художественных впечатлений от живого творческого процесса или от оригинальных произведений искусства в театре, филармонии, музее, выставочном зале и др. В этом ряду выделяются поклонники известных артистов, певцов, музыкантов-исполнителей.

Другие любители искусства реже взаимодействуют с авторами и исполнителями разных произведений, так как ограничиваются обращени­ем к продукции культурной индустрии — музыкальным записям, кинофильмам, телепрограммам и др. Они читают книги дома или в библио­теке, смотрят телевизор, слушают музыкальные записи и др.

В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в различных ситуациях практически в любое время суток.

Например, музыкальные записи можно слушать даже в городском транспорте. Однако в этом случае заметно снижен художественно-психологический эффект восприятия. Многие любители не считают данный факт препятствием для удовлетворения своих эстетических потребностей, хотя объективно его следует признать таковым, так как он сопровождается немалым числом социально-психологических, художественных и педагогических издержек в сравнении с восприятием «живого» искусства или художественных подлинников. Но наряду с издержками данный способ обращения к искусству позволяет любителям формировать личные коллекции — художественной и искусствоведчес­кой литературы, копий картин и изопродукции, фильмотек, музыкаль­ных звукозаписей и т.п.

К информационному типу содержательного досуга, который развивается на основе технических средств, следует отнести обращение лю­дей к общественно-политической и научной информации — просмотру телепередач, прослушиванию радио, работе в Интернете. В наше время подобная информация также сравнительно доступна. Различные информационные средства весьма многообразны и конкурируют друг с дру­гом. Совокупная дневная аудитория СМИ в разных странах исчисляется миллиардами слушателей и зрителей.

Особо следует сказать о таком варианте увлечения искусством, который связан с любительскими художественными занятиями: музицированием, участием в спектаклях, изготовлением художественных изде­лий, рисованием т.п. Такой способ освоения искусства на досуге связан с глубоким и эффективным погружением человека в мир прекрасного, признанием высокой миссии искусства в общественном развитии.

Назовем еще один вариант увлечения искусством на досуге — знакомство с историческими памятниками и художественными шедевра­ми культуры других народов. Человек тратит свободное время на дальние поездки, посещает другие страны для осмотра интересующих его музеев, бывает на популярных кинофорумах или театральных фестивалях.

Значимое для человека и общества содержание досуга формируется на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов — общение с интересным собеседником, взаимодействия с родственниками, друзьями, проведение досуга с любимым человеком. В ходе таких контактов каждый может пережить эмоциональный подъем, расширить кругозор, углубить свои знания, получить заряд бодрости.

Особая развивающая роль принадлежит досугу, проводимому с любимым человеком. Состояние влюбленности, накал эмоций и чувств, которые юноша и девушка испытывают в эти моменты, а также их бесе­ды, душевное и духовное взаимодействие — все это придает общению неповторимый, запоминающийся характер. Мировое изобразительное искусство, а также поэтические, художественно-прозаические и даже религиозные тексты, начиная с библейской «Песни песней» и кончая современной любовно-поэтической лирикой, полны отображением тех переживаний и мыслей, которые испытывает каждый человек, когда остается наедине с объектом своих чувств.

Специфическое и яркое содержание досуговой деятельности формируется благодаря непосредственному участию в игре, соревновании или в процессе наблюдения за их ходом.

Любая игра в яркой, отчетливой форме демонстрирует свой сво­бодный, непрогнозируемый, спонтанный характер. Игра по приказу или имитация игры для знатоков уже не является игрой. Все люби­тели игры играют потому, что испытывают удовольствие от этого занятия. Участники любой игры и даже наблюдатели переживают повышенную степень азарта.

Азарт связан с накалом страстей, сильным человеческим воз­буждением, которое способно стремительно менять направлен­ность — от бурного ликования к досаде, гневу, унынию — в зависи­мости от индивидуальных пристрастий и хода игры. Нередко подоб­ная степень вовлеченности в игру сопровождается столь сильным возбуждением человека, что он частично утрачивает контроль над ситуацией и своим поведением. Именно эта вершина азарта более всего ценится любителями шахмат, спортивных состязаний, карточной игры, скачек.

Крайние проявления азарта могут увлечь человека настолько, что он, втягиваясь в подобные переживания, становится игроманом. Не случайно в специальную категорию игр выделяют те, которые порождают у человека постоянное желание вновь и вновь испытать чувство азарта, подстегиваемое возможностью большого выигры­ша или утраты своих денег. Если речь идет об азартных играх с немалыми ставками, то такой человек может тратить на увлечение значительную часть своих доходов, забывая о выполнении трудо­вых и семейных обязанностей, что ведет к конфликту между ним и социальным окружением. Такой человек нуждается в помощи пси­хотерапевтов.

Существу­ют и другие содержательные стороны, имеющие второстепенный ха­рактер. Многие специализированные виды и формы досуга включают в себя множество других возможностей. Другими словами, в том или ином виде досуга пересекается множество разных содержательных аспектов.

Рассмотрим в качестве примера деятельность фитнес-клубов, выполняющих рекреационную роль (нормализация психологического состояния, спортивно-физическое развитие человека и др.). Посетителям фитнес-клуба предлагают определенный набор услуг спортивно-оздровительного медицинского и санитарно-гигиенического характера (заня­тия на тренажерах, массаж, водные процедуры в бассейне, руководство тренеров, медицинский контроль за состоянием организма, снабжение средствами для банных процедур после занятий и др.). Во многих слу­чаях эти услуги могут дополняться помощью в психологической реаби­литации, услугами общественного питания (предлагаются напитки, лег­кие закуски, десерт и т.п.). В выходные дни может быть организован выезд на природу для занятий спортом на свежем воздухе. Все это способствует созданию в клубе атмосферы доброжелательности, активно­го дружеского общения, что мотивирует многих людей добиваться ста­туса постоянного члена клуба.

Вместе с тем немало досуговых занятий изначально имеют многоцелевой характер, что позволяет интегрировать в них одновременно раз­ные содержательные компоненты. Например, насыщены многообразным содержанием такие досуговые формы, как клубный отдых, многие фор­мы туризма, праздничные гулянья, зрелищно-массовые мероприятия. Наиболее многообразны по содержанию массовые празднества, спортив­ные соревнования, туристские путешествия и т.п. Таким образом, в сво­бодное время человек стремится реализовать множество неутилитар­ных потребностей, испытать специфические состояния, мало связанные с повседневностью, пережить благотворный эффект оздоровительных эмоций, возвышенных состояний, утонченных чувств.

 


Просмотров 3542

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!