Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Развивающие досуговые формы в России в XIX-XX вв



В развивающих формах досуга, прежде всего следует учитывать уровень гра­мотности населения. Распространение грамотности в нашем обществе в разные периоды было неодинаковым. В XIV в. многие горожане были грамотны, о чем свидетельствуют новгородские берестяные грамоты. Затем в течение долгого периода уровень грамотности снижался, осо­бенно среди крестьян, городской бедноты. Жители национальных окра­ин также чаще всего были неграмотными.

Развивающие досуговые формы формировались преимущественно в процессе досуга представителей российской интеллигенции, которая в первой трети XIX — начале XX в. динамизировала интеллектуальный и художественный потенциал всего российского общества. Запросы демократических, культурно развитых кругов русского общества порождали новые формы общественных занятий и предпринимательских на­чинаний. Только в России получили распространение, например, такие издания, как «Литературная газета» (основана А. С. Пушкиным), а так­же множество общественно-художественных («толстых») журналов, помещающих на своих страницах литературно-поэтические произведения, критические статьи и публицистику.

Посещение общественных музеев, библиотек, театров, чтение художественной литературы — наиболее распространенные виды досуговых занятий, представителей интеллигенции и членов их семей. На ру­беже XIX и XX вв. представители высокооплачиваемой части интеллигенции стали выезжать в западноевропейские страны на отдых или для посещения музеев.

Постепенно ситуация менялась и в других слоях. Поскольку обще­ство становилось на путь индустриального развития, то требовалось уве­личение грамотных работников. Начиная с середины XIX в. в России па­раллельно с государственными учебными заведениями создавались част­ные, корпоративные, земские и муниципальные. Общественная инициатива на уровне муниципальных образований стимулировала начальную и среднепрофессиональную подготовку детей и юношей низших сословий, обучение немассовым профессиям, образование девочек. Важную роль в организации частного и общественного образования играли местные круги профессионалов, заинтересованные многодетные семьи, а также энтузиасты, бравшие на себя роль организаторов и попечителей. В круп­ных городах появились учебные центры и высшие учебные заведения, которые на определенных условиях (сравнительно доступная плата, бла­готворительные стипендии и др.) принимали всех желающих получить образование. Таким был Институт Шанявского в Санкт-Петербурге.



 

Массовые праздничные гулянья, ярмарки и рождение современных массово-демократических форм проведения досуга.Развитие общественного досуга, связанного с массовыми праздничными гулянь­ями и ярмарками, берет начало в далеком прошлом. Но на рубеже XIX-XX вв. массовые формы досуга интегрируют в себе много новых форм. В это время общенародные гулянья, ярмарки, праздники, которых в иное время насчитывалось более 30 в год, приобретали в России красочный, живой характер, сохраняя связь с народными зрелищами и развлечени­ями. Обычными видами развлечений для широких слоев населения были карусели, зверинцы, балаганы, цирки, народный театр. Публика смот­рела выступления артистов в небольших помещениях временного типа. Уже на улице всех желающих приглашали посетить представление спе­циальные мастера устной рекламы — зазывалы, речь которых была на­сыщена фольклорными образами и оценками. Зимой организовывались катания с ледяных гор.

Во время гуляний или ярмарок жители лакомились сладостями, по­купали лубочные картинки, дешевую художественную литературу, а так­же игрушки, свистульки. Картина Б. Кустодиева «Масленица» ярко пе­редает колорит таких гуляний и ярмарок. В XIX в. в крупных городах появляется немало организаторов массового досуга, которые пытаются вести дело так, чтобы привлечь как можно больше публики.



Немало интересного об организаторах «культурно-досуговой сферы» можно почерпнуть из воспоминаний русского писателя Ива­на Шмелева (1873-1950) о своих детских годах. Живя после рево­люции во Франции, он вспоминает свое детство, которое прошло в Москве в 70-е годы XIX в. в патриархальной староверческой семье. Его дед занимался строительством, а отец вынужден был подря­жаться на разные заказы, в том числе на заказ от городской власти на организацию отдыха москвичей.

Писатель вспоминает о «рядовых исполнителях» подрядного дела: «...В нашем доме появлялись люди всякого калибра и всякого общественного положения. Во дворе стояла постоянная толчея. Много было ремесленников — бараночников, сапожников, скорня­ков, портных. Работали плотники, каменщики, маляры, сооружали и раскрашивали щиты для иллюминации. В амбарах было напихано много чудесных декораций с балаганов. Художники с Хитрова рын­ка храбро мазали огромные полотнища, создавали чудесный мир чудовищ и пестрых боев. Здесь были моря с плавающими китами и крокодилами, и корабли, и диковинные цветы, и люди с зверскими лицами, крылатые змеи, арабы, скелеты — все, что могла дать го­лова людей в опорках, с сизыми носами, все эти «мастаки и Архи­меды», как называл их отец».

Накануне революции 1917 г. массовые развлечения в городах Рос­сии носили во многом уже современный характер как по содержанию, так и формам организации. Ряд особенностей художественно-эстетичес­ких процессов и массового спроса на зрелища свидетельствовал о том, что страна переживала этап становления индустриальной культуры.

В этот период широкая публика в столичных городах России с удовольствием ходила в театры, но массовая аудитория серьезным пьесам предпочитала оперетту, На эстраде царил романс — клас­сический, цыганский, городской. За откидное место на концерте певицы Анастасии Вяльцевой платили по 25 рублей (в то время это были немалые деньги). Начинал входить в моду кинематограф. В 1914-1916 гг. популярны были киноактеры Вера Холодная, Иван Мозжухин, Осип Рунич.

Накануне войны 1914 г. вошли в моду спортсмены (особенно цирковые борцы — Поддубный, Заикин, Крылов), а также автогон­щики и авиаторы. В апреле 1912 г., чтобы посмотреть на «мертвую петлю» в исполнении А. Габера-Волынского, на московском аэро­дроме собралось около 200 тыс. зрителей.

Демократические формы общественного питания долгий пери­од развивались на городских улицах через торговлю в разнос, а так­же в форме дешевых питейных заведений, харчевен, трактиров. Посещение ресторанов как своеобразной формы проведения сво­бодного времени стало возможным лишь в XIX в. и было поначалу доступно представителям высших и богатых сословий.

Эти виды досуговой деятельности с современными элементами организации развивались в дореволюционной России в столицах и крупных городах — административных или культурных центрах. Русская провинция, тем более национальные окраины (кроме городских центров Польши, отчасти Северного Кавказа), оставались во власти традицион­ных культур народов России.

 


Просмотров 2321

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!