Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Досуг представителей дворянского сословия



В Киевской и Московской Руси досуг аристократии и состоятельных городских слоев мало чем отличался от проведения свободного времени простым народом. Но социальные различия все же были, постепенно углубляясь и умножа­ясь. Их дифференциация стала нарастать во времена Петра I, который вводил новые развлечения в дворянскую, чиновничью и военную среду.

Досуг дворянского сословия послепетровского времени повлиял на развитие всей отечественной культурно-досуговой деятельности. Новоевропейская ментальность, формы активности и бытовые нормы дворянства, с одной стороны, безусловно, расширяли и обогащали горизонты отечественной культуры, задавая эффективные образцы социального поведения и отдыха. Но, с другой стороны, дворяне во многом игнорировали отечественные традиции (например, отказывались от рус­ской речи в своей среде); между народом и высшими слоями постепен­но углублялись культурные различия, что привело к XX в. к вырожде­нию дворянства, к снижению его роли в культурном развитии страны.

Дворянская среда легко осваивала моду на все заграничное. Для знати по особым проектам стали строиться каменные особняки и сельские усадьбы. Комнаты состоятельных людей «наряжались» по-европейски: вместо лавок — стулья и кресла, на стенах большие зеркала и портреты владельцев. Дня обслуживания знати в стране появляются зарубежные специалисты по личным услугам: доктора с университетским образованием, парикмахеры, модистки, шляпницы и т.п. Самые дорогие образцы одеж­ды, обуви, парфюмерии выписывали из-за границы. Семейный досуг про­водили лишь в узкосословном кругу. Вместе с тем появляются дворянские клубы, рождаются любительские творческие занятия (живописью, орга­низацией театра, исполнением светской музыки и др.), коллекционирова­ние, благотворительная деятельность. Состоятельные дворяне получа­ют возможность проводить немало времени в заграничных путешестви­ях, лечиться на зарубежных курортах. Дворянская молодежь выезжает для получения образования в университетах Западной Европы.

Свободное время и досуг у среднеобеспеченных и бедных слоев населения.Широкие слои населения Российской империи свободное время посвящали традиционным занятиям, нацеленным не на отдых, а на воспроизводство быта, поддержание здоровья и гигиены, на воспи­тание детей.



Жизненные потребности русских крестьян, городского мещанства со средним и низким достатком, бедных ремесленников и торговцев удовлетворялись во многом самообслуживанием на основе традиций и народных занятий. Если человеку нездоровилось, он обращался к знахарю. Гигиена поддерживалась систематическим посещением бани, лич­ной или общественной. Однако общественная баня в нашем обществе не стала местом социального общения, как, например, в Древнем Риме или на Ближнем Востоке. Посещение бани рассматривалось как гигие­ническая и оздоровительная мера.

Крестьяне, бедные горожане во многих случаях сами шили для себя одежду или прибегали к услугам знакомых швей. Самостоятельно стро­или жилье, изготовляли хозяйственный инвентарь, делали нехитрые ук­рашения. К XIX в. на основе этих хозяйственных занятий в некоторых районах страны появились народные ремесла и промыслы.

Под народными промыслами понимаются те направления хозяйственно-вспомогательной деятельности народов дореволюционной России, связанные с ремеслами и бытовым самообслуживанием крестьян жителей разных национальных территорий, крупных, малых и средних городов. Для беднейших слоев промыслы стали делом, к которому обращались в свободное от основного занятия и которое рассматривалось в качестве ис­точника дополнительного заработка. Известны разные формы и обозна­чения народных промыслов — крестьянские, отхожие, кустарные, ху­дожественные.



Наиболее распространенными видами русских народных промыс­лов стали плотницкая резьба по дереву, ручное узорное вязание, вы­шивки, набойка на ткани, роспись посуды, создание детских игрушек. Отдельные промысловые занятия (ремесленного или рукодельного ха­рактера) впоследствии выполнялись представителями других социаль­но-профессиональных групп, которые делали их основным источником существования, развивали, ориентируясь на удовлетворение высокого вкуса знатоков и ценителей. В городах развивались виды промыслов, которые находили спрос у привилегированных заказчиков: холмогорс­кая резьба по кости, великоустюжское чернение серебра и др. В поме­щичьих мастерских создавались особо изысканные виды вышивки (мстерская белая гладь, нижегородские гипюры). В мужских монасты­рях традиционно культивировались ремесла: кузнечное дело, столяр­ное, плотницкое; иконопись и ювелирное дело. В женских монастырях занимались художественной вышивкой, плетеньем или вязаньем круже­ва, шитьем.

На основе народных промыслов и ремесел нередко создавались про­изведения искусства, которые высоко ценились знатоками. Уже в XX в. народные ремесла и промыслы стали развиваться с учетом рыночного спроса. Их товарная продукция в конце концов превратилась в важный компонент досуговой деятельности разных групп населения. Изделия промыслов можно было встретить в играх детей, как украшение в част­ных домах, в личных коллекциях и музейных фондах. В советский пе­риод многие промысловые занятия становятся неотъемлемой частью су­венирной промышленности, изделия которой востребованы на внутрен­нем и зарубежном рынках.

 


Просмотров 1970

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!