Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






История развития культурно-досуговой активности в России



Досуг и развлечения русских людей в древности и в средневековый период.В дохристианский период у восточных славян существова­ли традиционные формы отдыха и богатый мифологический пласт куль­туры, свойственные многим языческим народам. В деревнях проходили игрища молодежи, девичьи хороводы на праздниках. Зимними вечерами женщины собирались за прядением или рукоделием. В Киевской Руси при княжеском дворе устраивались пиршества за общим столом.

После принятия христианства славянами и жившими рядом с ними угро-финскими народами стали распространяться христианские праздни­ки, а также регламентироваться свободное время в соответствии с религи­озными догматами. В Киевской и Московской Руси развивалось также та­кое явление, как русская святость, вырастающая из жизни отшельников, монахов, благочестивых людей, оказавшее заметное влияние как на по­вседневную жизнь населения России, так и на досуг простых людей.

Именно благодаря религиозному мировоззрению в обществе закреплялось отношение к труду не как к источнику богатства, а как к душе­спасительному занятию. Церковь формировала подозрительное отноше­ние не только к безделью, но и к развлечениям, утехам, пиршествам. От верующих и особенно от клира требовалось не увлекаться внешним, а сосредоточиваться на совершенствовании внутреннего мира. Так же как и в средневековом западно-европейской обществе, человек должен был каждодневно присутствовать на церковных службах, соблюдать обря­ды. В свободное время рекомендовались душеспасительные занятия — освоение духовных знаний, чтение Библии и Нового Завета, размышле­ния, молитвы. Весьма почитались те, кто предпринимал многодневные паломничества в отечественные монастыри, пустыни, а также на Святую землю. Поэтому общественные формы досуга долгий период развивались на церковно-религиозной основе.

Но в народной культуре продолжали воспроизводиться фольклор­ные формы, которые широко использовались всеми слоями населения в Свободное время буден и праздников. Кроме того, существовали старые рекреационные обычаи и формы отдыха. Так, представители народных слоев русского общества предпочитали коллективные игры на откры­том воздухе, а также борьбу, кулачные бои, которые в городах проходи­ли на улице, в деревнях — на открытом воздухе. Более состоятельные граждане Московии могли организовать медвежью «потеху» — травлю медведей и волков собаками. Для царя устраивали медвежью «потеху» в Кремле или в его подмосковных усадьбах. Представители всех сосло­вий любили соколиную охоту, охоту с борзыми, хотя и та и другая были доступны далеко не всем. Позже охота с кречетами и борзыми превра­тилась в забаву господствующих слоев.



По улицам городов и деревенских поселений, по ярмаркам ходили группы скоморохов, которые были одновременно актерами, музыканта­ми, циркачами, танцорами. В конце XVII в. протест церкви против ско­морошества прерывает эту традицию развлечения.' Хотя в измененных формах остатки скоморошества еще долго продолжали существовать в русской провинции.

Во времена скоморохов на городских улицах, в отдаленных селах, а также во многих семьях можно было встретить сказителя, гусельника, которые были хранителями народного поэтического и музыкального творчества и, по существу, выполняли развивающие, интеграционные, развлекательные функции. В домашнем обиходе русские увлекались игрой в зернь (фишки, покрашенные в белый и черный цвета), шашки, карты. Среди представителей высших слоев была распространена игра в шахматы. Деревенские девушки и женщины водили хороводы, соби­рались зимними вечерами в одном из домов, занимаясь рукоделием, беседой. Девушки нередко проводили такие посиделки совместно с парня­ми. Для женщин из простых семей во дворах устраивались качели.



Все эти особенности свободного времяпрепровождения жителей села и горожан в XVI-XVII вв. свидетельствуют, что развлечения не выходи­ли за рамки собственной культуры и развивались на базе традиций, на самодеятельной основе. Они не проводились в специально оборудован­ных общественных помещениях; не было также организаторов, кото­рые целенаправленно занимались бы массовым отдыхом горожан. И только в XVIII-XIX вв. в городах страны предприимчивые люди на­чинают организовывать развлечения простых людей.

В селах же и провинции вплоть до XX в. эту роль во многом выпол­няли торговые агенты-одиночки или представители торгово-ремесленных артелей — офени, коробейники. Они несли в глубинку не только городские товары повседневного спроса (мелкие предметы для домаш­него хозяйства, дешевые женские украшения и др.), но и книги, способ­ные привлечь внимание крестьян и их детей, а также «образы на лис­тах», т.е. лубки, гравюры, народные картинки с краткими и выразитель­ными стихами-пояснениями, выражающими суть изображенного сюжета нередко поучительного характера.

В послереформенное время, когда из русской деревни молодежь стала уходить в город, традиционные формы деревенского досуга переживали кризис, хотя и смягченный деятельностью офеней с их культурным това­ром. Офени доносили до жителей глубинки влияние фабричной, «трак­тирной культуры» с ее новшествами и уродствами, с ее грамотностью и тягой к развлечению, юмору.

Безграмотный крестьянин, затерянный в дебрях сибирской тай­ги или муромских лесов, узнавал о многих событиях только тогда, когда ему говорила об этом картинка. Пришел в деревню коробей­ник и рассказал, что война на Кавказе окончилась. В подтвержде­ние своих слов показал картинку «Сдача Шамиля с Мюредами». Пришел еще коробейник и сообщил, что в России провели «чугун­ку» или железную дорогу, которая «сама собою, без лошадей хо­дит». И опять в подтверждение своих слов показал картинку с изоб­ражением поезда, да еще «стихами ударил».

 


Просмотров 826

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!