Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Культурно-досуговая деятельность Западной Европы в постиндустриальном обществе



На рубеже 1960-1970-х годов в развитых странах стали проявляться признаки нового — постиндустриального — общества. Его динамика оп­ределялась уже не индустриально-массовым производством, а наукоемки­ми, информационно-компьютерными технологиями, возросшей ролью ус­луг в социальном и культурно-досуговом сегментах сервиса. Подобные процессы обозначаются в науке как информационная революция.

Информационная революция связана с появлением в жизни людей автоматизированных систем связи, компьютерной техники и техноло­гий. Значение информации в жизни общества и индивида резко возрас­тает, что ведет к признанию «информационной среды обитания», «элек­тронно-цифрового общества». В этой ситуации знания и информация становятся важными ресурсами, усиливая процесс информатизации. Ин­форматизация начинает интегрировать социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы общественного развития. Тем самым создаются перспективы формирования новых куль­турных и социально-гуманитарных потребностей информационного ха­рактера. Отныне все, что связано с появлением и распространением но­вой информации, образует в экономике и жизни граждан развитых стран масштабный сегмент сервисно-информационного производства и потребления, который стремительно расширяет свои объемы и в обществе завтрашнего дня будет значительно превышать производство товаров. Доминирующее значение в процессах такого рода будет занимать производство знаний, образов, духовных ценностей, информации в целом. Еще один фактор, характеризующий постиндустриальное, или информационное, общество, связан с увеличением глобальных связей разного рода и направленности. В этих процессах особую значимость приобретают информационно-культурные связи и отношения, а также массовая культура и СМИ.

Указанные трансформации в производстве и коммуникациях накладывают особый отпечаток на проведение свободного времени, на отдых населения развитых и развивающихся стран. В мире формируется гло­бальная инфраструктура индустрии досуга и культурно-досуговой деятельности отличительными параметрами. Прежде всего, речь идет о развитии глобальных сетей связи (теле-, радио- и телевизионных коммуникаций, компьютерной связи и др.), которые получают возможность транслировать культурную продукцию в разные регионы мира, доносят ее до многомиллиардной аудитории разных стран. Важно также выде­лить повсеместное распространение радиомузыки и в целом продуктов музыкальной индустрии. Радиоаудитория ныне считается самой масш­табной по охвату числа потребителей, а ее продукты — наиболее при­способленными к глобальным условиям общественной жизни. Поэто­му же пути глобализации идут киноиндустрия, телевизионное вещание и производство телепродукции, рекламы, компьютерных игр и т.п. Осо­бое место в глобальных взаимодействиях последней трети XX в. начи­нают занимать компьютерные сети, позволяющие осуществлять комму­никацию миллионам людей в режиме реального времени. Наконец, важ­ным параметром глобальной инфраструктуры досуга выступает индустрия туризма. Указанные сервисные продукты и определяемые ими формы досуговых занятий, проникая на разные континенты, составля­ют ныне содержание немалой части свободного времени миллиардов людей, которые являются гражданами разных государств.



Постиндустриальное общество не только несет немало неожиданных перемен в структуре свободного времени, но и меняет соотношение меж­ду рабочим и свободным временем в сторону увеличения объема после­днего. В основе этого явления лежит ряд причин. Во-первых, индустриаль­ное и постиндустриальное общество постепенно отчуждают человека от труда. Это означает, что любой работник, где бы он ни трудился, осознает свою беспомощность перед лицом огромного социально-экономического механизма, где он не в состоянии что-либо изменить. Кроме того, он слиш­ком устает на своем рабочем месте и не помышляет ни о каких изменени­ях. Все это ведет к тому, что среднестатистический работник трудится впол­силы, вожделенно мечтая об отдыхе в период отпуска и выходных.



Во-вторых, постиндустриальное развитие ведет к тому, что техника и технологии различного рода в производстве разных товаров и услуг позволяют обходиться все уменьшающимся числом работников. Американский экономист Дж. Рифкин, автор книги «Конец труда» утверждает, что с середины нынешнего столетия 5% мировой рабочей силы будет достаточно, чтобы обеспечить весь сектор производства и услуг.

Исследователь, скорее всего, преуменьшает цифру. Но рост доли безра­ботных среди занятого населения с нынешних 10-15% хотя бы до 50-60% (наиболее вероятные цифры, по мнению многих экспертов) приве­дет к негативным социальным и иным последствиям.

Представители власть предержащих и корпоративного бизнеса отлично осознают возможность катастрофической социальной деструкции, которую способна породить в развитом обществе масштабная без­работица. С целью ее недопущения в разных странах вводится непол­ный рабочий день или неполная рабочая неделя для значительной доли работников и одновременный отказ от занятости относительно мень­шей части трудовой силы.

Неблагоприятные диспропорции между числом занятых и безработных, а также между временем, отводимым на труд и на отдых, дополня­ются неблагополучными психологическими тенденциями. Умножение стрессовых ситуаций в крупных городах мира влечет распространение психических эпидемий — у людей повышается раздражительность, аг­рессивность, бессоница, психозы. Поэтому неудивительно, что многие стремятся к развлечениям и праздности. Правда, эта тенденция неоди­накова в разных странах. Особенно она характерна для стран Западной Европы и даже отчасти для Японии, чье население всегда отличалось высокой трудовой мотивацией и безропотно воспринимало возрастаю­щие профессиональные нагрузки. Но эта тенденция слабо фиксируется в США; ее почти нет в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии. Однако ряд теоретиков все же ожидают усиление данной тенден­ции в будущем и говорят о наступлении цивилизации досуга.

Постиндустриальное общество, помимо диспропорций между производственным и досуговым временем, несет более серьезные издерж­ки социально-культурного и духовного плана. Динамичное развитие техногенной цивилизации приводит к внутреннему кризису самого человека. Современный темп жизни, высокая насыщенность искусственной среды техникой, бездуховность создает неблагоприятные условия для жизненного пространства семьи, отдельного человека. Все большая часть людей не справляется с психологическими перегрузками, не может при­способиться к техногенной среде. Человек испытывает общую духов­ную дезориентацию; у него деформируется даже потребность в семье, детях.

Когда в обществе увеличивается число людей с нездоровой психи­кой и деформированным сознанием, параллельно растет и количество преступлений, душевных заболеваний, численность маргиналов, алко­голиков, наркоманов. Досуг в таких условиях может приобрести значе­ние суррогатного отдыха, которое не оздоровляет, а еще более дегуманизирует внутренний мир человека. Если в традиционных культурах разных народов с устойчивыми нравственно-религиозными ориентира­ми существуют социальные механизмы, позволяющие человеку преодо­левать временную душевную опустошенность, чувство утраты смысла жизни, то постиндустриальное общество слишком далеко продвинулось в духовной дезориентации и не в состоянии помочь конкретному чело­веку.

Подчеркнем, что подобные тенденции дегуманизации досуга несет с собой постиндустриальное развитие, которое особенно свойственно развитым странам Западной Европы, Северной Америки. Эти культур­ные тенденции начинают проникать и в некоторые развитые неевропей­ские страны, но там они во многом смягчаются местным образом жиз­ни, локальными традициями.

 


Просмотров 1037

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!