Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Культурно-досуговая деятельность в индустриальном обществе



Таким образом, в индустриальном обществе культурно-досуговая деятельность человека получает интенсивное развитие, вырабатывая внутри себя новые направления, виды и формы организации, связанные с реалиями современной жизни. Досуг все больше утрачивает связь с народными традициями, древними обрядами, домашними формами. Он все в большей мере протекает в общественных формах, в виде массо­вых мероприятий. Даже индивидуально-домашние занятия заметно связываются с товарами культурно-досугового назначения (книгой, журналом) и техникой для отдыха (велосипедом, автомашиной, компьютером). По мере распространения информации СМИ в индустриально разви­тых странах Запада народное искусство, религиозное творчество, ори­гинальные формы осмысления людьми действительности мельчают, ис­тощаются, некоторые из них умирают. Но человек получает возможность самостоятельно использовать свободное время на собственное разви­тие и внутренние запросы.

В тех формах досуга, которые связаны с использованием художественных форм (зрелищные мероприятия, чтение художественной литературы, кино, театр и др.), небывалое распространение получают виды и жанры так называемого массового искусства. Массовое искусство, в отличие от народного, создается не разными поколениями народа, а конкретными ав­торами, профессиональными коллективами и предназначено для широких масс людей. Вместе с массовым искусством приходит коммерциализация творчества и всей художественной практики.

В XX в. на основе массового искусства и благодаря техническим возможностям зарождается индустрия развлечений: аудио- и видеопродукция, эстрадные представления (шоу), развлекательные и тематические парки, а также кино- и телевизионные программы многообразных видов и жан­ров. Все это дополняется игорным, ресторанным, художественным и мо­дельным бизнесом. Свою нишу в индустрии развлечений занимает наибо­лее сложное по структуре "й продолжительное досуговое занятие — тури­стическое путешествие.

В этот период время досуга, проводимое в домашней обстановке, уменьшается, а доля досуговых занятий в общественных формах увеличивается. Вместе с тем и домашний отдых, и внедомашний досуг связа­ны с личными финансовыми расходами, в значительной степени реали­зуясь на рыночной основе. В экономике увеличивается сегмент сервисной практики, который связан с организацией каждодневного досуга огром­ных групп людей. Речь идет об удовлетворении потребностей кино- и те­атральной аудитории, любителей музеев, игровой деятельности и т.п.



Рекреационные потребности людей во многом переструктурируют­ся: освобождаясь от непреложных домашних занятий, люди обнаружи­ли возможность восстановления своей работоспособности за счет ум­ножения коллективных и массовых форм досуга. Во второй половине XX в. создается система досуговых производств, которую называют «ин­дустрия досуга». Признаки индустрии досуга состоят в том, что эта си­стема заимствует от промышленного производства способы организа­ции труда, технику, методы управления, оптимизируя многие аспекты обслуживания отдыхающих. С ее помощью в мире осуществляется от­дых миллионов и миллионов людей.

Но индивидуальные досуговые запросы и потребности в камерных, спокойных и уединенных видах отдыха не исчезли, хотя приобрели новое наполнение. Более того, организаторы досуга вынуждены считаться с тем, что на основе единой, массовидной, технологической базе им приходится учитывать разнообразные нюансы и конкретные индивидуальные поже­лания в проведении того или иного вида досуговой деятельности. Поэтому формы организации, а также содержание досуга приобретают сложный характер. С одной стороны, они во многом направлены на внутреннее раз­витие человека, расширение его кругозора. С другой — досуговые потреб­ности унифицируются, что требует их постоянного обновления, они в зна­чительной мере подвержены моде, ими становится легко манипулировать.



В 1950-1960-е годы развитые страны Запада достигают уровня, который публицисты и исследователи определяют как «общество изобилия» или «потребительское общество». У граждан такого общества воз­никала уверенность, что материальные блага, продукты потребления и услуги могут в нем производиться почти в неограниченных количествах. Среди широких слоев работающего населения все более утверждалось мнение о досуге как жизненной цели. У многих людей даже стремление к материальным благам отступало на второй план перед жаждой развлечений.

 


Просмотров 1668

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!