Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Формы жизнедеятельности и виды занятий в первобытном обществе



Формы жизнедеятельности и виды занятий в первобытном обществе. Свободное время человека, а также его занятия, которые мы относим к культурно-досуговой деятельности, появились в обществе не сразу, а сформировались исторически. Члены первобытного общества (40-35 тыс. лет назад) не имели свободного времени в нашем понима­нии. Для того чтобы появился этот сегмент жизнедеятельности челове­ка, необходимо наличие зрелых социальных отношений (труд, связан­ный с общественным хозяйством, социальная дифференциация, поли­тическая практика, развитая общественная жизнь, домашнее хозяйство, семейные связи и др.), которых в первобытном обществе либо не существовало либо они не приобретали отчетливых форм.

Труд людей доисторических культур носил примитивный характер и был направлен в основном на присвоение биоресурсов земли. Суще­ствовали простейшие занятия по добыче пищи малочисленных и слабо связанных между собой сообществ. Члены этих сообществ переходили с места на место, разыскивая пищу (растения, корни, мелких насекомых, небольших зверьков), которую поглощали, почти не обрабатывая. Прими­тивно сооруженное жилище становилось общим и носило временный характер.

В то время существовало социальное разделение людей по половозрастным признакам (мужчины, женщины, дети, взрослые и др.), потом стали выделяться шаманы, вожди и др. Такой способ организации лю­дей обеспечивал условия лишь для простого общественного воспроизводства и аскетического существования человека. Этот этап развития социальных сообществ был связан с непроизводящим, или присваива­ющим, типом хозяйственной деятельности, с родоплеменными форма­ми организации.

Постепенно в таком обществе зарождались простейшие формы производящего хозяйства. В поисках пищи люди обращались к охоте на диких зверей. Позже они научились разводить домашних животных. Некоторые сообщества стали культивировать дикие растения. Но еще долгое вре­мя в социальном пространстве весьма слабо были дифференцированы хозяйственные процессы, общественная и семейная жизнь. Важнейшие виды духовной активности (религия, искусство, наука и др.) находились в зачаточной форме и не выделялись в самостоятельные области.



Усложнение хозяйствования и коллективных связей сопровождалось изменением мышления людей, обогащением смыслов, образов, использованием запретов и традиций, словом, всего того, что заметно отличает социокультурную среду от животных сообществ. Изменение сознания человека вело к порождению мифологии, магической практики. Мифо­логическое сознание включало представления людей, в которых содержались как адекватные, так и фантастические образы о мире и о себе. Многие мифические представления позже перейдут в религиозные сис­темы, станут развиваться в искусстве. Одновременно в мифологии присутствовало и практическое начало, позволяющее созидать культурную среду, переделывать окружающий мир.

Такой же многофункциональной была магическая практика, кото­рая стремилась оптимизировать существование людей, поддерживала у них веру в то, что между ними и потусторонним миром есть неразрыв­ная связь. Человек того исторического периода был убежден, что магия защищает его от природных катаклизмов, врагов и несчастий, помогает успешно решать сложные проблемы жизненной практики. Таким обра­зом, магия и в самом деле сплачивала членов сообщества, мотивировала их преодолевать жизненные проблемы.

Коллективная магия в немалой степени состояла из заклинаний, обрядов, ритуалов. Она была насыщена обрядовыми технологиями, которые выполнял шаман, а также стереотипными формами поведения (ритмическими действиями, выкриками, ритуальными манипуляциями) всех
участников. Вce это, по общему убеждению, позволяло добиваться нуж­ного результата. Например, после магических шаманских действий и
ритуального танца мужчин, имитирующего отвагу и смелость, охота, по
их представлениям, должна была стать удачной. __



Таким образом, магия, обряды, ритуалы и включенные в них элементы художественно-эстетической активности составляли своеобразный механизм поддержания готовности всех членов сообщества к не­обходимой деятельности, достижению нужных целей.Имелось немало ритуалов и магических действий, по существу, выполнявших роль физических упражнений, соревновательной активности, что в те далекие периоды позволяло поддерживать физическую форму. Целью магичес­кой практики и обрядов было формирование в обществе адекватного психического и душевного настроя, бодрого состояния. Простейшие элементы древних обрядов и магических действий сохранились до сего дня. Они используются в повседневной деятельности, во время массо­вых праздничных мероприятий и в досуговых занятиях.

В развитии мифологии и магической практики участвовали все чле­ны сообщества. Каждый человек осознавал свое участие как должное, не требуя для себя исключений./Однако уже в то время выделялись ин­дивиды, которые лучше других выполняли шаманские действия, или ле­чили окружающих, или рисовали на скалах диких животных, или игра­ли на музыкальных инструментах. И делали они это не в «свободное» время, а по мере необходимости, в силу традиционных предписаний и обычаев, постоянно, может быть, несколько раз в день, ибо эти действия были важны для повседневной практики всего сообщества.

 


Просмотров 1777

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!