Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Культурно-досуговая деятельность



 

Это понятие означает специфическую активность людей во время досуга. Формой активности выби­рает сам человек, исходя из своих предпочтений, возможностей и уров­ня культурного развития.)

Уточним, почему эта деятельность одновременно обозначена как культурная. Понятие «культура» пришло в Россию из европейских язы­ков и не сразу обрело строгий научный статус. В XIX в. оно ассоцииро­валось с позитивным развитием человека, высокой степенью его владе­ния определенными нормами деятельности, совершенствованием каких-либо явлений или процессов. Не случайно в повседневной жизни закреплена именно такая трактовка культуры, что отражено в выражени­ях «культурный человек», «культурное поведение», «дом культуры» и др.

Раскроем смысловое многообразие понятия «культура»,

1. В науке термин «культура» используется, прежде всего, в каче­стве общетеоретической категории анализа, по масштабу охвата сход­ной с категорией «общество». Культура означает целостный, устойчи­вый способ жизнедеятельности многих поколений конкретного сообщества (этнического, национального, цивилизационного). Говорят также о культуре определенной эпохи в ее типологической сущности, а также о масштабной составной части этнической или общенациональной куль­туры. В этом смысле употребляют термины «первобытная культура»; «культура древних греков», «английская культура», «культура арабо-мусульманского мира», «крестьянская культура», «молодежная культура» и др.

2. Немало устойчивых представлений формируется на основе понимания культуры как высокого уровня владения людьми нормами, стан­дартами деятельности, закрепленной в той или иной области социальной практики. В этом смысле говорят о культуре речи, культуре обще­ния, культуре потребления, культуре досуга, профессиональной или корпоративной культуре и др.) В близком к указанному смысле использует­ся термин «культура» в обыденной практике и некоторых сферах деятельности. В этом случае к культуре относят преимущественно интеллектуально-образовательные, художественные, религиозно-нравственные достижения общества, т.е. все то, что ученые считают высокой культурой. Этот случай представлен в следующих понятиях: «культурный человек», «культурные потребности общества», «культурное раз­витие молодежи» и др.



3.Немалое число терминов используется в связи с прикладными аспектами культурной деятельности людей. В этом случае культурная активность рассматривается как часть или срез какой-либо инструментально-прикладной деятельности: либо как направление в хозяйственно-эко­номической практике (сфера культуры, социокультурный сервис), элемент международных связей (говорят о культурном обмене между странами) аспект политической практики государственного строитель­ства (культурная политика, учреждения культуры и др.) или как объект правового регулирования (культурные права человека, правовая защита интеллектуальной собственности в сфере культуры и др.).

(Перечисленные значения термина «культура» не противоречат друг другу, они определенным образом соподчинены и дополняют друг друга. Культура, понимаемая как основа общественного бытия, включа­ет в качестве частных значений все остальные смыслы данного термина.) С учетом указанных смысловых аспектов культурологическая трак­товка досуговой деятельности также приобретает многозначность. Во-первых, в понятии «культурно-досуговая деятельность» отображено, что она развивается в рамках культуры конкретного сообщества (народа или граждан определенной страны). Она организуется на основе обществен­но значимых норм ради тех рекреационных целей, которые закреплены в данной культуре. Немаловажная роль в досуговой деятельности отво­дится этнонациональным представлениям о прекрасном, о художествен­но-эстетической активности в целом.



Во-вторых, это понятие отражает общественную значимость досуговой деятельности и ее причастность к определенным этическим нормам и правилам. Подразумевается, что человек может использовать свой досуг либо с пользой, либо во вред себе и окружающим. Конструктив­ное использование досуга предполагает свободное владение развитыми и общественно приемлемыми нормами поведения.

Культура досуга и есть такое проведение человеком свободного времени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с отече­ственными традициями и отвечающее современным требованиям. Название «культурно-досуговая деятельность» отображает ее конструктивный характер, а также высокую общественную и индивидуальную значимость. Это позволяет сформулировать определение культурно-досуговой деятельности.

Культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене Характера деятельности, а также с целями рекреации и социально-культурного развития. Формы и виды этой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из ин­дивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного раз­вития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей. Когда говорят о культурно-досуговой деятельности, имеют в виду, прежде всего, что она обозначает совокупную активность многих лю­дей, которые нуждаются в рекреации. Частным моментом культурно-досуговой деятельности, ее проявлением и своеобразной единицей из­мерения служит досуговое занятие, которое предполагает вовлеченность человека или многих людей в конкретный целостный процесс. Данный процесс может быть ограничен по времени от нескольких минут (на­пример, прослушивание музыкальной звукозаписи, участие в настоль­ной игре) до нескольких дней или недель (участие в туристском похо­де, праздничном марафоне). Каждое досуговое занятие имеет свой темп и ритм, которые задаются субъектами этой активности, подчинены осо­бенностям их психологии и духовным запросам.

 


Просмотров 1564

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!