Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Использование дидактических игр на уроках музыки



«Если вы не видите немедленного результата - хорошего или плохого, — будьте терпеливы и наблюдайте». Дипак Чопра

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе в начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Игра на уроках музыки в школе — одна из форм творческого самовыражения ребёнка

Детство — это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.



Игра, по утверждению психолога Г.С.Тарасова, — это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка. Игра - оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б.Эльконин: «…игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».

 

На начальной ступени обучения в школе учитель должен обеспечить развитие познавательной мотивации, сформировать готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, сделать привлекательным процесс обучения музыки, как ведущего фактора успешности образовательного процесса. Поэтому необходимо активно использовать в практике ведущих принципов художественной педагогики и современных педагогических технологий: игровые технологии, развивающие интегрированные технологии, театральные технологии и.т.д, которые помогут осуществить личностное развитие ребёнка, выражающееся в реализации способность творческого освоения мира, становления ценностных ориентаций и эстетической восприимчивости.

Игра — вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта. Детская игра — вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и понимание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.



Игра на уроке музыки носит развивающий характер и ориентирована на овладение двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Воздействие игры можно рассматривать в трёх аспектах.

Первый аспект — физиологический, связанный с исследованиями В.М.Бехтерева, И.М.Догеля, И.М.Сеченова, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной системы, формирует произвольность психических функций.

Второй аспект — психологический. Музыка воздействует на эмоционально - личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Третий аспект — педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной деятельности.

В музыкальной игре детям легче освоить средства музыкальной выразительности, характер музыки и речи- ритм, динамику, высоту. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка в игре, способствуют созданию особой атмосферы, которая поможет избежать непонимания и неодобрения, не заглушит в ребёнке естественное желание задавать вопросы, поможет ощутить чувство радости в процессе творчества, научит понимать и уважать мнение других, открыто выражать свои чувства, не боятся проявлять собственную индивидуальность, оценить в себе творческую личность.



Цель и задачи музыкальной игры

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик, игра помогает ребёнку внимательно и сознательно слушать музыку. В игре обучающийся выполняет различные задания связанные с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств, активизирует чувства, воображение, мышление.

В соответствии с этим музыкальные игры имеют следующие задачи:

1.​ Коррекционные:

развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, тембр, динамику, ритм), координация движений;

формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

2.​ Оздоровительные:

развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

совершенствование способности снимать эмоциональное и физическое напряжение, укрепление «мышечного чувства»;

развитие быстроты двигательной реакции.

3.​ Образовательные:

обучение речевым, певческим навыкам;

развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

формирование умственных умений и действий.

4.​ Воспитательные:

воспитание общей музыкальной, речевой культуры;

формирование эстетическому восприятию окружающего мира;

развитие эмоциональной сферы.

5​. Развивающие:

развитие познавательной активности;

поддержание устойчивого интереса;

укрепление саморегуляции и контроля;

развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

Разнообразие музыкальных игр

Среди музыкальных игр Н.А.Метлов выделил игры с пением, которые развивают слух, голос, умение правильно передавать мелодию, а также игры-сказки, используемые музыкальными руководителями в детском саду и школе.

Н.А.Ветлугина в ходе научных исследований в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки. Дальнейшую разработку этой группы игр продолжили А.Н.Зимина, Э.П.Костина.

 

Е.Раевская, С.Руднева, Г.Соболева, З.Ушакова изменили представление об игре, их методические разработки игр были направлены на всестороннее развитие музыкальности детей, а именно: развитие эмоциональности, чувства ритма, ощущение музыкальной формы, восприятия, воображения.

Е.Д. Макшанцева предложила еще один вид музыкальных игр — игры-забавы.

Л.Н.Комиссарова разработала систему применения наглядных средств при организации и проведении дидактических игр.

Значение вокальных игр при работе над чистотой интонации с элементами дидактичности показала А.Д.Войнович.

Игры-драматизации, театрализованные игры, народные игры, деловые игры также активно используются в дошкольных учреждениях и в общеобразовательной школе: на уроках музыки, внеурочной деятельности, в коррекционной работе с детьми.

Музыкальная игра дарит детям радость творческого перевоплощения и самовыражения через разнообразные практические действия.

Приносить детям радость и удовольствие от музыкальных переживаний – задача не менее важная и благородная для педагога, чем обучить их каким-либо конкретным музыкальным знаниям и навыкам.

Игра на уроке музыки превращается из внешней формы развлекательного характера в форму, обеспечивающую творческое самовыражение ребенка.

Максимилиан Волошин: «Искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники и музыканты — ведь это только дети, которые не разучились играть. Гении — это те, которые не сумели вырасти».


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Для ребёнка младшего школьного возраста игра имеет важнейшее значение: она для них учёба, труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра имеет огромное значение в развитии психики ребёнка. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, они направлены на умственное развитие школьника в целом.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Естественно, подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс требует от педагога больших усилий. В процессе подготовки учебной (дидактической) игры учитель сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений. Это и нехватка дидактического игрового материала, недостаток урочного времени на проведение игр с детьми. Часто среди учителей бытует мнение:”Если мы с детьми будем играть во время уроков, когда же мы будем учить с ними правила?”. Однако, нам кажется, что проблемы эти по большей части происходят от недопонимания значимости игры как средства обучения, отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания школьников.

Главная цель нашего исследования была достигнута. Мы изучили влияние дидактической игры на эффективность обучения.

Мы справились с поставленными задачами. На основе этого можно сделать следующие выводы :

Игра имеет социальную и историческую природу, а среда выступает как источник развития. Характер игры, её виды и структура определяется обществом.

На данный момент существует множество классификаций игр, все они различаются по основе разделения.

Дидактические игры широко используются на различных уроках в начальной школе

Дидактические игры имеют огромное значение при обучении младших школьников. Эффективность применения дидактических игр на уроках в начальной школе была доказана опытом многих педагогов и психологов.

Учитывая то, что исследования проблемы использования дидактических игр при обучении в начальной школе продолжаются и по сей день, а наше исследование является лишь кратким анализом работы многих педагогов и психологов, существует перспектива дальнейшей работы в данном направлении.

Вывод: «Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы уделяем им хоть несколько минут.

Однако игра-это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Почти каждая игра может быть проведена в упрощённом или усложнённом варианте. Поэтому, организуя игры с детьми надо внимательно присмотреться к ним, оценить их индивидуальные особенности. Если ребята быстро и легко справляются с заданиями, можно предлагать им более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка в том, что он что- либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий. Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

И опять-таки тут важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу.

Каждая игра-это общение ребёнка со взрослыми, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учиться и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае игры будут полезны для развития ребёнка.

Радость, которую учитель доставит ученикам, станет и его радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут сделать интересней, занимательней и веселей уроки. Так давайте поиграем!


 

Список литературы:

Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальной школе. Москва “Просвещение” 1984.

Бантова М.А. Решение текстовых арифметических задач.// “Начальная школа” №10-11 1989г. МОСКВА. "Просвещение".

Гребенникова Н.А. Ознакомление первоклассников с задачей. // “Начальная школа” №10 1990г. МОСКВА. "Просвещение".

Зеньковский В.В. Психология детства. - М., 1996.

Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990

Коннова В. А. “Задания творческого характера на уроках математики”.// Начальная школа 1995 №12 стр. 55.

Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М. 1973г.

Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающееся образование: Культурно-исторический подход. - Ч.1. - Дубна, 1997. - с.85.

Кутьина Е. В. Влияние решения задач разными способами на развитие логического мышления учащихся начальной школы.

Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. - М., 1994. - С.47.

Макаренко А.С. Соч.М. 1957г.

Моро М. И. “Математика в 1 - 3 классах” Издательство Москва “Просвещение” 1971.

Маш. Л. Граник Г. "Моя самая первая книжка по математике" М., Издательский дом "Дрофа", 1995. (Учебник часть 1, с 20-21)

Подластый И.П. Педагогика начальной школы - М. 2001 - с.199

Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. М., 1990

Селиванов В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П.Сластенина. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр “Академия,2002.

Ситаров В.А. Дидактика М. 2002

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/ Под ред. В.П. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002.

Чилинрова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 1993

Шарапова М. Ю. “Работаем по-новому”// Начальная школа 1995 №7 стр. 29.

Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. - 1993.

Шульга Р.П. Решение текстовых задач разными способами - средство повышения интереса к математике. //“Начальная школа” №12 1990г. МОСКВА. "Просвещение".

...........


 

ПРИЛОЖЕНИЕ


Просмотров 2451

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!