Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Значимость Шанхайской Организации Сотрудничества для Республики Казахстан



КAЗAХСКИЙ HAЦИОHAЛЬHЫЙ УHИВЕРСИТЕТ ИМЕHИ AЛЬ-ФAРAБИ КAФЕДРA МЕЖДУHAРОДHЫХ ОТHОШЕHИЙ

 

Эссе нa тему:

«Значимость Шанхайской Организации Сотрудничества для Республики Казахстан»

 

Выполнил:

студент I курсa

дневного отделения

фaкультетa междунaродных отношений

Ли A.П

 

Значимость Шанхайской Организации Сотрудничества для Республики Казахстан

 

Создание ШОС и деятельность данной организации имеют, без всякого преувеличения, огромную значимость для Республики Казахстан, что обуславливается следующими важнейшими факторами. Во-первых, правовой природой ШОС, которая в своей деятельности твердо привержена общепризнанным принципам международного права. Во-вторых, характером целей, которые преследует ШОС, а именно: 1) поддержание как глобальной, так и региональной безопасности посредством совместных действий на основе равноправного партнерства и 2) налаживание тесного экономического, социального и культурного сотрудничества между своими государствами-членами в целях содействия всестороннему и сбалансированному экономическому росту и неуклонному повышения условий жизни народов государств-членов (несмотря на то, что Хартия ШОС определяет целью организации также содействие обеспечению прав и основных свобод человека, данная цель может достигаться только в соответствии с национальным законодательством государств-членов. К тому же за время существования организации не было принято каких-либо документов относительно прав и свобод человека. Также небезынтересно отметить, что, в отличие от, например, ОБСЕ, наблюдатели от ШОС оценивают выборы в Казахстане как полностью соответствующие демократическим стандартам).

В свою очередь, Республика Казахстан в осуществлении своей внешнеполитической деятельности твердо привержена политике сотрудничества и добрососедских отношений со всеми государствами и исходит из безусловного уважения принципов и норм международного права (ст. 8Конституции РК). Кроме того, Конституция РК закрепляет (в качестве первых двух) следующие основополагающие принципы деятельности Республики Казахстан: 1) общественное согласие и политическая стабильность; 2) экономическое развитие на благо всего народа (п. 2 ст. 1Конституции РК). Порядок перечисления данных принципов не является их официально закрепленной иерархией, но все же есть все основания утверждать, что данная последовательность отражает специфику эволюции современного Казахстана и видение его Первого Президента Н.А. Назарбаева относительно развития казахстанской государственности («сначала - экономика, потом - политика», «демократия - не начало пути, а его конец») /2/.



Поэтому есть все основания утверждать, что деятельность ШОС полностью соответствует жизненным интересам Казахстана, так как является очевидным, что достижение стабильности внутри страны и обеспечение экономического роста обуславливает обеспечение как глобальной, так и региональной безопасности, а также развитие торгово-экономических отношений с соседними государствами. Как следствие, казахстанское государство является одним из активных участников ШОС (а во многих сферах сотрудничества даже ее движущей силой) и всячески содействует полному достижению ее целей.

3.1. Правовая природа ШОС

По своей правовой природе ШОС является международной межправительственной организацией, государства-члены которой обязались, в частности, придерживаться в достижении общих целей следующих основополагающих принципов: а) взаимного уважения суверенитета; б) территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ; в) невмешательства во внутренние дела; г) неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях; д) мирного разрешения разногласий между государствами-членами; е) добросовестного выполнения международно-правовых обязательств, вытекающих из документов, принятых в рамках ШОС.



В особенности необходимо отметить, что уставный документ ШОС подчеркивает принцип суверенного равенства государств, указывая, в частности, что деятельность организации будет базироваться на поиске совместных точек зрения на основе взаимопонимания и уважения мнений каждого из государств-членов (ст. 2 Хартии ШОС). Принцип суверенного равенства государств в полной мере отражается в институциональной структуре организации и в процессе принятия решений в ней (которые разительно напоминают СНГ). Так, высшим органом ШОС, определяющим основные направления деятельности организации и решающим принципиальные вопросы ее функционирования, является Совет глав государств, который принимает все свои решения на основе консенсуса (единственным исключением являются решения о приостановке членства или об исключении из организации, которые принимаются по принципу «консенсус минус голос обсуждаемого государства-члена». Также следует отметить, что в Хартии ШОС закрепляется, что «в случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов» (ст. 16 Хартии ШОС). Консенсуальный характер принятия решений лежит в основе и других органов ШОС: Совета глав правительств; Совета министров иностранных дел; Совещаний руководителей министерств и/ или ведомств; Совета национальных координаторов; и Региональной антитеррористической структуры. Суверенное равенство государств проявляется также и в том, что исполнительный секретарь организации (который возглавляет Секретариат - административный орган, расположенный в Пекине) назначается Советом глав государств из числа граждан государств-членов на ротационной основе сроком на три года).

Также следует выделить то, что ШОС заинтересована в тесном сотрудничестве с другими субъектами международного права. В настоящее время Шанхайский альянс установил и активно развивает плодотворные партнерские отношения с такими международными организациями, как ООН, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, АСЕАН, ЭСКАТО и ОЭС. Кроме того, ШОС пополнилась целым рядом стран-наблюдателей и стран, имеющих статус партнеров по диалогу. Странами-наблюдателями в настоящее время являются Монголия (с 2004 г.), Пакистан, Индия, Иран (все с 2005 г.) и Афганистан (с 2012 г.), а странами, имеющими статус партнеров по диалогу, - Беларусь, Шри-Ланка (с 2009 г.) и Турция (с 2012 г.). Также следует отметить, что совсем недавно, в августе 2012 г., свое желание получить статус наблюдателя при ШОС изъявила Украина.

Таким образом, можно констатировать, что формат ШОС дает Республике Казахстан возможность на равноправных началах обсуждать со своими непосредственными соседями (среди которых великие державы Китай и Россия) вопросы относительно поддержания глобальной и региональной безопасности, а также развития экономического, социального и культурного сотрудничества и принимать по ним решения, отвечающие интересам всех сторон.

3.2. Поддержание глобальной и региональной безопасности

Важнейшей задачей ШОС является поддержание международного мира и безопасности как на глобальном, так и региональном уровнях. Относительно обеспечения глобальной безопасности ШОС ставит перед собой следующие цели: а) содействие построению «нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка»; б) поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями; и в) предотвращение международных конфликтов и их мирное урегулирование. ШОС также призвана обеспечить достижение следующих целей, касающихся региональной безопасности: а) укрепление взаимного доверия и добрососедства между государствами-членами, а также поддержание и укрепление мира, безопасности и стабильности в регионе; б) совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму; в) борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией.

В отношении глобальных целей ШОС прежде всего следует отметить, что такие государства-члены организации, как Китай и Россия, являются великими державами, которые стремятся к воплощению идеи т.н. многополярного мира, в условиях которого они могли бы оставаться одними из ведущих авторов международных отношений на паритетных началах с другими геополитическими центрами, и прежде всего США и Евросоюз. Как следствие - недопущение гегемонии какой-либо державы и укрепление баланса в международных отношениях являются краеугольными камнями в глобальной деятельности ШОС, связанной с развитием отношений с другими субъектами международного права и решением международных споров. Так, например, в июне 2012 г., в ходе своего очередного заседания главы государств ШОС выразили свою обеспокоенность относительно попыток решить иранскую проблему силовым путем, а также мер по одностороннему развертыванию систем противоракетной обороны, которые, по мнению участников организации, могут нанести ущерб стратегической стабильности и международной безопасности. В то же время необходимо подчеркнуть, что данная организация открыто декларировала свою «ненаправленность против других государств и международных организаций» (ст. 2 Хартии ШОС). Иными словами, ШОС (в полном соответствии с внешнеполитическим курсом Казахстана) не имеет намерений вступать в открытую конфронтацию ни с США, ни с Евросоюзом, ни с другими государствами и международными организациями, а стремится добиваться своих целей исключительно мирным путем на основе принципов международного права.

Что касается поддержания региональной безопасности, то следует отметить, что данная цель является (как было уже указано выше) исходной точкой и квинтэссенцией ШОС. Претворяя в жизнь данную цель, ШОС вносит неоценимый вклад и в поддержании мира на всей планете земля, в особенности с учетом того, что общая площадь государств - членов ШОС равняется около 30,2 млн. кв. км (что составляет более 20% площади суши земли), а население - 1 млрд. 556 млн. чел. (что составляет 22% всего населения земного шара).

Относительно военных аспектов взаимодействия прежде всего следует отметить, что государства - члены ШОС договорились строить свои отношения на основе отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах. Кроме того, необходимо отметить, что хотя, в отличие от ОДКБ, деятельность ШОС не включает в себя создание системы коллективной безопасности, государства-члены ШОС все же решили осуществлять свою политику на основе недопущения любых противоправных действий, направленных против интересов организации (ст. 2 Хартии ШОС).

В полном соответствии с реалиями современного мира военное сотрудничество в рамках ШОС тесно связано с противодействием насильственным деяниям, направленным на устрашение общества, противоправный захват власти и/ или нарушение территориальной целостности государств. В этом отношении следует отметить, что уже 15 июня 2001 г. (наряду с Декларацией о создании ШОС) была принята Шанхайская конвенция по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (т.н. «три зла» современности, которые принадлежат к категории наиболее острых проблем в жизнедеятельности всех государств - членов ШОС). В соответствии с данной конвенцией была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС), которая в настоящее время является одним из уставных органов ШОС. Кроме того, начиная с 2005 г. Государства - члены ШОС начали проводить ежегодные совместные антитеррористические учения под названием «Мирная миссия», которым 28 августа 2008 г., с принятием соответствующегоСоглашения о порядке организации и проведения этих учений, была дана соответствующая правовая база.

Проблемы терроризма, сепаратизма и экстремизма в значительной степени обусловлены ситуацией в Афганистане - стране, которая непосредственно граничит с государствами - членами организации и в значительной степени влияет на безопасность всего региона. В этой связи ШОС (как и Республика Казахстан) последовательно выступают за скорейшее решение афганской проблемы и становление Афганистана в качестве стабильного и мирного государства. Поэтому государства - члены ШОС, исходя из современной ситуации, оказывают на данном этапе силам международной коалиции в Афганистане военно-техническое содействие (прежде всего в форме транспортно-логистической поддержки). В то же время государства - члены ШОС выразили уверенность, что решать афганскую проблему необходимо на переговорах под эгидой ООН.

Также следует подчеркнуть, что «три зла» современности во многом связаны с другой серьезной угрозой региональной и глобальной безопасности - незаконным оборотом наркотиков. В этой связи следует отметить, что 17 июня 2004 г. в рамках ШОС было принято Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В целях имплементации данного соглашения на юбилейном саммите ШОС 14-15 июня 2011 г. в Астане была утверждена Антинаркотическая стратегия государств - членов ШОС на 2011-2016 гг. и Программа действий по ее выполнению, которые должны способствовать повышению эффективности совместных усилий по противодействию (тесно связанной с терроризмом) наркотической угрозе на пространстве ШОС. Помимо принятия данных документов Казахстан внес существенный вклад в подписание Протокола о взаимопонимании между РАТС и Центральноазиатским информационным координационным центром по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ЦАРИКЦ), Соглашение о создании ЦАРИКЦ было подписано Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном и вступило в силу 22 марта 2009 г., а также инициировал принятие Меморандума о взаимопонимании ШОС с Управлением ООН по борьбе наркотиками и преступностью (UNODC). Более того, в целях перекрытия каналов проникновения лиц, причастных к терроризму, незаконному обороту наркотиков и оружия и к другим видам транснациональных преступлений, Казахстан предложил подписать в рамках ШОС Соглашение о сотрудничестве в борьбе с нелегальной миграцией.

Помимо целей, закрепленных в уставном документе организации, другим важным аспектом деятельности ШОС в деле обеспечения региональной безопасности, как показала практика, является оказание помощи в достижении внутриполитической стабильности в государствах-членах. Так, в ходе Ошских событий 2010 г. в Кыргызстане, ШОС (под казахстанским председательством) оказал данной стране существенную финансовую и гуманитарную помощь в целях преодоления разрушительных последствий дестабилизации и нормализации ситуации в стране.

Наконец, необходимо отметить, что Казахстан является также активным сторонником обеспечения в рамках ШОС международной информационной безопасности и принятия соответствующего международно-правового договора. Государства - члены ШОС пока не приняли подобного соглашения, но все же 7 июня 2012 г. после саммита в Пекине государства - члены ШОС приняли итоговую декларацию, в которой закреплялось их решимость противодействовать использованию информационно-коммуникационных технологий (и прежде всего глобальной сети Интернет) в целях пропаганды идей терроризма, экстремизма и сепаратизма и построить «безопасное информационное пространство», основанное на принципах уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств.

3.3. Развитие экономического, социального и культурного сотрудничества

Является очевидным, что всемерное укрепление региональной безопасности и стабильности возможно только при условии установления динамичного многостороннего взаимодействия по таким ключевым направлениям, как расширение экономического сотрудничества, углубление связей в области культуры, образования, науки и здравоохранения. Понимание данной истины нашло свое отражение в следующих целях ШОС: а) координация подходов государств-членов при интеграции в мировую экономику; б) развитие сотрудничества в экономической (в частности, энергетической, транспортной и кредитно-финансовой), социальной, культурной и других областях, представляющих общий интерес; в) содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов.

Относительно цели обеспечения координации государств-членов при их интеграции в мировую экономику следует отметить, что на момент принятия Шанхайской декларации от 15 июня 2001 г. среди государств, подписавших данный документ, только Кыргызстан являлся членом Всемирной торговой организации (ВТО). Однако уже 11 декабря 2001 г. членом ВТО стал также Китай, который впоследствии способствовал вступлению в ВТО и других государств - членов ШОС прежде в целях облегчения доступа своих товаров на их рынки. Совсем недавно, 22 августа 2012 г., к данной организации присоединилась и Россия, а вскоре ожидается и вступление Казахстана. Ведут переговоры о вступлении в ВТО также Таджикистан и Узбекистан, которые (как в настоящее время и Казахстан) являются наблюдателями при ВТО. Вполне возможно, что по мере вступления всех своих государств-членов в ВТО, ШОС сменит цель интеграции в мировую экономику на цель тесного взаимодействия в рамках глобальной торговой системы.

Огромное значение имеет также развитие регионального экономического сотрудничества в рамках ШОС, которое объединяет в своем составе страны, обладающие, в частности, значительным транзитным потенциалом, являющиеся крупнейшими экспортерами энергоресурсов и их крупнейшими потребителями. В этой связи следует отметить, что еще 23 сентября 2003 г. была принята Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов организации. Данной программой ставилась задача сформировать в ШОС стабильные, предсказуемые, транспарентные правила и процедуры, касающиеся торговли и инвестиций, разработать совместные проекты и программы, а также создать систему поддержки приоритетных направлений в целях развития торгово-экономического сотрудничества. В целях осуществления данной программы 26 октября 2005 г. было создано Межбанковское объединение ШОС, а 14 июня 2006 г. Деловой совет ШОС с целью налаживания диалога между финансовыми и предпринимательскими кругами государств - членов ШОС для создания благоприятной инвестиционной среды и реализации крупных совместных экономических проектов.

Следующий значительный шаг был сделан 16 августа 2007 г., когда был заключен Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов ШОС, призванный способствовать налаживанию стратегического партнерства между государствами - членами ШОС как по вопросам укрепления безопасности и стабильности, так и в области экономического, социального и культурного сотрудничества. В целях реализации данного договора и дальнейшего развития экономического взаимодействия 30 октября 2008 г. в Астане была утверждена обновленная Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств - членов ШОС.

Также следует отметить, что ввиду разразившейся осенью 2008 г. мировой рецессии стороны решили принять меры для минимизации последствий экономического спада и поощрения более тесного регионального торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Именно в этот период отчетливо проявился факт, что движущей силой организации в сфере развития экономического сотрудничества, несомненно, является Китай. Так, 16 июня 2009 г. Китай принял решение о выделении странам ШОС кредита на 10 млрд. долл. на преодоление последствий кризиса, а 14 октября 2009 г. в Пекине была принята Совместная инициатива по активизации многостороннего экономического сотрудничества по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса. В этой связи заслуживает внимания тот факт, что с 2001 по 2011 гг. размер товарооборота только между КНР и другими участниками ШОС увеличился почти в 10 раз - с 12,1 млрд. до 113, 4 млрд. долларов /3/. При этом Китай заинтересован и в дальнейшем расширении торгово-экономических связей, и 7 июня 2012 г. эта страна заявила о своей готовности выделить 10 млрд. долл. для кредитования проектов экономического сотрудничества в рамках ШОС.

Китай уже превратился в ведущего торгового партнера нашего государства (в 2011 г. на КНР приходилось 21,7% экспорта и 30,2% импорта Казахстана, что соответствовало в денежном отношении 19,3 и 12,7 млрд. долл., соответственно). При этом нет никаких сомнений, что данные внешнеторговые показатели (также как и аналогичные индикаторы взаимной торговли всех других стран ШОС) будут неуклонно расти вверх ввиду огромного потенциала экономического сотрудничества в рамках ШОС. В настоящее время на стадии обсуждения находятся создание Энергетического клуба ШОС (в целях содействия выработки единой стратегии в области топливно-энергетического комплекса), подписание Соглашения о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок (в целях содействия создания единой транспортной инфраструктуры и улучшения использования огромного потенциала региона в области транзитных перевозок), а также создание Специального счета (Фонда развития) ШОС (средства которого пойдут на финансирование совместных проектов).

Большое внимание уделяется также сотрудничеству в социальной и культурной сферах (прежде всего в области образования и науки, развития культурных и молодежных обменов) как одному из ключевых факторов неуклонного укрепления дружбы, добрососедства и взаимопонимания между народами стран ШОС. В этой связи особенно следует отметить принятое 15 июня 2006 г. Соглашение о сотрудничестве в области образования, в соответствии с которым был образован Университет Шанхайской Организации Сотрудничества. В целях реализации данного соглашения 24 октября 2008 г. в Астане министрами образования государств - членов ШОС была подписана концепция, согласно которой университет предполагалось построить в качестве сети уже существующих университетов в странах ШОС, а также странах-наблюдателях организации. При этом подготовку кадров в рамках Университета ШОС следовало осуществлять по приоритетным областям культурного, научно-образовательного и экономического сотрудничества ШОС: история, компьютерные технологии, лингвистика, машиностроение, материаловедение, металлургия, строительство, транспорт, экология, энергетика). Сетевой университет ШОС начал свою деятельность в 2010 г., и в его состав в настоящее время входят более 60 вузов стран ШОС.

Следует также отметить, что 4 мая 2009 г. состоялась учредительная конференция Молодежного совета ШОС, что существенно способствует установлению контактов между молодежью стран ШОС и наглядно показывает волю стран организации строить свои отношения на долгосрочной основе. В рамках ШОС созданы также механизмы сотрудничества в сфере здравоохранения и культуры. Развитию данных механизмов немало способствовали, в частности, проведенные в Астане совещания министров здравоохранения (18 ноября 2010 г.) и министров культуры (18-19 мая 2011 г.). В частности, стороны согласились усилить свое взаимодействие в отношении борьбы с инфекционными заболеваниями, что является жизненно необходимым для обеспечения условий устойчивого развития экономики и повышения благосостояния населения стран региона. Кроме того, страны ШОС решили расширить и укрепить сотрудничество в интеллектуальной и духовной сфере, а также в области туризма и спорта.

 


Просмотров 317

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!