Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Особенности создания событийных программ



Анимация в туризме

 

Анимационное обслуживание в туристической деятельности определено как оживление программ развлечений, отдыха и досуга туристов. Анимация - это деятельность по разработке и осуществлению специальных программ проведения свободного времени, организация развлечений и спортивного проведения досуга. Семенихин, В.В. Туристическая деятельность [Текст] / В.В. Семенихин. - М.: Эксмо, 2005. - с. 34

Социально-культурная анимация носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов отдыхающих. Назначение социально-культурной анимации состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, создания условий для снятия психологического напряжения, раскрытия интеллектуальных возможностей личности, раскрепощения инициативы, включения в реальную жизнь.

Социальные функции анимационной деятельности определяются учеными по-разному. Они трактуются следующим образом:

- производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

- накопление и хранение новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

- воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

- коммуникативное обеспечение знакового взаимодействия между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

- создание социализированной структуры взаимоотношений, опосредованных культурными компонентами;

- снятие производственного утомления, восстановление утраченных сил, предоставление психологической разрядки посредством игр и развлечений. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность [Текст] / А.Д. Жарков. - М.: Инфра-М, 2006. - с. 48

К анимационному обслуживанию относятся малые и крупные формы представлений, развлекательные мероприятия, конкурсные игровые программы, дегустация спиртных напитков с привлечением элементов театрализации.

Оживление достигается не столько драматургической и сценарной работой, сколько вовлечением туристов в действие, их участием в нем.

Анимация в туризме может быть представлена:



- анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоу-маскарады, карнавальные шествия и т.д.)

- анимационными театральными действиями (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями и т.п.)

- анимационными экспозициями (музейное шоу, костюмированные экспозиции). Сюда могут входить анимационные шоу-музеи, когда туристов и экскурсантов на экспозиции встречают «ожившие» исторические персонажи или когда вечером в гостинице организуется шоу, но не созерцательное, а с непосредственным активным участием туристов. Например, скучный когда-то и редко посещаемый музей первых английских переселенцев в г. Плимуте (США) превратился сегодня в национальное шоу при помощи анимационной организации экспозиции в натуральную величину (деревня с живыми персонажами, осуществляющими основные работы по дому, огороду и др.);

- анимацией в тематических парках (аттракционы, встречи с героями мультфильмов, супершоу). Первые развлекательные парки появились в Европе уже в конце 60-х годов. Но настоящий туристский бум они стали испытывать лишь в последние годы. Ежегодно наиболее крупные центры развлечений посещает до 10 млн. гостей. Наибольшей популярностью подобные туры пользуются у любителей семейного отдыха, молодоженов и небольших молодежных групп. Интересно, что большинство посетителей парков - не дети, на которых они были рассчитаны, а взрослые. Основные посетители парков в разных странах - зарубежные туристы. Наряду с интересными и захватывающими аттракционами главной привлекательной чертой тематических парков является происходящее вокруг действо. Так, например, американский парк Уолта Диснея - это настоящая индустрия отдыха и развлечений, устроенная с истинно американским размахом. Его уникальность как туристского продукта состоит не только в том, что он имеет свою собственную сложную инфраструктуру, предназначенную для развлечений, размещения, питания, обучения, и свою собственную жизнь, в которую включаются туристы, встречая на улицах парка и среди аттракционов различных героев мультфильмов и художественных фильмов Диснея. Привлекательны для туристов завтраки и ужины в окружении героев Диснея. Кроме того, ни за какие деньги не купишь ощущение сказки, в которой находишься круглосуточно;



- спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера);

- гостиничной анимацией (развлекательные, спортивно-оздоровительные мероприятия, вечера отдыха, работа миниклубов, кафе, баров в гостиницах). Аниматоры (чаще всего молодые люди) работают с туристами постоянно, можно сказать, круглые сутки. Основная задача этих работников - не дать людям соскучиться. Приезжаева, Е.М. Социально-культурная анимация в туризме [Текст] / Е.М. Приезжаева. - М.: Март, 2003. - с. 58

 

Путешествующих туристов объединяет не только интерес к культуре, обычаям, традициям народов мира, желание познакомиться с уникальными памятниками художественной культуры человечества, лучшими образцами мировой и отечественной литературы, музыки, театра, но и желание отдохнуть и развлечься.

Под анимационной программой подразумевается объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий. Кроме понятия «анимационная программа» часто используется понятие «анимационное мероприятие», которое является составной частью анимационной программы. Например, если мы составляем анимационную программу на день, то она включает несколько анимационных мероприятий: спортивные соревнования, вечернюю развлекательную программу, игры на пляже и т.д.

Разработка анимационных программ - особый вид деятельности, поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов-аниматоров является социально-значимой задачей. Аниматор занимается разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирует туристов в многообразии его видов, организует им полноценный отдых, который является не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни. Профессионал аниматор должен выработать в себе такие важные качества, как компетентность, коммуникабельность, организаторские способности, умение работать с людьми, высокая культура общения, нестандартность мышления, деловая смекалка, лидерство, фантазия. Котлер, Ф.В. Маркетинг. Гостеприимство и туризм [Текст] / Ф.В. Котлер. - М. ВЛАДОС, 2004. - с. 57

Днем туристы могут их видеть за прилавком бутика или обучающими новичков на корте, на спортивных состязаниях или рыбалке, организованных для туристов. Вечером те же аниматоры организуют красочное шоу, предусматривающее участие в нем туристов. В качестве формы аниматоры обычно имеют яркие футболки, позволяющие туристам видеть и узнавать их издалека. На футболке - карточка с именем аниматора и флагами стран, языками которых он владеет. Они приветливы. Здороваются с туристом как со старым знакомым: «Ну, как вчерашняя экскурсия, понравилась? Пойдемте с нами играть в волейбол». Хорошая память на лица - их профессиональная обязанность.

Работа аниматоров интересна и весела. Но все же хлеб этот нелегкий. Утром аниматоры проводят занятия по аэробике, развлекают туристов на пляже. Днем сопровождают их на экскурсиях и за покупками (помогут найти магазин, где подешевле, и поторговаться с продавцом). Вечером - шоу, а потом еще надо проследить, чтобы не скучали посетители бара. Кого-то надо пригласить потанцевать, с кем-то просто поговорить. Поэтому традиционно аниматорами работают молодые люди.

Таким образом, анимационные программы создаются аниматорами для развлечения гостей, восстановления (рекреации) их здоровья. Однако одна и та же программа может вызвать у одних людей положительные эмоции, а у других - прямо противоположные. Процесс восприятия предложенных анимационных программ зависит от многих факторов:

- возраста участников или зрителей;

- уровня образованности;

- пола;

- этнической принадлежности;

- настроения на момент реализации данной программы и т.д. Гаранин, Н.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации [Текст] /Н.И. Гаранин. - М.: ВЛАДОС, 2003. - с. 69

Именно поэтому важно дифференцировать потребителей данных услуг заранее, иметь в запасе несколько различных программ или мероприятий, чтобы удовлетворить разные вкусы.

Как правило, в начале нового сезона менеджер-аниматор утверждает анимационную программу на весь сезон. На каждый день недели (по часам) составляется точное расписание мероприятий, и на каждого члена команды возлагаются определенные обязанности по их проведению.

Общая программа анимации готовится таким образом, чтобы развлекательные и спортивные элементы были разнообразны по своей форме, интересны туристам и чтобы в проводимых мероприятиях было задействовано как много больше участников.

Вечерние шоу должны повторяться не чаще, чем один раз в две недели, из расчета обычно двухнедельного пребывания гостей в отеле. Сценарий, музыка, свет, хореография, костюмы - все четко продумывается и организуется членами команды и руководителем, который часто сам принимает участие в шоу-программах.

Во время обеда и перед ужином аниматоры встречают гостей у входа в ресторан, желают приятного аппетита, знакомятся с новоприбывшими гостями, общаются с теми, с кем сегодня играли, подсаживаются за столики, и, стараясь не допускать паузы в разговоре, развлекают гостей и приглашают принять участие в играх и развлекательных шоу после обеда. А занятые в вечернем шоу аниматоры проводят репетиции вечернего спектакля.

Таким образом, формулой анимации в туризме можно признать следующий комплекс: использование интереса + оживление экспозиции + включение туристов в действие + разнообразие развлечений. Основная задача - создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение. Анимационные программы создаются аниматорами для развлечения гостей, восстановления (рекреации) их здоровья.

Особенности создания событийных программ

 

Программное обслуживание в первую очередь использует мотивы и стремления клиентов. Естественно, что не все они могут быть отчетливо сформулированы и определены. Поэтому при их описании необходимо придерживаться несколько условной классификации, основанной на мотивации туристов при выборе того или иного вида отдыха или путешествия.

Мотивы туристов при выборе путешествия могут быть самыми разнообразными и зависят от многих факторов. Среди них, конечно же, и возраст, и уровень доходов туристов, и национальные особенности, и даже мода. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма [Текст] / А.В. Бабкин. - М.: Высшее образование, 2008. - с. 94

Однако среди всего многообразия мотивов специалисты выделяют наиболее типичные, присутствующие у большинства потребителей на большинстве туристских рынков. На них обычно основываются стандартные программы обслуживания, распространенные во всем мире. Это следующие мотивы и связанные с ними программы обслуживания:

1. Забота о сохранении здоровья - в этой группе программ предусмотрены туры с лечением, массажем и другими процедурами для семей, инвалидов, некурящих или бросающих курить, туры с оздоровительными видами спорта (плавание, аэробика, лечебная гимнастика и пр.).

2. Занятия спортом как средство психологической разрядки и повышения жизненной активности. Сюда входят туры, позволяющие заниматься в период отпуска такими видами спорта, которыми большинство людей не имеют возможности заниматься регулярно в течение года. Это горные лыжи, теннис, гольф, планерный спорт, конный, парусный спорт, серфинг, виндсерфинг, подводное плавание, сплав на байдарках и катамаранах и многое другое.

3. Обучение. Здесь можно выделить прежде всего изучение иностранных языков и разговорную практику, предусматривающие ежедневные занятия, а также другие виды рекреационных занятий. Кроме того, сюда входят обучение различным видам спорта и профессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг, экономика и др.). Небольшую группу составляют обучающие туры по интересам (кулинария, экология, астрономия и др.).

4. Возможность для самовыражения и самоутверждения. Эта группа включает в себя так называемые приключенческие туры: высококатегорийные туристские походы, кругосветное путешествие на теплоходе, африканское сафари, охота на верблюдах (Йемен, Египет) и мотонартах (Финляндия), покорение горных вершин, подводная охота и различные экспедиции.

5. Возможность заняться любимым делом (хобби) в среде единомышленников. Для таких людей существуют специальные туры для автолюбителей, для «фанатов» и спортивных болельщиков на спортивные соревнования, чемпионаты и олимпиады, для паломников, для коллекционеров и любителей (например, «Путешествие за орхидеями по Азии»), для гурманов («Сырный тур по Швейцарии» или «Пивной тур по Чехии») и др.

6. Решение деловых проблем. Сюда относятся так называемые деловые, конгресс-туры и т.п. Туристская фирма обеспечивает культурную и туристско-экскурсионную программу конгрессов, организует деловые поездки с посещением интересующих клиентов мест и предоставлением соответствующих услуг (транспорта, размещения, питания, конгресс-обслуживания и пр.).

7. Развлечение и потребность в общении с другими людьми. Это в основном путешествия в праздничные дни с развлекательно-познавательной программой.

8. Удовлетворение любопытства и повышение культурного уровня. Эти задачи решаются во всех названных выше турах, но основную роль они играют: в познавательных турах по знаменитым городам, столицам, историческим и культурным центрам; в театральных турах по знаменитым оперным залам, концертам и балетам; в литературных турах по местам действия известных литературных произведений и др. Буйленко, В.Ф. Туризм [Текст] / В.Ф. Буйленко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - с. 98

При выборе программы важны также экономические соображения, территориально-климатические и многие другие.

Каждый вид тура в зависимости от программы имеет особую специфику организации обслуживания туристов, распределения времени и предоставления услуг, технологии обслуживания туристов. При этом программа обслуживания строится исходя из основной цели путешествия. При всем разнообразии вариантов программ соблюдается принцип «Цель путешествия - тип тура».

Если не выполняется этот основополагающий принцип организации тура, составления программы, то работа обречена на провал, даже состоящая из высококачественных услуг высшей категории, так как турист считает качественным обслуживание только тогда, когда цель его путешествия выполнена. Если же он ее не достиг (скажем, ехал поправить здоровье, а попал в горный поход), то впечатления его отрицательны. Следовательно, спрос на такое туристское обслуживание падает. То же касается и безликих программ, составленных из услуг различной направленности и тематики и не отвечающих потребностям того или иного сегмента потребителей.

Любая программа обслуживания должна быть сориентирована на конкретного потребителя и соответствовать его целевым мотивам.

Целевые программы - это программы, построенные исходя из цели путешествия туристов. Цель путешествия - важный аспект ориентации содержания программы и обслуживания. Целевая ориентация программы диктует специфику обслуживания. На рынке представлено огромное множество целевых программ путешествий, равно как и туристских целей. Однако при все возрастающей их дифференциации существуют наиболее распространенные целевые программы обслуживания, такие, например, как курортно-оздоровительные, познавательные, деловые, спортивные и др.

Событийный туризм начал развиваться в России не так давно. Соответственно, событий, способных привлечь туристов в Россию, пока не слишком много. Но они появятся в ближайшее время, поскольку такая задача поставлена туристическим властям регионов. В любом случае организовать поездку на то или иное событие сможет любая принимающая фирма в России. Но позаботиться об этом надо заранее. Среди событий, привлекающих туристов в Россию, - крупные международные спортивные соревнования (Кубок Кремля по теннису, хоккейные турниры и футбольные матчи, спортивный Праздник Севера в Мурманской области), культурные события - Московский международный кинофестиваль, этнические праздники (якутский праздник в честь наступления лета Ыысах, недели культуры и искусства разных стран или народов) и религиозные (русская Масленица в Москве).

Одним из мощных событийных поводов стало празднование в конце мая 2003 года 300-летнего юбилея со дня основания Санкт-Петербурга. Юбилейные торжества в разных городах все же привлекают приезжих не только из России, но и из-за рубежа. Для участников Второй мировой войны во всем мире поводом для поездок в Россию служит 9 Мая - день окончания войны. В последние годы родственники погибших и оставшиеся в живых воины из Германии получили возможность посещать в России могилы своих близких и друзей. Привлекательные для россиян события происходят летом в южных городах страны. Это карнавалы - открытия курортного сезона в Геленджике и Анапе, музыкальные и кинофестивали и пр.

Таким образом, событийный туризм - это уникальные туристические предложения, которые включают в себя помимо традиционного отдыха участие в самых интересных мероприятиях стран мира. Такие туры становятся все более популярными, все больше появляется людей, которые хотят максимально интересно провести свой отпуск или выходные дни. Выставки техники, спортивные мероприятия, концерты известных исполнителей, шоу и мюзиклы, фестивали и ярмарки - все это является центром и основой событийного туризма. Данные туры по желанию можно комбинировать со свободным времяпровождением.

 

Заключение

Формулой анимации в туризме можно признать следующий комплекс: использование интереса + оживление экспозиции + включение туристов в действие + разнообразие развлечений. Основная задача - создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение. Анимационные программы создаются аниматорами для развлечения гостей, восстановления (рекреации) их здоровья.

Событийный туризм - это уникальные туристические предложения, которые включают в себя помимо традиционного отдыха участие в самых интересных мероприятиях стран мира. Такие туры становятся все более популярными, все больше появляется людей, которые хотят максимально интересно провести свой отпуск или выходные дни. Выставки техники, спортивные мероприятия, концерты известных исполнителей, шоу и мюзиклы, фестивали и ярмарки - все это является центром и основой событийного туризма. Данные туры по желанию можно комбинировать со свободным времяпровождением.

Анимационные событийные программы в Республике Хакасия носят культурный, спортивный и этно-культурный характер. Туристические программы направлены на изучение истории республики, верований и преданий народов, проживающих на этой территории, вовлечение туристов в процесс празднования исторических праздников и свершения символических обрядов, а также на изучение современной жизни республики.

 

АТТРАКЦИИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Аттракции attractions & attributes of a destination — буквально «объекты туристского показа и развлечения» — важный элемент туристских ресурсов.

К ним относят:

(а) natural resources — естественные природные ресурсы: климат, пляжи, водные пространства, горы, каньоны и т.п.;

(б) cultural & heritage resources — исторические места, крупные красивые города, музеи, театры;

(в) recreational facilities — рекреационные пространства: национальные парки, заповедники, горнолыжные курорты, морские побережья и т.п.;

(г) special events — важнейшие культурные события, всемирно известные карнавалы в Латинской Америке, крупные спортивные мероприятия, например, автомобильные гонки «Формула-1», мировые первенства по футболу, теннису, фестивали искусств, крупные ежегодные выставки и т.п.

(д) specific activities — особые интересы: шоппинг, казино, скачки и т.п.;

(е) phsichological appeal — романтика, приключения и т.п.;

(ж) theme parks тематические развлекательные парки. Во Флориде (США) на сравнительно небольшом пространстве сосредоточено 70 крупных тематических парков, из которых Дисней Ворлд (по существу состоящий из пяти парков, каждый из которых невозможно обойти даже за день) далеко не самый крупный. Это и гигантские океанариумы, дельфинарии, большие зоопарки и другие.

 

Турист является потребителем туристического продукта, который представляет собой совокупность туристических услуг, работ и товаров, состоящий минимум из двух или более единичных или множественных туристских услуг. Туристические услуги - услуги субъектов туристической деятельности относительно размещения, питания, транспортного, информационно-рекламного обслуживания, а также услуги учреждений культуры, спорта, быта, развлечений и т.д., направленные на удовлетворение потребностей туристов. Но для Чтобы удовлетворить туриста на 100% нужно подарить ему незабываемые впечатления и приятные воспоминания от тура, в чем и состоит цель одного из основных компонентов тура - аттракций.

Аттракции - система развлечений и мероприятий, направленных на то, чтобы сформировать положительное впечатление у туриста от тура. Аттракции - это то, для чего человек покидает свой дом и отправляется в туристическую поездку. Они являются важным элементом полноценного отдыха. Более того, система развлечений играет решающую роль в успешности тура. О чем будет вспоминать человек, после вернется с туристической путешествия? О том, какие замечательные условия были во время перевозки? А, может, будут с увлечением обсуждать со своими друзьями детали завтрака, который им пришлось попробовать во время путешествия? Маловероятно. Если качественная перевозка, питание и размещение - это лишь предпосылки для отдыха, то потребление достопримечательностей и есть сам отдых. Туристы, как правило, вспоминают приятные впечатления, полученные во время развлечений. Они с удовольствием будут делиться чувствами, пережитыми во время какой забавы, рассказывать о погружении в тропическое море, посещение редкого музея или достопримечательности архитектуры,

восхождение на неприступную горную вершину, или просто о приятных минут, проведенные на морском пляже. Итак, аттракции - это тот компонент, который преобразует обычное проведения свободного от работы времени в полноценный отдых.

Наверное, невозможно составить универсальный перечень развлечений, который будет идеальным для каждого туриста. Оптимальный подбор развлечений может быть найден лишь при учете таких факторов как национальность туриста, его традиции и обычаи, образ жизни и другие. Экскурсии, прогулки По местности, посещение музеев, картинных галерей, памятников культуры, мест религиозного значимости, созерцание природных явлений или живописных ландшафтов, участие в развлекательных соревнованиях или играх, посещения концертов, спортивных мероприятий, магазинов, дискотек, игровых учреждений и других развлекательных объектов - вот неполный перечень достопримечательностей, которые предлагаются туристическими организаторами туристам.

Экскурсия - организованная поездка, не превышающий 24 часа, в сопровождении специалиста-экскурсовода по заранее составленным маршрутам с целью ознакомления с памятниками истории, культуры, природы, музеями, с выдающимися местами т.д..

Экскурсия, наверное, является самой распространенной формой достопримечательностей. Большинство туров включают в свою программу проведения тематических экскурсий. Этот вид развлечений воспринимается Большая часть туристов и поэтому активно интегрируется в большинство туров. Экскурсии имеют не только развлекательную функцию, но и познавательную, что позволяет совмещать отдых с расширения кругозора и развития личности.

Популярным видом развлечений является посещение парков, аттракционов. Самым известным таким парком в мире "Дисней Лэнд», который охватывает такие аттракционы как карусели, американские горки, комнаты смеха, ужасов, кривых зеркал, водные аттракционы, верховая езда, комнаты имитации определенных ситуаций: фантастических, сказочных, реалййих, экстремальных. Парки аттракционов также ориентированы на широкий круг туристов, они станут прекрасным местом для времяпрепровождения семьям с детьми, романтической сказкой для влюбленных, источником улыбки и веселого настроения для всех посетителей.

Некоторые аттракционы можно сравнить с прогулкой, а некоторые могут стать испытанием даже для самых стойких.

Другим популярным видом развлечений, который преимущественно ориентирован на детей и подростков, являются компьютерные аттракционы. Они дают возможность отвлечься от реалий и погрузиться в виртуальное пространство, где можно сделать то, что никогда не удастся в реальной жизни, где не нужно подчиняться правилам, то можно создавать их самому. Современные компьютерные парки поражают размерами и возможностями, разнообразием виртуальных аттракционов, начиная от симуляции реальных вещей и кончая завоеванием Марса или всей Галактики.

Игорная индустрия, которая ориентируется преимущественно на взрослых людей, относится к любимых развлечений туристов. Карты, боулинг, бильярд, рулетка, игровые автоматы для многих людей неотъемлемый элемент отдыха. И не являются преградой, порой такие развлечения приводят к чрезмерным затратам, поскольку расходование денег - также развлечение. Ярчайшим примером популярности и размаха игорнби индустрии является Лас-Вегас, который стал столицей • мирового игорного бизнеса.

Очень часто туристические операторы создают туры только для, того чтобы продемонстрировать какую-то одну аттракции. Это как правило концерт, спортивный или другой зрелищное мероприятие. Фаны любимых исполнителей и музыкальных групп становятся туристами и преодолевают значительные расстояния только ради того, чтобы не пропустить концерт своего "идола". На первый взгляд может показаться, что спортивные мероприятия привлекают лишь незначительное количество туристов. Но если вспомнить такие события как Олимпийские игры, или международные соревнования по определенным видам спорта, то остается только удивляться популярности таких аттракций.

Ночная жизнь также находит своих сторонников среди туристов. Дискотеки или клубные "тусовки" - любимые аттракционы молодых людей. Всем известный остов Ибица, который ярко демонстрирует актуальность такого вида достопримечательностей как ночные клубы или дискотеки.

Дайвинг, серфинг, прыжки с парашютом, сноубординг - это также аттракционы, но уже экстремального туризма, которым занимаются смелые люди во многих странах мира.

Перечислить все аттракционы невозможно. Тем более, что один человек может считать аттракцией том, что для другой серые будни. Следует помнить одно - без аттракционов полноценный отдых невозможен, а значит и туризм тоже. К счастью, туризм развивается и берет на вооружение все новые и новые развлечения. Примеров этому множество. Наиболее ярким, наверное, является превращение некогда сверхсекретного и недостижимого космического пространства в аттракции для самых требовательных и самых туристов.

В то же время следует помнить, что для того чтобы доставить туристу наслаждение, нужно грамотно спланировать и распределить аттракции. Не следует перегружать туриста достопримечательностями, потому что уставший человек будет думать только об отдыхе и просто физически не сможет получить положительные эмоции от предложенной аттракции. Нужно заботиться о моральном и физическом состоянии туриста и давать ему достаточно времени на отдых. И только после этого предлагать другие развлекательные мероприятия. С тем же соображениям не следует нагружать туриста экскурсий или развлекательными программы после длительной поездки. Пользы от этого мало, а вот шансы разозлить уставшего экскурсанта достаточно высоки.

Важно оставлять туристу право выбора. Навязывание полных развлечений может негативно повлиять на настроение путешественника. А как известно, хорошие вещи забываются быстро, а плохие, даже мелочи, откладываются в памяти надолго. Если оставить туристу право выбора, то в большинстве случаев он согласится принять участие в предложенной достопримечательностей (ведь он за нее заплатил!), а главное - Скорее всего получит от нее положительные впечатления.

Непосредственное проведение развлекательного мероприятия также требует рационального подхода. Нужно выжать из этого мероприятия максимум и подать это туристу в лучшей форме.

Исходя из выше изложенного понятно, что планирование и проведение достопримечательностей - это очень ответственное дело, в котором необходимо учитывать все детали. Ведь, как известно, в туристическом бизнесе мелочей нет. Даже маленький недостаток - опасность потерять клиента навсегда и в этом случае не поможет ни 5-ти звездочный отель, ни изысканные блюда

 

Аттракторы как ядро планирования развития туризма в регионе

Основу туризма, его движущую силу составляют объекты привлекательности для клиентов: уникальные природные образования (каньоны, скалы, водопады, моря), красивые города, общенациональные и религиозные праздники, крупные зрелищные и спортивные мероприятия, национальные парки, музеи, ярмарки, казино и т.д. Одним из новых и перспективных объектов притягательности стал космос: там побывало уже три туриста. Такие объекты привлекательности можно назвать аттракторами.

Понятие «аттрактор» (от англ. to attract - притягивать) широко используется в различных областях науки и техники. Поиск, нахождение и привлечение все новых аттракторов объективно обеспечивают развитие туризма и увеличение потока клиентов.

Под туристскими аттракторами следует понимать комплекс объектов, расположенных на определенной территории, обладающих различными свойствами, которые представляют интерес для туристов и на этой основе формируют цели посещения объектов привлекательности.

Понятие «аттрактор» в специальной литературе по туризму не встречается; обычно используются такие определения, как «объекты туристской привлекательности», «аттракции» - развлечения, являющиеся важным элементом туристского продукта. Аттракции способствуют развитию интереса потребителей к тому или иному туристскому центру и выступают одним из главных источников дохода. На эффективность объектов привлекательности для гостей влияет наличие или отсутствие языкового и культурного барьеров. Наиболее популярные у туристов виды аттракции - театральные и концертно-зрелищные мероприятия.

Однако необходимо разграничить понятия «аттрактор» и «аттракция» - они нетождественные друг другу. Аттракции обладают лишь некоторыми качествами аттракторов и не отражают сущности, различных форм и свойств притягательности таких объектов, в том числе территорий. Иными словами, аттракции - составная часть, выявленные и используемые свойства аттракторов. По существу, аттракторы как объекты материальной природы - носители свойств аттракции.

Наличие определенных видов аттракторов на конкретной территории, в свою очередь, влияет на формирование инфраструктуры туризма, которая развивается в зависимости от предъявляемых клиентами требований. Чем больше разнообразных аттракторов находится в регионе, тем больше потребителей он притягивает и тем интенсивнее развивается здесь инфраструктура туризма. Поэтому перед органами, занимающимися планированием туризма и управлением этой сферой, стоит первоочередная задача - находить и развивать аттракторы как ядро системы, обеспечивая устойчивость развития туризма в конкретной дестинации.

Для потребителей интерес представляет не сам объект-аттрактор, например Средиземное море, а его определенные свойства, обладающие характеристиками, которые мы называем характеристиками туристских аттракторов (в рассматриваемом примере это температура воды выше 22С и воздуха около 30-40°С, яркое солнце и т.д.). При этом если до благоустроенного пляжа очень далеко, турист может выбрать другое место для отдыха, поэтому свойства аттракторов, которые обусловливают интерес к месту отдыха, должны быть уточнены дополнительными характеристиками, в частности возможным способом использования этих свойств, временем и продолжительностью пользования, доступностью.

Кроме того, времени на использование свойств аттракторов должно быть больше временных возможностей туриста. Именно недополученные клиентом аттракторы будут стимулировать его поездку во второй и третий раз. Например, после первого посещения Эрмитажа можно получить лишь общее представление о самом Зимнем дворце и имеющихся там экспонатах. И с каждым последующим визитом человек будет открывать для себя все новые и новые сокровища, хранящиеся здесь.

Как правило, при выявлении свойств аттракторов, т.е. причин туристской популярности региона, каждое из них усредняют, выделяя ограниченное количество доминант. Вернемся к Эрмитажу. Обычно его характеризуют как сокровищницу мировой культуры, но это еще и последний дворец русских царей. Однако у каждого туриста свое видение ценностей и иерархия этих ценностей относительно конкретного аттрактора. Поэтому не всеми включенными в турпакет услугами, связанными с посещением объектов привлекательности, человек пользуется. Часто он дополнительно оплачивает посещение музеев, экскурсионные программы, которые не входят в тур, но представляют интерес лично для него. Отсюда следует, что повышению экономической эффективности маршрута будет способствовать увеличение разнообразных аттракции, не обязательных и не включенных в стоимость тура. Это обстоятельство требует принципиально новых подходов к индивидуализации маршрутов на основе более полного удовлетворения субъективных потребностей туристов.

Таким образом, выделенные свойства объектов, обладающие характеристиками туристских аттракторов, можно рассматривать как цели интересов туристов. Именно цели отражают потребности клиентов, их запросы, интересы, что и определяет возможные пути и средства их удовлетворения.

Для того чтобы аттракторы сохраняли свою привлекательность и, возможно, даже усиливали ее, необходимо:

1) поддерживать на надлежащем уровне их эксплуатационные характеристики (так, при размещении турбаз и кемпингов на берегах озер и водохранилищ норна допустимой рекреационной нагрузки по длине береговой линии не должна превышать 200 человек на 1 км берега;

2) разрабатывать и внедрять новые методы демонстрации достопримечательностей [так, в известных музеях и картинных галереях мира (Эрмитаж, Лувр, Русский музей и др.) используются аудиогиды, в последнее время в современных туристских технологиях и программах очень часто используют игры, классическим примером здесь являются тематические диснеевские парки];

3) осуществлять поиск новых свойств используемых объектов (так, в маленьких старинных итальянских городах стали проводить фестивали Средневековья - старинные замки и крепости, площади, башни, узкие извилистые улочки, церкви, сохранившие раннехристианский облик, вместе с переодетыми в средневековые костюмы жителями создают атмосферу путешествия во времени);

4) развивать аттракторы (так, правительство Москвы разработало план по созданию в историческом центре столицы комплексной туристической рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы», в районе которого будет сформировано единое пешеходное пространство для туристов, а также предусмотрена организация экскурсионных маршрутов);

5) улучшать доступность к объектам (например, для того чтобы привлечь японских туристов в Санкт-Петербург, необходима развитая служба информации о музеях, выставочных залах и т.д., желательно наличие гидов-переводчиков и буклетов на японском языке);

6) разрабатывать программы по созданию новых центров туризма (примером может служить маленький городок Великий Устюг в Вологодской области, объявленный родиной российского Деда Мороза).

Возможно, недостаточный учет этих и других факторов снижает активность посещения туристами интересующих их объектов.

Туризм в регионе в определенном смысле самодостаточен, так как функционирует и развивается за счет средств посетителей, которых притягивают аттракторы. При этом важная роль принадлежит инфраструктуре обслуживания туристов, создающей для них удобства отдыха, быта и использования свойств аттракторов, в первую очередь - транспорта; размещения в соответствии с индивидуальными особенностями клиентов (молодые, пожилые, семейные и т.д.) и платежеспособностью; питания и других услуг.

Инфраструктура туризма на современном этапе его развития приобретает сложный и масштабный характер как на уровне отдельно взятого региона, так и на государственном и мировом уровнях, используя элементы инфраструктур другого назначения. Так, при планировании и прогнозировании развития туризма в конкретном регионе необходимо учитывать, что многие элементы социально-экономической структуры этой географической зоны используются туристами (инженерные коммуникации, в том числе дорожная сеть, системы связи, учреждения торговли и т.д.)> а туристские объекты - местным населением.

Общепринятым для экономической науки является определение инфраструктуры как «комплекса объектов и сооружений, образующих материально-техническую базу отраслей, которые обеспечивают общие условия для функционирования общественного производства и, способствуя ускорению оборота капитала, повышают уровень интенсификации производственной деятельности». Что касается туристской инфраструктуры, то в различных источниках под ней понимается либо «совокупность вспомогательных отраслей и учреждений, организующих и обслуживающих индустрию туризма, туристскую деятельность в целом», либо к инфраструктуре относят только дорожно-транспортную сеть и информационно-коммуникативные связи, либо она трактуется как «…комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, непосредственно не относящихся к производству туристского продукта, но необходимых для самого процесса производства туристских услуг». При этом к инфраструктуре туризма не относятся, например, объекты привлекательности, т.е. цели интересов туристов. В соответствии с принципами планирования необходимо прийти к единству в понимании сущности понятия «инфраструктура туризма» и рассмотрению ее с системных позиций.

В таблице 1. представлена декомпозиция обслуживающей туристов инфраструктуры в регионе по степени необходимости ее составляющих для производства туристских услуг. Особенность функционирования и развития этой инфраструктуры заключается в том, что ее элементы (объекты, учреждения, организации) взаимодействуют, образуя в ряде случаев различные формы и виды интеграционных структур. Так, выявлено стремление отдельных элементов и всего инфраструктурного комплекса к интеграции не только внутри его (например, создание единой подсистемы гостеприимства, включающей гостиницы, рестораны и кафе), но и с внешней средой (например, туристско-рекреационные учреждения и предприятия питания с аграрно-промышленным комплексом региона). Выявление и использование существенных связей между элементами инфраструктурного комплекса и их свойствами, во-первых, позволяет выделить комплекс из экономической среды региона в виде целостного управляемого объекта, во-вторых, повысить эффективность функционирования туризма за счет более рационального использования ресурсов, в-третьих, делает отрасль позитивным фактором социально-экономического развития региона.

аттрактор туризм регион услуга

Декомпозиция инфраструктуры туризма в регионе

 
Группа Характеристика  
I Аттракторы, являющиеся целями поездки, и аттракции как форма дополнительных развлечений (интересов) для туристов (культура, традиции, исторические объекты, концерты, спортивные мероприятия, фильмотеки и т.д.)  
II Основная, созданная в первую очередь для обслуживания основных, жизненно необходимых постоянных во время тура потребностей туристов при реализации цели их поездок (транспортные услуги, услуги средств размещения, питания, а также услуги турфирм-организаторов)  
III Дополнительная, направленная на закрепление у туристов позитивных впечатлений об особенностях дестинации, например, продажа сувенирной продукции, а также предоставление услуг специфического местного характера (в Турции - турецкие бани, в Финляндии - финские сауны, во Франции - учреждения винотерапии)  
IV Особая, ориентированная на обслуживание преимущественно местного населения и услугами которой могут пользоваться туристы (муниципальный транспорт, торговля, учреждения здравоохранения, банковские и правоохранительные организации, страховые компании, бытовые учреждения и т.д.)  
V Поддерживающая эксплуатационные характеристики туристских учреждений, комплексов, т.е. предприятия, используемые для поддержки функционирования ежедневно в заданном режиме основной и дополнительной инфраструктуры (головные сооружения и магистральные сети коммунального обслуживания, дорожное хозяйство, образовательные, научные, информационные и другие учреждения)  
VI Обеспечивающая различные виды ремонтных работ, наладку, пуск оборудования, а также развитие предприятий туризма, туристских комплексов (например, строительство новых и реконструкция старых гостиниц)  
     

Таким образом, под инфраструктурой туризма в регионе понимается система, которая включает в себя как объекты, предназначенные только для обслуживания туристов, так и обеспечивающую и поддерживающую инфраструктуру отдельной территории.

Введение в научный оборот понятия «туристские аттракторы» позволяет расширить представление о туризме в регионе и в дальнейшем рассматривать объект исследования как большую открытую систему, включающую в себя: объекты привлекательности (аттракторы); обслуживающую туристов инфраструктуру; региональную среду; туристов, а также внешнюю среду, структурированную по иерархии факторов влияния (рис. 1).

Системный подход к туризму предполагает, что факторы внешней среды будут воздействовать не только на элементы системы туризма (аттракторы, туристов, инфраструктуру туризма и др.), но и на связи, которые существуют между этими элементами и определяют целостность, и на функциональную сторону: связь «турист - региональная среда», социально-культурные, природно-экологические и др.

Перечисленные виды связей имеют место как внутри системы (на уровне региона), так и за ее пределами - на более высоком уровне (государственном, мировом), что свидетельствует об открытости туризма как функционального образования.

Установлено, что инфраструктура туризма имеет территориальную привязку, образуя так называемую туристскую дестинацию. Концептуальное представление туризма в регионе как большой открытой системы позволяет представить дестинацию как систему, представляющую собой совокупность компактно расположенных на ограниченной территории мест притягательности (аттракторов) и инфраструктуры, обслуживающей туристов, с развитыми внутренними и внешними связями, причем векторы этих связей могут не совпадать в пространстве и времени. Термин «дестинация» (от англ. destination - местонахождение) был введен Лейпером в середине 1980-х гг. и определялся как географическая территория, имеющая определенные границы со «всевозможными» удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения разнообразных нужд туристов.

На территории региона может располагаться одна или несколько туристских дестинаций. Желание гостей удовлетворить свои потребности с помощью тех или иных аттракторов, находящихся на территории дестинаций и являющихся необходимым элементом ее инфраструктуры, «запускает» туристскую систему в действие и создает спрос на соответствующие услуги. Именно аттракторы - один из главных факторов конкуренции между туристскими дестинациями, а следовательно, необходимо найти свою «изюминку» для привлечения туриста на территорию данной зоны отдыха.

Изучение особенностей развития туризма в регионах позволило выделить некоторые принципы формирования, устойчивого функционирования туристских дестинаций на основе максимального использования факторов привлекательности отдельно взятой территории.

1. Принцип комплексного ландшафтного строительства и компактного размещения туристских предприятий, помогающий экономить на строительстве и эксплуатации коммуникационных сообщений. Это позволит, в свою очередь, предоставлять туристам максимальное количество услуг при условии не превышения предельно допустимых нагрузок на ландшафт.

2. Принцип функциональной интеграции, заключающийся в необходимости интегрирования функций управления отдельными предприятиями, формирования общих функций управления туристской дестинацией, исходя из целей развития туризма в регионе и ресурсов, с учетом туристских потоков. Это объясняется тем, что дестинация преследует иные, более высокого уровня цели, нежели каждый ее элемент в отдельности, работающий в заданном режиме и направлении. Заметим, что цель каждого коммерческого предприятия туризма состоит в извлечении максимальной прибыли в условиях конкуренции, а цель управления дестинацией - в обеспечении устойчивого функционирования и развития на основе все более качественного и разнообразного обслуживания клиентов (необходимое условие обеспечения массового туризма и получения желаемых доходов как источника развития дестинаций).

Рис. 1. Концептуальное представление системы туризма в регионе

3. Принцип дополнительности, заключающийся в возможности сочетания туристских аттракторов с различными видами деятельности региональной экономики: сельским хозяйством (продукты питания, сельский туризм), рыболовством (вид туризма и продукты питания для туристов), охраной природы (аттракторы - национальные парки), горнодобывающей промышленностью (экскурсии в шахты) и другими видами, - путем предъявления к дестинаций новых, дополнительных требований (разнообразие, комфортность, доступность и т.д.).

4. Принцип комплексирования коммуникаций и вариантности эксплуатации объектов, заключающийся в возможности использования того или иного объекта многоцелевым образом. Например, транспортная инфраструктура предназначена не только для обслуживания населения региона, но и туристов. В результате обеспечивается сокращение общей протяженности коммуникаций, упрощение их эксплуатации, локализация вредного воздействия на окружающую среду, совершенствуется дорожно-транспортная связь с туристскими центрами в регионе.

5. Принцип информатизации. Современные компьютерные системы бронирования и резервирования гостиниц, авиабилетов, круизов и т.д., такие, как Amadeus, Gabriel, Sabre, WorldSpan, Apollo и др., имеющие свои представительства в Интернете, приносят большую прибыль, обеспечивая массовые туристские потоки. Кроме того, и сами туристы могут свободно обращаться к подобным информационным системам как во время поездки, так и на месте пребывания для получения интересующей их информации.

6. Принцип экологичности инфраструктуры туризма, состоящий в том, что для массового развития туризма в регионе его территория должна быть экологически безопасна для приезжающих. Необходимо учитывать экологические последствия и ограничения развития туризма в каждой зоне отдыха, меры защиты природных ценностей, обеспечить оптимизацию пропускной способности объектов и нагрузок на них, регулирование использования территории и др.

7. Принцип опережения или предупреждения. Весь механизм управления туристской дестинацией должен быть ориентирован на предупредительные меры возникновения кризисных ситуаций либо снижение действия негативных факторов и усиление влияния позитивных.

Эти принципы формирования и функционирования туристской зоны могут и должны действовать одновременно, так как каждый из них определяет основные условия нормальной жизнедеятельности и развития дестинаций.

 


Просмотров 1008

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!