Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Анализ результатов эмпирического исследования



В нашем исследовании мы использовали методику «Родительские отношения» Варга А.Я., Столина В.В. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними (Приложение 1).

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из пяти шкал:

1. «Принятие – отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.

2. «Кооперация» – социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается помочь ребенку, сочувствует ему. Поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.

3. «Симбиоз» – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Высокие баллы по этой шкале интерпретируются как стремление родителя к симбиотическим отношениям с ребенком.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм.

5. «Маленький неудачник» («инфантилизация») – отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. На рисунке 1 представлено процентное соотношение преобладающих стилей воспитания матерей.

 

Рис. 1 – Процентное соотношение преобладающих стилей воспитания матерей



Из полученных результатов видно, что более половины матерей (53%) принимают своего ребенка. Им нравится ребенок таким, какой он есть.

Матери уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, одобряют его интересы и планы. Однако достаточно большое количество матерей имеют высокие и средние показатели по шкале «Принятие – отвержение», что говорит о том, что они склонны воспринимать ребенка плохим, неприспособленным и неудачливым. Такие родители часто испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Они не доверяют ребенку и не уважают его.

82% испытуемых набрали высокие и средние баллы по шкале «Кооперация». Это свидетельствует о том, что большинство матерей проявляет заинтересованность делам и планам ребенка, стараются помочь ему, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него.

У 80% испытуемых дистанция в общении с ребенком слишком мала.

Эти матери ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Они постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется им маленьким и беззащитным. Это может объясняться небольшим возрастом детей (6-10 лет), а может быть связано и с повышенной личностной тревожностью самих матерей.

Небольшой части данной группы испытуемых (40%) свойственен авторитарный стиль воспитания: строгая дисциплина, безоговорочное послушание. Такие родители стараются навязать ребенку свою волю, не в состоянии понять точку зрения ребенка. Они пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. 7% родителей набрали низкие баллы по этой шкале – это свидетельствует о том, что контроль за действиями ребенка практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Более половины родителей (53%) имеют средний уровень контроля, что является наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека.



49% испытуемых набрали высокие и средние показатели по шкале «Инфантилизация». Это говорит о том, что матери видят своего ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом, приписывают детям личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка не воспринимаются всерьез. Ребенок кажется матерям не приспособленным, открытым для дурных влияний. Возможно, именно поэтому 36% матерей предпочитают жестко контролировать своих детей. 51% испытуемых имеют низкий уровень по этой шкале – это свидетельствует о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.

. Данные по методике «Метод социометрических измерений»собраны в(Приложении 3). Обработка результатов по данной методике состоит в подсчете положительных и отрицатель голосов, отданных за каждого испытуемого. На основании этого подсчета выделяются группы детей по полученным статусам, данные заносятся в социоиматрицу (Приложение 5), рисуется социограмма (Приложение 6), подсчитывается социометрический индекс.

После подсчета голосов за каждого ребенка, были выделены следующие группы:

- Популярные («звёзды») ― дети, получившие наибольшее количество позитивных ответов (>4).

- Предпочитаемые (избранные)― дети, получившие 3-4 позитивных ответа или просто по одному положительному ответу.

- Игнорируемые ― дети, не получившие ни одного отзыва ― они остаются незамеченными.

- Отверженные ― дети, получившие, в общем, наибольшее количество негативных отзывов.

 

Таблица 1 – Результаты изучения социометрического статуса

 

Социометрический статус Кол-во %
популярные
предпочитаемые
изолированные
отвергаемые
Всего

 

Таким образом, большинство дошкольников обладают благополучным статусом в системе межличностных отношений. 7 дошкольников имеют социометрический статус «звезды», что составляет 23% от общего числа детей, 18 дошкольников относятся к группе «предпочитаемы» (60%) , только 3 детей имеют неблагополучный статус изолированных» (10%) 2 детей – статус отвергаемых – 7%.

 

Результаты, полученные по методике «Лесенка» представлены в таблице 2.Номер ступеньки соответствует количеству баллов. Чем меньше номер ступеньки, тем выше уровень самооценки. При анализе результатов по методике «Лесенка», прежде всего, нужно обратить внимание, на какую ступеньку ребенок себя поставил сам. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые лучшие».

В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе. Хотя в этом возрасте у ребенка только формируется устойчивая самооценка, мы можем говорить о неадекватно завышенной самооценке, особенно, если ребенок не может обосновать свой выбор.

Исходя из полученных результатов,( см. Приложение 2) мы можем сделать вывод о том, что практически у всех детей в данной выборке (96%) достаточно высокая самооценка. Уже само это является, как было сказано выше, позитивным признаком, хотя, исходя из этих данных, мы не можем судить ни о сформированности и устойчивости, ни о причинах именно такой самооценки, поскольку не изучались данные о взаимоотношениях в семье, а также не проводились повторные исследования уровня самооценки.

 

Обобщенные данные по методике «Лесенка» представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Обобщенные данные по методике «Лесенка»

№ ступеньки Количество выборов %
64%
24%
8%
4%
Ср. арифм. 1,56  

А) на первое место себя определили 16 детей, что составляет 64% от выборки;

Б) на второе место – 6 детей, что составляет 24% от выборки;

В) на третье место – 2 детей; что составляет 8% от выборки;

Г) на пятое место – 1 ребенок, что составляет 4% от выборки;

Для определения характера взаимосвязи между стилем воспитания матери статусом ребенка мы использовали метод Спирмена. (см. Приложение 4)

 

 

Рис 2..Показатели взаимосвязи статуса дошкольника и стиля воспитания матери- принятие, кооперация, симбиоз

Установлено наличие положительной связи между высоким социометрическим статусом и отношением матери - принятие. Чем выше статус, тем в большей степени мать принимает ребенка таким, каков он есть, уважает индивидуальность ребенка.. Наличие положительной связи между социометрическим статусом и отношением матери «симбиоз». Это значит, что детям, имеющим благополучные статусы, мама предоставляет больше автономии, не испытывает сильной тревоги, поощряет их независимость.

Таким образом, для популярных и принятых детей характерно преобладание высоких значений по шкалам опросника детско-родительских отношений. Мать уважает индивидуальность ребенка, одобряет его интересы и планы. Мать предоставляет ребенку автономность, чрезмерно не опекает его. В то же по шкале «кооперация» (высокие значения) отчетливо прослеживается формирование социально желательного образа ребенка: мать поощряет инициативу и самостоятельность ребенка.

 

 

Рис 3. .Показатели взаимосвязи статуса дошкольника и стиля воспитания матери- отвержение, инфантилизация

Изолированные и отверженные дети имеют следующие характеристики родительского отношения: большинство мам детей, которые имеют неблагополучный социометрический статут, не принимают своего ребенка, критикуют его, считают неприспособленным, неудачником, формируют в нем образ социальной желательности, а также испытывают тревогу за ребенка, не поощряют его самостоятельности. Часть мам детей данной статусной группы строго контролируют ребенка, что выражается в их гиперсоциализации (Приложение 3

Таким образом, можно утверждать, что отношение матери к ребенку-дошкольнику влияет на его социометрический статус. Поощрение автономии ребенка, вера в его силы, эмоционально-насыщенные отношения благоприятно сказываются на характере межличностных отношений дошкольника в группе детского сада. Гипотеза взаимосвязи стиля воспитания матери на статус дошкольника в группе сверстников была доказана .

По результатам исследования и с использованием научной литературы нами были сформулированы психолого-педагогические рекомендации для психолога:

1. Необходимо провести диагностику стиля воспитания родителей в целях дальнейшей коррекционной работы для детей, имеющих низкий уровень психологического развития.

2. Провести работу по просвещению родителей: разъяснить, как стиль воспитания влияет на формирование личности.

3. Регулярно проводить индивидуальные консультации с родителями.

Также нами были составлены психолого-педагогические рекомендации для родителей с определенными стилями воспитания.

По результатам исследования симбиотические отношения дают такие результаты, как средне зрелый уровень школьной готовности.

Рекомендации:

1. Давайте ребенку больше возможности самостоятельно принимать решения и проявлять инициативу.

2. Старайтесь меньше опекать ребенка.

3. Чаще советуйтесь с ребенком насчет вопросов, лично касающихся его и общих проблем семьи.

4. Старайтесь меньше ограждать ребенка от трудностей реальной жизни.

5. Давайте ребенку больше возможности удовлетворять свои же потребности.

Высокий контроль может отрицательно влиять на психологическую готовность к школьному обучению и на дальнейшее развитие ребенка.

Рекомендации:

1. Уважайте право ребенка на собственное мнение.

2. Сдерживайте собственнические инстинкты и относитесь к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

3. Каждая проблема ребенка серьезна для него, относитесь с пониманием к ней.

4. Каждому человеку необходимо важно чувство собственной значимости. Прислушивайтесь к мнению ребенка, чтобы он почувствовал собственную значимость.

5. Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все возникающие в его жизни сложности и помогайте развивать свои умения и таланты;

6. Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.

7. Не стесняйтесь подчеркивать, что Вы им гордитесь.

По результатам исследования такой стиль воспитания, как отвержение наблюдается у детей с низким уровнем психологической готовности к школьному обучению.

Рекомендации:

1. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Помните, что это ваш ребенок, он нуждается в вашей любви.

2. Оценивайте только поступки ребенка, а не его личность.

3. Будьте внимательнее к своим детям.

4. Стремитесь к семейному благополучию, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и был уверен в своих родителях.

5. Всегда находите время, чтобы поговорить с ребенком.

Также на низкий уровень психологической готовности влияет такой стиль воспитания, как инфантилизм или «маленький неудачник».

Рекомендации:

1. Верьте в ребенка, все его неудачи случайны.

2. Относитесь серьезно к увлечениям, интересам, мыслям и чувствам ребенка.

3. Не считайте ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом.

4. Старайтесь не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая тем самым самостоятельно принимать решения.

5. Признавайте права ребенка на ошибки.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что главным институтом социализации ребенка выступает семья, влияя на психическое развитие ребенка.

Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией получаемой в процессе - общения. Контактируя с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает знания о самом себе. У ребенка развивается сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Особенности самооценки взаимосвязано с оценкой окружающих.

Самооценка развивается в дошкольном возрасте по следующим направлениям:

1) возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок;

2) самооценка от общей переходит к дифференцированной;

3) Оценка себя во времени. Главным достижением этого возраста является четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная само­оценка.

Обо всем выше сказанном можно сказать, что у детей самопознание и самоотношение рождают деятельность самооценивания, в результате ко­торой формируется самооценка, как компонент самосознания ребенка отношение к своим личностным свойствам, переживаниям и мыслям. Анализ научной литературы показывает, что главную роль в формировании личности ребенка играет стиль воспитания матери. Выделены такие стили как,

1. «Принятие – отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.

2.«Кооперация» – социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается помочь ребенку, сочувствует ему. Поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.

3. «Симбиоз» – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Высокие баллы по этой шкале интерпретируются как стремление родителя к симбиотическим отношениям с ребенком.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм.

5. «Маленький неудачник» («инфантилизация») – отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.

 

Самооценка бывает:

- адекватная; когда ребенок критически правильно оценивает свои возможности, родители его не балуют и не замечают самооценку;

Дети с высокой самооценкой чувствуют себя в группе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижает самооценку. Однако существует и другая крайность – чрезмерно завышенная самооценка, которая может привести к возникновению высокомерия, агрессивности.

Особенности самооценки тесно связаны с характером представления ребенка о себе. Дети, выделяющие себя, свое «Я» через сферу деятельности, резко завышают свою самооценку. У детей же, выделяющих себя через сферу отношений, самооценка оказывается либо заниженной, либо (что редко) адекватной.

Популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависят в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной с детьми деятельности. Поэтому, если обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся значительной популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить их самооценку, уверенность в себе.

Нами было проведено экспериментальное исследование влияния стиля воспитания матери на статус старшего дошкольника в группе сверстников.

Результаты проведенного исследования показали, что наиболее благоприятными стилями воспитания являются такие как «принятие» и «кооперация».

В связи с особой воспитательной ролью матери возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния матери на воспитание ребенка.

Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Таким образом, как показало наше исследование, особенности стилей воспитания матери оказывают влияние на статус старшего дошкольника в группе сверстников. Направленность воздействия тех или иных стилей родительских отношений и нарушений в этих отношениях, сила и степень их влияния на формирование полноценной личности.

Родителям, воспитателям, психологам необходимо знать об этих закономерностях для того, чтобы свести к минимуму отрицательное и усилить положительное влияние родительских отношений на формирование полноценной личности.

Выдвинутая гипотеза о том, что существуют определенные взаимосвязи между стилем воспитания матери и статусом дошкольника в группе сверстников подтвердилась. Наиболее благоприятными стилями воспитания являются «принятие» и «сотрудничество».

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

2. Альманах психологических тестов // Под редакцией Агибалова В.В. - М., 2006. - 387 с.

3. Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 304 с.

4. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2005. – 395 с.

5. Буря, Р.С. Готовим детей к школе / Р.С. Буря. - М.: Просвещение, 1987. - 93с.

6. Варга, Д. Дела семейные: пер. с венг. / Д. Варга. - М.: Педагогика, 1986. - 160 с.

7. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дед. сада / Сост. Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под ред. Виноградовой Н. Ф. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.

8. Гребенников, И. В. Воспитательный климат семьи / И.В. Гребенников. - М.: Наука, 1975. - 204 с.

9. Гурко, Т.А. Трансформация института современной семьи / Т.А. Гурко // Социологические исследования. - 1995. - №10. - С. 10-13.

10. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академический проект, 1987. - 235 с.

11. 28.Ковалев, С. В. Психология современной семьи: Кн. для учителя / С. В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.

12. Коломинский, Я.А. Психология взаимоотношений в малых группах (Общение и возрастные особенности) / Я.А. Коломинский. - М.: Просвещение, 1976. - 238 с.

13. Котырло В.К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности. – Киев: Высшая школа, 1977. – 120 с.

14. Лаптева, И.М. Деловые люди / И.М. Лаптева // Дошкольное воспитание. - 1997. - №9. - С. 18.

15. Лисина, М.И. Развитие общения со сверстниками / М.И. Лисина // Дошкольное воспитание. - 1995. - №3. - С. 22.

16. Медведев, Г.П. В семье растут дети / Г.П. Медведев, А.В. Надъярный. - М.: Просвещение, 1986. - 146 с.

17. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1995. – 400 с.

18. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъективной активности / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1996. - №1. - С. 4.

19. Психология формирования и развития личности. - М.: Педагогика, 1981. – 120 с.

20. Психологические проблемы нравственного воспитания детей. - М.: Просвещение, 1977. – 180 с.

21. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1989. – 240 с.

22. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1986. – 96 с.

23. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М.: Педагогика, 1988. – 148 с.

24. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. — М.: Сфера, 2001. – 190 с.

25. Рояк А.А. Психологические конфликты и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М.: Новая школа, 1988. – 140 с.

26. .Рогов, Н.И. Настольная книга практического психолога. / Н. И. Рогов. - М.: Наука, 1999. - кн. 1, 214 с.

27. Салион, Н. Развитие независимости детей младшего дошкольного возраста на основе управлении в практической жизни. / Н. Салион // Дошкольное воспитание. - 1997. - №5 - С. 41.

28. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 2004. – 199 с.

29. Слепкова В.И., Заеко Т.А. Психологическая диагностика семейных отношений. – Мозырь: Содействие, 2006. – 196 с.

30. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 2006. – 297 с.

31. Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. - 1980. - № 5. – С.67-88.

32. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослым в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни // Вопросы психологии. - 1987. - №3. – 54-69.

33. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2005. – 348 с.

34. Субботский E.B. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. – С.86-99.

35. Хрестоматия по возрастной и и педагогической психологии, под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М., 2007. – 190 с.

36. Хухлаева О.В. Лесенка радости. - М., 2006. – 195 с.

37. Чирков, В. И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция / В. И. Чирков // Вопросы психологии. - 1997. - №3. - С. 102.

37. Шевцова И.В. Работа психолога с родителями. Коррекция родительских отношений. - М., 2000. – 390 с.

38. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. - М., 2004. – 384 с.

39. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999 – 656 с.

40.Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А.С. Кошелевой. - М., 2006. – 376 с.

41.Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. - 1986. - № 6. – 36-49.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Таблица первичных данных по опроснику детско-родительских отношений и социометрическому статусу

№ пп Прин. Кооп. Симб. Гиперс. Инф. Статус Балл
звезда
предпочитаемый
предпочитаемый
изолированный
предпочитаемый
звезда
предпочитаемый
предпочитаемый
предпочитаемый
предпочитаемый
изолированный
звезда
предпочитаемый
предпочитаемый
звезда
предпочитаемый
предпочитаемый
звезда
предпочитаемый
предпочитаемый
предпочитаемый
предпочитаемый
изолированный
предпочитаемый
отверженный

 

 

Приложение 2

 

Таблица 1 – Результаты, полученные по методике «Лесенка»

 

№ п. /п. Ф.И. Место
К.М.
Д.З.
В.К.
О.К.
К.Р.
М.П.
В.В.
В.А.
Н.В.
Р.Я.
К.Ф.
А.Г.
Т.Б.
Д.В.
Ю.С.
Ю.К.
Н.Х.
В.Д.
А.П.
А.М.
К.Ф.
В.Б.
Е.З.
ЕМ.
К.К.

 

 

Приложение 3

 

 

Социограмма

 

 

Сводная матрица интеркорреляций показателей родительского отношения и статуса в межличностных отношениях

 

Принятие (1) Кооперация (2) Симбиоз (3) Гиперсоц. (4) Инфанти-лизация (5) Статус (6)
0,00 -0,07 0,48 0,24 0,01 -0,75
-0,07 1,00 -0,01 -0,10 -0,22 0,18
0,48 -0,01 1,00 0,13 0,18 -0,43
0,24 -0,10 0,13 1,00 -0,11 -0,33
0,01 -0,22 0,18 -0,11 1,00 0,07
-0,75 0,18 -0,43 -0,33 0,07 1,00

 


Просмотров 1591

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!