Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ МАТЕРИ И ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ



Министерство образования и науки Российской Федерации

Стерлитамакский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогики и психологии

Низамова Алия Тимерхановна

 

Выпускная квалификационная работа

по специальности 050706.65. Педагогика и психология

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ МАТЕРИ И СТАТУСА

ДОШКОЛЬНИКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

 

«Допускается к защите» __________________ Заведующий кафедрой к.п.н, доцент Салимова Роза Мирхатовна «___» ____________2013 г.   Научный руководитель: к.п.н, доцент Асадулина Светлана Халиуловна «___» ____________2013 г.

 

СТЕРЛИТАМАК – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы стиля воспитания матери и проблема развития межличностных отношений дошкольника в группе сверстников…..7

1.1. Проблема статуса дошкольника в контексте межличностного

общения……………………………………………………………….…7

1.2. Классификации стилей родительского отношения в зарубежной

и отечественной психологии…………………………………………..16

1.3. Взаимосвязь стиля воспитания матери и особенностей формирования личности ребенка……………………………………………………………23

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля воспитания матери

и статуса дошкольника в группе сверстников………….……………………..33

2.1. Организация и методики исследования……………………………….33

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования…………………...41

Заключение……………………………………………………………………….57

Список литературы………………………………...…………………………….62

Приложения…………………………………………………………………...…65


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность.Проблема воспитания детей в семье и в дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ), как и прежде, привлекает к себе внимание ученых и практиков многих стран, в том числе и Российской Федерации.



Вопросы опоры на запечатленные образы в ходе воспитательных воздействий на детей, как родителями, так и педагогами постоянно рассматриваются отечественными учеными – психологами, педагогами, социологами, психотерапевтами. При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских и педагогических отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей.

Представление человека о матери играет важную роль в психической жизни человека. В образе матери воплощается психологическая и физическая основа человеческого существования. Представление о матери в основном определяется жизненными обстоятельствами человека и его способностью правильно истолковать ее образ.

На протяжении многих поколений стереотипы мужчины и женщины оставались неизменными. Мужчина был главой семьи, который сам принимал решения в разрешении каких – либо семейных проблем. Для детей отец был воплощением власти, его уважали и боялись. Женщина же была его помощницей, занимающейся уютом в доме и воспитанием детей. В понимании ребенка мама была всегда заботливой, ласковой и служила для него защитницей. Но сейчас современная семья находится в рамках женской эмансипации, и мужчина часто оказывается «выброшен» за пределы семейных отношений. Женщина все чаще сама принимает решения, считая тем самым, что нужно ее ребенку для правильного развития. Все это ведет к тому, что стереотип мужчины и отца претерпевает серьезные изменения. В понимании ребенка мать стала занимать более значимую позицию. Многие авторы (Г.С.Абрамова, А.Я.Варга, В.Н.Дружинин, А.И.Захаров, В.Сатир, А.С.Спиваковская, Г.Т.Хоментаускас, Э.Г.Эйдемиллер и др.) отмечают, что семейная среда и, в частности, детско-родительские отношения являются важным фактором эмоционального и психического развития ребенка, а также формирования психологического пространства его личности. К сожалению, в последние десятилетия отмечается рост неполных семей. Это вызвано рядом причин: расторжение браков и воспитание ребенка одним из родителей, внебрачным рождением детей, смертью одного из родителей и т.д. многие авторы (А.Н. Захарова, В.С. Мухина и другие) справедливо указывают, что неполные семьи негативно влияют на развитие и формирование личности. Вместе с тем, в научном плане остаются невыясненными психологические механизмы воздействия условий неполной семьи на душевный мир ребенка.



Становится все больше детей, воспитывающихся в неполных семьях, где воспитателем является мать. Жизнь ребенка без отца существенно отличается от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Следствием этого, такие условия жизни ребенка будут отражаться на его личностном развитии, его эмоциональном самочувствии, отношении к окружающим людям и самооценке.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание таких ученых, как А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н.Авдеева, А.И. Захаров, А.И. Спиваковская, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер и др.).

Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые: Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С.Мухина, Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие.

Значительное внимание в исследованиях ученых уделяется семьям, в которых ребенок (дети) воспитывается только одним родителем. Для характеристики жизнедеятельности таких семей рядом социологов (К. Верлак, Г.Е. Зборовский, Э. Ивер-Жалю, Н. Лефошер, А. Мишель, М. Эстев, Е.Р. Ярская-Смирнова) было введено понятие «монородительская семья», хотя вопрос о терминологии остается дискуссионным.

Таким образом, учитывая, что главным институтом социализации ребенка выступает семья, возникает проблема определения закономерностей влияния семьи на формирование психологической готовности его к школе.

В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность.

В частности, формирование личности ребенка зависит от стиля отношения родителей к ребенку. А стиль родительского отношения зависит от социокультурных и семейных традиций, от клинико-психологических особенностей ребенка, от этологического фактора раннего контакта ребенка с матерью, от особенностей общения взрослых членов семьи между собой и в том числе от особенностей личности самого родителя.

Многочисленными исследованиями установлена зависимость между преобладающим стилем воспитания в семье и особенностями психического развития ребенка, выявлены связи между приоритетом тех или иных семейных предпочтений и ценностных ориентаций и качествами личности ребенка. В то же время, проблема влияния стиля воспитания матери на статус дошкольника в группе сверстников нам представляется изученной недостаточно и нуждается в дальнейшей проработке.

Таким образом, актуальность изучаемой проблемы и ее недостаточная разработанность в психолого-педагогической литературе обусловили выбор темы исследования: «Взаимосвязь стиля воспитания матери и статуса дошкольника в группе сверстников».

На основании обозначенной выше проблемы нами была определена цельисследования, которая заключается в изучении взаимосвязи стиля воспитания матери и статуса дошкольника в группе сверстников.

Объектом исследования выступает стиль воспитания и статус дошкольника

Предметом исследования – взаимосвязь стиля воспитания матери и статуса дошкольника в группе сверстников.

Гипотеза исследования – существуют определенные взаимосвязи между стилем воспитания матери и статусом дошкольника в группе сверстников: наиболее благоприятными стилями воспитания для достаточно высокого статуса дошкольника являются «принятие» и «сотрудничество»

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Провести эмпирические исследования взаимосвязи стиля воспитания матери и статус дошкольника в группе сверстников.

3. Разработать психолого-педагогические рекомендации.

Методы исследования: психолого-педагогический анализ научной литературы, констатирующий эксперимент, тестирование, математико-статистическая обработка данных и интерпретация полученных результатов.

Методологической основой явилось: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, его концепция психологического возраста и социальной ситуации развития; идеи отечественных и зарубежных психологов по проблемам семьи и личности детей, Э. Берна, В. Вульфа, М.Ю. Кондратьева, А.В. Петровского, В.А. Петровского, В.Ф. Пирожкова, Д.И. Фельдштейна и др., проблемы института семьи и брака рассмотрены в работах таких российских ученых как С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Э.К. Васильева, З.А. Янкова и др. Среди зарубежных специалистов следует отметить Т. Парсонса, Р. Бэйлза, Ф. Мередита, К. Витека и др.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении (МДОУ) №58 города Стерлитамака РБ. В эксперименте приняли участие дети средней группы в количестве 25 человек (12 девочек и 13 мальчиков). Средний возраст детей — 5 лет (4,5—5 лет).

Новизна исследования. В результате исследования были выявлены особенности взаимосвязи стиля воспитания матери и статуса дошкольников в группе сверстникв.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы психологом дошкольного образовательного учреждения для разработки индивидуальных и групповых программ дошкольников и их родителей. Эти программы могут носить как профилактический, так и коррекционный характер.

Апробация результатов исследования проходила на заседаниях кафедры педагогики и психологии факультета педагогики и психологии СФ БашГУ.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ МАТЕРИ И ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

 


Просмотров 392

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!