Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Посткейнсианские и неоклассические подходы в исследованиях регионального развития



Посткейнсианская теория предполагает государственное регулирование межрегиональных различий. В ее основе – стимулирование инвестиций и притока частного капитала в слабо развитые регионы. Из рыночных инструментов региональной политики используются субсидии, кредитные и налоговые рычаги.

На основе кейнсианских теорий была построена посткейнсианская экономическая теория, важнейшими концепциями, оказывающими определяющее влияние на рост и развитие экономической системы, в которой считались:

• объем инвестиций, осуществляемых в экономической системе;

• распределение доходов между общественными классами;

• стабильная денежная система.

Неоклассический региональный подход ба­зируется на постулате: свободный нерегулируемый рынок естественным образом приводит к устране­нию неравенства между регионами и, следователь­но, не нужно ограничивать стихийное действие ры­ночных сил.

Первые исследования различий в региональных темпах роста здесь основывались на теории, которая используется и для объяснения общенационального экономического роста. Впервые названный принцип применил Дж. Бортс. Подобный подход господствовал до середины 1960-х годов, однако используется он и в настоящее время. Основной упор делается на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В соответствии с этим подходом параметры регионального роста определяются:

 

Ø количеством и качеством природных ресурсов,

 

Ø общей численностью и квалификацией трудовых ресурсов,

 

Ø запасами капитала и

 

Ø уровнем технологии.

 

Причем прогнозируется сближение цен на факторы производства ввиду их мобильности, что должно привести к выравниванию уровней экономического развития регионов. Такой вывод делается на основе предположения о конкуренции регионов за ограниченные ресурсы. В связи с этим развитие национальной экономики трактуется как результат эффективного распределения ресурсов между регионами. При этом подразумевается, что темп развития национальной экономики задан априорно, а развитие одного региона возможно всегда лишь за счет других



 

Наиболее законченную концепцию предлагает X. Зиберт. Она основывается на производственной функции, в которой объем потенциально возможного производства в районе ставится в зависимость от таких видов затрат, как

 

Ø капитал,

 

Ø труд,

 

Ø земля и

 

Ø технические знания.

 

Для учета географических особенностей региона Зиберт добавляет в модель:

 

Ø транспортные затраты и

 

Ø влияние особенностей социальной системы.

 

Помимо этого допускается возможность взаимозамещения отдельных факторов: их вклад в агрегированный рост может быть различным по регионам. Кроме изолированного района, Зиберт исследует и внешние детерминанты экономического роста региона.

 

Во многих неоклассических моделях роста подразумевается тенденция к выравниванию межрегиональ­ных различий путем перемещения капитала из высокоразвитых райо­нов с пониженной прибыльностью инвестиций в менее развитые, отли­чающиеся большей доходностью капиталовложений. Уровень заработ­ной платы, наоборот, ниже в менее развитых районах, поэтому трудо­вые ресурсы перемещаются в высокоразвитые регионы. Однако для поздних неоклассических моделей характерно более осторожное отно­шение к сближению уровней экономического развития регионов. Еще А. Лёш отмечал, что тенденция к выравниванию под воздействием лишь стихийных рыночных сил может реализовываться очень мед­ленно.



 

27. Теории несбалансированного развития, общественные теории регионализма, парадигма регионального саморазвития.

Теория несбалансированного развития: Рынок в условиях отсутствия гос. регулирования увеличивает диспропорцию в экономическом развитии определенных регионов

ТНР относится к Теориям развития освободившихся стран. В этих теориях с буржуазно-апологетических позиций делаются попытки объяснить причины экономической отсталости развивающихся стран и наметить пути к ее преодолению. Среди теорий, трактующих причины «слаборазвитости», наибольшее распространение получила так называемая теория порочных кругов.

Суть: причина экономической отсталости и главное препятствием к ее преодолению – система взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, не позволяющих решить какую-либо проблему без одновременного решения других. Так, низкий доход на душу населения, являющийся решающим признаком экономической отсталости, зависит от низкой производительности труда. Последнее, в свою очередь, связано с низким жизненным уровнем, а это — результат низких доходов. Большинство буржуазных экономистов считают, что для решения проблемы развития необходимо найти способ «разорвать порочные круги бедности».

Теория «несбалансированного роста» предлагает сосредоточить инвестиции на ключевых участках в отраслевом или географическом плане, что сможет вызвать «цепную реакцию роста». Неизбежное при этом нарушение пропорций потребует впоследствии их восстановления, что в конечном итоге приведет к разрыву «порочных кругов». Сторонники несбалансированного роста исходят из неверной посылки о том, что преимущественное развитие наиболее перспективных отраслей должно сопровождаться возникновением диспропорций.

Теоретическая несостоятельность подобной посылки обнаруживается при ее сопоставлении с марксовой теорией воспроизводства, особенно с учетом ленинского вклада в эту теорию. Теория «внешнего толчка» исходит из того, что толчок, призванный разорвать «порочные круги», должен быть сделан извне. Она предполагает форсированное развитие традиционных экспортных отраслей, что должно привлечь в развивающиеся страны ресурсы для финансирования развития в виде экспортной выручки, иностранных инвестиций в экспортные отрасли и отчислений от прибылей иностранных компаний. Ускоренное развитие традиционного экспорта впоследствии якобы повлияет и на другие отрасли, поскольку даст дополнительные средства, обеспечивающие общий экономический рост. Имеется в виду сохранение стран на положении аграрно-сырьевых придатков мирового империализма. В конце 60 — начале 70-х годов появилась теория «равного партнерства»

. Все теории развития освободившихся стран предусматривают лишь капиталистический путь их развития, игнорируют необходимость коренных социально-экономических преобразований.

Общественные теории регионализма

Регионализм - это различные формы социально-культурной и политической самоидентификации территориальных сообществ, проявляющих себя в идеях, настроениях, действиях, намерениях, направленных на сохранение самобытности региона или повышение его статуса в системе государств-наций.

 

Являясь производным от понятия «регион», регионализм может быть связан, во-первых, с различными по своему происхождению и характеру сложившимися этническими общностями в составе многонационального государства либо различными субэтническими группами, сохранившими свою специфику в результате незавершенной этнической консолидации; во-вторых, наличием внутригосударственных территориальных сообществ, специфические черты которых сформировались в результате освоения определенной природно-географической среды и соответствующего ей хозяйственного уклада, специализации региона в рамках национальной системы разделения труда, а также особенностями социальной структуры, местных проявлений единой национальной культуры и т.п.

 

От регионализма отличают понятие регионализации как внешнего процесса регионального строительства, осуществляемого центральными органами власти и управления.

ОТР во ґʌаву угла ϲтавят столкновение политических по форме и экономических по сути общенациональных и региональных интересов. В рамках этих теорий особо рассматриваются распределение ресурсов и политической власти между регионами и центром, социальные различия и конфликты.

Реализм раϲсматривает международную систему как изначально “аʜархичную”, в которой определяющее значение имеют эгоистические интересы государств. Различные формы регионализма могут быть следствием: а) необходимости укрепления чьих-то геополитических позиций (“имперская версия”); б) попыток сбалансировать влияние конкурирующей державы (“версия балаʜса сил”); в) создания системы коллективных отношений для защиты общих экономических интересов (“версия гегемонистской ϲҭабильности”).

Школа институционализма полагает, что “аʜархия”, о которой говорят реалисты, может быть исправлена с помощью сильных и эффективных институтов, которые являются каркаϲом для различного рода региональных блоков или альянсов. Многие институционалисты предпочитают объяснять формироваʜие траʜснациональных регионов внутренними процессами в учаϲтвующих государствах, происходящими между влаϲтями различных уровʜей.

Пост-модернистский подход трактует регионализм как вид социальной рефлексии, отталкивающийся от доᴍᴎʜирующих на наϲтоящий момент предϲтавлений об идентичности и чувстве территориальной общности. Как одна из косвенных реакций на это в Западной Европе большое раϲпростраʜение получила концепция “возникающего регионализма” или “региоҥо-строительства”. В ряде случаев регионализм трактуется как “конструируемое” (иногда - “воображаемое”) явление, ʜе могущее быть оторваʜным от определённого социально-политического контекϲҭа. К примеру, слом ϲтарого биполярного мира спровоцировал такие новые модели регионализма, как Черноморское экоҥомическое сотрудничество, Баренц-Евроарктический проект, и пр. Причём движущими силами регионализации выступают ʜе только государства, но и ʜеправительственные структуры.

Парадигма регионального саморазвития.

Саморазвитие – стратегически устойчивая способность региона в условиях сложившейся в обществе макросреды обеспечивать расширенное воспроизводство валового регионального продукта за счет имеющегося потенциала собственных ресурсных возможностей и собственных доходных источников в интересах реализации как макроэкономических целей и приоритетов, так и внутри региональных целевых установок системного характера

Механизм регионального саморазвития представляет собой совокупность форм и методов максимального использования внутренних источников и факторов развития при наличии развитой макросреды, задающей общий вектор развития через индикативное регулирование. Эндогенные факторы: относятся природные, материальные, организационные, финансовые, предпринимательские, трудовые ресурсы региона, а также специфические знания производственного процесса и возможности выполнения соответствующих профессиональных задач. Механизм саморазвития предполагает концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, выделение «точек роста» и распространение полученного эффекта через горизонтальные связи на весь регион. Стихийное саморазвитие отрицается.

Системообразующие признаки (условия) саморазвития:

– внутренняя самодостаточность региональной экономической системы для устойчивого регионального развития;

– внешние условия, способные в своей совокупности обеспечить долгосрочное саморазвитие региональных экономических систем.

В саморазвивающихся социально-экономических системах важнейшим ресурсом, источником воспроизводства национального и регионального богатства становится интеллектуальный капитал в виде знаний и технологий. При их продаже качество и количество данных ресурсов не убывает в отличие от торговли невозобновимыми природными ресурсами, приводящей к оттоку создаваемой добавленной стоимости. Следовательно, источники производительности в современном обществе неотделимы от инновационных качественных сдвигов разного уровня и характера.

Современная Россия характеризуется усиливающейся тенденцией переноса на местный уровень центра тяжести практического решения проблем эффективного социально-экономического развития. Региональные системы накопили опыт самоорганизации и саморегуляции как относительно обособленные подсистемы более высокого уровня. Подобные системы способны не только поддерживать свое внутреннее равновесие, но и изменять структуру и систему взаимосвязей под воздействием внешних и внутренних факторов. В парадигме регионального развития, ориентированной на саморазвитие региона, активное развитие получила концепция внутренних источников и механизмов территориального саморазвития, в первую очередь, в виде технопарков и технополисов, «предпринимательских зон», различных форм стимулирования малого и среднего инновационного предпринимательства. Вопрос трактовки саморазвития региона остается дискуссионным, однако большинство исследователей единодушны, во-первых, в использовании системного, воспроизводственного подхода к формированию саморазвивающихся регионов и территорий, а во-вторых, в нацеленности всех саморазвивающихся экономических систем на реализацию целей и приоритетов системы более высокого уровня – Российской Федерации в целом


Просмотров 739

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!