Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Сравнительная диаграмма развития связной речи детей контрольной и экспериментальной групп на момент контрольного эксперимента



Таким образом, как показывает динамика развития качеств связной речи у детей с умственной отсталостью, выявленная на этапе контрольного эксперимента, разработанные нами принципы, направления, приемы работы средствами сказкотерапии способны обеспечить эффективное развитие связной речи у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста.

Невысокие результаты по показателям составления рассказов-описаний и самостоятельных рассказов указывают на то, что, дальнейшая коррекционная работа должна быть направлена на эти виды рассказывания при соблюдении выделенных нами основных принципов - реализации комплексного, индивидуально-дифференцированного подхода в развитии связной речи учащихся с умственной отсталостью.

Выводы по III главе:

1. На основании полученных экспериментальных данных дети с умственной отсталостью были распределены на группы соответственно уровням развития связной речи и, одновременно с этим подтвердили необходимость организации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе развития связной речи изучаемой категории детей.

2. В процессе коррекционно-развивающей работы принимали участие логопед, учитель начальных классов. За период внедрения разработанных принципов, направлений, методов и приемов коррекционно-развивающей работы по коррекции связной речи посредством использования на занятиях элементов сказкотерапии произошли заметные изменения в уровнях развития связной речи детей с умственной отсталостью.

3. Сравнительный анализ, полученных в ходе контрольного эксперимента результатов, показал значительную динамику в развитии связной речи детей экспериментальной группы в сравнении с детьми контрольной группы по результатам выполнения всех серий методики.

По всем показателям связная речь детей с умственной отсталостью, участвовавших в формирующем эксперименте, имела положительную динамику:

• пересказы детей характеризовались последовательностью, логичностью, разнообразием лексических средств;

• рассказы по картинкам обрели большую развернутость, последовательность, связность;



• дети усвоили лексико-грамматические средства выражения связности текста.

Заключение

К числу важнейших задач логопедической работы с младшими школьниками, обучающимися в коррекционной школе, относится формирование у них связной речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с умственно отсталостью, обусловлены недоразвитием фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, он получил только около десяти лет назад. Сегодня этот метод является одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных.

Достоинство и роль этого метода сегодня в работе с детьми неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.



Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с умственной отсталостью. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

В начале психолого-педагогического эксперимента по выявлению влияния сказки на процесс развития связной речи детей с умственной отсталостью был проведен констатирующий эксперимент, результатом которого явилось получение данных об уровне развития связной речи детей. Исходя из результатов констатирующего эксперимента, была разработана методика проведения формирующего эксперимента и применен на практике подобранный методический комплекс, состоящий из комплексных “сказочных” занятий, занятий по обучению пересказу сказок, составлению творческих рассказов (“сочиним сказку”), направленных на развитие связной речи. При подведении итогов психолого-педагогического эксперимента был проведен контрольный срез, где вторично было проведено исследование уровня развития связной речи детей с умственной отсталостью. После проведения количественной и качественной обработки фактического материала по результатам констатирующего эксперимента и контрольного среза была определена положительная динамика и эффективность процесса развития связной речи посредством влияния сказки.

Все вышесказанное дает обоснование утверждать, что цель, поставленная перед нами в решении данной проблемы, была достигнута, а выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение в проанализированных объективных данных.

Список используемой литературы

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316с.

2. Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей
/В.П.Аникин. - М., «Просвещение», 1977. – 208с.

3. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-хч. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда/ Н.Г. Андреева; под ред.Р.И. Лалаевой. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 182с.

4. Ахутина Т.В. Порождение речи. - М.: Академия. 1998. - 230с.

5. Брун Б.И.Использование сказок в психотерапии. - М.2000. – 102 с.

6. Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. - М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000. – 184с.

7. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки. - СПб.: “Каро”, 2002. – 128 с.

8. Васькова О. Ф.Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / О. Ф. Васькова, А. А. Политыкина. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112с.

9. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2009 г. – 703 с.

10. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб.пособие – М.:АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 - 158с.

11. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

12. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / М.Ю. Гаврикова: 2-е изд., - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007 – 176с.

13. Глухов В., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: Изд-во: АСТ , 2007. – 318 с.

14. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 1970. – 160 с.

15. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М.: Наука, 1982. - 157 с.

16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – Екатеринбург: АРДЛТД ,1998. – 320с.

17. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.

18. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.Основы сказкотерапии [Текст] / Т. Д.

Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2007. – 176 с.

19. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.Практикум по сказкотерапии / Т. Д.

Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 2006. – 320 с.

20. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.Путь к волшебству: теория и практика по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Златоуст, 1998. – 352с.

21. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.Как помочь «особому» ребёнку: книга

для педагогов и родителей / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. Нисневич. – СПб.: [б. и.], 2000. – 96 с.

22. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников. 5-9 класс. - М.: Изд-во КАРО, 2005 г. – 240с.

23. Колягина В. Г.Планы – конспекты по формированию личности и

речи дошкольника с использованием средств искусства / В. Г. Колягина, О. Н. Овчар // Коррекционная педагогика. – 2005. – № 2. – С. 74-81.

24. Короткова Л. Д.Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и коррекционной работы / Л. Д. Короткова. – М.: ЦГЛ, 2004. – 246 с.

25. Кочеткова А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников (Кочеткова А.В.// Начальная школа. 2002.- №9 - с.64-68.

26. Кузнецова В.Г. Основы специальной психологии. - М. Академия. 2002. - 478с.

27. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речиудетей. – М.: Владос, 2004. – 72 с.

28. Лалаева, Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников / Р.И. Лалаева // Дефектология : научно-методический журнал / Ред. Н.Н. Малофеев, А.Б. Меньков. – 2003. – №3. – с. 29-34.

29. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. – М., издательство Аркти, 2005 г. - 222 с.

30. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. - 214с.

31. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва; 2011. – 462с.

32. Лосева Л.М. Как строится текст. - М. Академия, 1989г. - 270с.

33. Лурия А.Р. Язык и сознание. // Под ред. Е.Д. Хомской. - М., 2001. – 416с.

34. Мастюкова Е. М., Певзнер М. С., Пермякова В. А. Дети с нарушениями умственного развития. -Иркутск: ИГПИ, 1992. – 159с.

35. Набойкина Е. Л.Сказки и игры с «особым ребёнком» [Текст] / Е. Л. Набойкина. – СПб. : Речь, 2006. – 144с.

36. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И.Лисиной. – М.: Педагогика, 1985. - 208с.

37. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. М.: “Издательство АСТ”, 2002. – 333 с.

38. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2002. – 160с.

39. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002. – 448с.

40. Погосова Н.М. Погружение в сказку. – М.: Изд-во Речь, 2008. – 208 с.

41. Практика сказкотерапии/ Под ред. Н. А. Сакович. - СПб: Речь,

2004. - 224 с.

42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Изд-во Питер,

2009 г. – 592 с.

43. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

44. Середа А. И.Сказкотерапия – новая комплексная интегративная психолого-логопедическая технология в коррекционно-развивающей работе / А. И. Середа, И. К. Дробахина // Практическая психология и логопедия. – 2003. – № 3/4. – С. 104-116.

45. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. – СПб: Детство-пресс, 1998. – 47с.

46. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. – М, 1937. – 299с.

47. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006. — 208с.

48. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М.: Интор, 1998. – 112с.

49. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. - М.: Академический проект, 2007. – 303с.

50. Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. - М., 1986. – 280с.

 


Просмотров 1596

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!