Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Программа формирующего эксперимента



Развитие связной речи является одной из актуальных задач коррекционной работы, проявляющейся в формировании личности младшего школьника, в воспитании его мировоззрения и культуры. Особое значение приобретает система обучения связной речи на первоначальном этапе, когда закладываются основы для ее дальнейшего развития.

Для детей с умственной отсталостью овладение связной речи вызывает определенные трудности, поэтому в работу учителя-логопеда должны использоваться нестандартные формы обучения, что будет стимулировать мотивацию к учебной деятельности, повышать успешность и качество знаний.

Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последние 10 лет и применяемых в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является использование сказкотерапии. Сказкотерапия является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе.

Принимая во внимание выявленные особенности связной устной речи исследуемой категории детей и их психофизические особенности, нами был разработан ряд коррекционно-логопедических занятий, направленных на формирование связной речи младших школьников с умственной отсталостью посредством сказкотерапии.

Программа объединения рассчитана на детей 9-11 лет. Работа по программе запланирована так, чтобы расширять сведения детей об окружающем мире, совершенствовать развитие связной речи.

Занятия проводились с периодичностью два раза в неделю в течение трех месяцев.

Цель программы:повышение уровня развития связной речи младших школьников с умственной отсталостью за счет применения на занятиях элементов сказкотерапии.

Задачи программы:

1. создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

2. совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

3. развитие диалогической и монологической речи;

4. усвоение норм построения связного развернутого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.).



Планирование работы исходило из следующих положений: организация, форма занятия и привлекаемый материал должен соответствовать возрастным особенностям детей, возможностям их речевого и общего психического развития. Приемы работы использовались в зависимости, как от основных задач занятия, так и от его характера.

При проведении занятий по формированию связной речи учитывались следующие методические принципы:

1. постепенное усложнение в ходе речевого материала:

2. постоянная активизация в ходе занятия детей;

3. обязательное использование наглядности, атрибутов, сказочных героев.

Главным принципом достижения эффективности в работе считаем индивидуальный подход к каждому ребенку. Это принималось во внимание при оказании индивидуальной помощи; при определении очередности и степени участия в коллективных формах работы, в заданиях на подбор лексем и словоформ, в упражнениях, направленных на активизацию восприятия, внимания, памяти и др.

В системе работы над связной речи с использованием сказкотерапии у младших школьников с умственной отсталостью выделили три этапа.

На первом этапе особое внимание уделялось развитию у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, а также закреплению в речи детей лексико-грамматические конструкции. Рассказывая детям сказки, дети учились внимательно слушать обращенную к ним речь, после чтения задавались вопросы по содержанию прослушанного текста, детям предлагалось выбрать соответствующие иллюстрации. При этом отрабатывались те названия предметов, действий, признаков, которые были запланированы логопедом.



На втором этапе большое внимание уделялось формированию соответствующих грамматических обобщений и практическому усвоению лексических, грамматических компонентов фразы — высказываний, различных типов синтаксических конструкций. У детей формировались представления об основных элементах, лежащих в основе построения сообщения: адекватность содержания, последовательность. Большое место отводилось работе над пересказом, с постепенным усложнением структуры языкового материала текста. Дети овладевали навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии. На занятиях и в ходе режимных моментов с помощью вопросов осуществлялось побуждение детей к составлению краткого сообщения о выполненных ими действиях, их результатах.

На третьем этапе особое внимание уделялось закреплению навыка связного, последовательного и выразительного пересказа литературных произведений; значительное место отводилось упражнениям по составлению сказок. В данную работу с детьми включались следующие задания: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, рассказывание с элементами творчества.

Обучение пересказу сказки проводилось на двух занятиях.

1-е занятие – организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений, чтение произведения, разбор текста (“языковой” и “содержательный”);

2-е занятие – пересказ текста, упражнения на усвоение и закрепление соответствующего языкового материала и анализ детских рассказов.

Целью подготовительных упражнений являлось – организация внимания детей, подготовка их к восприятию рассказа (отгадывание загадок о персонажах произведения; уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте; демонстрация соответствующих картинок). Тексты сказок читались детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении использовался прием завершения детьми отдельных предложений, не законченных логопедом. Разбор содержания сказок проводился в вопросно-ответной форме. Вопросы были направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. В процессе разбора содержания сказок был использован иллюстративный материал.

После первых занятий в работе с детьми с умственной отсталостью стало использоваться составление творческого рассказа (“придумаем сказку”.) Это являлось необходимой частью методики в связи с тем, что творческое рассказывание (сочинение сказки) играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. На занятиях были использованы такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстративный материал, коллективное сочинение сказки.

Кроме того, в процессе формирующего эксперимента на занятиях по сказкам, на которых, помимо основной задачи (развитие связной устной речи), осуществлялся целый комплекс задач стоящих перед коррекционной работой с детьми с умственной отсталостью: активизация процессов мышления, улучшение моторики пальцев рук, артикуляционной моторики, развитие общих движений тела, совершенствование эмоционально-волевых процессов и т. д.

Таблица 3.

Планирование дополнительных занятий по развитию связной устной речи с применением сказкотерапии


Просмотров 1421

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!