Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Сказкотерапия в коррекции нарушений связной речи у школьников с ограниченными возможностями здоровья



Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели “одну забаву”, достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований этих великих личностей была построена современная концепция работы со сказкой.

Сказка, – говорил Э. Фромм, – также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали такие ученые как М, Б. Брун , Э. Пендерсон, В. П. Аникин и другие.

Последние десять лет неоднократно обсуждался вопрос о том, полезна ли работа со сказкой. Конец века все поставил на свои места и сегодня метод работы со сказкой активно разрабатывается в нашей стране многими известными психологами, педагогами и логопедами.

В нашей стране, в Санкт-Петербурге открыт первый Институт сказкотерапии. Он представляет собой научно-практический и исследовательский центр, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Ректор Института – Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева – доктор психологии, сказкотерапевт, автор психолого-педагогической технологии “Комплексная Сказкотерапия”, преподаватель Института специальной педагогики и психологии.

Множество прекрасных сказок для детей, имеющих проблемы и недостатки развития, написано А. В. Гнездиловым – доктором медицинских наук, профессором НИПНИ имени В. М. Бехтерева и кафедры психиатрии МАПО, почетным доктором Эссекского университета в Англии, основателем хосписного движения в России.

Трудно оценить роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, формируют языковые (прежде всего, грамматические) обобщения и практическое усвоение (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций, отражают причинно-следственные взаимосвязи событий. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи (тембр голоса, его сила, темп, выразительность), формирует представления об основных принципах связного сообщения.



Т. Сергеевой написаны и применяются в детских садах уникальные логопедические сказки-помощницы. Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской подобраны замечательные логосказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку.

По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование сказкотерапии облегчает процесс освоения связной речи . Так М. Кольцова считает: "Рассказывая сказку, ребенок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то свое, новое. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума".

Таким образом, сказкотерапия способствует закреплению положительного эффекта не только в развитии личности, но и в развитии связной речи ребенка.

Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с умственной отсталостью все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.



Как отмечается в пособии Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой [14], обучение связной речи умственно отсталых школьников должно поначалу строиться на темах, близких детям, с опорой на их личный жизненный опыт (пережитое и виденное ими). При этом важной остается задача научить их видеть окружающее, наблюдать, сравнивать, делать обобщения. Для этого хороши упражнения в словесном описании различных предметов или явлений, особенно в плане сравнения.

Так как жизненный опыт умственно отсталых обучающихся весьма ограничен, их речевое развитие идет за счет приобретения разнообразных знаний, поэтому чтение книг должно сыграть большую роль в развитии речи.

Пересказы — популярная, но достаточно сложная форма работы по развитию устной речи обучающихся. Пересказ имеет несколько видов, в зависимости от характера текстов, подлежащих пересказу, и от тех мыслительных задач, которые предлагают детям. Подробный пересказ способствует развитию активного словаря детей, формированию фразовой и связной речи. Дается на не слишком коротких текстах. Легки для первых пересказов ритмические тексты, содержащие повторы, например такие сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».

Сегодня психологами, педагогами и логопедами разработаны самые разнообразные формы работы со сказками: анализ, обсуждение, изготовление кукол, драматизация, рисование и другие. Игры и упражнения “сказочных занятий”, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности, повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания (пристальное смотрение на пламя свечи, вглядывание в постоянно изменяющееся движение ленты или куклы, вслушивание в звуки природы, в звон колоколов, в ритм музыки), увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.

Существуют следующие наработанные рекомендации по практическому применению «сказочных» занятий для развития связной речи:

- прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции;

- длительность занятий зависит от возраста детей и их психических возможностей;

- в цикле занятий со сказками нет определенного начала и конца. Занятия со сказками можно проводить в любой последовательности;

- в случае непредвиденного утомления детей занятие необходимо мягко остановить, объяснив, что «волшебная сила» иссякла, и нет возможности сегодня продолжать путешествие по сказке, что следующая встреча с героями сказки состоится в другой раз;

- сказки можно повторять через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порою и с большим интересом;

- сказки лишь условно можно поделить на простые и сложные, цикл занятий со сказками построен по типу «от простого к сложному»;

- необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, даже импровизации, надо поощрять особо.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, дети становятся мягче, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру, а, следовательно, преодолевают психологическую боязнь перед самостоятельным высказыванием.

В каждой предлагаемой логопедом сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании.

Сказкотерапевтическое занятие содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (психологический настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки».
Сказкотерапевтический эффект на логопедическом занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки и сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы ребенка, связной речи, обогатить его воображение.

Л.Короткова в своей книге «Сказкотерапия для дошкольников и детей младшего школьного возраста» рекомендует методическую систему работы над сказкой, которая состоит из 2-х этапов:

I этап включает в себя следующие виды работы:

1. чтение сказки логопедом;

2. беседу по сказке на нравственно-духовную тематику, эмоциональное переживание;

3. речевую зарядку (словарная работа, развитие фразовой речи, работа пословицами и поговорками);

4. развитие мышления и воображения (вопросы по сказке, задания на преобразование сюжета, героев, обучение умению выражать свою позицию);

5.сказка и экологическое воспитание детей;

6.арттерапия (развитие воображения, восприятия, формирования чувства красоты, мелкой моторики).

II этап предполагает следующие виды совместной деятельности:

1.беседа по содержанию сказки;

2. инсценирование эпизодов или всей сказки;

3. психогимнастика;

4. работу над выразительностью речи, тембром голоса, выражением настроения;

5. психокоррекционная работа (снятие тревожности, замкнутости, страха и т.д.).

Основным моментом сказкотерапии является выполнение сказочной роли. В процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует активному развитию его речевой деятельности.

Можно выделить основные направления логопедической коррекционной работы при использовании сказкотерапии:

- формирование культуры речи (правильность, выразительность, четкость);

- развитие артикуляционной и мелкой (пальчиковой) моторики, речевого дыхания; пространственной ориентировки; правильной осанки;

- совершенствование фонематического восприятия, правильного произношения, грамматического строя речи;

- развитие монологической и диалогической формы речи, мыслительных навыков и творческой самостоятельности детей.

Кроме всего сказанного, в каждой театрализованной игре присутствуют сюжетные и ролевые действия. Ведущая роль в них принадлежит логопеду. Роль логопеда в сказке должна служить образцом для подражания. Дети учатся у него ролевым движениям, правильной, выразительной, плавной речи, эмоциональности.

Работа со сказкой позволяет логопеду формировать у ребенка активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать нравственные уроки сказки в свой жизненный опыт, понимать чувства и переживания окружающих и создавать собственные сочинения, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Таким образом, достоинство и роль сказок в работе с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи.

Выводы по главе I:

1. В связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которое представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений.

2. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с умственной отсталостью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения.

3. Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в работе с детьми. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшего развития и социальной адаптации умственно отсталых школьников.


Просмотров 1071

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!