Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ



Российский новый УНИВЕРСИТЕТ

(росноу)

Курсовая работа

 

по дисциплине «(психология)»

на тему: «(Коррекция нарушений связной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья)»

Студент:Панкратова Алена Алексеевна

 

Преподаватель:Дорошенко Оксана Викторовна

 

МОСКВА 2016

Курсовая работа

На тему:«Коррекция нарушений связной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ……………………………………………………………………….7

1.1. Психолингвистический анализ развития связной речи………………7

1.2 Особенности развития связной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья……………………………………..15

1.3 Сказкотерапия в коррекции нарушений связной речи у школьников с ограниченными возможностями здоровья……………………………………..20

ГЛАВА II. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ………………28

2.1. Общая структура экспериментального исследования………………28

2.2. Методика и организация констатирующего эксперимента…………29

2.3. Анализ результатов изучения состояния связной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья…………………….40

ГЛАВА III. ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ……………….51

3.1.Общая структура формирующего эксперимента…………………….51

3.2. Программа формирующего эксперимента…………………………...52

3.3. Оценка эффективности коррекционной работы по формированию связной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья …………………………………………………………………………60

Заключение………………………………………………………………...72

Список используемой литературы……………………………………..74

Введение

Актуальность исследования. Проблемы интеллектуального и личностного развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи. Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника.Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи.



Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Не сформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.

Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых детей определяются особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. Как показывают наблюдения (Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, В.Г. Петрова, Л.Г. Парамонова) речь умственно отсталого ребенка младшего школьного возраста отличается ее качественным своеобразием. Встречаются нарушения связи слов в предложениях, краткость, сжатость изложения, фрагментарность, недоразвитие мотивационной стороны высказывания. У умственно отсталых детей отмечается, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.



Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в работе с детьми с нарушениями речи можно, если наряду с традиционными логопедическими занятиями включать в коррекционную работу комплексные занятия с использованием нестандартных форм и методов проведения.

Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последнее 10 лет и применяемых в работе с детьми с нарушениями речи, является использование сказки.

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка — это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной речи. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Н. Погосова, Т. Сергеева, М. А. Поваляева, Г. Г. Чебанян, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.

Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития связной речи у младших школьников специальных (коррекционных) школ, на сегодняшний день недостаточно разработаны. Таким образом, в настоящее время проблема развития и коррекции связной речи у умственно отсталых обучающихся является актуальной как в практическом, так и в теоретическом плане.

Цель работы. Показать влияние сказкотерапии на процесс развития связной речи детей с умственной отсталостью.

Объект исследования: связная речь обучающихся младших школьников с умственной отсталостью.

Предмет исследования: особенности использования сказкотерапии в коррекции нарушений связной речи обучающихся с умственной отсталостью.

Гипотеза: если в системе логопедической работы целенаправленно использовать сказку, то это повысит уровень развития связной речи детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста, так как сказка способствует развитию эмоционально-волевой сферы и основных компонентов языковой системы.

Задачи исследования:

1) Проанализировать состояние проблемы особенностей развития связной речи у детей с умственной отсталостью.

2) Подобрать и апробировать методы исследования связной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

3) Разработать и апробировать программу по коррекции нарушений связной речи у младших школьников с умственной отсталостью с применением сказкотерапии.

4) Проанализировать влияние сказкотерапии на развитие связной речи у младших школьников с умственной отсталостью.

Методологической и теоретической основой исследования явились труды многих известных отечественных ученых, которые занимались проблемой развития связной речи: Л.С. Выготский, С.Я Рубинштейн, Л.П. Якубинский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Т.А. Ткаченко; положение о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина, В.И. Лубовский), положение о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных коррекционных учреждениях (М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн).

Методы исследования. В соответствии с целью, гипотезой и задачами работы в ходе данного исследования применялись теоретические методы (анализ литературных источников), метод наблюдения, констатирующий и формирующий эксперимент, математическая обработка данных.

Практическая значимость исследования.Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о специфике логопедической работы по развитию связной речи обучающихся младших классов с умственной отсталостью.

Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, 5-ти приложений. В работе содержится 9 таблиц (3 – в приложении), 12 рисунков (2 – в приложении). Текст работы представлен на 77 страницах.

Глава I отражает современные подходы к проблеме формирования связной речи в лингвистике, психолингвистике, психологии и логопедии; особенности развития связной речи у младших школьников с умственной отсталостью; использование сказкотерапии в коррекции нарушений связной речи.

Во II главе путем констатирующего эксперимента анализируются особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В III главе дается оценка эффективности коррекционной работы с применением сказкотерапии по формированию связной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Заключение содержит анализ и обобщающий опыт работы, ее эффективность.

Приложение содержит результативные обобщения проведенного эксперимента.

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Просмотров 683

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2020 год. Все права принадлежат их авторам!